РосБалт, 14 ноября
Пока Америка готовится к войне с Ираком, исламский мир уже развернул войну против американских товаров. Мусульмане бойкотируют продукцию США, начиная с мыла и заканчивая кроссовками, однако самая ожесточенная битва развернулась за напиток "кола".
В Иране теперь производят напиток под названием "Зам-зам кола", чей вкус почти не отличается от традиционного вкуса "колы". Спрос на "Зам-зам колу" огромен. За последние 4 месяца в Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман, Кувейт, Афганистан и Ирак было экспортировано несколько десятков миллионов бутылок "Зам-зам колы". А ведь еще нужно напоить два миллиона паломников, стекающихся в Мекку на ежегодное поклонение.
"Зам-зам кола" стала столь популярной, что идея была подхвачена другими компаниями. Тавфик Мафлуфи, француз арабского происхождения, известный политический деятель, с ноября начала выпускать в Париже "колу" под новой маркой "Мекка-кола". Его товар рассчитан на европейский рынок. По словам Мафлуфи, он уже получил предложения о сотрудничестве от бельгийских и голландских предпринимателей, и он также надеется, что "Мекка-кола" понравится британским мусульманам. В своей рекламной кампании Мафлуфи обещает, что 10% от выручки будет передано в детский благотворительный фонд Палестины.
В первый день Рамадана исламское духовенство призвало мусульман всего мира бойкотировать продукцию американских компаний. "Макдоналдс", "Старбакс", "Найк", "Кока-кола" и "Пепси-кола" уже признали, что эта кампания сказывается на их доходах. Продажи "Кока-колы" в некоторых странах сократились на 20-40%.
Исламские активисты утверждают, что для мусульман это хороший и простой способ выразить свое отношение к политике Джорджа Буша.
Рита Клифтон, председатель международного рекламного агентства "Интербрэнд", соглашается, что исламские страны предприняли весьма эффективную кампанию. Если бы они просто убеждали мусульман отказаться от американских товаров, это было бы не так действено, но они предлагают им другой продукт под альтернативной торговой маркой. "Кока-кола" - самая крупная международная компания, чей капитал оценивается в 45 миллиардов долларов, - говорит Клифтон. - Конечно, это не нанесет ей большого ущерба, однако никакая компания не захочет, чтобы ее товар бойкотировался или демонстративно выливался на землю".
Бахрам Хейри, директор по маркетингу компании "Зам-зам", говорит: "Мы гордимся тем, что наша продукция конкурирует со знаменитой торговой маркой". Зам-зам - это название святого источника в Мекке. Компания "Зам-зам", основанная в 1954 году, - известный иранский производитель безалкогольных напитков, доля которого на рынке Ирана составляет 47%. Она также выпускает безалкогольное "Исламское пиво". До 1979 года "Зам-зам" сотрудничала с "Пепси-колой".
Сейчас держателями акций компаний является несколько мусульманских религиозных организаций. Компания планирует в ближайшее время начать поставки в Ливан и Сирию, а также в Данию, которая станет первым европейским рынком для "Зам-зам колы". Хейри утверждает, что многие азиатские, африканские и европейские страны проявляют интерес к сотрудничеству с ними.
По материалам CNN Europe и The Times Перевод: Екатерина Попова, ИА "Росбалт" |