NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 23:49 ast
21:49 msk

На основе диалога и партнерства
Попутно возникший вопрос о деятельности издательства "Атамура" также не вывел министра из равновесия. Мухтар Кул-Мухаммед категорически заявил, что издательство последние четыре года не принимало участия в тендерах
20.11.2002 / политика и общество

"Казахстанская правда", 19 ноября

Вчера в Парламенте РК состоялся правительственный час с участием министра культуры, информации и общественного согласия Мухтара Кул-Мухаммеда. Предметом обсуждения стали вопросы деятельности и развития средств массовой информации в Казахстане. Министр представил парламентариям структуру медиа-рынка страны, обозначил тенденции его развития, проанализировал международную практику правового регулирования деятельности СМИ. Он также рассказал о деятельности рабочей группы по подготовке нового законопроекта "О средствах массовой информации", которая создана распоряжением Премьер-Министра.

Выступая на правительственном часе, М. Кул-Мухаммед привел ряд данных. Так, на 1 ноября нынешнего года в республике действуют 1 754 СМИ, из которых 1167 газет, 451 журнал, 121 теле- и радиокомпания, 15 информационных агентств. С начала 2002 года количество СМИ возросло на 14 процентов. В структуре медиа-рынка по видам 92 процента занимают газеты и журналы, 7 процентов - электронные СМИ и 1 процент - информационные агентства. 80 процентов СМИ Казахстана являются негосударственными. Собственники 159 изданий - общественные объединения, 11 - политические партии и движения, 10 - религиозные объединения.

Одной из ярких и четко прослеживающихся тенденций развития медиа-рынка Казахстана, как считает глава МКИОС, является значительная тематическая дифференциация СМИ. Помимо общественно-политических в республике широко издаются рекламные, научные, женские, детские, молодежные, религиозные и многие другие издания. Причем газеты, журналы, теле- и радиопередачи выходят на 11 языках. Государством к тому же осуществляется финансирование четырех национальных газет: это на немецком языке - "Дойче Альгемайне Цайтунг", на украинском - "Украински новини", корейском - "Коре ильбо", уйгурском - "Уйгур авази".

В текущем году произошло заметное расширение ареала использования государственного языка в медиа-пространстве. На 1 ноября 2002 года в республике издавались 253 газеты и 51 журнал на государственном языке. Значительно возросли тиражи общенациональных изданий на государственном языке, таких как "Егемен Казакстан", "Жас Алаш" и "Ана тiлi", "Казак адебиетi" и "Туркiстан". Тираж детского журнала "Балдырган" достиг 36 тысяч экземпляров. Число посещений открытого совсем недавно в сети Интернет веб-портала qazaqtili.com. превысило 35 тысяч. Все это, по мнению М. Кул-Мухаммеда, свидетельствует о высоком уровне востребованности СМИ на казахском языке.

Повсеместно и значительно расширился объем вещания на государственном языке электронных СМИ. Ныне соотношение "пятьдесят на пятьдесят" в полном объеме выполняют 95 процентов действующих ТРК страны, в деятельности остальных наблюдается устойчивая позитивная динамика. Для сравнения: в начале января данную норму исполняли только 20 процентов ТРК страны.

Приоритеты государственной информационной политики на нынешнем этапе заключаются прежде всего в совершенствовании законодательной базы, определении четких и ясных правил функционирования информационного поля. "Необходимо, с одной стороны, более четко защитить независимость средств массовой информации, в особенности от собственника, - подчеркнул он, - с другой - привести в равновесие свободу СМИ и их ответственность за слово перед обществом". Конечно, потенциал нынешнего Закона "О средствах массовой информации" далеко не исчерпан. В то же время необходимость его совершенствования очевидна. И в этом направлении уже предпринимается ряд мер. Распоряжением Премьер-Министра 25 сентября с. г. создана рабочая группа по подготовке законопроекта "О средствах массовой информации", в состав которой вошли представители министерств и ведомств, депутат Мажилиса Парламента республики, руководители общественных организаций, представляющих интересы СМИ. Первое заседание рабочей группы состоялось 8 ноября. Процесс разработки законопроекта будет предельно открытым. Новый закон будет нацелен на улучшение государственного регулирования сферы масс-медиа с учетом международного опыта.

Далее министр остановился на международном опыте правового регулирования деятельности СМИ. Так, в частности, законом о свободе коммуникаций Франции предусмотрено, что государственное руководство радиовещанием и телевидением осуществляется Национальной комиссией по коммуникациям и свободам, которая представляет собой независимый административный орган, назначенный соответствующим декретом. Более того, этим законом установлено, что государству принадлежит весь капитал национальных телерадиовещательных обществ, осуществляющих функции публичной службы на территории Франции. В Англии нет специального закона, регулирующего деятельность средств массовой информации, однако специальными правительственными актами установлено, что реклама в теле- и радиопередачах не может превышать более 6 минут на час эфирного времени.

В международной правовой практике наиболее распространено косвенное регулирование деятельности СМИ. В Российской Федерации и других странах ближнего зарубежья вновь создаваемые СМИ обязаны пройти соответствующую регистрацию в государственном уполномоченном органе, определяемом Правительствами этих стран.

Законодательство Швеции предусматривает, что периодическое печатное издание не может выпускаться без соответствующей лицензии. Во Франции СМИ имеет право выпускаться только после получения соответствующей декларации в прокуратуре республики.

В CША лицензированию и регулированию подлежат все частные теле- и радиокомпании, а также издатели.

А в ряде стран на законодательном уровне собственники СМИ обязываются регулярно предоставлять информацию о своих доходах. Информационный рынок - один из наиболее привлекательных секторов экономики, и в ряде стран законодательством предусмотрено ограничение возможностей владения печатными и электронными СМИ со стороны иностранцев. Такая же норма была законодательно закреплена в 1998 году в Законе "О национальной безопасности Республики Казахстан" и позже, в 1999 году - в Законе "О средствах массовой информации". Акт о свободе печати Швеции содержит норму, согласно которой "Владельцем периодического печатного издания может быть шведский гражданин или шведское лицо". Аналогичная норма действующего Закона "О средствах массовой информации" Российской Федерации гласит, что "Не может выступать учредителем... гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации". Такие же нормы содержат законодательства о СМИ Латвии, Литвы и других стран.

По мнению М. Кул-Мухаммеда, рассматривая вопросы СМИ сквозь призму национальной безопасности страны, необходимо обратить внимание на ряд важных моментов. Это прежде всего доступность официальной информации, защищенность информации от незаконного раскрытия, а также регулирование новых видов информации, распространяемых посредством новых информационных технологий, в том числе и через Интернет.

В этом плане в законодательстве ряда стран четко оговариваются права СМИ на получение и распространение информации, не составляющей государственной тайны. В США, ФРГ, Франции, Чехии и других странах СМИ законодательно предоставлено право доступа к правительственной информации. В США это право записано в законе о свободе информации, в Швеции закреплено на конституционном уровне.

В то же время изучение международного законодательства показало, что многие страны, наделяя СМИ общим правом получения информации, могут отказывать им в доступе к некоторым ее видам. Например, в законе о свободе информации США, в частности, содержится восемь оговорок, согласно которым разглашению не подлежат следующие виды информации:
- информация о национальной безопасности;
- внутренние правила и распорядки, касающиеся только служащих данного государственного учреждения;
- информация, разглашение которой нарушает неприкосновенность частной жизни;
- информация, представляющая собой коммерческую тайну;
- информация официального характера, которую исполнительная власть вправе не раскрывать и разглашение которой затруднило бы откровенные внутренние совещания и консультации;
- информация, разглашение которой нарушило бы ход уголовного расследования или обвинения;
- информация, представляющая коммерческую тайну;
- информация геологического и геофизического характера.

К тому же во многих странах законодательно установлены ограничения для СМИ в отношении распространения информации о деятельности государственных органов, участвующих в судебных делах. Так, во Франции запрещено помещать в печатных изданиях отчеты о работе парламентских следственных комиссий, о работе и заседаниях высшего совета магистратуры.

Принимая во внимание то, что средства массовой информации являются одним из активных инструментов воздействия на сознание людей, и учитывая опасность, которую представляет злоупотребление этим инструментом, практически все страны принимают на законодательном уровне меры по ограждению общества от возможного злоупотребления. В международной практике наиболее распространены меры ответственности за злоупотребление свободой печати. Так, конституциями Румынии, Италии, Греции предусмотрена ответственность за распространение клеветы на страну, нацию, подстрекательство к агрессии, публичному насилию, сепаратизму, непристойным проявлениям, противоречащим укладу общественной жизни и добрым нравам этих стран. Шведский акт о свободе печати 1974 года также предусматривает ответственность за распространение изобразительных и печатных произведений, создающих опасность для нравственного воспитания, демонстрацию порнографических изображений. Такие же нормы содержит законодательство о печати Канады, Нидерландов, Российской Федерации, Франции, Украины, Латвии, Литвы.

В случае установления факта преступления против законов правовыми актами США, Испании, Швеции, Италии, Франции и других стран предусматривается запрещение выпуска (выхода в эфир) либо конфискация печатного издания по решению суда. Нарушение либо злоупотребление правами и обязанностями влечет применение санкций к журналистам, вплоть до запрещения заниматься журналистской деятельностью, как это предусматривается конституцией Греции.

Как видим, правовое регулирование деятельности средств массовой информации за рубежом осуществляется достаточно жестко и неукоснительно, подчеркнул министр.

В этом контексте непреходящей ценностью и приоритетом и государства, и СМИ является работа в существующем правовом поле. Практически ежедневно в МКИОС поступают обращения граждан, юридических лиц, государственных органов, нередко - депутатские запросы с требованиями о необходимости принятия мер к тем или иным СМИ, систематически попирающим закон. Масса обращений поступает по поводу засилья эротики, картин со сценами жестокости и насилия в эфире, изданий эротического характера.

Учитывая, что свобода слова, как и всякий иной правовой принцип, предполагает прежде всего ответственность, МКИОС активизировало работу по обеспечению соблюдения законодательства о СМИ, но ни в одном случае не вышло за пределы правового поля. Все действия министерства предельно прозрачны: с первых дней о них информировалось общество. И никакой избирательности в этом вопросе нет и быть не может.

С начала 2002 года областными управлениями было выявлено 81 нарушение законодательства о СМИ. Ими было оформлено 47 протоколов об административных правонарушениях, направлены уведомления и сделаны устные замечания 34 главным редакторам СМИ. По 41 протоколу в соответствии с решениями судов были приняты меры. Абсолютное большинство этих СМИ устранили свои нарушения и продолжают работать в правовом поле, в том числе и большинство телерадиокомпаний, у которых было рекомендовано отозвать или приостановить лицензии.

Фактически решениями суда с начала года по иску лицензиара были отозваны лицензии не у десятков и сотен, как принято утверждать, а у 4 теле- и радиокомпаний, одна из которых, между прочим, была государственной. Это: телестудия "Альфа" из Макинска, ТРК "Ирбис", "ТВ 6х6" из Павлодара и радиостанция "Рифма" из Актобе. В судах нескольких инстанций было доказано, что эти компании не выполняли обязательств, принятых при получении частот, нарушали условия действия лицензий. Согласно п. 1 статьи 22 Закона РК "О лицензировании" неисполнение лицензиатом требований, содержащихся в лицензии, является основанием для отзыва лицензии в судебном порядке. Согласно условиям лицензирования компании были обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в области СМИ. Использование в транслируемых передачах произведений, являющихся объектами авторского права, должно было осуществляться в соответствии с Законом РК "Об авторском праве и смежных правах". В целях большей объективности к мониторингу привлекались авторитетные независимые исследовательские структуры. К примеру, "Гэллап Медиа Азия".

Учитывая, что радиочастотный спектр - ограниченный государственный ресурс и его использование должно быть эффективным, была создана правительственная комиссия по проведению конкурсов на получение права на наземное телерадиовещание с участием депутатов Парламента, представителей международной организации "Интерньюс", заинтересованных министерств и ведомств, журналистских, общественных объединений. В июле этого года в состав комиссии дополнительно были введены руководители ряда общественных объединений. На состоявшихся шести заседаниях комиссии был рассмотрен ход исполнения лицензионных обязательств телерадиокомпаниями 11 областей и г. Астаны. 8 ноября комиссией был проведен конкурс на частоты в социально значимых регионах и малых городах - Талдыкоргане, Кентау, Жезказгане. И этот процесс будет продолжаться.

Что же касается газет, то с начала года в целом по республике решениями суда было приостановлено издание на срок от двух до шести месяцев 6 газет, из которых 4 сегодня снова выходят в свет. Министр отметил, что, если кто-то знает конкретные наименования и адреса других "десятков" и "сотен" закрытых МКИОС СМИ, он готов предоставить исчерпывающие разъяснения.

Мухтар Кул-Мухаммед акцентировал внимание парламентариев на том, что проблемы, связанные с деятельностью СМИ, защитой прав и свобод как журналистов, так и всех граждан, должны и могут решаться только путем взаимодействия и партнерства. Именно поэтому государство старается всемерно поддерживать развитие институтов консолидации самого медиа-сообщества. Так, осуществляется сотрудничество с Конгрессом журналистов Казахстана, совместно с ассоциациями телерадиовещателей страны министерством был проведен "круглый стол" по проблемам взаимодействия государственных органов и СМИ.

Следующий и очень важный принцип государственной политики в сфере масс-медиа - размещение, финансируемое из бюджета, госзаказа на проведение государственной информационной политики. На этом вопросе также подробно остановился глава МКИОС. Право получения госзаказа определяется по результатам конкурсов среди СМИ независимо от их формы собственности. В 2002 году госзаказ на проведение государственной информационной политики по 19 основным тематическим направлениям исполняют 16 газет, 9 журналов, Казахское информационное агентство, агентство "Хабар", "Республиканская корпорация "Телевидение и радио Казахстана", Центральный казахстанский национальный филиал межгосударственной телерадиокомпании "Мир".

В целом объем вещания общенациональных теле- и радиоканалов, выполняющих госзаказ, возрос в текущем году на 4 475 часов, рост тиражей республиканских изданий составил более 150 процентов. Устойчивая позитивная тенденция последних двух лет - рост объемов финансирования госзаказа и числа СМИ, стремящихся к его получению и выполнению. Так, например, в 2002 году число периодических изданий, участвовавших в конкурсе, почти в два раза превысило число участников прошлого года.

Ведется работа по переводу вещания Казахского радио в диапазон FM. Сейчас оно вещает таким образом в Астане, Алматы, Таразе и Шымкенте.

Как подчеркнул Мухтар Кул-Мухаммед, важнейшим вектором государственной информационной политики является и должна оставаться экономическая поддержка СМИ, принятие мер по повышению конкурентоспособности отечественного медиа-рынка. Известно, что нормы об освобождении от НДС периодических изданий и "нулевой ставке" для электронных СМИ действуют до 1 января 2004 года.

Не секрет, что в начале года у электронных СМИ возникали проблемы с реализацией данной нормы, но в настоящее время они благополучно решены. Рабочей группой из представителей МКИОС, МГД, самих телеканалов были подготовлены подробные рекомендации для налоговых органов по применению данной нормы, которые были утверждены совместным приказом МГД и МКИОС и приняты к реализации налоговыми органами. Телерадиокомпании сегодня получают суммы возмещения. И как показывает анализ, они составляют 5-6 % от общего оборота компаний.

"Мы убеждены, - отметил министр, - что эти нормы обязательно должны быть закреплены в дальнейшем в Налоговом кодексе страны, и будем всемерно этому способствовать".

Еще одна весомая мера по поддержке телерадиокомпаний была закреплена 21 августа с.г. постановлением Правительства № 932. Если ранее телерадиокомпании вносили плату за использование радиочастотного ресурса ежегодно, то теперь они будут оплачивать только разовый сбор за выдачу разрешения на использование РЧС.

Одним из важнейших направлений своей деятельности министерство считает не только контроль за соблюдением законодательства, но и оказание всемерного содействия СМИ по соблюдению ими законодательства. Сегодня 95 % ТРК выполняют законодательство, но зачастую необходимый объем вещания на госязыке достигается за счет неоднократных повторов кинофильмов, концертных программ, "ночных" эфиров. Ощущается острая нехватка, особенно на региональном уровне, в качественных передачах различных жанров. В этой связи с 2003 года планируется оказание финансовой помощи негосударственным теле- и радиокомпаниям путем размещения госзаказа на производство передач различных жанров на государственном языке.

На 1 ноября текущего года норму об ограничении объема ретрансляции иностранных программ до 50 процентов времени вещания неукоснительно соблюдали все действующие теле- и радиокомпании страны. При этом в программе 56 процентов из них ретрансляция иностранных программ отсутствует полностью. Таким образом, большинство ТРК страны объективно подготовлены к введению с 1 января 2003 года нормы об ограничении ретрансляции иностранных программ до 20 процентов.

Охарактеризовав состояние и проблемы отечественных СМИ, министр отметил постоянное внимание депутатского корпуса к вопросам развития информационного пространства страны, свидетельством чему служат 36 депутатских запросов и обращений, поступивших с начала года в министерство. Каждый из них был скрупулезно проработан. Депутаты получили ответы на поднимаемые проблемы, либо вопрос решался.

После завершения правительственного часа министр провел брифинг для журналистов. Мухтар Кул-Мухаммед отметил, что распоряжение Главы государства о создании постоянно действующего совещания, озвученное на IX сессии Ассамблеи народов Казахстана, дает уникальный исторический шанс не только представителям Парламента и Правительства, но и всем политическим партиям и общественным объединениям, а также средствам массовой информации объединиться вокруг этой консолидирующей наше общество идеи. Данный институт может стать мощным стимулом для дальнейшего развития демократии и гражданского общества. А новый закон о СМИ будет способствовать реализации этой задачи.

-----

СМИ: "происки" и перспективы
Алексей БАНЦИКИН, "Экспресс-К", 19 ноября

Действующий закон "О СМИ" вновь в фокусе внимания общественности. Вчера на "правительственном часе" в парламенте министр культуры, информации и общественного согласия Мухтар Кул-Мухаммед убеждал депутатов в необходимости его новой редакции.

В первой части своего выступления министр акцентировал внимание народных избранников на количественных показателях казахстанской демократии, выразившихся в росте числа средств массовой информации. Сегодня в республике действует 1754 СМИ: 1167 газет, 451 журнал,121 теле- и радиокомпания, 15 информационных агентств. С начала года число СМИ по стране возросло на 14%. Подавляющее число средств массовой информации является негосударственными. 18% от общего числа всех зарегистрированных в республике СМИ выходят и вещают только на казахском языке и 35% - только на русском. Публикуются и транслируются издания на 11 языках народов Казахстана. Вместе с тем расширяется поле использования государственного языка. Заметно возросли тиражи газет "Егемен Казакстан", "Жас Алаш", детского журнала "Балдырган" и других изданий. Расширяется объем вещания на государственном языке. Эту норму закона "О СМИ" на сегодняшний день исполняют 95% теле- и радиокомпаний.

Затем Мухтар Кул-Мухаммед перешел к качественной оценке ситуации в СМИ и к опровержению распространяемых слухов о давлении на прессу. Министр обозначил главную проблему: излишнюю политизацию СМИ.

- Сегодня все мы являемся свидетелями ускоренной медиатизации всех сфер, особенно политики, - выразил обеспокоенность Мухтар Кул-Мухаммед. - Это выразилось прежде всего в том, что медиа-структуры стали очень активно использоваться различными общественными силами в качестве инструментов продвижения своих интересов. Информационная функция СМИ все более вытесняется манипуляционной... СМИ и все, что с ними связано, становятся заложниками и предметом всевозможных спекуляций, обусловленных внутри- и внешнеполитическими интересами различных сил.

Краткий экскурс в область зарубежного права должен был убедить народных избранников в том, что законодательная база стран Западной Европы, Балтии и СНГ гораздо жестче либерального законодательства Казахстана: так, например, в Греции злоупотребление журналиста своими правами карается запретом на профессиональную деятельность. Мухтар Кул-Мухаммед заметно дистанцировался от фактов закрытия печатных изданий и электронных медиа-компаний. По его словам, министерство здесь совершенно ни при чем, ведь это суды выносили решение об отзыве лицензий четырех теле- и радиокомпаний. Он также напомнил, что из шести газет, чей выпуск был приостановлен по решениям судов, четыре снова выходят в свет.

- Проблемы, связанные с деятельностью СМИ, защитой прав и свобод как журналистов, так и всех граждан, должны и могут решаться только путем взаимодействия и партнерства, а не взаимными обвинениями и вешанием ярлыков, - считает Мухтар Кул-Мухаммед.

Речь министра, изобилующая примерами, цифрами и прогнозами, была положительно воспринята депутатами, но вопросов меньше не стало. Отвечая на них, Мухтару Кул-Мухаммеду приходилось демонстрировать чудеса дипломатичности. Министр заверил депутатов в отсутствии политической предвзятости в решении вопросов о приостановлении выпуска некоторых газет. По его словам, требования законодательства в равной мере распространяются как на государственные, так и на негосударственные СМИ. Мухтар Кул-Мухаммед с нескрываемым скепсисом отнесся к идеям установления общественного управления газетой "Казахстанская правда" и создания нового парламентского печатного органа. Попутно возникший вопрос о деятельности издательства "Атамура" (которому, по мнению ряда депутатов, оказываются предпочтения в тендерах на выпуск социально значимой литературы по госзаказу) также не вывел министра из равновесия. Мухтар Кул-Мухаммед категорически заявил, что издательство последние четыре года не принимало участия в тендерах.

Министр проинформировал депутатов о намерении МКИОС приступить к разработке нового законопроекта "О культуре", так как действующий закон входит в противоречие с реалиями сегодняшнего дня.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Бизнес-форум в Гааге: инвестиционные возможности расширяются 30.11.2002
Корейские рестораны отказываются обслуживать американцев 30.11.2002
Месть Генри Киссинджера 30.11.2002
Иракские курды не торопятся на войну 30.11.2002
"Я не планировал теракта против Туркменбаши. Он нужен нам живым" 30.11.2002
28 ноября завершилась регистрация 29.11.2002
Казахстан заинтересован в транспортировке энергоносителей в страны Европы 29.11.2002
Свято кресло пусто не бывает 29.11.2002
Президент РК прибыл с официальным визитом в Нидерланды 28.11.2002
Парламентские церемонии 28.11.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz