Наталья БУЕНКО, "Новости недели", 28 ноября
Понедельник - день тяжелый. Истинность этого высказывания ощутили на себе депутаты и члены правительства на совместном заседании палат парламента, посвященном обсуждению главного финансового документа страны - республиканского бюджета 2003 года. Как известно, данный документ должен быть принят в двух чтениях именно на совместном заседании палат. К тому же с окончательным решением депутаты должны определиться до 15 декабря текущего года. В противном случае глава государства может издать указ о республиканском финансовом плане на I квартал предстоящего года, который будет действовать до принятия бюджета парламентом.
Если говорить о первом чтении, которое состоялось на этой неделе, то главной задачей парламента было концептуально определиться - принимать основные параметры закона или нет. На момент представления они составляли: доходы - 625,6 млрд. тенге, расходы - 704,4 млрд., дефицит - 82,8 млрд. тенге, или 2 проц. к ВВП. Но прежде чем определиться в данном вопросе, депутаты в течение всего дня, с небольшими перерывами, задавали вопросы членам правительства во главе с премьер-министром Имангали Тасмагамбетовым. Исполнительная власть стойко держала оборону. В какой-то момент даже показалось, что расспросы никогда не кончатся...
Империя цифр
Отличительной чертой нынешнего бюджета, по словам министра экономики и бюджетного планирования Кайрата Келимбетова, стало то, что он формировался при стабильной ситуации как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Для начала напомним основные показатели бюджета будущего года. Так, в структуре доходной части налоговые поступления планируются в сумме 496,7 млрд. тенге, неналоговые - 49,7 млрд., полученные официальные трансферты - 57,6 млрд., возврат кредитов - 11,1 млрд. тенге. Кроме того, государство планирует доход от операций с капитала в сумме 6,5 млрд. тенге, в том числе поступления от реализации зерна из государственного резерва 5,4 млрд. тенге и от реализации вооружения и военной техники 1 млрд. тенге. Что же касается расходной части бюджета, то на социальную сферу, вокруг которой было сломано столько копий при обсуждении в рабочих группах парламента, в документе предусмотрено 232,6 млрд. тенге. В сравнении с бюджетом 2002 года эта сумма увеличивается на 11,1 проц. В целом расходы на социальную сферу занимают 33 проц. от общего объема расходов на следующий год. На производственные отрасли экономики планируется направить 138,6 млрд. тенге, что в общем объеме расходов бюджета составит 19,7 проц.
Дефицит республиканского бюджета разработчики предполагают финансировать за счет поступлений от приватизации объектов государственной собственности в объеме 22 млрд. тенге. Остальная часть дефицита бюджета, видимо, будет покрыта с помощью правительственных займов. Лимит предоставления государственных гарантий Казахстана на следующий год определен в размере 8,05 млрд. тенге.
Общий объем ВВП страны прогнозируется на уровне 4 трлн. 142 млрд. тенге с ростом на 6 проц. по сравнению с уровнем 2002 года. При этом индекс потребительских цен в среднем составит не более 5,9 проц., а среднегодовой обменный курс к доллару США - 161 тенге за доллар.
Вот и поговорили...
Всего депутатами обеих палат парламента по состоянию на минувший понедельник внесено около 270 поправок в законопроект о республиканском бюджете. Понятно, что принять их все правительство не сможет, поскольку для этого потребуются огромные средства. В перерыве, общаясь с журналистами, министр финансов Зейнулла Какимжанов предложил взять калькулятор и попробовать подсчитать самим, в какую сумму выльются пожелания народных избранников.
Задавая вопросы, высказывая пожелания и претензии в адрес правительства, депутаты говорили о насущных проблемах как своих избирателей, так и государства в целом. Однако резкой критики в адрес исполнительной власти не было. Многие депутаты сошлись во мнении, что правительство впервые серьезно и системно подошло к разработке главного финансового документа страны и в целом хорошо потрудилось. Есть отдельные недочеты, но ведь и совершенен только Господь Бог. Несколько раз прозвучало предложение закончить дебаты и принять необходимое концептуальное решение. Впрочем, большинство депутатов все же решило использовать свое право и высказаться в адрес правительства. Не последнюю роль в этом, видимо, сыграло и то, что телевидение вело прямую трансляцию совместного заседания...
Депутатами поднимались различные проблемы: приватизации государственной собственности, молодежной политики, здравоохранения и образования, малых городов, экологии. А вот сенатора Бексултана Туткушева беспокоит даже рабочий график госслужащих:
- Чиновники тоже люди! Надо навести порядок, чтобы в министерствах и ведомствах работали до 18-19 часов. У них ведь тоже есть семьи, дети, любовь, в конце концов!
Это высказывание вызвало смех не только у журналистов, но заставило улыбнуться и премьера.
- Я присоединяюсь к вашему предложению, что надо ограничить рабочее время до 18-19 часов, - сказал улыбаясь И. Тасмагамбетов. - Но соответствующего циркуляра, обязывающего чиновников работать до 23 часов, у нас нет. Каждый работает в силу своей нагрузки и ответственности.
Неоднократно поднимался вопрос об увеличении пенсий. Так, мажилисмен Валерий Котович спросил И. Тасмагамбетова, намерено ли правительство произвести перерасчет пенсий пенсионерам, вышедшим на заслуженный отдых до 1996 года.
- Комиссия над этим вопросом работает и рассматривает 6 вариантов решения данной проблемы, - подчеркнул глава кабинета министров. - Однако стоимость данного проекта составляет от 20 до 40 млрд. тенге. Мы должны совместно поработать и принять решение, но уже в бюджете 2004 года.
Отвечая на вопрос депутатов о ситуации вокруг СП "Тенгизшевройл" (ТШО), министр финансов сообщил, что не исключает возможности разбирательства возникших разногласий в международном арбитраже. З. Какимжанов полагает, что при таком пути разрешения спора с ТШО необходимо будет на будущее заложить соответствующие средства в бюджете республики, поскольку, подчеркнул он, "дешевых разбирательств" не бывает.
И все же было бы неверным говорить, что критики не было. Так, мажилисмен Куаныш Алпысбеков отметил, что реальные достижения в экономике не в полном объеме отражены в документе, и он далеко не оправдывает надежды общества. По его мнению, будущий бюджет мог бы быть гораздо привлекательнее. Впрочем, как заметил К. Алпысбеков, по сравнению с прошлыми годами значительные средства выделяются на развитие сельского образования, здравоохранения, водоснабжения.
Еще одним пробелом в работе над бюджетом 2003 года, по мнению сенатора Мусиралы Утебаева, стала недоработка в части планирования доходной части по корпоративному подоходному налогу и НДС. Так, при расчете прогноза поступления НДС на соответствующий год, подчеркнул депутат, популярным становится использование среднего процента изъятия по отношению к ВВП, который не рассчитывается должным образом, а практически соответствует фактическому проценту.
Но как бы депутаты ни критиковали бюджет-2003, в итоге почти все в той или иной мере говорили о его преимуществах. Поэтому все выступления, видимо, были направлены на то, чтобы еще раз быть услышанными чиновниками высшего эшелона власти.
Веское слово
Лишь к вечеру вторника на трибуну для заключительного выступления поднялся премьер-министр И. Тасмагамбетов, который резюмировал все высказывания депутатов. Отстаивая позицию правительства, он говорил четко и уверенно.
- У каждого бюджета своя задача, - отметил глава правительства. - Если бюджеты с 1998 года по 2000-й были "бюджетами выживания", то нынешний можно назвать "бюджетом созидания", а его главной особенностью стала социальная направленность.
Во время бурных двухдневных дебатов депутаты не раз ставили вопрос о достаточности средств, предусмотренных в проекте бюджета. Отмечая, что нерешенных проблем в этой сфере еще много, И. Тасмагамбетов подчеркнул, что "надо соотносить наши желания с возможностями, которые, к сожалению, не безграничны".
Кроме того, по его мнению, значительное увеличение расходов по тем или иным статьям бюджета должно быть взвешенным.
- Мы за повышение уровня заработной платы, но мы в плену ограниченных финансовых ресурсов, - заметил премьер. - Будет безответственно декларировать то, что заведомо неисполнимо.
Он также подчеркнул, что в настоящее время заканчиваются льготные периоды, представленные международными финансовыми организациями и иностранными государствами по ранее привлеченным внешним займам. А это значит, что государству в скором времени необходимо рассчитаться по своим внешним долгам, и пик таких выплат придется на 2004-2007 годы.
Исчерпав весь перечень контраргументов, глава правительства предложил компромиссное решение:
- Мы считаем возможным принять предложение большинства депутатов об увеличении доходной части бюджета на 10 млрд. тенге. Это максимальный объем, который не приведет к перекосам бюджета и сохранит реалистичность его исполнения.
Источниками названных средств, по словам И. Тасмагамбетова, станут дополнительные поступления от корпоративного налога и НДС, которые планируется получить за счет максимально жесткого администрирования по этим видам налогов.
Однако депутаты точку зрения правительства принять не торопились.
- Правительство посовещалось во время перерыва, "за чаем", и десять миллиардов сразу нашло, - заявила мажилисмен Татьяна Квятковская. - Я считаю, что и 20 млрд. найдете, попив еще раз чай.
На голосование по очереди ставились предложения отдельных депутатов, суммы увеличения доходной части которых колебались от 13,5 млрд. до 165 млрд. тенге. Однако премьер-министр все же вернул всех на землю:
- Вы как-то очень легко оперируете десятками миллиардов тенге, - устало ответил И. Тасмагамбетов. - Я сказал, что работу мы не прекращали. И не за чашкой чаю решался этот вопрос. Работа над бюджетом - это сложный процесс.
Наконец, на голосование поставили предложение, высказанное главой правительства. Большинством голосов эта норма была принята. Как теперь разделить "отвоеванные" у правительства деньги, депутаты будут решать во время второго чтения, которое состоится в нынешнюю пятницу. |