NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 03:45 ast
01:45 msk

Большая стрелка на двенадцать
Саммиты лидеров СНГ все больше напоминают "президентский клуб" - в нем можно посидеть за общим столом, отметить праздник, наконец, просто поговорить тет-а-тет. Самое главное - общение в клубе никого ни к чему не обязывает. Впрочем, эту деталь клубной жизни афишировать не принято. Все и так это знают
15.10.2002 / политика и общество

"Профиль", 14 октября 2002 г.

Несмотря на то, что юбилей СНГ был отпразднован в конце 2001 года, состоявшийся на прошлой неделе саммит глав государств Содружества вполне можно назвать "юбилейным". Хотя бы потому, что по забавной случайности его проведение совпало с празднованием 50-летия Владимира Путина. Во многом именно благодаря "круглой дате" российского президента встреча глав СНГ не затерялась в выпусках новостей. Ведь несмотря на то, что президенты говорили о борьбе с терроризмом, обсуждали вопросы взаимодействия в пограничной сфере, принимали программу военно-технического сотрудничества и конвенцию о стандартах демократических выборов, никаких реальных шагов и глобальных решений от таких встреч никто уже не ждет. Если, конечно, не считать таковым решение президентов "О подготовке к празднованию 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", которое произойдет лишь в далеком мае 2005 года.

Впрочем, помимо репортажей о праздновании дня рождения президента России из Кишинева поступали сообщения о достигнутых российской стороной важных двусторонних договоренностях, в первую очередь с Грузией и Украиной.

В ответ на ультиматум

Одним из главных событий саммита должна была стать встреча президентов России и Грузии. Разногласия между странами по поводу ситуации в Панкисском ущелье еще в конце лета достигли критической точки. Грузия неоднократно обвиняла Россию в нарушении воздушного пространства и бомбардировке приграничных сел, Россия же, в свою очередь, поступательно наращивала критику грузинских властей, которые, по ее мнению, на протяжении многих лет потворствуют находящимся на территории республики чеченским боевикам. В ответ на действия России грузинский парламент заявил о необходимости выхода республики из СНГ. Российский же президент недвусмысленно дал понять, что, если Грузия не одумается, Москва намерена действовать предельно жестко - вплоть до нанесения по окопавшимся в Панкиси боевикам упреждающих ударов.

Именно поэтому встречу Путина и Шеварднадзе так ждали. Считалось, что в ходе беседы с глазу на глаз президенты договорятся. Иначе говоря, президент России сумеет "дожать" своего грузинского коллегу и заставит его пойти на уступки. Все вроде бы так и случилось. Грузия согласилась выдать России задержанных на ее территории боевиков. Кроме того, президенты договорились о "налаживании обмена информацией и взаимодействия по линии спецслужб" и назначении своих спецпредставителей для урегулирования возникающих проблем. Наконец, они заявили о намерении укрепить сотрудничество погранслужб - "вплоть до совместного патрулирования границы". В Москве сразу же заговорили о том, что "Путин дал Шеварднадзе еще один шанс" и теперь "многое будет зависеть от того, сможет ли президент Грузии выполнить взятые на себя обязательства". Если же этого не произойдет, путинский ультиматум Тбилиси останется в силе.

Между тем результаты договоренностей двух президентов выглядят весьма скромно. По крайней мере, говорить о "крупном успехе российской дипломатии" явно не приходится. И дело не только в том, что выполнение принятых решений, не говоря уж об их эффективности, пока остается под большим вопросом. Скажем, против экстрадиции боевиков (всего было задержано 13 человек) уже выступил Европейский суд по правам человека. А "совместное патрулирование границы" (как оно будет выглядеть - пока не вполне понятно) вряд ли сможет обеспечить непрозрачность южных рубежей России.

Гораздо важнее то, что масштаб достигнутых договоренностей совсем не соответствует уровню тех претензий, которые были выдвинуты в адрес Грузии, равно как и характеру тех жестких мер, которые, судя по ультиматуму российского президента, намерена была предпринять Москва в отношении Тбилиси. В этой ситуации попытки Москвы преподнести договоренности как "первый и поэтому важный шаг к наведению мостов" выглядят больше пиаровским ходом, призванным сгладить явный провал затеи с ультиматумом, нежели стремлением реально оценить происшедшее. И в этой связи сам ультиматум, который, кстати, имеет все шансы остаться в силе, начинает все больше походить лишь на способ демонстрации силы, не имеющий ничего общего с практическими шагами по борьбе с террористами.

Газовая пустышка

Самой бравурной частью саммита стало подписание соглашения о создании международного консорциума по управлению газотранспортными сетями Украины. Политические дивиденды с этого документа неожиданно получили все заинтересованные стороны.

Российские СМИ сразу же после подписания возвестили, что России вышла от консорциума огромная экономия - не нужно затевать дорогое строительство газопровода в обход Украины, поскольку теперь-то мы контролируем все, что происходит в газовых трубах соседа (не воруют ли наш газ? платят ли за купленный?). Даже выражение "контроль на паритетных началах" (в смысле - пополам) российские политики умудрились трактовать в свою пользу: якобы большая половина - наша.

Соблюл лицо и визави российского президента - Леонид Кучма, который заявил, что приватизировать украинскую трубу никто не собирается, хотя само по себе создание консорциума - шаг абсолютно неизбежный. Учитывая, что в консорциуме предполагается участие европейских стран (Германии и Франции), Кучма словами о необходимости кооперации потрафил сразу и России, и Европе.

Впрочем, тема консорциума пришлась по вкусу и украинской оппозиции. Народный депутат Юлия Тимошенко разоблачила авторов идеи консорциума, желающих лишить Украину доходов от транзита газа. Украину, считает депутат, убаюкивают лживыми посулами инвестиций на модернизацию труб, однако, если никому не отдавать транзитную артерию, то указанные инвестиции найдутся у самой Украины. Отчего они не нашлись раньше, объяснять г-жа Тимошенко не стала. Поддерживая возмущение соотечественницы, депутат украинского парламента Александр Гудыма пригрозил раскрыть секретные документы, подтверждающие разорительный для Украины характер консорциума, а за месяц до того высокопоставленного чиновника Сергея Баулина уволили примерно за такое же заявление.

На самом деле, все эти восторги и негодования к сути подписанных документов не имеют ровным счетом никакого отношения. Дело в том, что нынешняя декларация (а договор - это именно декларация и не более того) в точности повторила ту, что была подписана в Санкт-Петербурге на встрече премьер-министров Касьянова и Кинаха. Тогда так же, как и сейчас, стороны договорились об управлении украинским участком газопровода со стороны консорциума, в который войдут представители России, Украины, Германии и Франции. Выбор партнеров по консорциуму был предопределен еще несколькими месяцами раньше, когда инвестиционный пул в составе российского "Газпрома", французской Gaz de France и немецкой Ruhrgas приобрел контрольный пакет словацкой газотранспортной компании Slovensky Plynarensky Priemysel. Вне пределов контроля "большой тройки" на маршруте Россия - Западная Европа остался только украинский участок трубы (находится в госсобственности Украины). В будущем этот контроль должен быть установлен - однако кишиневский саммит не продвинул партнеров на этом пути ни на шаг.

"Контроль за украинским участком трубопровода является принципиальным как для России, так и для европейских стран, - считает аналитик компании "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. - Под контролем могут пониматься только права собственности на газопровод, а не какие-то виртуальные права управления. Учитывая, что сейчас Украина ищет контакта с Европой, рано или поздно навязываемые условия она примет".

Можно предполагать, что в исторической перспективе реализуется именно этот сценарий. Однако Леонид Кучма сделает максимум возможного, чтобы дотянуть решение до президентских выборов. А пока время тянется, денежный вопрос решается не в нашу пользу. Достаточно напомнить, что год назад газовые долги Украины ($1,4 млрд.) были чудесным образом реструктурированы на 13 лет, к тому же переоформлены из дорогого государственного долга в дешевый корпоративный. То есть уже не Украина должна России, а "Нефтегаз" Украины должен "Газпрому". Последний несколько месяцев пытается получить от Украины хотя бы часть денег, но предлагают ему только низколиквидные ценные бумаги контрагента. Правда, платить за свежий газ после этого Украина стала исправнее, благо поставляет его по большей части уже не "Газпром", а независимая "Итера".

Много шуму - и ничего...

Тот факт, что саммиты СНГ все чаще используются лидерами бывших союзных республик как хороший повод обсудить перспективы, в первую очередь, двусторонних отношений, говорит о многом. Судя по всему, главы государств все больше осознают иллюзорность интеграционного потенциала Содружества. Ведь с каждым саммитом число вопросов, по которым так и не было принято согласованного решения, только растет. Не стала исключением и кишиневская встреча. Президенты не только не смогли найти общий язык по актуальным международным вопросам - Россия, например, хотела, чтобы партнеры по СНГ выступили с единой позицией по поводу возможного нападения США на Ирак, но ей так и не удалось добиться принятия консолидированного заявления на этот счет. Не менее сложной для решения стала тема сугубо внутренняя: проводить, и если проводить, то как, ротацию председателя Совета глав государств СНГ. Россия устами нынешнего главы Совета Владимира Путина неожиданно заявила о намерении сложить с себя полномочия формального лидера Содружества, предложив утвердить на этом посту украинского президента Леонида Кучму. Однако коллеги по саммиту не поддержали эту, на первый взгляд, вполне безобидную для них идею. То ли из ревности к Кучме, то ли просто следуя привычке любой инициированный Москвой вопрос делать предметом торгов с Россией. Похоже, для российских партнеров по СНГ стало доброй традицией выстраивание отношений внутри Содружества по принципу "как можно больше экономических выгод от двустороннего сотрудничества с Россией, как можно меньше политических уступок ей".

В этих условиях и Россия вынуждена корректировать свои подходы к Содружеству. Тем более что усилия, направленные на поддержание былого геополитического доминирования в бывших советских республиках, все чаще и чаще носят "точечный" характер и касаются в большей степени конкретных независимых государств, а не всего постсоветского пространства в целом. Глупо ведь пытаться доминировать в странах, которые с восторгом приютили на своей территории американские военные базы либо обладают достаточным объемом собственных энергоресурсов, обеспечивающих реальный суверенитет от России. Впрочем, переключение контактов внутри СНГ на двусторонний уровень отнюдь не является гарантией успеха. И саммит в Кишиневе это лишний раз подтвердил. Экономический потенциал России - мощный лишь в масштабах СНГ - по-прежнему слишком мал для того, чтобы, не прибегая к политическому давлению, урегулировать спорные вопросы "полюбовно", рыночными средствами.

И пока это так - саммиты СНГ будут нуждаться в серьезном пиар-прикрытии. К ним придется подгадывать различные юбилеи и политические "прорывы".

Руслан Гринберг, заместитель директора Института международных экономических и политических исследований РАН: "Российско-украинское соглашение о создании газового консорциума - не более чем декларация о намерениях. Поэтому и в дальнейшем стороны продолжат "продавливать" свои интересы. Понятно, что потенциальные западные инвесторы не станут спешить вкладывать в него деньги до тех пор, пока не будет определенности. Совершенно очевидно, что ее пока нет - ведь до сих пор не решен основной вопрос: кто все-таки в этом консорциуме будет главным? Решение же о паритетном управлении будущим консорциумом ясности не добавляет. Паритет всегда ведет к возникновению проблем - это как в акционерном обществе: борьба будет продолжаться до тех пор, пока кто-то из акционеров не получит контрольный пакет.

От саммитов всегда почему-то слишком много ждут. Но завышенные ожидания приводят к разочарованиям. А самое эффективное, что может происходить в рамках саммитов СНГ, - двусторонние встречи президентов друг с другом. Значение же таких встреч для "углубления интеграции" - близко к нулю. И здесь нельзя говорить о наличии чьей-то злой воли. Просто осуществлять интеграцию очень трудно, когда речь идет о странах с разным экономическим весом. Ведь на Россию приходится 80-90% экономического потенциала СНГ. Подчиняться ей никто из стран Содружества не хочет, а она, в свою очередь, не может на равных - с объективно более слабыми партнерами по СНГ - вырабатывать согласованные решения. Однако "правда жизни" заключается в том, что согласовывать интересы все-таки придется. Сейчас уже понятно, что иллюзии первых лет существования СНГ преодолены, в том числе и Россией. И иных способов притянуть к себе своих коллег по Содружеству, кроме разумных объемов донорства и усиления собственной привлекательности (в первую очередь, путем обеспечения устойчивого экономического роста), у нее просто нет".

В настоящее время СНГ объединяет 12 стран бывшего СССР: Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украину. На сегодняшний день проведено более 40 заседаний Совета глав государств СНГ, на которых принято и согласовано более 700 документов. Всего же с декабря 1991-го по сентябрь 2002 года в рамках СНГ принято более 1500 документов.

Саммиты глав государств СНГ:

7-8 декабря 1991 года, Беловежская Пуща. Встреча президента России Бориса Ельцина, председателя ВС Республики Беларусь Станислава Шушкевича, президента Украины Леонида Кравчука. Подписано Соглашение о создании СНГ.

Декабрь 1991 года, Алма-Ата. Главы 11 республик СССР подписали Алма-Атинскую декларацию о создании Содружества Независимых Государств. На саммите не присутствовали лидеры Прибалтийских республик, Грузия была представлена наблюдателями.

Декабрь 1991 года, Минск. На совещании глав СНГ приняты соглашения по стратегическим ядерным силам, о вооруженных силах и погранвойсках, о совместном использовании космоса. Создан Совет глав государств - высший орган СНГ.

Январь 1992 года, Москва. Главы СНГ подписали ряд протоколов, в том числе - об утверждении координатора Рабочей группы Содружества.

Февраль 1992 года, Минск. Главы девяти стран СНГ и премьеры Киргизии и Таджикистана приняли Заявление о недопущении применения силы, Декларацию о соблюдении принципов сотрудничества, Соглашение о статусе стратегических сил.

Март 1992 года, Киев. Подписаны соглашения о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ, о принципах комплектования ОВС СНГ, о статусе пограничных войск СНГ, Декларация о неприменении силы.

Май 1992 года, Ташкент. Подписан Договор о коллективной безопасности.

Июль 1992 года, Москва. Обсуждены вопросы экономического, гуманитарного и военного сотрудничества.

Октябрь 1992 года, Бишкек. Рассмотрены вопросы сближения хозяйственного законодательства и согласования денежно-кредитной политики в "рублевой" зоне.

Январь 1993 года, Минск. Принят Устав СНГ, созданы Межгосударственный суд и Межгосударственный банк.

Апрель 1993 года, Минск. Внеочередной саммит. Обсуждены предложения Бориса Ельцина и Нурсултана Назарбаева по укреплению СНГ, в том числе - по совершенствованию системы безопасности, обеспечению эффективного пространства, созданию Таможенного союза.

Май 1993 года, Москва. Подписана Декларация о необходимости создания Экономического союза. Определены органы содружества - Координационно-консультативный комитет, Исполнительный секретариат СНГ.

Сентябрь 1993 года, Москва. Подписан Договор о создании Экономического союза. Состоялось официальное вступление Азербайджана в СНГ.

Декабрь 1993 года, Ашхабад. Подписана Декларация о развитии сотрудничества и углублении доверия в отношениях между странами СНГ. Вступление Грузии в состав СНГ.

Апрель 1994 года, Москва. Состоялось официальное вступление Молдавии в СНГ и присоединение Украины к Экономическому союзу на правах ассоциированного члена.

Октябрь 1994 года, Москва. Подписан Меморандум об основных направлениях интеграционного развития, Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета, Соглашение о создании платежного союза.

Февраль 1995 года, Алма-Ата. Приняты Концепция коллективной безопасности, Соглашение о создании объединенной системы ПВО.

Май 1995 года, Минск. Принята Конвенция по правам человека.

Январь 1996 года, Москва. Приняты Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов, положения об эмблеме и флаге СНГ.

Май 1996 года, Москва. Главы стран СНГ выразили единодушную поддержку кандидатуры Бориса Ельцина на президентских выборах в России.

Март 1997 года, Москва. Принята Концепция экономического интеграционного развития Содружества.

Октябрь 1997 года, Кишинев. Главы СНГ приняли решение о реформировании структуры Содружества.

Апрель 1998 года, Москва. Исполнительным секретарем СНГ назначен Борис Березовский. Начата подготовка реформирования СНГ.

Апрель 1999 года, Москва. Главы государств СНГ подписали Декларацию, в которой обозначена "стратегия сотрудничества в СНГ с упором на экономические и социальные факторы". Исполнительным секретарем СНГ назначен Юрий Яров.

Январь 2000 года, Москва. Председателем Совета глав государств избран и.о. президента РФ Владимир Путин.

Июнь 2000 года, Москва. Обсуждена проблема создания Зоны свободной торговли, программа развития Содружества до 2005 года, программа по борьбе с терроризмом до 2003 года. Принято решение о прекращении миссии коллективных миротворческих сил в Таджикистане.

Август 2000 года, неформальная встреча глав государств в Ялте (Крым). Обсуждены вопросы экономического сотрудничества, в частности вопрос создания зоны свободной торговли.

Октябрь 2000 года, Астана. Главы 5 стран СНГ - России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана - подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Декабрь 2000 года, Минск. Утверждено положение об Антитеррористическом центре Содружества. В рамках саммита Россия и Украина договорились о 10-летней отсрочке по выплате Украиной долга за поставки российского газа. Президент России Владимир Путин после встречи в Минске с президентом Беларуси Александром Лукашенко принял решение подписать соглашение о введении единой российско-белорусской денежной единицы.

Май 2001 года, Минск. На саммите обсуждались вопросы борьбы с терроризмом, а также с информационными преступлениями.

Август 2001 года, неформальная встреча глав государств в Сочи. Обсуждались вопросы стратегической стабильности и ПРО, была рассмотрена ситуация в Афганистане, на Балканах и в Таджикистане.

Ноябрь 2001 года, Москва. На юбилейном саммите СНГ рассмотрен ход антитеррористической операции в Афганистане. Лидеры СНГ заявили, что для успешной борьбы с терроризмом необходимо повышать оперативность и слаженность работы органов безопасности и спецслужб стран СНГ.

Март 2002 года, неформальная встреча глав государств в Алма-Ате. Обсуждалась ситуация в Грузии. Президент РФ Владимир Путин отметил, что "не видит никакой трагедии" в присутствии американских военных специалистов в Грузии.

Октябрь 2002 года, Кишинев. Саммит прошел "в узком составе", за закрытыми дверями и в отсутствие прессы. В Кишинев прибыли главы всех государств - членов Содружества, кроме президента Туркмении Сапармурада Ниязова.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Н.Назарбаев: "Нужно дать человеку возможность заниматься своим делом и преуспеть в нем" 31.10.2002
Председатель ОБСЕ в Казахстане 31.10.2002
Ислам с европейским лицом? 31.10.2002
Состоялось заседание Совета безопасности Казахстана 30.10.2002
В Астану прибыл действующий председатель ОБСЕ Антонио Мартинш да Круш 30.10.2002
На чужой каравай… 30.10.2002
Кадровый тайм-аут 30.10.2002
Диалог, в основе которого мир 30.10.2002
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев побывал в Талдыкоргане 29.10.2002
Карибжанов осознал себя дипломатом 29.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz