NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 19:31 ast
17:31 msk

Завершился саммит ОЭС
Госсекретарь К.Токаев: "ОЭС не стала той организацией, которой все мы, ее государства-члены, могли бы гордиться... До настоящего времени не выработан действенный механизм реализации уже подписанных соглашений, отсутствует принцип обязательности, негативно сказывающийся на исполнении договоренностей... ОЭС работает не столь эффективно, как всем нам хотелось бы"
17.10.2002 / политика и общество

Об участии Госсекретаря в работе саммита ОЭС
Пресс-релиз МИД РК, 16 октября

Находясь с визитом в Стамбуле, Государственный Секретарь - Министр иностранных дел РК Касымжомарт Токаев принял участие в работе VII Саммита Организации Экономического Сотрудничества.

В работе Саммита ОЭС, который проходил под председательством Президента Турции Ахмет Недждет Сезера, участвовали главы государств Афганистана, Азербайджана, Ирана, Кыргызстана, Пакистана и Таджикистана.

Участники Саммита в своих выступлениях отмечали необходимость укрепления и расширения регионального экономического сотрудничества в рамках ОЭС. Усилия государств-членов Организации должны быть направлены на создание благоприятных условий для интеграции стран региона в систему мирохозяйственных отношений путем налаживания взаимовыгодных внутрирегиональных связей в сфере экономики, социально-культурного и научно-технического развития.

Была выражена поддержка руководству Афганистана в осуществлении мер по восстановлению страны. Конкретные шаги, направленные на расширение помощи Афганистану со стороны государств-членов ОЭС, нашли свое отражение в итоговых документах Саммита.

Выступая перед участниками форума, Министр К.Токаев отметил, что ОЭС является важным региональным механизмом, призванным развивать экономическое сотрудничество 10-ти государств, имеющих различные уровни экономического развития.

В выступлении также отмечалось, что Казахстан располагает всеми необходимыми ресурсами для активного участия в восстановлении разрушенного войной Афганистана и в этой связи координация помощи этой стране в рамках ОЭС заслуживает самого серьезного внимания. Вместе с тем, проблема незаконного производства и транзита наркотиков из Афганистана по-прежнему угрожает стабильности государств региона Центральной Азии. В этой связи, отметил Министр, необходимо удвоить усилия государств-членов ОЭС по борьбе с этим злом, привлекая экспертную, техническую и финансовую помощь специализированных учреждений ООН и стран-доноров.

По итогам Саммита главы государств приняли Стамбульскую Декларацию (текст публикуется в печати). Проведение следующего саммита назначено на 2004 г. в столице Таджикистана г.Душанбе.

В тот же день Государственный Секретарь - Министр К.Токаев провел двустороннюю встречу с Президентом Турции А.Н.Сезером. Он передал турецкому руководителю послание Президента Н.Назарбаева в связи с 10-летием установления отношений между Казахстаном и Турцией. В ходе встречи стороны подтвердили стремление углублять сотрудничество между двумя государствами, успешно развивающееся в различных областях. Президент Турции просил передать самые теплые пожелания главе Казахстана и высказал приглашение посетить Турцию с официальным визитом в 2003-м году.

К.Токаев также провел двусторонние встречи с главами внешнеполитических ведомств Пакистана и Афганистана, а также Исполнительным директором ЮНДКП А.Коста, в ходе которых были рассмотрены актуальные вопросы двустороннего и многостороннего сотрудничества.

-----

СТАМБУЛЬСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 2002 ГОДА

1. 7-я Встреча глав государств и правительств Организации Экономического Сотрудничества состоялась 14 октября 2002 года в Стамбуле. Во встрече, прошедшей под председательством Президента Турецкой Республики Е.П. г-на Ахмета Неджета Сезера, приняли участие:

Е.П. г-н Хамид Карзай
Президент Исламского Государства Афганистан
Е.П. г-н Гейдар Алиев
Президент Азербайджанской Республики
Е.П. г-н Сейед Мохаммад Хатами
Президент Исламской Республики Иран
Е.П. г-н Касымжомарт Токаев
Государственный секретарь - Министр иностранных дел Республики Казахстан
Е.П. г-н Аскар Акаев
Президент Кыргызской Республики
Е.П. генерал Первез Мушарраф
Президент Исламской Республики Пакистан
Е.П. г-н Эмомали Рахмонов
Президент Республики Таджикистан
Е.П. г-н Реджеп Сапаров,
Заместитель Председателя Кабинета Министра Туркменистана
Е.П. г-н Эркин Халилов
Председатель Олий Мажлиса (Парламента) Республики Узбекистан

2. Участвовавшие во встрече главы государств и главы делегаций в духе постоянно укрепляющихся дружеских и добрососедских отношений, основанных на уважении суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ, ознакомились с десятилетней деятельностью ЭКО в ее расширенном составе, ее достижениями и серьезными задачами, которые будут стоять перед организацией в новом тысячелетии, с учетом происходящих глубоких изменений в мире и в регионе. Они заявили о своей твердой решимости укреплять многоплановое региональное сотрудничество, особенно в сферах торговли и инвестиций, транспорта и коммуникаций, энергетики, минеральных ресурсов, окружающей среды, сельского хозяйства, промышленности и контроля за незаконным оборотом наркотиков, с тем, чтобы реализовать задачи, предусмотренные Измирским договором и в дальнейшем закрепленные в декларациях и коммюнике, принятых на предыдущих шести встречах глав государств и на одной внеочередной встрече на высшем уровне, которые прошли в Тегеране (1992 г.), Стамбуле (1993 г.), Исламабаде (1995), Ашахабаде (1996 и 1997 гг.), Алматы (1998 г.) и Тегеране (2000 г.).

3. Они отметили, что за последние 10 лет их усилия были направлены на создание многопланового институционального диалога, который мог бы претворить в конкретные действия желания и надежды более чем 350-миллионного населения региона ЭКО о взаимовыгодном экономическом развитии. Вдохновленные достижениями ЭКО, отныне они будут и в дальнейшем руководствоваться силами регионального сотрудничества, импульсами общего культурного и социального наследия и принципами взаимной выгоды в их стремлении обеспечить экономическое процветание региона и его успешную интеграцию в мировую экономику. В этой связи они подчеркнули насущную необходимость создания благоприятного климата для эффективного использования богатого экономического потенциала стран-членов ЭКО, и приветствовали в этой связи специальные меры, способствующие развитию внутри региональной торговли и инвестиций.

4. Они заявили о своей поддержке усилий Исламского Государства Афганистан по восстановлению мира и стабильности в стране с тем, чтобы поощрять эффективное участие международного сообщества в кампании по восстановлению этой разрушенной войной страны. Они поддержали усилия по восстановлению Афганистана для реализации конкретных проектов в соответствии с национальными приоритетами Переходного Исламского Правительства Афганистан путем создания Фонда ЭКО в рамках возможного финансового и бюджетного механизма, приемлемого для стран-членов.

5. Еще раз подчеркнули полезность регулярного проведения совещаний отраслевых министров и их ключевую роль в развитии сотрудничества. В этом контексте они напомнили о результатах 1-го совещания министров энергетики и нефти (Исламабад, 8 ноября 2000 г.), 1-го совещания министров сельского хозяйства (Исламабад, 23-25 июля 2002 г.) и 4-го совещания министров транспорта и коммуникаций (Измир, 26-27 сентября 2002 г.). Они выразили надежду на то, что 2-е совещание министров энергетики (Тегеран, январь 2003 г.) и 1-е совещание министров экологии (Тегеран, декабрь 2002 г.), а также 2-е совещание министров торговли (Исламабад, 15-17 июля 2003 г.) и 1-е совещание министров по информационным и коммуникационным технологиям (Тегеран, 2003 г.) внесут важный вклад в ускорение реализации задач ЭКО в этих областях.

6. Они вновь заявили о своей решимости продолжать укрепление институциональной и правовой основы сотрудничества во имя развития региона, и в связи с этим выразили желание использовать динамичность и потенциал частного сектора для реализации проектов и программ ЭКО.

В частности, они:

a) Заявили о необходимости продолжения работы по созданию эффективной транспортной и коммуникационной системы, обеспечивающей надежные связи с глобальными транспортными коридорами, как это предусмотрено Программой действий на Десятилетие транспорта и коммуникаций ЭКО (1998-2007 гг.). В этой связи страны-члены должны рассматривать в качестве национального приоритета выполнение важных мер, включенных в эту Программу действий. Необходимо, чтобы строительство недостающих участков автомобильных и железных дорог, а также совершенствование при необходимости существующей инфраструктуры, включались в национальные стратегии развития транспорта во всех странах-членах.

b) Приветствовали открытие регулярного движения контейнерного поезда по маршруту Стамбул-Тегеран-Туркменабад-Ташкент-Алматы Трансазиатской железнодорожной магистрали, а также пилотный рейс пассажирского поезда из Алматы по тому же маршруту в 2002 году, рассматривая их как конкретные достижения в региональном сотрудничестве; и выразили надежду на то, что эти поезда откроют путь к развитию туризма и торговли в регионе.

c) Подчеркнули насущную необходимость скорейшего выполнения Соглашения о транзитной торговле (1995 г.) и Рамочного соглашения по транзитным перевозкам (1998 г.) с тем, чтобы эффективно содействовать торговле и перевозкам в регионе и за его пределами.

d) Отметили, что проект возрождения Великого шелкового пути может сыграть важную роль в облегчении перевозок в регионе и за его пределами.

e) Призвали продолжить реализацию проекта ЭКО/ИБР по взаимному соединению энергосистем региона ЭКО, а также Плана действий по сотрудничеству в области энергетики и нефти в регионе ЭКО (2001-2005 гг.), и вновь подчеркнули необходимость дальнейшего развития сотрудничества в этой приоритетной сфере.

f) Отмечая важность эффективного использования минеральных ресурсов региона и, с удовлетворением отмечая проводимую Организацией деятельность в области минеральных ресурсов и защиты окружающей среды, подчеркнули необходимость решения наиболее неотложных проблем стран-членов в этой области;

g) Призвали развивать сотрудничество по защите окружающей среды в рамках ЭКО и поручили 1-му совещанию министров экологии стран-членов (Тегеран, декабрь 2002 г.) разработать основу регионального сотрудничества в этой области.

h) Подчеркнули значение сотрудничества в области развития людских ресурсов в регионе ЭКО, учитывая его ключевую роль в развитии стран-членов. В этой связи они призвали уделять особое внимание обеспечению прав женщин и их полноценного участия в экономическом развитии региона ЭКО.

i) Сделали особое ударение на деятельности по либерализации торговли в регионе и скорейшего завершения работы над Торговым соглашением ЭКО (ЭКОТА) и его реализации, предусматривающего последовательное устранение нетарифных барьеров и постепенное снижение тарифов в оптимальные сроки;

j) Отметили особое значение укрепления существующих связей между национальными торгово-промышленными палатами в рамках ТПП ЭКО, и выразили пожелание принять необходимые меры по облегчению контактов и связанных с этим юридических процедур для стимулирования развития в таких отраслей, как энергетика, окружающая среда, транспорт, коммуникации, сельское хозяйство, промышленность, туризм, здравоохранение и т.д., содействуя тем самым расширению взаимодействия на профессиональном уровне и повышения информированности общественности в отношении ЭКО;

k) Выразили пожелание о создании Банка торговли и развития ЭКО и Компании ЭКО по перестрахованию в скором времени с тем, чтобы они сыграли свою роль в укреплении экономического развития в регионе; они также призвали как можно скорее создать Научный фонд ЭКО.

l) С удовлетворением приняли к сведению усилия Секретариата ЭКО по стимулированию участия частного сектора в его экономических программах и деятельности. В этой связи они отметили совместную работу ЭКО-МЦТ по расширению внутри региональной торговли ЭКО и участие деловых кругов в состоявшемся в Пакистане в марте 2002 года совещании Консалтинговой и инжиниринговой компании ЭКО, а также успешное проведение Бизнес-форума ЭКО по ходу встречи ЭКО на высшем уровне. Они выразили надежду на то, что этот процесс будет способствовать налаживанию конкретных контактов между деловыми кругами стран-членов;

m) Заявили о своей решимости сотрудничать по вопросам международной торговли с целью обеспечения основанной на правилах, недискриминационной и равноправной международной экономической системы, которая отвечала бы законным интересам развивающегося мира и содействовала странам-членам, стремящимся вступить в ВТО;

n) Призвали укреплять взаимное сотрудничество в области сельского хозяйства с тем, чтобы с пользой использовать имеющиеся потенциал и возможности, как это предусмотрено Исламабадской декларацией о сотрудничестве стран-членов в области сельского хозяйства, принятой по итогам 1-го совещания министров сельского хозяйства стран-членов ЭКО (Исламабад, июль 2002 г.);

o) Вновь подчеркнули, что деятельность по контролю за наркотиками является общей ответственностью, требующей коллективного регионального подхода к предотвращению незаконного производства, транзита и потребления наркотиков; и в этой связи дали высокую оценку технической и финансовой помощи ЮНДСП и ЕС для начала выполнения 2-й фазы проекта по созданию Координационного органа по наркотикам в Секретариате ЭКО;

p) Отметили важность инициативы по созданию Банка данных ЭКО по контрабанде и таможенным правонарушениям;

q) Приняли к сведению отчет специализированных учреждений и региональных институтов ЭКО. В этом контексте они призвали страны-члены принять необходимые меры по улучшению деятельности Судоходной компании ЭКО, Института культуры ЭКО, Страхового колледжа ЭКО и Торгово-промышленной палаты ЭКО;

r) С удовлетворением отметили расширяющиеся отношения с региональными и международными организациями и финансовыми институтами такими, как ВТО, ПРООН, ЮНДСП, ЭСКАТО, ЮНКТАД, ФАО, МСАТ, ИБР, ОСЖД, МЦТ, АСЕАН и МСЖД. Они, в частности, отметили финансовую и техническую помощь ПРООН и ИБР в области торговли, транспорта, энергетики, сельского хозяйства и здравоохранения. Они предложили соответствующим международным и региональным организациям продолжить оказание технической и финансовой помощи и распространить ее на такие сферы, как защита окружающей среды, обеспеченность продовольствием, управление, передача технологий, снижения уровня бедности в сельских районах, эффективное использование энергии и т.д.;

7. Принимая во внимание то, что деятельность ЭКО требует постоянного совершенствования и регулирования, они с удовлетворением отметили принятые Советом Министров меры по повышению эффективности и продуктивности ЭКО и подчеркнули необходимость продолжения этого процесса на постоянной основе.

8. Выразив признательность бывшему Генеральному Секретарю Е.П. д-ру Абдолрахиму Гавахи за его работу для Организации, главы государств и руководители делегаций приветствовали назначение Е.П. г-на Сейеда Арасту Моджтаба на пост нового Генерального Секретаря ЭКО, и выразили надежду на то, что он внесет ценный вклад в региональное сотрудничество и укрепление международного имиджа ЭКО.

9. Участвовавшие во встрече главы государств и руководители делегаций выразили глубокую благодарность Президенту Турецкой Республики Его Превосходительству г-ну Ахмету Неджету Сезеру за умелое ведение 7-й Встречи глав государств и правительств ЭКО. Они также выразили искреннюю признательность правительству и народу Турецкой Республики за радушный прием и отличную организацию встречи на высшем уровне и других мероприятий ЭКО в прекрасном городе Стамбуле.

-----

Средневосточный вектор
Адиль Абишев, начальник управления информации и анализа МИД РК
"Новости недели", 16 октября

Это совещание старших должностных лиц и совет министров иностранных дел стран - членов ОЭС. Затем деловой форум с участием предпринимателей стран региона. И в финале - встреча глав государств и правительств. По итогам саммита была принята Стамбульская декларация 2002 года. Казахстан по поручению президента Нурсултана Назарбаева представлял государственный секретарь - министр иностранных дел Касымжомарт Токаев.

ОЭС в ее нынешнем виде - продукт качественных изменений в международных отношениях эпохи после "холодной войны". Она объединяет страны настолько отличающиеся друг от друга, имеющие столь разные интересы, что любой специалист, только лишь посмотрев на состав участников объединения, преисполнится пессимизма относительно его перспектив.

В настоящее время в ОЭС сосуществуют два принципиально важных явления - присутствие политической воли стран и народов к объединению, с одной стороны, и наличие множества объективных факторов, препятствующих этому, с другой. Десять лет истории организации (мы ведем отсчет со времени присоединения к ней нашей страны) засвидетельствовали столкновение этих явлений. В результате по многим направлениям сотрудничество ограничивается декларациями, а эффективность начавших реализовываться проектов оставляет желать лучшего.

Впрочем, понимание ситуации участниками организации налицо. В частности, глава казахстанского МИД в своих выступлениях в Стамбуле акцентировал внимание на этом. "ОЭС не стала той организацией, которой все мы, ее государства-члены, могли бы гордиться... До настоящего времени не выработан действенный механизм реализации уже подписанных соглашений, отсутствует принцип обязательности, негативно сказывающийся на исполнении договоренностей... ОЭС работает не столь эффективно, как всем нам хотелось бы", - подытожил К. Токаев и сравнил организацию с буксующим поездом.

В качестве причин этого К. Токаев назвал объективную экономическую и политическую неоднородность государств - членов организации, добавив: "Мы должны стоять выше противоречий, которые, к сожалению, присутствуют в двусторонних отношениях, вознестись на уровень многосторонних подходов в решении актуальных вопросов регионального сотрудничества".

Руководители государств региона предложили сконцентрировать внимание на приоритетных направлениях сотрудничества - транспорт, коммуникации, торговля, сельское хозяйство, энергетика (в первую очередь проекты строительства трубопроводов) и минеральные ресурсы.

Судя по всему, основу экономического сотрудничества стран - членов ОЭС может составить транспортно-транзитный комплекс. В этом плане важное значение придается экспорту сырьевых ресурсов путем строительства нефте- и газопроводов, автомобильных и железных дорог.

Первый практический шаг в этом направлении - реализация программы действий в области транспорта и коммуникаций в период 1998-2007 годов. В ее рамках открыто регулярное движение контейнерного поезда по маршруту Стамбул - Тегеран - Туркменабад - Ташкент - Алматы, на очереди пассажирское сообщение. В дальнейшем, как отмечается в Стамбульской декларации, необходимо, чтобы строительство недостающих участков автомобильных и железных дорог, а также совершенствование существующей инфраструктуры включалось в национальную стратегию развития транспорта во всех странах - членах ОЭС.

Развитие транспортной составляющей создает хорошие предпосылки к более активному взаимодействию в других сферах, в первую очередь в торговле. Ввиду того что большинство стран-членов лишены доступа к портам и рынкам, соглашение ОЭС о транзитной торговле и рамочное соглашение по транзитным перевозкам могли бы обеспечить сотрудничество для разрешения проблем, связанных с транзитной торговлей и таможенными процедурами. Последовательное устранение нетарифных барьеров и постепенное снижение тарифов могло бы быть предусмотрено в торговом соглашении ЭКО, главная цель которого - либерализация торговли в регионе.

В области энергетики участники саммита призвали продолжить реализацию проекта по взаимному соединению энергосистем региона, а также плана действий по сотрудничеству в области энергетики и нефти, рассчитанного на 2001-2005 годы. Региональные лидеры высказались за развитие сотрудничества в сфере защиты окружающей среды в рамках ЭКО и поручили министрам экологии стран-членов разработать основу регионального сотрудничества в этой области.

Подытоживая прошедшие в Стамбуле мероприятия, следует отметить активизацию казахстанской экономической дипломатии в средневосточном региональном направлении. Очевидно, что говорить о комплексном продвижении национальных интересов Казахстана без учета региона Центральной Азии и Среднего Востока нельзя. В этом плане следует лишь приветствовать новые акценты в казахстанской внешней политике. Конечно, специфика региона и специфичность его проблем не могут не ставить вполне резонные вопросы относительно достижимости поставленных целей. Однако, как представляется, основа, каковой являются взаимные торгово-экономические интересы, избрана правильная. Это позволяет надеяться на то, что успех рано или поздно будет достигнут.

Досье "НН":
ОЭС была образована в 1985 году и является правопреемницей Организации регионального сотрудничества для развития, действовавшей на основе устава - Измирского договора, подписанного тремя странами-учредителями - Турцией, Ираном и Пакистаном - 12 марта 1977 года.

Основной целью ОЭС является создание условий для непрерывного и всестороннего социально-экономического развития входящих в нее стран: последовательная и поступательная интеграция экономик государств региона в мировую систему хозяйственных связей, налаживание активного регионального сотрудничества и взаимопомощи в культурной, технической и научной сферах.

До начала 1992 года сотрудничество в рамках ОЭС носило преимущественно двусторонний характер. С 1992 года деятельность ОЭС значительно активизировалась в связи с добровольным присоединением семи новых государств-участников - Азербайджана, Афганистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Официальное присоединение Казахстана к ОЭС состоялось на чрезвычайном заседании совета министров организации в Исламабаде в ноябре 1992 года.

-----

Обсуждены пути дальнейшего развития процессов демократизации казахстанского общества
КазААГ, 16 октября

Пути дальнейшего развития процессов демократизации казахстанского общества - такова главная тема состоявшейся 16 октября встречи Председателя Сената Парламента Оралбая Абдыкаримова с послом, главой офиса ОБСЕ в Алматы Иштваном Венцелем, передает Казахское информационное агентство.

Особый интерес в ходе беседы вновь назначенный представитель ОБСЕ в нашей стране проявил к вопросам подготовки и принятия законов, направленных на развитие в республике принципов демократии, в частности, по внесению поправок в законодательство о выборах и средствах массовой информации, подчеркнув при этом, что ОБСЕ заинтересована в соответствии данных документов европейским стандартам. В этой связи глава казахстанского Сената сообщил, что все высказанные в ходе проведения по данным проблемам заседаний за "круглым столом" замечания и предложения отечественных неправительственных организаций, а также мнения зарубежных экспертов обобщены и будут учтены при работе над законопроектами в Парламенте. Одновременно О.Абдыкаримов констатировал, что при сохранении общей приверженности демократии темпы внедрения европейских стандартов в казахстанскую действительность должны соответствовать экономическим и политическим условиям страны, поскольку практика подтверждает целесообразность и оправданность постепенного и эволюционного развития демократических принципов, что находит поддержку и в нашем обществе.

В ходе встречи оговорены также некоторые организационные аспекты проведения в Алматы летом будущего года Трансазиатского парламентского форума, причем И.Венцель выразил спикеру казахстанского Сената глубокую признательность за ту работу, благодаря которой эта идея уже получает практическое воплощение. О.Абдыкаримов заверил представителя ОБСЕ, что предстоящий форум будет проведен на самом высоком организационном уровне и для многих стран-участниц станет подлинным откровением и открытием Казахстана.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Н.Назарбаев: "Нужно дать человеку возможность заниматься своим делом и преуспеть в нем" 31.10.2002
Председатель ОБСЕ в Казахстане 31.10.2002
Ислам с европейским лицом? 31.10.2002
Состоялось заседание Совета безопасности Казахстана 30.10.2002
В Астану прибыл действующий председатель ОБСЕ Антонио Мартинш да Круш 30.10.2002
На чужой каравай… 30.10.2002
Кадровый тайм-аут 30.10.2002
Диалог, в основе которого мир 30.10.2002
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев побывал в Талдыкоргане 29.10.2002
Карибжанов осознал себя дипломатом 29.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz