NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Четверг 18.07.2019 22:22 ast
19:22 msk

Каспийские прорывы
Вторая половина сентября прошла под знаком двух знаменательных событий в области каспийского нефтеразвития
27.09.2002 / политика и общество

Адиль АБИШЕВ, политический обозреватель. Астана

Вторая половина сентября прошла под знаком двух знаменательных событий в области каспийского нефтеразвития. 18 сентября в местечке Сангачал, в 40 километрах к югу от Баку, в присутствии президентов Азербайджана, Грузии и Турции состоялась церемония начала строительства магистрального экспортного нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. 23 сентября в Москве президенты России и Азербайджана подписали межгосударственное Соглашение о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря.

Значение обоих событий, если можно так выразиться, выходит далеко за рамки пространства и времени, то есть их последствия не ограничиваются исключительно Каспийским регионом и закладывают твердую основу на будущее. Отныне можно с гораздо большим оптимизмом смотреть на перспективы решения двух ключевых и, как некогда казалось, неразрешимых проблем Каспия - экспортной транспортировки каспийской нефти и правового статуса этого поистине уникального водоема.

НОВЫЕ НЕФТЕЭКСПОРТНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Проект строительства магистрального экспортного трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан давно уже стал фактором нашей жизни. Точнее сказать, таковой стала политическая составляющая этого проекта. Слишком уж много политических копий было сломано в дипломатических стычках вокруг идеи транспортировки каспийской нефти в обход территории России и столь же малореальной она выглядела с финансово-экономической и технической точек зрения.

Как мы знаем, в предыдущие годы российское руководство крайне отрицательно относилось к проекту. Очевидно, что с самого начала он задумывался как альтернатива российской трубопроводной системе, обеспечивавшей единственный канал выхода каспийской нефти на мировые рынки. Мы помним, что по мере использования российскими чиновниками своего монопольного положения на нефтетранспортном рынке региона в первую очередь это касалось доступа к трубе и транспортных тарифов, росло и стремление стран и компаний-нефтепроизводителей избавиться от этой не совсем естественной монополии.

Второй силовой игрок в регионе - Вашингтон - преследовал двуединую задачу. США, с одной стороны, рассматривали трубопровод в качестве стратегического инструмента укрепления независимости малых прикаспийских государств и, соответственно, ослабления влияния России в регионе. С другой стороны, значение вопроса обеспечения энергетической безопасности резко возрастало в американской внешней политике на всем протяжении 1990-х годов, а Каспий давно был объявлен новой зоной стратегических интересов США.

Немалое участие в околотрубопроводных политических играх приняли и так называемые государства транзита - Турция и Грузия. Оба государства преследовали две принципиальные цели - политическую и экономическую. Грузия видела в трубопроводе выход из-под российской сферы влияния, Турция - усиление своей политической роли в региональных и международных делах, снизившейся после распада Советского Союза. Турция представляла интерес в качестве важнейшего форпоста в американской политике сдерживания коммунизма, однако "открытие" Советского Союза во многом лишило Анкару столь значимой функции в мировой политике. Что касается доходов от транзита нефти, то значимость трубопровода очевидна. Например, ожидающиеся 100 миллионов долларов в год могут составить основу государственного бюджета Грузии. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что международные санкции против Ирака привели к практически полному прекращению функционирования порта Джейхан и оказали депрессивное воздействие на турецкую экономику в целом.

Свою роль играли и нефтяные компании, привязанные к интересам практически всех участвующих государств. Нефтяники жаловались на неприемлемые условия, выдвигаемые транзитными государствами, которые усугубляли и без того нерадостные технико-экономические расчеты. Не внушала им оптимизма и трасса прохождения трубопровода протяженностью 1760 километров - как природный, так и политический ландшафт.

Наличие столь значительных интересов и их пересечение не только не позволяло начать строительные работы, но и вообще ставило под сомнение проект. Все соглашались, что он целесообразен и даже нужен, но было видно, что мир стал свыкаться с идеей о том, что Баку - Джейхан - дело неопределенного будущего.

Однако, похоже, все проблемы и противоречия удалось преодолеть. Это, как мы знаем, было продемонстрировано на прошлой неделе закладкой трубопровода. Оператором проекта является компания "Бритиш Петролеум", в качестве партнеров выступают итальянская компания "Эни", норвежская "Статойл" и американская "Юнокал". Завершение строительства намечено на начало 2004 года.

Расчетная пропускная способность нефтепровода составляет от 349 до 421 млн баррелей нефти в год. Простой подсчет свидетельствует о том, что с выходом на запланированную мощность трубопровод обеспечит стабильные поставки более одного миллиона баррелей нефти в день на мировой рынок. Это хотя и не решит всех проблем в деле обеспечения глобальной энергетической безопасности, но тем не менее внесет достаточный вклад в стабильность и предсказуемость нефтепредложения на мировом рынке, обеспечивая около 1-2 процентов всего мирового предложения нефти. Напомним, что в настоящее время крупнейшие потребители черного золота в мире - США и страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - ввозят ежедневно 11,1 и 48,1 млн баррелей. Стоимость начатого на прошлой неделе проекта составляет 2,9 млрд долларов, однако опыт реализации подобных проектов таков, что превышение сметы к концу работ на миллиард-полтора вряд ли кого-либо удивит.

Данное мероприятие поставило точку на длительном международном подготовительно-переговорном процессе, продолжавшемся восемь лет. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе назвал этот проект "главным достижением Грузии за последние десять лет со дня объявления независимости". Президент США Джордж Буш направил послание, которое было зачитано министром энергетики Спенсером Абрахамом. "Лучшего времени для начала проекта быть не могло", - отметил хозяин Белого дома. Американский лидер однозначно дал понять: проект не только будет способствовать укреплению глобальной энергетической безопасности, но и укрепит безопасность и независимость стран Каспийского бассейна.

- Мы готовы к сотрудничеству, - заявил находившийся в Нью-Йорке глава российского внешнеполитического ведомства Игорь Иванов, хотя и добавил, что Россия "не смирится с попытками вытеснить Россию из регионов, в которых мы имеем исторические интересы".

Для Казахстана все происходящее также имеет большое значение. Все-таки наша страна обладает крупнейшими запасами нефти и газа в Каспийском регионе. В настоящее время очевидно, что эффективность трубопровода будет обеспечена лишь после того, как по нему начнет транспортироваться казахстанская нефть. Наличие же дополнительного канала бесперебойного экспорта в виде трубопровода Баку - Джейхан нам на руку. Это входит в рамки избранной нашей страной стратегии, направленной на развитие нефтетранспортной инфраструктуры и создание сети нефтеэкспортных маршрутов. В общем, можно ожидать, что следующим вопросом станет поиск способов регулярной доставки больших объемов казахстанской нефти из Актау в Баку.

ЕЩЕ ОДИН ШАГ ВПЕРЕД

Российско-азербайджанское Соглашение о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря, подписанное в понедельник, стало еще одним шагом в сторону решения многолетней проблемы правового статуса Каспия. Она, возможно, является самой принципиальной из всех стоящих на пути энергетического развития в регионе. Более того, проблема уже давно вышла за чисто юридические рамки и стала политической. Как ранее говорил президент Н. Назарбаев, не решив вопроса политической стабильности на Каспии, не надо говорить о нефти.

В соответствии с новым российско-азербайджанским документом дно моря и его недра разграничиваются между двумя странами на основе метода срединной линии, проводимой с учетом равноудаленности точек и модифицированной по договоренности сторон, а также с учетом общепризнанных принципов международного права и практики, уже сложившейся на Каспии. Проще говоря, действует принцип "делим дно, вода - общая". Этот принцип также был заложен на двусторонней основе - Соглашением 1998 года между Казахстаном и Россией о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование. Кроме того, Казахстан и Азербайджан имеют схожую договоренность между собой.

В целом итоги состоявшегося визита президента Азербайджана в Москву свидетельствуют о том, что в настоящее время между тремя прикаспийскими государствами - Казахстаном, Россией и Азербайджаном - больше нет спорных вопросов по разделу Каспийского моря на национальные сектора по методу срединной линии. Это очень важно с учетом значимости государств как крупных каспийских нефтепроизводителей, а также с точки зрения принципа большинства. Теперь слово за Туркменистаном и Ираном, которые пока еще не присоединились к позиции "прикаспийской тройки".

Напомню, что Иран продолжает настаивать на пропорциональном 20-процентном разделе Каспия, что не совсем соответствует общепринятым нормам международного права и противоречит правовым положениям, закрепленным Казахстаном, Россией и Азербайджаном между собой в двустороннем формате. Если следовать последним, то на долю трех государств приходится 69 процентов площади поверхности водной акватории Каспийского моря (доля Казахстана - 29 процентов, Азербайджана - 21 процент, России - 19 процентов), а на долю Ирана - 14 процентов. Здесь уже очевидно противоречие, которое нужно будет преодолевать в ходе переговорного процесса. В отличие от Ирана Туркменистан высказывал согласие с позициями Казахстана, России и Азербайджана о необходимости разделить дно Каспийского моря на национальные сектора, однако, похоже, Ашхабад еще не определился с тем, принимать ли принципы раздела, обговоренные его северными соседями, либо же настаивать на каких-то своих вариантах.

Присоединение Ирана и Туркменистана к общей позиции трех других прикаспийских государств было бы лучшим исходом пятистороннего переговорного процесса, в основе которого лежит признанный всеми принцип консенсуса. Без этого говорить о решении проблемы правового статуса Каспия нельзя. Впрочем, российские и азербайджанские представители в этом плане настроены оптимистично. Так, президент Г. Алиев заявил, что "беспокоиться по поводу того, что Иран не признает это (российско-азербайджанское. - А.А.) соглашение, не стоит, переговоры на уровне экспертов с иранской стороной продолжаются". Он также выразил надежду на то, что Иран и Туркменистан найдут решение проблемы раздела сопредельных участков Каспия. Примерно схожую позицию занимают и российские представители.

Что касается Казахстана, то наша позиция в этом вопросе неизменна. Как отмечал министр иностранных дел К. Токаев в своем выступлении на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, необходимо пятистороннее решение вопроса. Очень важно работать над подготовкой многосторонней конвенции на основе консенсуса всех пяти прикаспийских государств с целью выработки надежных юридических гарантий, предусматривающих их долговременное, стабильное сотрудничество и создающих благоприятные условия для привлечения инвестиций в освоение недр Каспия. По ходу же переговорного процесса следует регулировать вопросы на двустороннем уровне. Что касается проектов нефтеразработок, то, похоже, позицию большинства участников переговорного процесса озвучил на днях спикер российской Госдумы Г. Селезнев, заявивший, что "у России нет оснований не разрабатывать свой шельф в границах, которые мы определили".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Если завтра война 30.09.2002
Бросивший вызов Америке 30.09.2002
Смотрите, кто ушел! 30.09.2002
Развитие Китая неудержимо 29.09.2002
В прямом эфире - Президент 28.09.2002
Защита госслужащих - дело государства 28.09.2002
Культ личности беспокоит осторожного Путина 28.09.2002
Вечер с президентом 27.09.2002
Есть такая партия! 27.09.2002
От трубы до Аллаха 27.09.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.07.19 Четверг
88. ГОССЕН Эрвин
86. КАДЫРБАЕВ Владимир
73. САУДАБАЕВ Канат
72. КОСУНОВ Туребек
69. КАДЫРЖАНОВ Рустем
69. ХАСЕНОВ Аскар
64. ДЖАРБУЛОВ Алихан
60. ДЮСЕНБАЕВ Нурлан
59. ДАУТАЛИЕВ Марат
59. МУКАТОВ Кариполла
57. ДЖАМАНБЕКОВ Алмаз
54. ЖАКСЫБЕКОВ Ануар
54. УТЕГАЛИЕВ Бакытжан
52. БЕКЖАНОВ Берик
51. БЕКЖАНОВ Даурен
...>>>
19.07.19 Пятница
82. ЖАНГУРАЗОВ Ибрагим
81. КАЛИЕВ Гани
76. ДЖАМБУРШИН Алим
74. НЕХОРОШЕВ Владимир
72. ЧЕНЦОВ Анатолий
69. МУКАНОВ Сериккали
66. ПОЛТОРАБАТЬКО Людмила
65. КУЛМУРЗИН Кадырбай
65. СЕМБИН Дулат
63. ГАБДУЛЛИН Айболат
61. ИМАНБАЕВ Талапкер
60. САПАРОВ Окас
59. ДОСКЕН Галым
57. БУРКИТБАЕВ Жамбул
57. РУБЕЦ Олег
...>>>
20.07.19 Суббота
89. РУДНЕВ Виктор
83. НУРПЕИСОВ Советхан
80. БУЛИКПАЕВ Амангельды
73. КУЗАТБЕКОВ Науатбек
73. МЫРЗАХМЕТОВ Шалатай
72. МОЛДАБЕКОВ Мейрбек
71. ИМАШЕВ Тлеккабыл
69. БЕКБАС Оразбек
69. МАКАШЕВ Зейнула
68. МУРАДОВ Ахмет
64. АМАНОВ Булат
63. КОНИРБАЕВ Кайрат
62. АБУЛХАИРОВ Дармен
62. КЕМЕЛЬБАЕВ Сабыралы
60. АТМАЧИДИ Фима
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz