Дж.КАРАДЖАЕВ, "Нейтральный Туркменистан", 17 декабря
Покушение на основателя нашего независимого нейтрального Туркменистана и его первого Президента Великого Сапармурата Туркменбаши 25 Санджар этого года по-прежнему находится в центре внимания широкой общественности страны. Об этом свидетельствуют продолжающиеся митинги и собрания в трудовых коллективах, учебных заведениях, нескончаемый поток писем и телеграмм в адрес главы государства с выражением горячей поддержки его мудрой внутренней и внешней политики.
Эта чудовищная акция была направлена не только на физическое устранение Сердара всех туркменистанцев, но и на свершение государственного переворота в Туркменистане. Еще одним доказательством этому служит участие в заговоре бывшего председателя Меджлиса Туркменистана Т.Халлыева. И здесь нельзя не отдать должное политическому опыту нашего Великого Президента, который за две недели до теракта предложил депутатам Меджлиса переизбрать своего председателя. При этом он счел нужным высказать теплые слова в адрес Т.Халлыева за время работы на этом высоком государственном посту. А тот отплатил Сердару черной неблагодарностью, встав в один ряд с Б.Шихмурадовым, Н.Ханамовым, Х.Оразовым, С.Ыклымовым, Г.Джумаевым, главными инициаторами и организаторами покушения на главу Туркменского государства.
Кто же такой Тагандурды Халлыев? В рамках своих должностных обязанностей в 80-х годах мне неоднократно приходилось бывать в Туркменском госуниверситете, где проректором по учебно-воспитательной работе работал Т.Халлыев. И могу смело утверждать, что при начальстве он не высказывал собственного мнения, был подобострастен, угодливо вежлив. На совещаниях и собраниях сидел незаметно, тихо, внимательно слушал представителей вышестоящих органов, всегда что-то записывал. При этом сотрудники университета отмечали, что к нему трудно было подойти запросто; при всей внешней корректности и вежливости он не мог подчас скрыть присущего ему равнодушия к людям.
Т.Халлыев в 1970 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. Тема работы - "Формирование коммунистического отношения к труду у колхозного крестьянства (на материалах Туркменской ССР)". Это был яркий образец догматизма, схоластики, научного приспособленчества. Таких диссертаций в бывшем СССР в те годы было защищено тысячи. Но для Халлыева понадобилось 22 года, чтобы защитить докторскую диссертацию на тему "Развитие духовной жизни крестьянства в условиях перехода от традиционного общества к современному". В том же, 1992 году вышла его монография "Духовная жизнь крестьянства". Ничего принципиально нового по сравнению с кандидатской диссертацией эти "работы" не содержат. Никакой научной новизны - те же избитые штампы и стереотипы. Правда, есть одно отличие: так называемая докторская диссертация была выполнена на материале не только Туркменистана, а уже всей Средней Азии и Казахстана (хотя в списке опубликованных статей по теме диссертации не было ни одной, в которой фигурировали бы бывшие республики СССР).
Я, честно говоря, так и не понял, чем конкретно характеризуется развитие духовной жизни крестьянства и в чем особенности перехода от традиционного общества к современному. Диссертация была защищена в 1992 году, когда были общеизвестны теоретические выводы нашего Сердара по актуальным проблемам исторического прошлого туркменского народа. Вместе с тем, давая характеристику сознания дореволюционного крестьянства, "диссертант" писал в автореферате: "Каждый отдельный человек не имел социального простора для саморазвития и самовыражения. Личность не обладала свободой по отношению к локальной группе. Духовный мир крестьян был узок, а сами крестьяне ограничены в своих мыслях, представлениях и действиях".
А вот другой "научный вывод": "Победа социалистической революции в России имела для судеб народов Средней Азии и Казахстана историческое значение: они обрели национальную государственность, открывался путь перехода от традиционного общества к новому строю без эксплуатации и угнетения". Реформы на селе, по мнению Т.Халлыева, носили "демократический характер", а "коллективизация радикально изменила жизнь на селе, дав ей современное содержание и новые импульсы".
Данные социологического опроса, проведенного им в трех разных колхозах после провозглашения независимости Туркменистана, показали, что распад СССР как трагическое событие восприняли около 63 % колхозников, тогда как высказали радость по этому поводу немногим более 10%. Отсюда он делает вывод: десятилетия совместной жизни оставили глубокий след в сознании крестьян Туркменистана. Я не знаю, как он проводил этот социологический опрос и как были сформулированы вопросы, но ортодоксальному представителю марксизма-ленинизма явно очень хотелось принизить значение всенародного референдума о независимости Туркменистана, предоставив свои "научные" изыскания на примере опроса ... 970 человек.
Став ректором в 1990 году, этот горе-ученый, лжефилософ резко изменился, не терпел критики. Когда "Нейтральный Туркменистан" (ранее "Туркменская искра") опубликовал в 1993 году мою статью "Философия и жизнь", он, уже в ранге министра юстиции, высказал резкое недовольство редактору газеты по поводу того, что в статье содержалась критика в адрес отечественных философов, обществоведов, которые оторвались от жизни, ничего не могли предложить нашему обществу, Великому Сердару, который инициировал крупномасштабный и многогранный процесс национального возрождения.
Сам же Т.Халлыев за годы независимости Туркменистана написал немало статей, ни одну из которых я так и не дочитал до конца, так как ничего нового, интересного в них нет, а только констатация общеизвестных истин и фактов. Впрочем, небольшую цитату из его опусов последних лет хотелось бы привести.
"Независимость представляет собой разделительную полосу в эпохах общественного развития, историческом времени. Она положила начало коренному изменению и отмиранию вчерашних форм и принципов бытия, системы ценностей и общественного поведения. Они покидают нас навсегда, а на смену им приходят новые формы бытия. Расширяется пространство, которому, несомненно, принадлежит будущее". В этих словах четко проступает натура человека - оборотня, который ранее с позиции марксистско-ленинского обществоведения доказывал одно, а в годы независимости по сугубо карьеристским соображениям начал утверждать противоположное.
Все мы помним, как 26 Гурбансолтан 2000 года на научно-практической конференции наш Великий Сердар подверг резкой критике Т.Халлыева как одного из ее организаторов за подготовленные ошибочные тезисы о переходном периоде в туркменском обществе. Конечно, это ударило по самолюбию будущего заговорщика, он затаил обиду, не счел для себя необходимым публично признать высокое значение трудов нашего Президента.
О том, что Т.Халлыев предатель, оборотень, нечестный человек, мы подозревали и раньше. Великий Сапармурат Туркменбаши не раз публично напоминал ему, что еще в советский период тот незаконно получил земельные участки на себя и своих детей, обустроил их. А как двулично он повел себя будучи Председателем Меджлиса Туркменистана при рассмотрении представления Генпрокуратуры в отношении депутата Вельмамедовой Н.К. Вместо глубокой всесторонней оценки человека за совершенные проступки, несовместимые со статусом депутата, он провел заседание Меджлиса наспех, в течение нескольких минут, не дав никому высказаться. За это и получил серьезное замечание от главы государства.
Сейчас мы понимаем, что Т.Халлыев не был сторонником процесса национального возрождения. Свою служебную деятельность он целиком посвятил тому, чтобы достичь властных структур, используя их в своих корыстных целях. И драматизм ситуации я вижу в том, что мы не помогли нашему Президенту вовремя раскрыть истинное лицо политического хамелеона и авантюриста.
И здесь вполне уместно будет привести слова О.Атаева - нынешнего Председателя Меджлиса Туркменистана из его обращения от имени депутатов к Великому Сапармурату Туркменбаши: "Мы были потрясены, узнав из материалов, представленных Генеральной прокуратурой страны Меджлису, что среди организаторов и подстрекателей данного покушения оказался и бывший Председатель Меджлиса Туркменистана Тагандурды Халлыев. Наши сердца переполнены праведным гневом к изменникам Родины, предателям своего народа... Как выяснилось, за день до покушения Т.Халлыев встречался с преступниками и консультировал их, при этом бессовестно пообещал, что в случае удачного осуществления переворота привлечет на свою сторону депутатов Меджлиса и будет оказывать всяческое содействие заговорщикам. Т.Халлыев, приняв участие в заговоре, целью которого было покушение на жизнь Президента Туркменистана Великого Сапармурата Туркменбаши и насильственное изменение конституционного строя страны, преступил закон и предал высокие идеалы нашего общества". |