Наталья БУЕНКО, "Новости недели", 13 ноября
Тон задал первый вопрос повестки дня: "О развитии отрасли телекоммуникаций на 2003-2005 годы", который вызвал бурную, почти часовую дискуссию.
Позвони мне, позвони
Программу развития отрасли представлял министр транспорта и коммуникаций Кажмурат Нагманов.
- Целью представляемой нами программы является формирование механизмов дальнейшего развития телекоммуникационного сектора экономики Казахстана, конкурентно-интегрированного в глобальную информационную инфраструктуру, - начал свое выступление министр.
По его словам, объем производства в этой отрасли в нынешнем году достигнет 560 млн. долл., а к 2005 году увеличится до 900 млн. долл. Высокая конкуренция пока наблюдается только в сфере мобильной связи и Интернета. Главным действующим лицом в телекоммуникации общего пользования выступает национальный оператор "Казахтелеком". Как считает К. Нагманов, это положительный фактор, позволяющий поддерживать низкие тарифы для населения и содержать убыточную сельскую связь. Кстати, по последним данным, около 2790 сел не имеет телефонной связи.
Одним из основных мероприятий программы, по мнению министра, должна стать поэтапная либерализация телекоммуникационной отрасли. В связи с чем предлагается создать второй магистральный оператор связи по типу "Казахтелекома", со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Именно этот пункт программы и вызвал наиболее острое обсуждение.
- В декабре прошлого года была утверждена концепция развития отрасли телекоммуникации, в которой предусматривалось развивать конкуренцию путем поэтапной либерализации и демонополизации рынка услуг, - подчеркнул глава кабмина Имангали Тасмагамбетов. - В вашей программе заложено создание еще одного национального оператора, что не состыковывается с концепцией.
И. Тасмагамбетов напомнил, что Казахстан готовится к вступлению в ВТО, членство в которой предполагает отсутствие каких бы то ни было эксклюзивных прав у компаний и предприятий. По его мнению, рынок телекоммуникаций весьма интересен для инвесторов, и если его сделать открытым, это поможет решить проблемы телефонизации, в том числе и на селе. Однако К. Нагманов, отстаивая свою позицию, заявил, что если инвесторы и придут, то вряд ли они захотят брать на себя сельскую связь.
- Но мы ведь отдаем этот рынок с обязательствами, - подчеркнул премьер-министр. - Если операторы не выполняют их, то причиной тому плохая работа министерства. Пока мы будем все держать в своих руках, тарифы останутся высокими.
Что касается рынка мобильной связи, то ни для кого не секрет, что цены за услуги сотовой связи в Казахстане одни из самых высоких в мире. И опять же все дело в том, что на рынке присутствуют лишь три оператора, которым предоставили, как сообщил министр финансов Зейнулла Какимжанов, чрезмерные льготы и преференции. К. Нагманов заявил, что в министерстве рассматривается вопрос о введении дополнительных операторов, но не хватает радиочастот.
Чтобы открыть казахстанский рынок телекоммуникаций для потенциальных инвесторов, по мнению вице-премьера Карима Масимова, необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, полностью перейти на цифровую связь. Во-вторых, ввести повременную оплату телефонных разговоров. И в-третьих, решить вопрос о тарифах.
- Я считаю, что для строгого контроля за тарифами следует разработать специальную бюджетную классификацию, чтобы любой оператор отчислял определенную сумму в бюджет. А за счет этого финансировать сельскую связь, - предложил К. Масимов.
Глава кабмина подвел итог дискуссии.
- Концепцией определено, что инвестиционная политика в сфере телекоммуникаций должна стимулировать здоровую конкуренцию, основанную на увеличении числа операторов связи, расширении видов услуг, создании инфраструктуры этой отрасли, - подчеркнул И. Тасмагамбетов. - Для этого надо отчетливо представлять себе последовательность этапов ее развития.
Премьер-министр дал поручение создать рабочую группу во главе с К. Масимовым, чтобы доработать программу с учетом высказанных замечаний и через месяц вновь внести ее на рассмотрение кабинета министров.
Вторым пунктом в повестке заседания стоял вопрос об организации производств четвертого-пятого переделов в металлургическом комплексе. Дело в том, что Казахстан по-прежнему остается в значительной степени "сырьевой" страной. Поэтому в правительстве сейчас идет активная работа над новой концепцией индустриальной политики, предполагающей переориентацию экономики на выпуск конечной продукции.
По словам министра образования и науки Шамши Беркимбаевой, выступавшей с докладом, Казахстан имеет мощную сырьевую базу для развития черной и цветной металлургии, урановой промышленности и золотодобычи. Металлургический комплекс страны характеризуется насыщенностью технологиями третьего передела, обеспечивающими выпуск продукции с низкой добавочной стоимостью.
- Обладая большим потенциалом, Казахстан ежегодно импортирует 400 тыс. т сортового проката на сумму 170 млн. долл., - сообщила Ш. Беркимбаева. - В то же время экспорт лома черных и цветных металов составил в прошлом году 2 млн. 200 тыс. т на сумму 95,5 млн. долл.
По ее мнению, металлургия уже в ближайшем будущем может стать опорой экономики. Для этого надо перевести отрасль на наукоемкие технологии. И здесь не обойтись без государственной поддержки в виде льгот и преференций для привлечения негосударственного капитала.
Как заметил министр индустрии и торговли Мажит Есенбаев, чье ведомство является головным разработчиком концепции индустриальной политики:
- Мы еще сами четко не разобрались, что такое четвертый-пятый передел, хотя, на мой взгляд, это конечная продукция с высокой добавочной стоимостью.
Для того чтобы намеченные меры начали приносить реальные плоды, необходимы немалые капиталовложения. Но это вопрос будущего. Пока же, как подчеркнул премьер-министр, необходимо "чтобы проекты, которые мы наметили в плановом порядке, реализовывались".
И снова о наркотиках
О том, что в Казахстане с каждым годом растет число наркозависимых, а транзит наркотиков через страну не уменьшается, свидетельствуют официальные данные. Как сообщил министр юстиции Георгий Ким, сегодня отсутствует координация между государственными органами в антинаркотических мероприятиях, нет единого подхода в противодействии наркомании и наркобизнесу, недостаточно финансирование антинаркотических программ.
После доклада И. Тасмагамбетов заявил:
- Нам надо четко и ясно понимать, что определенная работа проведена. Мы рассматриваем не проект программы, а конкретную работу, проводимую в ходе реализации этой программы.
Очень осторожно был поднят вопрос о возможной легализации легких наркотиков. Оппонентами выступили министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев и министр внутренних дел Каирбек Сулейменов. Они считают, что наше общество не готово к подобному шагу.
- Предлагаю каждые полгода возвращаться к этому вопросу, - предложил И. Тасмагамбетов. - Откровенно скажу, большого удовлетворения отчетом министра юстиции о проделанной работе по реализации программы правительства я не испытываю.
-----
Черный и цветной передел Виктор Аркадьев, "Экспресс-К", 13 ноября
Грядет эра передела. Причем четвертого и пятого. Речь идет о технологических переделах в металлургии и производстве не сырья и полуфабрикатов, а уже готовой продукции. Этот вопрос обсуждался вчера на заседании правительства.
Подробно вопрос был освещен в докладе министра образования и науки Шамши Беркимбаевой. Сегодня в казахстанской металлургии преобладает третий передел с низкой добавленной стоимостью, причем такое производство оказывает серьезное негативное воздействие на окружающую среду. Страна обладает достаточной рудной базой, чтобы самостоятельно производить инструментально-конструкторскую сталь электротехнического назначения, трубы, спецсплавы цветных металлов, прокат черных и цветных металлов. Однако сейчас мы все это ввозим.
Более того, факты, приведенные министром, говорят о том, что, будь у нас налажено необходимое производство, нам было бы достаточно перерабатывать то, что называется ломом. По данным г-жи Беркимбаевой, в 2001 году Казахстан импортировал 400 тыс. тонн цинкового проката на сумму 170 млн долларов. В то же время экспорт лома и отходов черных металлов составил в прошлом году 2 млн 200 тыс. тонн на сумму 95,5 млн долларов. В первом полугодии 2002 года из страны было вывезено 18 тыс. тонн лома алюминия на сумму 11,8 млн долларов, а ввезено 6,6 тыс. тонн алюминиевого проката на сумму 20 млн долларов. А все потому, что при наличии металлургических производств мы не производим ни алюминиевый, ни цинковый прокат - нет соответствующих технологических линий.
Внедрение четвертого и пятого переделов, что предусмотрено программой "Казахстан-2030" и программой действий правительства на 2002 - 2004 гг., должно кардинально изменить это положение дел.
Г-жа министр сделала акцент на научном обеспечении этого важного для государства процесса.
- Казахстанская научная школа достигла мирового уровня по созданию функциональных материалов нового поколения на основе металлов и соединений, - заявила Шамша Беркимбаева. - В частности, разработано и создано единственное в мире производство по получению разведенного изотопа осмия-187, технология которого позволяет осуществлять синтез соединений осмия для производства противораковых препаратов и жаропрочных материалов аэрокосмической техники, а также сверхпроводящих покрытий. Разработана технология получения высокочистого кремния на основе ферросилиция производства завода ферросплавов г. Аксу и ферросиликата алюминия из экибастузских углей.
Министр образования и науки упомянула и ряд других проектов, в том числе проект строительства электрометаллургического мини-завода производительностью 350 тыс. тонн в год сортового проката качественных углеродистых и легированных марок стали в г. Таразе.
Правда, впоследствии из выступления министра индустрии и торговли Мажита Есенбаева стало ясно, что этот проект вызывает у специалистов немало вопросов. "ЭК" писал об этом проекте, так что остановлюсь на нем подробнее.
По словам Есенбаева, вызывает вопросы сметная стоимость проекта - 500 млн долларов. Почему в Таразе - еще больший вопрос. Привязка к мощностям Жамбылской ГРЭС кажется министру сомнительной.
- Предусматривается, что основной компонент исходного сырья - лом вторичных металлов, - напомнил коллегам г-н Есенбаев. - И нам придется поднять экспортную таможенную пошлину на лом вторичных металлов, чтобы обеспечить завод сырьем.
Это явно вызвало неприятие министра финансов Зейнуллы Какимжанова. Но г-н Есенбаев погасил зарождавшийся пожар короткой репликой: "Надеемся, вы поддержите". И тут же высказался за перенос строительства в Павлодар или Караганду - "ближе к сырью и квалифицированным кадрам". Кроме того, такое производство является энергоемким, а "на юге этот вопрос проработан недостаточно".
Мажит Есенбаев остановился на нескольких проектах по внедрению четвертого и пятого переделов. Самым реальным он назвал проект строительства завода по производству труб из продукции "Испат-Кармета". Необходимо также возродить сортопрокатное производство, которое было утрачено в годы экономического кризиса.
Необходимо также, по словам министра, наладить производство первичного алюминия. Вопрос заключается в большой сумме капиталовложений.
Внимание коллег министр индустрии и торговли заострил на проблеме "поворота" предприятий в сторону внутреннего рынка. "Испат-Кармет", на 100 процентов являющийся частным, сказал министр, решает вопросы, которые ставит перед ним правительство (пример с заводом по производству труб доказывает это еще раз).
- В то же время на предприятиях, где мы обладаем частью пакета акций, "Казахмысе", "Алюминии Казахстана", "Казцинке", мы не можем провести нашу государственную политику в области разворота сырья на внутренний рынок. Эту проблему надо решать, и, на мой взгляд, это вопрос государственного управления, - считает г-н Есенбаев.
- То есть пакеты акций надо передавать тем потенциальным стратегическим инвесторам, которые уже присутствуют в тех или иных отраслях? - то ли вопросительно, то ли утвердительно отреагировал премьер-министр. Но тут же оговорился, что обсуждение судьбы госпакетов акций - вопрос сложный и его надо рассматривать отдельно.
Однако от вопроса, где взять средства на строительство заводов и линий по четвертому и пятому переделу, никуда не уйти, и, по всей видимости, правительству придется к нему вернуться в ближайшее время.
-----
Телекоммуникационное двуполье Позвонить из Казахстана в Европу дороже, чем из Европы в Казахстан Михаил Дорофеев, "Экспресс-К", 13 ноября
Правительство отправило Программу развития отрасли телекоммуникаций на 2003-2005 гг. на доработку. Основной причиной послужило несогласие премьер-министра Имангали Тасмагамбетова с утверждением министра Кажмурата Нагманова, что "двуполье - это рынок".
Начиналось все буднично. Министр транспорта и коммуникаций вышел на трибуну и зачитал текст доклада. Программа предусматривает либерализацию отрасли телекоммуникаций в два этапа. Первый (до конца 2003 года) заключается в создании конкурента "Казахтелекому" - второго магистрального оператора, контрольный пакет акций которого будет находиться в руках государства. При этом второй оператор должен выполнять те же обязательства, что и "Казахтелеком", при этом привлекая дополнительные инвестиции, расширяя географию охвата телекоммуникационными услугами и доступ населения к этим услугам.
Второй этап - собственно либерализация рынка. Придет такое количество компаний, которое уживется в условиях жесткой конкуренции. И тогда можно будет надеяться на понижение тарифов и улучшение качества оказываемых телекоммуникационных услуг. Программа предусматривает повсеместное введение "повременки", посекундной тарификации международных разговоров, 60-процентную цифровизацию телефонных сетей, создание правовой основы для конкуренции (к примеру, внедрение новых правил лицензирования).
Самые большие вопросы вызвало предложение разработчиков программы вначале создать второго оператора.
- Двуполье - это уже рынок, - убеждал министр своих коллег. - Как же можно либерализовать рынок, "не пощупав" его?
Премьер-министр высказался вполне определенно:
- Наличие двух государственных операторов прямо противоречит политике демонополизации и либерализации телекоммуникационного рынка, - заявил Имангали Тасмагамбетов.
Он считает, что рынок надо открывать сразу, без промежуточного "двуполья", определив этапы работы по техническому и законодательному обеспечению этого процесса. Тем более что, по планам авторов программы, впоследствии доля государства в пакетах акций двух магистральных операторов будет уменьшаться.
Г-н Нагманов возразил, что "двуполье" - не изобретение казахстанского Минтранскома. Две компании действуют в США, в Австралии, правда, очевидно, они являются частными. В качестве одного из аргументов в пользу создания близнеца "Казахтелекома" министр привел разницу в тарифах на внутреннюю связь для городов и сельской местности. Сегодня в городе тарифы выше, чем в иных развитых странах тарифы на международную связь, поскольку доходы от этих услуг направляются на дотирование сельской связи. По данным г-на Нагманова, иностранные компании потому и рвутся на казахстанский рынок, что стоимость минуты телефонного разговора из Казахстана в такие страны, как США, Англия, Германия, Франция, составляет полтора доллара, а позвонить оттуда к нам дешевле. Однако либерализация для того и внедряется, чтобы в результате конкуренции эти тарифы снизились. Но для самого-то инвестора рынок может утрачивать привлекательность. И компании устремятся прежде всего в те сектора и регионы, которые сулят большую доходность - в первую очередь города Алматы и Астану.
- Будет то, что мы наблюдаем на рынке GSM-связи, - предостерегает г-н Нагманов. - Еще в прошлом году компании должны были наладить мобильную связь на трассах Алматы - Астана, Астана - Боровое, Шымкент - Уральск. Но этого нет.
Глава правительства заметил, что нужно не только формулировать определенные требования к приходящим на рынок компаниям, но и строго следить за их исполнением, что и является работой Минтранскома.
Возникли и вопросы по финансовому обеспечению программы. Общая стоимость составляет 40,2 млрд долларов, и, как заявил г-н Нагманов, эти средства не будут изыматься из бюджета, а будут привлечены в виде инвестиций приходящих на рынок компаний.
- Это реалистично? - спросили министра.
- Это оптимистично, - ответил министр.
Министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов отметил, что его министерство незнакомо с детальным обоснованием того, что эти 40 с лишним миллиардов действительно придут, и поддержал предложение вице-премьера Карима Масимова.
Суть предложения г-на Масимова заключается в том, чтобы предусмотреть в бюджете специальную строку, куда компании, пришедшие на телекоммуникационный рынок, отчисляли бы определенные средства и из этих средств дотировалась бы сельская связь и проч.
Выслушав "за" и "против", премьер-министр предложил отвести еще месяц на доработку программы, назначив руководителем рабочей группы Карима Масимова. |