NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 15:50 ast
13:50 msk

Даешь либерализацию!
Правительство Тасмагамбетова занялось металлургией, телекоммуникациями и наркотиками
14.11.2002 / политика и общество

Наталья БУЕНКО, "Новости недели", 13 ноября

Тон задал первый вопрос повестки дня: "О развитии отрасли телекоммуникаций на 2003-2005 годы", который вызвал бурную, почти часовую дискуссию.

Позвони мне, позвони

Программу развития отрасли представлял министр транспорта и коммуникаций Кажмурат Нагманов.

- Целью представляемой нами программы является формирование механизмов дальнейшего развития телекоммуникационного сектора экономики Казахстана, конкурентно-интегрированного в глобальную информационную инфраструктуру, - начал свое выступление министр.

По его словам, объем производства в этой отрасли в нынешнем году достигнет 560 млн. долл., а к 2005 году увеличится до 900 млн. долл. Высокая конкуренция пока наблюдается только в сфере мобильной связи и Интернета. Главным действующим лицом в телекоммуникации общего пользования выступает национальный оператор "Казахтелеком". Как считает К. Нагманов, это положительный фактор, позволяющий поддерживать низкие тарифы для населения и содержать убыточную сельскую связь. Кстати, по последним данным, около 2790 сел не имеет телефонной связи.

Одним из основных мероприятий программы, по мнению министра, должна стать поэтапная либерализация телекоммуникационной отрасли. В связи с чем предлагается создать второй магистральный оператор связи по типу "Казахтелекома", со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Именно этот пункт программы и вызвал наиболее острое обсуждение.

- В декабре прошлого года была утверждена концепция развития отрасли телекоммуникации, в которой предусматривалось развивать конкуренцию путем поэтапной либерализации и демонополизации рынка услуг, - подчеркнул глава кабмина Имангали Тасмагамбетов. - В вашей программе заложено создание еще одного национального оператора, что не состыковывается с концепцией.

И. Тасмагамбетов напомнил, что Казахстан готовится к вступлению в ВТО, членство в которой предполагает отсутствие каких бы то ни было эксклюзивных прав у компаний и предприятий. По его мнению, рынок телекоммуникаций весьма интересен для инвесторов, и если его сделать открытым, это поможет решить проблемы телефонизации, в том числе и на селе. Однако К. Нагманов, отстаивая свою позицию, заявил, что если инвесторы и придут, то вряд ли они захотят брать на себя сельскую связь.

- Но мы ведь отдаем этот рынок с обязательствами, - подчеркнул премьер-министр. - Если операторы не выполняют их, то причиной тому плохая работа министерства. Пока мы будем все держать в своих руках, тарифы останутся высокими.

Что касается рынка мобильной связи, то ни для кого не секрет, что цены за услуги сотовой связи в Казахстане одни из самых высоких в мире. И опять же все дело в том, что на рынке присутствуют лишь три оператора, которым предоставили, как сообщил министр финансов Зейнулла Какимжанов, чрезмерные льготы и преференции. К. Нагманов заявил, что в министерстве рассматривается вопрос о введении дополнительных операторов, но не хватает радиочастот.

Чтобы открыть казахстанский рынок телекоммуникаций для потенциальных инвесторов, по мнению вице-премьера Карима Масимова, необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, полностью перейти на цифровую связь. Во-вторых, ввести повременную оплату телефонных разговоров. И в-третьих, решить вопрос о тарифах.

- Я считаю, что для строгого контроля за тарифами следует разработать специальную бюджетную классификацию, чтобы любой оператор отчислял определенную сумму в бюджет. А за счет этого финансировать сельскую связь, - предложил К. Масимов.

Глава кабмина подвел итог дискуссии.

- Концепцией определено, что инвестиционная политика в сфере телекоммуникаций должна стимулировать здоровую конкуренцию, основанную на увеличении числа операторов связи, расширении видов услуг, создании инфраструктуры этой отрасли, - подчеркнул И. Тасмагамбетов. - Для этого надо отчетливо представлять себе последовательность этапов ее развития.

Премьер-министр дал поручение создать рабочую группу во главе с К. Масимовым, чтобы доработать программу с учетом высказанных замечаний и через месяц вновь внести ее на рассмотрение кабинета министров.

Вторым пунктом в повестке заседания стоял вопрос об организации производств четвертого-пятого переделов в металлургическом комплексе. Дело в том, что Казахстан по-прежнему остается в значительной степени "сырьевой" страной. Поэтому в правительстве сейчас идет активная работа над новой концепцией индустриальной политики, предполагающей переориентацию экономики на выпуск конечной продукции.

По словам министра образования и науки Шамши Беркимбаевой, выступавшей с докладом, Казахстан имеет мощную сырьевую базу для развития черной и цветной металлургии, урановой промышленности и золотодобычи. Металлургический комплекс страны характеризуется насыщенностью технологиями третьего передела, обеспечивающими выпуск продукции с низкой добавочной стоимостью.

- Обладая большим потенциалом, Казахстан ежегодно импортирует 400 тыс. т сортового проката на сумму 170 млн. долл., - сообщила Ш. Беркимбаева. - В то же время экспорт лома черных и цветных металов составил в прошлом году 2 млн. 200 тыс. т на сумму 95,5 млн. долл.

По ее мнению, металлургия уже в ближайшем будущем может стать опорой экономики. Для этого надо перевести отрасль на наукоемкие технологии. И здесь не обойтись без государственной поддержки в виде льгот и преференций для привлечения негосударственного капитала.

Как заметил министр индустрии и торговли Мажит Есенбаев, чье ведомство является головным разработчиком концепции индустриальной политики:

- Мы еще сами четко не разобрались, что такое четвертый-пятый передел, хотя, на мой взгляд, это конечная продукция с высокой добавочной стоимостью.

Для того чтобы намеченные меры начали приносить реальные плоды, необходимы немалые капиталовложения. Но это вопрос будущего. Пока же, как подчеркнул премьер-министр, необходимо "чтобы проекты, которые мы наметили в плановом порядке, реализовывались".

И снова о наркотиках

О том, что в Казахстане с каждым годом растет число наркозависимых, а транзит наркотиков через страну не уменьшается, свидетельствуют официальные данные. Как сообщил министр юстиции Георгий Ким, сегодня отсутствует координация между государственными органами в антинаркотических мероприятиях, нет единого подхода в противодействии наркомании и наркобизнесу, недостаточно финансирование антинаркотических программ.

После доклада И. Тасмагамбетов заявил:

- Нам надо четко и ясно понимать, что определенная работа проведена. Мы рассматриваем не проект программы, а конкретную работу, проводимую в ходе реализации этой программы.

Очень осторожно был поднят вопрос о возможной легализации легких наркотиков. Оппонентами выступили министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев и министр внутренних дел Каирбек Сулейменов. Они считают, что наше общество не готово к подобному шагу.

- Предлагаю каждые полгода возвращаться к этому вопросу, - предложил И. Тасмагамбетов. - Откровенно скажу, большого удовлетворения отчетом министра юстиции о проделанной работе по реализации программы правительства я не испытываю.

-----

Черный и цветной передел
Виктор Аркадьев, "Экспресс-К", 13 ноября

Грядет эра передела. Причем четвертого и пятого. Речь идет о технологических переделах в металлургии и производстве не сырья и полуфабрикатов, а уже готовой продукции. Этот вопрос обсуждался вчера на заседании правительства.

Подробно вопрос был освещен в докладе министра образования и науки Шамши Беркимбаевой. Сегодня в казахстанской металлургии преобладает третий передел с низкой добавленной стоимостью, причем такое производство оказывает серьезное негативное воздействие на окружающую среду. Страна обладает достаточной рудной базой, чтобы самостоятельно производить инструментально-конструкторскую сталь электротехнического назначения, трубы, спецсплавы цветных металлов, прокат черных и цветных металлов. Однако сейчас мы все это ввозим.

Более того, факты, приведенные министром, говорят о том, что, будь у нас налажено необходимое производство, нам было бы достаточно перерабатывать то, что называется ломом. По данным г-жи Беркимбаевой, в 2001 году Казахстан импортировал 400 тыс. тонн цинкового проката на сумму 170 млн долларов. В то же время экспорт лома и отходов черных металлов составил в прошлом году 2 млн 200 тыс. тонн на сумму 95,5 млн долларов. В первом полугодии 2002 года из страны было вывезено 18 тыс. тонн лома алюминия на сумму 11,8 млн долларов, а ввезено 6,6 тыс. тонн алюминиевого проката на сумму 20 млн долларов. А все потому, что при наличии металлургических производств мы не производим ни алюминиевый, ни цинковый прокат - нет соответствующих технологических линий.

Внедрение четвертого и пятого переделов, что предусмотрено программой "Казахстан-2030" и программой действий правительства на 2002 - 2004 гг., должно кардинально изменить это положение дел.

Г-жа министр сделала акцент на научном обеспечении этого важного для государства процесса.

- Казахстанская научная школа достигла мирового уровня по созданию функциональных материалов нового поколения на основе металлов и соединений, - заявила Шамша Беркимбаева. - В частности, разработано и создано единственное в мире производство по получению разведенного изотопа осмия-187, технология которого позволяет осуществлять синтез соединений осмия для производства противораковых препаратов и жаропрочных материалов аэрокосмической техники, а также сверхпроводящих покрытий. Разработана технология получения высокочистого кремния на основе ферросилиция производства завода ферросплавов г. Аксу и ферросиликата алюминия из экибастузских углей.

Министр образования и науки упомянула и ряд других проектов, в том числе проект строительства электрометаллургического мини-завода производительностью 350 тыс. тонн в год сортового проката качественных углеродистых и легированных марок стали в г. Таразе.

Правда, впоследствии из выступления министра индустрии и торговли Мажита Есенбаева стало ясно, что этот проект вызывает у специалистов немало вопросов. "ЭК" писал об этом проекте, так что остановлюсь на нем подробнее.

По словам Есенбаева, вызывает вопросы сметная стоимость проекта - 500 млн долларов. Почему в Таразе - еще больший вопрос. Привязка к мощностям Жамбылской ГРЭС кажется министру сомнительной.

- Предусматривается, что основной компонент исходного сырья - лом вторичных металлов, - напомнил коллегам г-н Есенбаев. - И нам придется поднять экспортную таможенную пошлину на лом вторичных металлов, чтобы обеспечить завод сырьем.

Это явно вызвало неприятие министра финансов Зейнуллы Какимжанова. Но г-н Есенбаев погасил зарождавшийся пожар короткой репликой: "Надеемся, вы поддержите". И тут же высказался за перенос строительства в Павлодар или Караганду - "ближе к сырью и квалифицированным кадрам". Кроме того, такое производство является энергоемким, а "на юге этот вопрос проработан недостаточно".

Мажит Есенбаев остановился на нескольких проектах по внедрению четвертого и пятого переделов. Самым реальным он назвал проект строительства завода по производству труб из продукции "Испат-Кармета". Необходимо также возродить сортопрокатное производство, которое было утрачено в годы экономического кризиса.

Необходимо также, по словам министра, наладить производство первичного алюминия. Вопрос заключается в большой сумме капиталовложений.

Внимание коллег министр индустрии и торговли заострил на проблеме "поворота" предприятий в сторону внутреннего рынка. "Испат-Кармет", на 100 процентов являющийся частным, сказал министр, решает вопросы, которые ставит перед ним правительство (пример с заводом по производству труб доказывает это еще раз).

- В то же время на предприятиях, где мы обладаем частью пакета акций, "Казахмысе", "Алюминии Казахстана", "Казцинке", мы не можем провести нашу государственную политику в области разворота сырья на внутренний рынок. Эту проблему надо решать, и, на мой взгляд, это вопрос государственного управления, - считает г-н Есенбаев.

- То есть пакеты акций надо передавать тем потенциальным стратегическим инвесторам, которые уже присутствуют в тех или иных отраслях? - то ли вопросительно, то ли утвердительно отреагировал премьер-министр. Но тут же оговорился, что обсуждение судьбы госпакетов акций - вопрос сложный и его надо рассматривать отдельно.

Однако от вопроса, где взять средства на строительство заводов и линий по четвертому и пятому переделу, никуда не уйти, и, по всей видимости, правительству придется к нему вернуться в ближайшее время.

-----

Телекоммуникационное двуполье
Позвонить из Казахстана в Европу дороже, чем из Европы в Казахстан
Михаил Дорофеев, "Экспресс-К", 13 ноября

Правительство отправило Программу развития отрасли телекоммуникаций на 2003-2005 гг. на доработку. Основной причиной послужило несогласие премьер-министра Имангали Тасмагамбетова с утверждением министра Кажмурата Нагманова, что "двуполье - это рынок".

Начиналось все буднично. Министр транспорта и коммуникаций вышел на трибуну и зачитал текст доклада. Программа предусматривает либерализацию отрасли телекоммуникаций в два этапа. Первый (до конца 2003 года) заключается в создании конкурента "Казахтелекому" - второго магистрального оператора, контрольный пакет акций которого будет находиться в руках государства. При этом второй оператор должен выполнять те же обязательства, что и "Казахтелеком", при этом привлекая дополнительные инвестиции, расширяя географию охвата телекоммуникационными услугами и доступ населения к этим услугам.

Второй этап - собственно либерализация рынка. Придет такое количество компаний, которое уживется в условиях жесткой конкуренции. И тогда можно будет надеяться на понижение тарифов и улучшение качества оказываемых телекоммуникационных услуг. Программа предусматривает повсеместное введение "повременки", посекундной тарификации международных разговоров, 60-процентную цифровизацию телефонных сетей, создание правовой основы для конкуренции (к примеру, внедрение новых правил лицензирования).

Самые большие вопросы вызвало предложение разработчиков программы вначале создать второго оператора.

- Двуполье - это уже рынок, - убеждал министр своих коллег. - Как же можно либерализовать рынок, "не пощупав" его?

Премьер-министр высказался вполне определенно:

- Наличие двух государственных операторов прямо противоречит политике демонополизации и либерализации телекоммуникационного рынка, - заявил Имангали Тасмагамбетов.

Он считает, что рынок надо открывать сразу, без промежуточного "двуполья", определив этапы работы по техническому и законодательному обеспечению этого процесса. Тем более что, по планам авторов программы, впоследствии доля государства в пакетах акций двух магистральных операторов будет уменьшаться.

Г-н Нагманов возразил, что "двуполье" - не изобретение казахстанского Минтранскома. Две компании действуют в США, в Австралии, правда, очевидно, они являются частными. В качестве одного из аргументов в пользу создания близнеца "Казахтелекома" министр привел разницу в тарифах на внутреннюю связь для городов и сельской местности. Сегодня в городе тарифы выше, чем в иных развитых странах тарифы на международную связь, поскольку доходы от этих услуг направляются на дотирование сельской связи. По данным г-на Нагманова, иностранные компании потому и рвутся на казахстанский рынок, что стоимость минуты телефонного разговора из Казахстана в такие страны, как США, Англия, Германия, Франция, составляет полтора доллара, а позвонить оттуда к нам дешевле. Однако либерализация для того и внедряется, чтобы в результате конкуренции эти тарифы снизились. Но для самого-то инвестора рынок может утрачивать привлекательность. И компании устремятся прежде всего в те сектора и регионы, которые сулят большую доходность - в первую очередь города Алматы и Астану.

- Будет то, что мы наблюдаем на рынке GSM-связи, - предостерегает г-н Нагманов. - Еще в прошлом году компании должны были наладить мобильную связь на трассах Алматы - Астана, Астана - Боровое, Шымкент - Уральск. Но этого нет.

Глава правительства заметил, что нужно не только формулировать определенные требования к приходящим на рынок компаниям, но и строго следить за их исполнением, что и является работой Минтранскома.

Возникли и вопросы по финансовому обеспечению программы. Общая стоимость составляет 40,2 млрд долларов, и, как заявил г-н Нагманов, эти средства не будут изыматься из бюджета, а будут привлечены в виде инвестиций приходящих на рынок компаний.

- Это реалистично? - спросили министра.

- Это оптимистично, - ответил министр.

Министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов отметил, что его министерство незнакомо с детальным обоснованием того, что эти 40 с лишним миллиардов действительно придут, и поддержал предложение вице-премьера Карима Масимова.

Суть предложения г-на Масимова заключается в том, чтобы предусмотреть в бюджете специальную строку, куда компании, пришедшие на телекоммуникационный рынок, отчисляли бы определенные средства и из этих средств дотировалась бы сельская связь и проч.

Выслушав "за" и "против", премьер-министр предложил отвести еще месяц на доработку программы, назначив руководителем рабочей группы Карима Масимова.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Бизнес-форум в Гааге: инвестиционные возможности расширяются 30.11.2002
Корейские рестораны отказываются обслуживать американцев 30.11.2002
Месть Генри Киссинджера 30.11.2002
Иракские курды не торопятся на войну 30.11.2002
"Я не планировал теракта против Туркменбаши. Он нужен нам живым" 30.11.2002
28 ноября завершилась регистрация 29.11.2002
Казахстан заинтересован в транспортировке энергоносителей в страны Европы 29.11.2002
Свято кресло пусто не бывает 29.11.2002
Президент РК прибыл с официальным визитом в Нидерланды 28.11.2002
Парламентские церемонии 28.11.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz