NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 10:04 ast
08:04 msk

Нурсултан Назарбаев: "Власть больше не одинока"
"Когда власть начинает себя реформировать, вводить элементы демократии, добровольно перераспределять полномочия, некоторые политики начинают воспринимать это как ее слабость"
19.12.2002 / политика и общество

Юрий Козлов, "Время МН", 19 декабря

Сегодня президенты России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев торжественно объявят 2003 год "годом Казахстана в России". В этой связи вполне объяснима новая волна интереса к этой стране и ее лидеру. Ведь Нурсултан Назарбаев сейчас не только казахстанский "Ельцин", но и казахстанский "Путин".

Далеко не все граждане Казахстана его любят, но мало кто сомневается, что сегодня вряд ли кто-то другой способен управлять страной лучше, чем это делает он. Назарбаев - человек двух культур - казахской и русской. Двух эпох - коммунистической и посткоммунистической. Двух, точнее, трех цивилизаций - традиционной восточной, советской интернациональной (их принято считать авторитарными) и современной западной.

Назарбаев пользуется безусловным уважением, как у тех, кто считает, что прошлое - это "наше все" (он последовательно выступал за сохранение Союза, не участвовал в Беловежских соглашениях, Казахстан последним вышел из СССР, а его президент никогда не отрекался от своего советского прошлого и никогда не преследовал людей за коммунистические убеждения), так и у людей, вписавшихся в новую эпоху.

Все это так. Казахстан (об этом свидетельствует статистика) опережает Россию по темпам экономического роста (в 2001-м он составил 13,2%, а за первое полугодие текущего года - 9,2%).

Но тем не менее внутриполитическую ситуацию в Казахстане вряд ли можно считать идиллической. В стране есть заключенные, хотя и осужденные за коррупцию, но считающие себя политическими, имеются свои "политэмигранты", оппозиционная пресса под микроскопом отслеживает каждый шаг власти.

Назарбаева обвиняют в том, что приближенные к нему люди работают на свой "карман"; что он преследует свободную прессу и оппозиционные партии; что вокруг него нет ярких личностей; что сам он "устал" от власти (во главе Казахстана он бессменно 13 лет); что надо "помочь" ему уйти досрочно.

И если в плане развития экономики, структурных реформ, реального улучшения жизни Казахстан сегодня опережает Россию, то в плане политическом здесь на дворе как будто (с поправкой на местные реалии) поздний ельцинский период.

В историческом плане президента Казахстана, видимо, можно сравнивать с такими личностями, как Ататюрк (он в сжатые сроки заложил основы модернизации Турции) и Тито (он создал и в течение нескольких десятилетий "удерживал" и весьма успешно развивал этнически неоднородное славяно-мусульманское государство).

Для России Назарбаев исключительно важен уже хотя бы потому, что он все эти годы ориентируется на нее, стремится к самой тесной интеграции, выступая "паровозом" и в СНГ, и в ЕврАзЭС (Евразийском экономическом сообществе).

Сегодня президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев отвечает на вопросы "Времени МН".

До парламентской формы правления нам далеко

- Нурсултан Абишевич, Казахстан сейчас, как, впрочем, и Россия, переживает бум партийного строительства. Чем, на ваш взгляд, это вызвано? Как вы относитесь к такой форме организации общества, как политические партии?

- Я не открою Америку, если скажу, что партии - важное звено политической системы любого демократического государства. В Казахстане сейчас есть левые и правые, есть центристы, есть партии социал-демократического, аграрного, гражданского направления. Нынешняя партийная активность, на мой взгляд, связана с тем, что страна вступила в качественно новый этап развития. В первые годы независимости мы занимались в основном экономическими проблемами, думали о том, как обеспечить национальную безопасность. Речь, грубо говоря, шла об элементарном выживании, поддержании минимально достаточного уровня жизни, соблюдении дисциплины в обществе. Не могу сказать, что партии, которые тогда были, сильно нам в этом помогали. Всю ответственность за ситуацию в стране пришлось взять на себя власти. Многие, зачастую очень непопулярные решения мне приходилось принимать лично. В жестком режиме мы провели основную, самую сложную часть реформ - заложили фундамент государственности, законодательной базы, по сути, восстановили заново промышленность, начали очень непростые преобразования в жилищно-коммунальной сфере и пенсионном обеспечении, сложнейшие социальные программы.

Все это, повторяю, делала власть. Так же, кстати, было и в России. Ни для кого ведь не секрет, что на выборах 1996 года КПРФ не больно-то стремилась к победе. Потому что лидеры коммунистов тогда не могли не понимать: все разваливается, как они смогут выполнить то, что обещали избирателям? Лучше отойти в сторонку. А как только дела в стране относительно налаживаются, власть сразу перестает казаться бременем и становится привлекательной. Так что всплеск партийной активности в Казахстане, да и в России, тоже вполне объясним.

- У вас лично нет желания вступить в какую-нибудь партию?

- Некоторые политические и общественные объединения я не только активно поддерживал и поддерживаю, но и принимал участие в их создании. Все они просили меня стать их официальным лидером. Но, согласно нашей Конституции, президент не должен состоять в какой-либо партии, потому что он несет ответственность за всю страну, весь народ. Поэтому своим решением я создал постоянно действующее рабочее совещание, которое будет разрабатывать предложения о развитии демократии и повышении роли институтов гражданского общества в стране. С одной стороны, в него войдут представители администрации президента, правительства, парламента, других властных структур. С другой - лидеры политических партий, общественных движений, неправительственных организаций, национально-культурных центров, религиозных конфессий, представляющие интересы различных слоев населения, самый широкий спектр мнений. Если они будут предлагать толковые решения и большинство людей будет их поддерживать, то эти решения будут претворяться в жизнь. Таким образом, все общество будет непосредственно участвовать в процессе реформирования. Это, на мой взгляд, и есть самый конструктивный подход. Политика должна приносить народу конкретную пользу. Иначе это не политика.

- Но любая партия стремится стать "партией власти"...

- Не вижу в этом ничего плохого. Вот в США сегодня у власти Республиканская партия. Разве она в данный момент не "партия власти"? Большинство лидеров европейских стран опирается на партии, членами которых они являются. Причем не имеет особого значения, парламентская или президентская там форма правления. Почему же мы в Казахстане, в России, в других странах СНГ боимся словосочетания "партия власти"?

- Наверное, потому, что "партии власти" у нас получаются как бы одноразового употребления - создаются к очередным парламентским выборам, а потом бесследно исчезают. Но при этом, даже победив на выборах, они не формируют правительство и, следовательно, не несут никакой ответственности. Им остается только единогласно одобрять спущенные сверху инициативы и бесконечно любить главу государства.

- Во всем мире власть опирается на массовые политические партии. Другое дело, что партстроительство в наших странах носит, скажем так, исторически обусловленный характер. Вспомним историю России. Верховная власть - царь, генсек, президент - всегда носила абсолютный, почти божественный характер. Почему "партии власти", даже наскоро скроенные, неизменно получают на выборах хорошие результаты? Потому что на них падает отблеск верховной власти.

Сегодняшние партии в Казахстане и в России таковы, каково наше общество, каков наш народ. Иные партийные функционеры сотрясают воздух заклинаниями, что власть нарушает демократию, критикуют всех и вся. Но давайте посмотрим, как обстоят дела с демократией внутри самих этих партий? Что мы там увидим? Сплошной вождизм, несменяемость лидеров, мгновенное отлучение от партии всех, кто хоть в чем-то не согласен с "генеральной линией". Практически все инициативы спускаются сверху вниз, а уж потом выдаются за "живое творчество масс".

Вот почему я считаю, что на лидерство в обществе, а уж тем более на роль правящей партии может претендовать лишь та, которая участвует в выборах всех уровней - от местного управления до парламента - выдвигает людей, разделяющих ее идеи, и побеждает. И только тогда, когда таких людей во всех выборных органах власти станет столько, что они смогут принимать решения, влияющие на судьбу страны, а главное, смогут отвечать за свои решения, можно будет считать такую партию лидирующей в обществе, реальной "партией власти".

- То есть Казахстану и России парламентская форма правления, на ваш взгляд, не вполне подходит?

- Большевики в 17-м году победили под сверхдемократическими лозунгами, но очень быстро установили такую диктатуру, по сравнению с которой даже царская власть начала казаться либеральной. И ведь народ, если говорить честно, принял эту диктатуру. Да и перестройка спустя 70 лет началась не "снизу", а "сверху". Эти традиции - преклоняться перед верховной властью - изживаются очень трудно.

Есть здесь и еще одно противоречие. Когда власть начинает себя реформировать, вводить элементы демократии, добровольно перераспределять полномочия, некоторые политики начинают воспринимать это как ее слабость, как сигнал, что пора самим становиться у руля. И Казахстан, и Россия уже "примеряли" на себя парламентскую форму правления. В России это окончилось расстрелом осенью 1993 года Белого дома. У нас в Казахстане обошлось мирно, но нервов было испорчено много. До 1994 года у нас был "красный парламент". Он не давал принимать никаких законов, абсолютно никаких! Мне приходилось сидеть в парламенте с утра до вечера, выступать по каждой статье обсуждаемого закона. Если в законе было триста статей, я триста раз выступал! Это было совершенно недопустимо. Во всяком случае, я довольно быстро понял, что в условиях парламентской республики, низкой политической культуры Казахстан был бы обречен на перманентные политические кризисы, бесконечные перевыборы законодательных органов и смены правительств. Молодое государство, строящее свою независимость в условиях жесточайшего экономического кризиса, неизбежно скатилось бы в хаос и экономическую стагнацию. Стало очевидно, что для быстрого и четкого проведения реформ нет ничего важнее, чем сильная, стабильная государственная власть, способная в случае необходимости реформировать и себя. Так что приходится констатировать: до парламентской формы правления мы пока не доросли. Двигаться в этом направлении надо, но осторожно, учитывая исторический опыт и национальную специфику. Сначала надо навести порядок в государстве, заложить в его основание такие принципы, которые будет невозможно поколебать при очередной смене власти, то есть сделать государство устойчивым, процветающим, экономически эффективным, чтобы каждый гражданин относился к нему, как к ценности.

Да, Казахстан уже миновал самый трудный этап реформ, но сделать еще предстоит многое. И делать это будет прежде всего власть, но уже не в таком одиночестве. Реформы наконец-то начали приносить плоды, повседневная жизнь улучшилась, а потому люди сейчас поддерживают власть. Сейчас у нас на первый план вышли вопросы государственного управления и местного самоуправления - то, с чем люди сталкиваются практически ежедневно. Надо тщательно проанализировать и законодательно распределить государственные управленческие функции по всем уровням власти, создать ясный механизм межбюджетных отношений.

Понятно, что мы принципиально стоим за демократию и рыночную экономику, но каждое общество имеет свои особенности, обладает неповторимыми этнокультурными, религиозными, историческими чертами, которые непременно должны учитываться.

Между рынком и государством

- Нурсултан Абишевич, вы не раз заявляли, что у каждого государства свой путь, достаточно сдержанно относились к любым советам со стороны относительно того, что для Казахстана хорошо, а что плохо. Как, на ваш взгляд, будет дальше развиваться страна?

- Казахстан твердо встал на путь демократического развития. Доказательством этого являются не только свободные выборы, свобода слова, но и наличие оппозиции, оппозиционной прессы, резко критикующей работу властных структур. Думаю, вы об этом хорошо знаете. Мы приняли принципиальное политическое решение присоединиться к основополагающим международным пактам об экономических, социальных и культурных правах и политических свободах для всех граждан. В этом вопросе я разделяю мнение Черчилля, высказавшегося в том духе, что, вероятно, демократия - одна из худших форм правления, но, к сожалению, ничего лучшего за всю свою историю человечество не придумало.

Я не буду перечислять то, что нами уже сделано на этом пути. Мне бы хотелось остановиться на двух моментах. Дело в том, что в Казахстане никогда не существовало ни демократии, ни рыночной экономики. Как, кстати, и во многих других странах. За десять лет мы сделали все возможное для создания основ гражданского общества. Сейчас мы уже не ученики у западных стран. Поэтому мы категорически не приемлем советы, направленные на искусственное ускорение демократических процессов. Подобного рода советы не учитывают особенностей исторического развития Казахстана, построены на иллюзорных представлениях о якобы единых для всех демократических стандартах. Они, эти советы, на мой взгляд, являются попросту безответственными.

Я разделяю мнение некоторых ученых, что рыночная экономика в западном варианте - это продукт развития идеологии протестантизма, которому, как известно, свойственна крайняя степень индивидуализма. Об этом знает каждый, кому довелось пожить на Западе. К тому же демократия должна подкрепляться солидным запасом экономической прочности. В ведущих западных странах к обеспеченному среднему классу - основе стабильности в обществе - можно отнести от 50 до 80 процентов населения. Благосостояние этих людей покоится на трудовом фундаменте нескольких поколений и не зависит от конъюнктуры мировых цен на нефть, газ и металлы. Естественно, этим людям не нужны потрясения, им нужна спокойная, стабильная жизнь. Они одинаково эффективно трудятся, комфортно себя ощущают и в парламентской, и в президентской республике, и даже при монархическом правлении. Как, собственно, и происходит в Европе. Казахстану и России пока до такого расклада далеко. Большинство людей у нас пока живет в бедности. И вообще, мы - другие. У нас коллективизм в крови. У нас семьдесят с лишним лет все было общим.

Между тем история знает немало примеров достаточно успешного развития самых разных стран, опирающихся в экономике и политике прежде всего на свой национальный "background". Кто возьмется определить баланс между "социализмом" и "капитализмом" в современном Китае, в японской экономической модели, в индийском обществе, в южнокорейской корпоративной системе, в арабских нефтедобывающих странах, в скандинавских "социальных" государствах? Опора на национальную специфику и исторический опыт только добавляет этим обществам устойчивости и придает внутреннюю логику их развитию. Точно так же и Казахстан стремится идти своим путем, используя свои преимущества и исправляя доставшиеся от прошлого "перекосы". Вот почему, стремясь к построению сильной рыночной экономики, мы тем не менее являемся сторонниками активной регулирующей роли государства. Она должна заключаться в разработке правовой и нормативной базы, обеспечивающей оформление и защиту прав собственности, поддержании конкурентных рынков.

Вряд ли кто-нибудь возьмется отрицать, что негативные стороны нынешней, возглавляемой Западом, цивилизации являются причиной большинства кризисных явлений в мире. Это и столкновение политических интересов, и деление стран на "богатые" и "бедные", "сырьевые" и "постиндустриальные", бедность, нищета значительной части населения планеты, размывание культурного и духовного наследия народов, болезни, экологические катастрофы, наркобизнес, усиление транснациональной организованной преступности, наконец, такое опасное явление, как международный терроризм. Терроризм бросил вызов безопасности многих государств, и оправдания ему нет. Но почему это случилось? Где его корни? Сколько можно говорить о том, что 20 процентов населения развитых стран используют для поддержания своего высокого уровня жизни до 80 процентов мировых ресурсов? Что существующее в мире "разделение труда" одним странам дает все, другие же обрекает на нищету? Что остается тем, кто считает себя обездоленными и не видит никаких путей к исправлению ситуации? Они никогда не смирятся. Где они берут деньги на свой террор? От продажи оружия, наркотиков, одним словом, от преступной деятельности. Поэтому, на мой взгляд, уместнее говорить не об "оси", а о "спирали" зла, упирающейся в фундаментальные пороки современной цивилизации. Вот почему Казахстан выступает за многополярный, справедливый мир, за диалог цивилизаций и межнациональное согласие. Тем более что мы обладаем бесценным опытом бесконфликтного сосуществования в государстве представителей почти 130 наций и всех имеющихся в мире религиозных конфессий.

Куда "рулит" власть?

- Но, согласитесь, развитие страны только тогда может быть успешным, когда у народа есть ощущение, что власть "рулит" в правильном направлении, что за словами следуют дела, что жизнь реально улучшается, что рыночная экономика может что-то дать человеку...

- Выступая на празднике, посвященном десятилетию нашей независимости, я говорил, что Казахстан в основном завершил основной этап политических и экономических реформ. На повестке дня - модернизация страны, "встраивание" на приемлемых для нас условиях в мировую экономику, отход от "сырьевого" варианта развития. Но самым большим завоеванием я считаю то, что за эти годы изменилась психология людей. Рядовой казахстанец осознал, что государство больше не мешает ему жить и работать, наоборот, законодательно отстаивает его право достойно существовать. В самые первые годы независимости, когда никто в это не верил, я сказал людям, что рыночная экономика вытащит страну из нищеты, что не следующие, как обещали в советские времена, а нынешнее поколение заживет нормальной жизнью. Я ни разу не отступил от этих слов. Я был со своим народом в самые трудные времена, и сейчас многое из того, что я обещал людям, начинает сбываться. Казахстан сегодня имеет самую высокую среднюю заработную плату и среднюю пенсию среди стран СНГ.

В следующем году мы планируем повысить размер пенсий еще на 12 процентов. Люди это видят. Они однозначно не хотят возвращения к прошлому. К ним пришло понимание, что независимость - это сложнейший и долговременный процесс, не только требующий огромного напряжения сил, но и приносящий свои плоды. Я так понимаю модернизацию: улучшается качество экономики - улучшается качество жизни.

- Но у проблемы улучшения качества экономики всегда два "крыла" - индустриальное и аграрное. Последнее, как правило, и не дает "взлететь".

- Согласен, село - неизбывная "боль" для любого из президентов в СНГ. Казахстан - не исключение. Когда мы разрабатывали программу модернизации, то буквально "рогом" уперлись даже не столько в проблему сельскохозяйственного производства, сколько в проблему частной собственности на землю. Все ведь предельно просто. Бюджетными средствами сельское хозяйство не поднять. Денег нужно гораздо больше. Где их взять? Если у государства нет, значит, это могут быть только частные инвестиции. А чтобы в село пошли частные инвестиции, земля тоже должна быть в частной собственности.

Все это следует ясно и четко прописать в законах. Человек знает, что земля - его собственность, закладывает, допустим, десять тысяч гектаров, получает кредит на развитие хозяйства. Опасно? Опасно. В мире каждый год миллионы фермеров разоряются, но появляются и миллионы новых. Это нормальное явление. К введению частной собственности на землю мы подходим исключительно осторожно. Обсуждаем разные варианты уже не один год. В этом месяце еще раз соберем наших сельхозников. Расклад здесь примерно такой: 80 процентов - "за", 20 - "против". Но "за" - те, кто работает на земле. "Против" - те, кто никогда на селе не жил, но привык "профессионально" бороться с "продажей" Родины. Если удастся "запустить" село, то это даст огромный эффект для многих отраслей экономики страны. Для перерабатывающей промышленности, машиностроения, строительной индустрии. Понадобятся цемент, кирпич, стекло, провода... Дороги туда пойдут. Где-то к новому году будет готова и индустриальная программа. Надо определиться: с чем конкретно мы можем выйти на мировые рынки? Там ведь нас никто не ждет, все места заняты. Вряд ли Казахстан в обозримом будущем сможет выпускать самолеты лучше "боингов", автомобили - лучше "мерседесов", электронику - лучше японцев и корейцев. Даже если мы приобретем самое современное оборудование, то, когда начнем что-то на нем производить, оно успеет устареть. Поэтому, чтобы модернизация была успешной, надо думать о технологиях завтрашнего дня. Угадать, на какую продукцию будет большой спрос через несколько лет.

- Вы готовы выдать нашим читателям эту коммерческую тайну?

- Готов. Это высокотехнологичное - нового поколения - оборудование для нефтяной и газовой промышленности, горно-металлургических комплексов, перерабатывающих предприятий. Когда - через 5-6 лет - заработают новые маршруты транспортировки нефти и газа, начнется добыча на месторождениях Каспия, в эти отрасли пойдут инвестиции в сотни миллиардов долларов. Поэтому мы уже сейчас советуем всем заинтересованным сторонам вкладывать средства в развитие казахстанского машиностроения. У нас есть заводы, которые уже сейчас можно модернизировать на очень выгодных условиях. Потом все затраченные средства вернутся сторицей. Если в ближайшее время мы сумеем реализовать сельскохозяйственную и индустриальную программы, то в обозримом будущем за экономику Казахстана можно не беспокоиться. Вот это я и называю переходом от сырьевого к индустриальному варианту развития. Это рост внутреннего рынка, потребления, стабильность и как следствие резкое улучшение социального положения людей. Естественно, под эти программы формируются соответствующие схемы финансирования. Пока дешевле купить в Германии, чем везти через Россию

- Как, на ваш взгляд, сейчас обстоят дела в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС), куда, кроме Казахстана и России, входят Киргизия, Белоруссия и Таджикистан? В свое время о своем намерении вступить в Евр-АзЭС заявили Украина и Молдавия, но так и остались в качестве наблюдателей. Насколько эффективно работает эта организация?

- В Евразийском сообществе торговый оборот между государствами-участниками в два раза выше, чем в среднем по СНГ. В ЕврАзЭС нам удалось согласовать примерно 60 процентов всех тарифов, тогда как в СНГ - в два раза меньше. Лично мне главными на сегодняшний день видятся три направления интеграции: единая энергетическая система; единая транспортная система, единый продовольственный рынок. Если мы сумеем добиться здесь прорыва, то тогда выгода от присоединения к ЕврАзЭС станет очевидной для всех.

Надеюсь, схема понятна? Единая энергетика - электроэнергия, нефть, газ - позволит нам, во-первых, дать хороший импульс для развития своей промышленности, во-вторых, удешевит производство сельскохозяйственной продукции. Единая транспортная политика позволит держать низкие цены на продукты на огромной территории - от Бреста до Душанбе и Владивостока. Тогда все мгновенно поймут, что такое интеграция и какая от нее польза каждому конкретному человеку. Но... трудное это дело. Как только нефть по трубе выходит из Казахстана на российскую территорию, то сразу становится в два с половиной раза дороже. Поезд выезжает из одной страны в другую - сразу тарифы на перевозки вырастают в два раза. Все это, естественно, сказывается на конечной цене товара. Получается, что нам дешевле купить в Германии, чем везти через Россию.

Но я не хочу переводить "стрелки" на Россию, мол, она заинтересована в высоких тарифах, потому что у нее самая большая территория, самые протяженные железные дороги. Россия действительно немало имеет с этих тарифов в бюджет и справедливо полагает, что если она их снизит, то кое-что потеряет. Тем не менее я считаю, что по всем вопросам можно договориться. Где-то Россия может снизить тарифы, где-то - Казахстан, но лучше, на мой взгляд, решить эти проблемы за счет резкого увеличения товарооборота. Да, по тарифной составляющей будет выходить меньше, но рост объемов перевозок не только компенсирует, но и увеличит сборы. То есть я не за фискальный рост "по вертикали", а за увеличение объемов торговли "по горизонтали". А это почти всегда снижение цены для потребителя. Сейчас в ЕврАзЭС по всем этим вопросам идут очень серьезные переговоры. Если они окажутся продуктивными, то сообщество заработает гораздо эффективнее, и мы, наконец, сможем ответить на вопрос тех, кто хочет к нам присоединиться, что реально оно дает каждой конкретной стране. Идеям евразийской интеграции я привержен не меньше, чем идеям рыночной экономики или идеям многополярного справедливого мирового устройства. Они обязательно принесут свои плоды. Может быть, только не так быстро, как мне этого хочется.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Новогоднее поздравление акима Павлодарской области Д.К. Ахметова 31.12.2002
Центризбирком объявил предварительные итоги довыборов в Мажилис 30.12.2002
Срочное сообщение: Максимонько победил! 29.12.2002
В субботу прошли выборы Мажилис 29.12.2002
В столице прошел саммит глав государств Центральной Азии 28.12.2002
Обещай, а то проиграешь! 28.12.2002
У Гани Калиева - 125 тысяч "штыков" 28.12.2002
Казахстанских партстроителей никаким законом не угомонишь 27.12.2002
Завершился государственный визит Президента Казахстана в Китай 26.12.2002
Минус еще три 26.12.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz