NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 23:28 ast
21:28 msk

Если птице отрезать крылья...
Скорее всего, речь идет о субъективном факторе личной неприязни многих чиновников и парламентариев к СМИ и особенно к рекламному миру, такому красивому, такому богатому. Слишком уж хорошо живут, паразиты
03.10.2002 / политика и общество

Султан Акимбеков, КонтиненТ, 2 октября 2002

Когда читаешь любой законопроект, представленный на обсуждение в парламент, то всегда невольно ищешь скрытый смысл. И это нормально. Потому что лоббирование своих интересов через любой парламент – это часть нескончаемой цивилизованной игры, которую ведут финансово-промышленные группы, общественные организации, в общем, все, кто так или иначе имеет вес в том или ином государстве. И в результате долгих споров о сути предмета с участием всех заинтересованных лиц и должна по идее родиться истина, которая устроит всех. Но если не истина, то хотя бы более или менее взвешенный, профессионально сделанный документ, который может привести к каким-нибудь результатам.

В случае с проектом закона о рекламе все как раз наоборот. Одна сторона – те, кто имеет дело с рекламой, – не скрывает своего неудовольствия. А другая – министерство юстиции, представившее законопроект, и мажилис – готовится к его принятию совершенно спокойно и уверенно. В итоге получается, что и исполнительная, и законодательная власть готовят закон, который явно не устраивает тех, кто будет по этому закону жить. Такая ситуация единодушия законодательной и исполнительной власти складывается довольно редко. И именно этот парадокс и наводит на вопрос: в чем же дело, о чем, так сказать, спор?

Первое впечатление от проекта закона, что государство в лице Минюста хочет максимально ограничить рекламное пространство, расставить, так сказать, по всему полю красные флажки. Для этого в проекте существует несколько ключевых положений. Во-первых, проект предполагает введение в определение рекламы такого абстрактного понятия, как идеи и начинания. То есть любое заявление, например депутата Квятковской по телевизору, может быть расценено как реклама, и, соответственно, налоговые органы вполне могут предъявить телекомпании налоговую претензию.

Во-вторых, в проекте очень размыто понятие государственного регулирования в области рекламы. Регулирование понимается здесь как "контроль производства и распространения рекламы, устанавливаемый нормативными правовыми актами". То есть теоретически можно предположить, что любой государственный орган, например акимат города Аркалыка или Министерство внутренних дел, может своими указами регулировать рекламную деятельность.

В-третьих, введение этого понятия – скрытая реклама. В той трактовке, которая представлена в проекте закона, под скрытую рекламу может попасть практически все. Например, фото с любой пресс-конференции (может быть, министра юстиции Кима, где на столе стоит бутылка кока-колы) автоматически будет считаться скрытой рекламой. Нелишним будет сказать, что в такой трактовке понятия "скрытая реклама" нигде в мире не существует. И использование логотипов, к примеру банального "Макдональдса", в любом фильме лишь дает возможность кинокомпании финансировать производство фильма.

Четвертое – это введение жесткого временного ограничения на показ рекламы. То есть реклама не может превышать 10 процентов общего объема вещания в сутки. Для наших телекомпаний это особенно жесткое ограничение. Нельзя забывать, что по Закону о языках, телекомпании обязаны 50 процентов объема вещания вести на казахском языке. Мы все знаем, как компании добиваются нужного объема. Они показывают фильмы или музыкальные программы часто в ночное время. Мы не говорим, плохо это или хорошо. Но факт остается фактом. Для развития качественных программ на казахском языке в первую очередь нужны средства. А средства можно взять только с доходов от рекламы. А реклама жестко ограничивается государством, которое в свою очередь требует развивать программы на казахском языке. Получается замкнутый круг и профанация проблемы. Вместо создания условий для развития казахского языка на телевидении государство ухудшает условия для телекомпаний и тем самым задвигает казахскоязычные программы на задворки телеэкрана. Тут нет ничего личного. Тут вопрос только в логике бизнеса.

Запрещается в проекте закона также использование несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам, работам и услугам для них же. То есть в рекламе банка или какой-нибудь рекламной акции больше нельзя использовать фото или изображения детей. Это положение из разряда ханжеских, и против него наверняка будут сами родители тех детей, которые участвовали в рекламных роликах. Помните ролик Казкоммерцбанка, где дети в колясках обмениваются журналами ("место встречи изменить нельзя")? А краски Гауди, а "Оптика-сервис", да таких примеров у нас в Казахстане можно вспомнить множество. Не говоря уже о роликах крупных западных фирм. Та же "Кока-Кола", где мальчик с девочкой переписываются друг с другом или, совсем ужас, когда двое подростков идут, страшно подумать, на тайский массаж с бутылкой спрайта. Хотя спрайт и кола, конечно, могут подпасть под продукцию, предназначенную для детей, и следовательно, могут рекламироваться в Казахстане. Правда, о пользе данных товаров именно для детей можно поспорить.

Но самый неожиданный пункт связан со статьей 17 проекта закона. СМИ обязаны требовать от рекламодателя документального подтверждения рекламной и информируемой информации. Это уже вообще никуда не годится. Получается, что СМИ обязаны стать цензором и требовать, например, у банка или компании документальное подтверждение о том, что предоставляемая им информация достоверна. Например, если банк печатает свой баланс на основании аудиторского заключения, то по идее СМИ должно требовать само аудиторское заключение, а может быть, даже выяснять, нет ли там подводных камней. А вдруг кто-то поверит балансу банка, доверит ему деньги, а тот возьмет и обанкротится. На основании статьи 17 от такого СМИ можно потребовать компенсации всех убытков прогоревших вкладчиков. Не говоря уже о том, что банк просто не даст такое заключение, а следовательно, не сможет разместить рекламу. Оно ему надо?

Вот тут мы приближаемся к смыслу происходящего. Все вышеперечисленное в той или иной форме призвано ограничить поступления рекламных средств в СМИ в целом и телекомпании в частности. Зачем это может быть нужно? Рациональное объяснение найти трудно. Потому что это в корне противоречит стратегической линии, заявленной государством и президентом на повышение рыночной составляющей в работе СМИ. Так как зависимость от постоянной финансовой поддержки со стороны различных финансово-промышленных групп, с одной стороны, развращает сами СМИ, которые не имеют никакого стимула развиваться. Соответственно, они не могут обеспечить то качество информационного продукта, которое требует нынешний уровень развития казахстанского общества. С другой – эта же зависимость с периодической регулярностью превращает их в орудие политической борьбы, что явно не идет на пользу имиджу страны. Тогда что же такое происходит? А скорее всего, речь идет о субъективном факторе личной неприязни многих чиновников и парламентари ев к СМИ и особенно к рекламному миру, такому красивому, такому богатому. Слишком уж хорошо живут, паразиты? Помните лавочника Бонасье. Летите, мол, голуби, летите, а мы вам крылышки подрежем. Но обиднее всего, что проект закона сделан слишком топорно. Фактически это просто калька с аналогичного российского закона.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Н.Назарбаев: "Нужно дать человеку возможность заниматься своим делом и преуспеть в нем" 31.10.2002
Председатель ОБСЕ в Казахстане 31.10.2002
Ислам с европейским лицом? 31.10.2002
Состоялось заседание Совета безопасности Казахстана 30.10.2002
В Астану прибыл действующий председатель ОБСЕ Антонио Мартинш да Круш 30.10.2002
На чужой каравай… 30.10.2002
Кадровый тайм-аут 30.10.2002
Диалог, в основе которого мир 30.10.2002
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев побывал в Талдыкоргане 29.10.2002
Карибжанов осознал себя дипломатом 29.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz