NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2019)








Поиск  
Вторник 19.11.2019 19:29 ast
16:29 msk

В Алматы открылся 3-й конгресс финансистов
Глава Казахстана признался в любви к банкирам, попросил взаимности
15.02.2003 / политика и общество

Олжас Ауезов АЛМА-АТА, 14 фев (Рейтер)

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в день святого Валентина признался в любви к казахстанским банкирам, предложив им в то же время не расслабляться и отказаться от части доходов во благо развития экономики.

"В день Валентина я хочу признаться вам в любви", - сказал Назарбаев на третьем конгрессе финансистов Казахстана, открывшемся в пятницу в Алма-Ате.

"В истории Казахстана никогда не было такой финансовой системы, которую мы смогли создать за это короткое десятилетие. В 37 банках - $7,5 миллиарда активов. Это восхищает всех", - объяснил президент свой романтический порыв.

Активы казахстанских банков составляют сейчас около 30 процентов ВВП, что специалисты называют недостаточным уровнем для экономики, подобной казахстанской, и указывают на планку 60-70 процентов. Вместе с тем, развитие банковской системы в сырьевом Казахстане несколько опережает темпы роста реальной экономики, и банки все чаще сталкиваются с проблемой размещения привлеченных средств, особенно учитывая жесткие нормативы, высокие риски, недостаток доходных инструментов на рынке и относительную бедность населения. "Надо признать, что хоть эти цифры (параметры банковской системы) нас радуют, они еще скромные", - сказал Назарбаев.

Между тем, банки все активнее развивают кредитование, и за 2002 год общий объем кредитов экономике вырос более чем на треть и превысил $4,3 миллиарда, при этом доля средне-и долгосрочных кредитов в ссудных портфелях неуклонно растет. Ставки по кредитам юрлицам в тенге за 2002 год снизились до 14,1 процента с 15,3 процента годовых, в валюте - до 12,3 процента с 13,1 процента годовых.

При этом банки привлекали у физических лиц средства в тенге в среднем под 11,0 процента, в валюте - под 6,9 процента.

МАРЖУ НАДО СНИЖАТЬ

Назарбаев считает, что маржу надо снижать, чтобы сделать кредиты доступнее и поддержать достигающие двузначных значений темпы роста крупнейшей экономики Центральной Азии.

"Эта проблема (снижения ставок) является одной из главных. Я абсолютно убежден, что маржа, которую имеют банки, является неоправданно большой", - сказал президент.

"У Нацбанка существует право введения ограничений ставок по кредитам. Это административная мера, но если вы будете безобразничать, придется применить", - сказал Назарбаев.

"Нуржан, чего глаза отводишь? Кайрат, кивай", - обратился президент к председателю совета директоров крупнейшего Казкоммерцбанка Нуржану Субханбердину и председателю правления третьего по размеру активов Народного (Халык) банка Кайрату Сатылганову.

За них президенту ответила председатель правления Казкоммерцбанка Нина Жусупова. По ее словам, снижение ставок по кредитам сдерживается относительно высокой стоимостью привлечения средств. С другой стороны, новые резервные требования Нацбанка не позволяют дешево кредитовать малый и средний бизнес ввиду необходимости создавать провизии в размере от 50 до 100 процентов.

Жусупова считает, что государству не стоит увлекаться созданием госбанков для финансирования приоритетных для правительства отраслей, крупных проектов и кредитования бедного населения.

"При наличии государственной поддержки с этими задачами (снижения ставок и реализации государственной инвестиционной политики) могли бы справиться и (коммерческие) банки", - сказала она.

Президент, тем временем, видит потенциал развития реального сектора в создании более благоприятного делового климата за счет снижения налогов и увеличения государственных инвестиций в приоритетные проекты именно через специальные госбанки, в частности, созданный недавно Банк развития. Кроме того, он указал на важность обеспечения макроэкономической стабильности в период низких цен на нефть за счет накопления сверхдоходов от нефтяного экспорта в стабилизационном фонде будущих поколений.

"Я дал поручение правительству принять меры по увеличению Нацфонда, капитала Банка развития и снижению налогового бремени", - сказал Назарбаев.

ПРЕТЕНЗИИ К НАЦБАНКУ

Президент повторил свои претензии к Нацбанку, указав на высокую, по его мнению, инфляцию, отсутствие прогресса в создании системы строительных сбережений, развитии страхового сектора и рынка акций. "Считаю, что рост инфляции мог бы быть и ниже", - отметил он.

Рост потребительских цен в Казахстане в годовом исчислении (декабрь к декабрю) в прошлом году составил 6,6 процента против 6,4 процента годом ранее. Вместе с тем, Нацбанк, сетуя на резкое подорожание овощей и фруктов, указывает, что среднегодовая инфляция составила 5,9 процента против 8,4 процента годом ранее, и была в рамках определенного Нацбанком и правительством коридора 5-7 процентов.

Назарбаев согласился с тем, что больную для Нацбанка проблему опережающего роста цен на овощи и фрукты надо как-то решать.

"На базарах командуют бандиты, прямо скажу. Надо наводить порядок", - сказал президент.

-----

В Алматы открылся 3-й конгресс финансистов
"Хабар", 14 февраля

На свой 3-й конгресс финансисты собрались в хорошем расположении духа. Финансовую систему Казахстана сегодня считают одной из лучших в СНГ. Республика признана и Европейский Союзом, и США страной с рыночной экономикой, мы первые на территории Содружества получили инвестиционный рейтинг от агентства "Мудиз", национальная валюта окрепла, работают ипотечное кредитование и пенсионная система. Открывая конгресс, Президент Нурсултан Назарбаев сказал, что гордится тем, чего достигли казахстанские финансисты.

- Если финансовую систему сравнить с кровеносными сосудами, а экономику с организмом, то организм действует нормально, кровообращение нормальное. И сегодня, в день святого Валентина хочу признаться вам в любви, - обратился к присутствующим Нурсултан Назарбаев, Президент РК.

Впрочем, на констатации успехов решили не останавливаться. Глава государства поставил новые 11 задач. Среди них - навести порядок с перечислением денег в пенсионные фонды (огромная сумма сейчас гуляет неизвестно где), повысить конкуренцию в банковском секторе, обратить внимание на подготовку специалистов в казахстанских вузах (пока качество образования не на высоте). И, наконец, обуздать рост цен на сельскохозяйственные продукты, который напрямую ведет к увеличению инфляции.

- Во главу угла должны быть поставлены сельхозпроизводители, а не околобазарные структуры. Если потребуется, к решению этой проблемы подключим правоохранительные органы, - заявил Нурсултан Назарбаев.

Система ипотечного кредитования работает, отметил Глава государства. Но такие кредиты доступны очень немногим. Поэтому надо создавать систему стройсбережений.

- Она позволяет постепенно аккумулировать средства и поддерживается государством. Поэтому недорогая, и много людей смогут улучшить свои жилищные условия, - сказал Глава государства.

И Президент, и глава правительства отметили, что банки снизили процентные ставки по кредитам, но маржа все равно еще большая. Банкирам напомнили, что государство помогло становлению банковского сектора и пора отплатить тем же, поддержать мелкий и средний бизнес.

- У вас ставка по кредитам больше ставки рефинансирования Нацбанка. Никто на такие условия не пойдет, - отметил Имангали Тасмагамбетов, премьер-министр РК.

Сами банкиры считают, что ставки могут снизиться после появления специального кредитного бюро. Его создание - еще одна из задач, поставленных Президентом. Сейчас при оформлении займов банки тратят уйму времени и сил на проверку благонадежности клиента. Когда появится бюро, то там будет собираться своеобразное досье на заемщиков.

- Во первых, создание кредитного бюро облегчит всем банкам получение кредитной истории клиентов и пресечет мошенничество. Кредитное бюро - это инструмент против мошенников, и это очень важно, - сообщила Нина Жусупова, председатель правления "Казкоммерцбанка".

Вклады населения в банках сейчас достигли миллиарда 700 миллионов долларов. Во многом доверие людей вернулось после введения системы гарантирования вкладов. Но некоторые банки сегодня нарушают правила игры, обещая слишком высокие дивиденды.

- Мы считаем абсолютно неприемлемым такое повеление, все эти бонусы и премиальные ставят под неоправданный риск вкладчиков, - подчеркнул Григорий Марченко, председатель правления Национального банка РК.

Нацбанк считает, что фонд должен исключать таких нарушителей. И тогда станет ясно, что более важно для людей – высокие проценты или то, что их вклады застрахованы. Кстати, через год банкам, которые не являются членами фонда гарантирования вкладов, будет вообще запрещено брать депозиты у населения. Президент порекомендовал время зря не терять. Только год остался. Вообще перед Национальным банком теперь поставлена задача довести уровень казахстанских банков до стандартов Европейского Союза. На эту работу - срок 4 года, до 2007-го.

-----

Выступление Президента страны на III-м конгрессе финансистов Республики Казахстан
Казинформ, 14 февраля

Уважаемые участники конгресса!

С момента проведения второго конгресса финансистов прошло более трех лет. За это время произошли колоссальные изменения в развитии экономики страны.

Вместе с тем, накопилось и немало задач, которые требуют последовательного, а некоторые даже и оперативного решения.

В этом году страна будет отмечать первый 10-летний юбилей национальной валюты – тенге, - наверное не все из вас помнят, на сколько драматичным был тот период. Тенге стал одной из наиболее устойчивых валют на постсоветском пространстве. Эта стабильность, подчеркну, обеспечивается реальной экономической политикой, надежными механизмами и инструментами, которые у нас уже вошли в практику.

Одним из важнейших показателей надежности тенге является стабильность цен в экономике страны. Хотя, как я уже отмечал на встрече с правительством, цены в 2002 году выросли в среднем на 6,6 процента.

Считаю, что рост инфляции, произошедший впервые за последнее десятилетие, исключая кризис 1999 года, мог быть и ниже.

Не менее важным показателем надежности национальной валюты является обменный курс. Снижение номинального курса тенге к доллару США в 2002 году составило всего 3,3 процента.

Благоприятная экономическая ситуация позволила Национальному Банку значительно увеличить свои золотовалютные резервы. Их размер превышает 3,5 миллиарда долларов.

Продолжается увеличение средств Национального Фонда. Только за последние полтора года мы накопили около 2 млрд. долларов в его активах, которые размещены в высоколиквидные иностранные ценные бумаги. Это позволяет обеспечивать высокую безопасность и сохранность этих средств.

На финансовом рынке появились такие финансовые институты, как Казахстанский фонд гарантирования вкладов физических лиц, Банк Развития Казахстана, Казахстанская ипотечная компания, Процессинговый центр, Казахстанский актуарный центр, будет создан Инвестиционный фонд, который будет обеспечивать национальную индустриальную политику.

И далее наращивая ресурсы, мы сможем оказать влияние на процесс развития производственного сектора экономики.

В условиях, когда цены на нефть остаются высокими, а исполнение бюджета происходит на хорошем уровне, считаю правильным больше перечислять средств в наши резервы, а также снижать налоговую нагрузку. Поэтому я поручил Правительству рассмотреть вопрос и принять меры по увеличению уставного капитала Банка Развития, а также снижения налогового бремени.

Все эти положительные тенденции в экономике не остались незамеченными мировым сообществом. Первые в СНГ мы получили кредитный рейтинг инвестиционного уровня. Казахстан как суверенное государство является нетто-кредитором для остального мира. В условиях стабильности на финансовом рынке ставка рефинансирования Национального Банка снизилась до 7,5 процента.

Значительные изменения произошли в системе регулирования финансовых рынков. Казахстан выбрал модель создания единого органа финансового надзора, который будет осуществлять регулирование всех финансовых рынков.

Промежуточным этапом создания этого органа стала передача всех функций регулирования и надзора Национальному Банку. Опыт Национального Банка в развитии банковского и страхового рынка должен быть активно использован в развитии рынков ценных бумаг, а также пенсионной системы.

Банковская система отвечает международным стандартам банковской деятельности, а по отдельным параметрам намного опережает банковский сектор стран СНГ. Размер собственного капитала, приходящегося в среднем на один банк, составляет 30 млн. долларов. Только за последние три года совокупный собственный капитал банковского сектора вырос более чем в 2,5 раза и превысил один миллиард долларов.

Но, согласитесь, что это – еще очень скромные цифры. Растет доверие населения и других субъектов экономики к банкам. Вклады населения в банках за последние три года выросли в пять раз и составляют почти 1,7 млрд. долларов.

Я полностью поддерживаю решение Национального Банка о том, что с 2004 года только банки, являющиеся участниками системы страхования депозитов, смогут привлекать вклады населения.

В целом, работу по обеспечению устойчивости банковской системы необходимо продолжать, постепенно повышая требования к капиталу банков.

Основным показателем финансового сектора считаю доступность его услуг для предприятий и населения. Думаю, что никто не будет спорить, что кредит получить сейчас намного легче, чем это было раньше. Аксиома, гласящая, что не клиент должен бегать за банком, а банк обязан бороться за клиента, в Казахстане уже наглядно проявляется.

Банки ведут активную работу по привлечению клиентов, работают как с крупными предприятиями, так и с населением. В целом, за последние три года кредиты банков экономике выросли в 4,5 раза. При этом качество кредитного портфеля банков остается на хорошем уровне. Считаю это большим достижением.

Ярким примером активности банков является повышение роли потребительского кредитования в нашей жизни.

Другим достижением нашего финансового сектора считаю внедрение системы ипотечного кредитования. Созданная Казахстанская ипотечная компания осуществила рефинансирование кредитов на сумму более одного миллиарда тенге, а общая сумма ипотечных кредитов, выданных банками, достигла почти восемь миллиардов тенге.

Однако, условия ипотечного кредитования таковы, что претендовать на него могут только относительно обеспеченные люди из так называемого среднего класса. И это мировая практика. В Казахстане доля населения с низкими доходами остается высокой, и для многих ипотечное кредитование пока недоступно.

Мной уже дано поручение Правительству внести предложения по увеличению и совершенствованию оплаты труда государственных служащих, уделив особое внимание низкооплачиваемым категориям. Значительное увеличение их заработной платы станет фактором дальнейшего развития потребительского кредитования.

И еще. На данном этапе требуется акцентировать внимание на создании системы стройсбережений, которая предназначена как раз для людей с низкими доходами. Она позволяет постепенно аккумулировать средства для покупки жилья, и за счет поддержки государства является менее дорогой для населения. Несмотря на многочисленные обещания Правительства и Национального Банка в Казахстане эта система пока не получила должного развития. Мы говорим об этом третий год. Только в этом году сделаны первые реальные шаги по ее реализации. В бюджете заложено 500 миллионов тенге на создание специализированного Жилстройсбербанка.

В связи с этим поручаю Администрации Президента ужесточить контроль за работой Правительства и Национального Банка по ускорению создания этой финансовой структуры для полноценного запуска системы стройсбережений.

Мы реально приобщили население к таким услугам, как обслуживание через платежные карточки. Число карточек, выпущенных казахстанскими банками, составляет практически полтора миллиона штук. То есть, сейчас люди получают заработную плату, получают наличные, рассчитываются в торговых точках, хранят сбережения. И все понимают, что это действительно удобно.

Следующим шагом должно стать повышение качества и приемлемости стоимости финансовых услуг. В первую очередь, это относится к банковскому кредитованию, а именно к стоимости кредита для заемщика. Это проблема, на мой взгляд, является одной из главных.

Благодаря снижению ставки рефинансирования, низкой инфляции, замедлению темпов девальвации национальной валюты, ставки по кредитам в тенге снизились более чем на 14 процентов. Но, тем не менее, я абсолютно убежден – маржа, которую сейчас имеют банки, является неоправданно большой.

Уважаемые банкиры, вы знаете, что, как Глава государства, я всегда защищал и всемерно поддерживал банковский сектор. В свое время мы направили все усилия на развитие этого сегмента, ожидая, что в перспективе экономика Казахстана получит надежный источник финансирования. Были проведены коренные преобразования и оперативно приняты необходимые законы. Мы обеспечили благоприятные условия для становления путем введения прямых стимулирующих мер, особенно в части льготного налогообложения.

Теперь, когда банковский сектор крепко встал на ноги, я думаю, будет справедливо требовать от вас такой же помощи в обеспечении экономики страны недорогими кредитными ресурсами.

У банков существуют значительные резервы к дальнейшему снижению ставок по кредитам. Аргументы о высоком кредитном риске считаю недостаточными. Считаю, что должны быть реальные подвижки в отношении оптимизации своих расходов.

В противном случае, как Вы знаете, у Национального Банка существует право введения прямых ограничений по ставкам за кредит.

Эта мера абсолютно нерыночная, но если ставки не будут снижаться, и банки не будут способствовать доступности кредитов, то возможность ее применения может стать весьма высокой.

Другая проблема - взимание с заемщиков различных незаконных сборов, которые, в конечном счете, также приводят к удорожанию кредитов.

В частности, непонятно что творится с регистрацией прав на имущество. Республиканское госпредприятие "Центр по недвижимости", помимо предусмотренных Налоговым кодексом сборов, в противоречие с законом взимает дополнительную плату за осуществление "услуг" по регистрации. Зачастую сумма так называемых сборов за услуги государства приближается к сумме самого кредита, особенно по малым кредитам. К примеру, индивидуальному предпринимателю выдается кредит в 500 долларов, а сумма всех сборов за регистрацию доходит до 200 долларов. Зачем, спрашивается, ему такой кредит? Это больше похоже на банковский рэкет.

Поручаю Администрации Президента разобраться в ситуации и доложить.

На предыдущем Конгрессе была также поставлена задача постепенного переноса акцентов с банковской системы к развитию других сегментов финансового рынка.

В первую очередь, это касалось страхового рынка. За последние три года он подвергся серьезному реформированию. Государственная программа развития страхового рынка на 2000-2002 годы была выполнена. В конце 2000 года был принят принципиально новый Закон "О страховой деятельности", полностью соответствующий принципам и стандартам Международной Ассоциации Страхового Надзора.

В последние годы приняты меры по повышению капитализации страховых организаций, надежности и прозрачности страхового рынка. Сейчас в Казахстане работают 34 страховые организации. Общий размер собственного капитала страховых организаций составляет 6,4 миллиарда тенге, увеличившись за последние три года в 2,5 раза.

Вместе с тем, проблемой остается перестрахование, которое практически полностью осуществляется за рубежом.

Что же это за отечественный страховой рынок, если в 2000 году удельный вес перестрахования за границей составил 68 процентов собранных страховых премий, а в 2001 году – уже 69? То есть, за прошлый год ситуация существенно не изменилась. В таком случае усилия Национального Банка по формированию сильной, высококапитализированной страховой индустрии еще долго не будут приносить должной отдачи, а рост объема страховых услуг в Казахстане в основном будет сказываться на улучшении финансовых показателей иностранных перестраховочных организаций.

Я также поручаю Национальному Банку изучить целесообразность внедрения в Казахстане системы самострахования, или как его называют в мировой практике, каптивного страхования рисков крупных национальных компаний. Он используется для удержания финансовых ресурсов в пределах компании–учредителя при сохранении надежности самого страхования. Каптивные страховые организации за рубежом используются не только частным капиталом, но и государственными компаниями, такими, например, как норвежская "СтатОйл", английская "Бритиш Газ", Китайская национальная нефтяная корпорация, российский "Газпром" и другими.

Важным направлением развития страхового рынка является отрасль страхования жизни и введение системы пожизненных пенсий (аннуитетов). Наверное, и нам также необходимо обеспечить условия для становления этих новых для республики сегментов страхового дела. И здесь вопросы гармонизации налогообложения являются чрезвычайно важными.

С принятием поправок в Закон "О пенсионном обеспечении" накопительная пенсионная система получила качественно новый импульс в развитии.

За последние три года пенсионные активы в накопительных пенсионных фондах выросли в 4,2 раза - до 269,8 миллиарда тенге. Возможности инвестирования пенсионных активов существенно расширились. Сейчас инвестиции за счет пенсионных активов в облигации предприятий составляют почти 30 процентов. Это 76 миллиардов тенге. Но при этом хочу особо подчеркнуть, что государство приняло на себя обязательство по гарантированию сохранности всех пенсионных взносов граждан во всех пенсионных фондах независимо от формы собственности да еще с поправкой на уровень инфляции. Поэтому основной задачей является обеспечение сохранности средств. Соответственно, правила инвестирования будут изменяться только постепенно и с учетом всех рисков, которые могут возникнуть.

В этом контексте отмечу проблему низкой капитализации участников пенсионного рынка. Время первичного становления прошло. Национальному Банку необходимо повышать требования к капиталу пенсионных фондов и организаций, управляющих пенсионными активами.

По рынку ценных бумаг. Здесь наблюдаются положительные тенденции. На начало этого года количество действующих эмиссий акций составило 3596 с суммарной номинальной стоимостью 825,7 миллиарда тенге. В этой связи большие надежды мы возлагаем на проекты законов "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг", которые позволят качественно улучшить и оздоровить этот рынок. Давайте обратимся к депутатам Парламента, чтобы эти законы были в скорейшем времени приняты.

Наиболее динамичным сектором является рынок корпоративных облигаций. Всего 6 лет назад мы говорили о том, что данный рынок в Казахстане практически отсутствует. Теперь только за 2002 год предприятия привлекли за счет выпуска облигаций 48,2 миллиарда тенге, а общая сумма облигаций в обращении составляет на текущий момент 92,1 миллиарда. Для сравнения скажу, что в 1997 году была зарегистрирована всего одна эмиссия на сумму 1,2 миллиона тенге.

Тем не менее, проблема недостаточности финансовых инструментов остается актуальной.

Поэтому, во-первых, Правительству в рамках разработки Индустриальной политики необходимо четко определить отрасли, развитие которых будет иметь приоритетное значение. Во-вторых, - продумать механизмы их финансирования, которые позволят привлекать средства участников рынка, и в первую очередь пенсионных фондов.

Также проводилась большая работа по развитию других аспектов финансового сектора и принят ряд законодательных и нормативных актов по вопросам банковского надзора, валютного регулирования, вексельного обращения, финансового лизинга, ипотечного кредитования, организации стройсбережений.

Как Вы уже видите, за три года сделано немало для улучшения финансового сектора, но предстоит сделать еще больше. И мы четко знаем, где и над чем надо поработать.

У нас есть четкое видение дальнейшего развития финансовой системы. Должен начаться переход к решению задач качественно нового уровня. О чем конкретно идет речь.

Первое. Это цены. Небольшой рост цен в условиях роста экономики является нормальным и даже необходимым явлением.

Но как понимать начавшийся рост цен на овощи и фрукты по стране, который достиг уже 36-ти процентов? В стране, где одним из основных секторов экономики является сельское хозяйство, наблюдается немыслимый скачок цен на плодоовощную продукцию на протяжении уже трех лет. Замечу: такой рост происходит при относительно благоприятных погодных условиях последних лет. Это не поддается никакой нормальной экономической логике.

Проблемой остается доступ на рынок тех, кто производит сельскохозяйственную продукцию. Создание нормальной конкурентной среды на рынках – это прямая задача акимов всех уровней. А Правительство должно все это жестко контролировать. Я об этом еще в прошлом году говорил.

Я еще раз обращаю внимание Правительства и акимов на необходимость концентрации усилий и ресурсов на организованное проведение трехлетки поддержки села. Во главу угла должны быть поставлены интересы производителей сельскохозяйственной продукции, а не "околобазарных структур". Если потребуется, то к решению этой проблемы должны быть привлечены правоохранительные органы.

Национальному Банку со своей стороны также необходимо принять надлежащие и исчерпывающие меры по недопущению неоправданного роста цен.

Второе. Я поставил задачу ускорения принятия Концепции развития финансового сектора на ближайшие годы. Необходимо предусмотреть в ней вопросы регионального развития. Нужно сделать так, чтобы эта программа была концептуально и этапно состыкована с Индустриальной политикой, разработка которой находится в завершающей стадии. В обоих документах должно найти отражение осознанное понимания всех проблем, связанных с вступлением Казахстана в ВТО.

Как составную и неотъемлемую часть обоих вышеупомянутых документов (Концепция и Индустриальная политика) необходимо рассматривать комплекс мер по либерализации валютного режима.

Поручаю Национальному Банку и Правительству завершить разработку и утверждение указанных документов к 15 мая текущего года, обеспечив их концептуальную согласованность и синхронизацию во времени.

Третье. Выбор модели единого органа финансового надзора, который будет осуществлять регулирование всех финансовых рынков, предполагает создание этого органа уже в 2004 году. Поэтому Национальный Банк и Правительство должны ускорить внесение соответствующего проекта закона в Парламент.

Четвертое. Для того, чтобы финансовый сектор функционировал нормально, необходимо создать конкурентную среду и задействовать все слои населения и категории клиентов.

Поэтому на данном этапе необходимо развивать соответствующие виды и качество финансовых услуг и активизировать развитие небанковских финансовых институтов, тесно работающих с населением.

Кроме того, необходимо обеспечить полноценный доступ граждан, проживающих в различных регионах страны, к услугам страховых компаний и субъектов рынка ценных бумаг (брокеров–дилеров, регистраторов, и так далее).

Для этого нужно более активно развивать почтово-сберегательную систему и сети трансфер-агентов на рынке ценных бумаг. Только нарастание конкуренции и появление новых видов продуктов на рынке финансовых услуг способствует повышению качества обслуживания финансовыми институтами.

Пятое. К сожалению не все сегменты финансового рынка сейчас развиваются как хотелось бы. Прежде всего, речь идет о фондовом рынке. Активизация рынка корпоративных ценных бумаг за последние годы практически была обеспечена за счет выпуска долговых обязательств.

Однако, цивилизованный фондовый рынок должен содержать не только долговые, но и долевые ценные бумаги. К сожалению, рынок акций, по-прежнему, остается в тени, инвесторы пока не проявляют интереса к этому инструменту.

Поэтому пора вплотную заняться и этой проблемой. В этой связи законопроекты "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах" признаны приоритетными и их скорейшее принятие должно способствовать развитию фондового рынка.

Шестое. Национальному Банку необходимо продолжить работу по приближению своей деятельности к стандартам центральных банков развитых стран. В этих условиях возможна проработка вопроса о более активном использовании новых ориентиров денежно-кредитной политики.

Седьмое. Понимаю, что со своей стороны банки также не заинтересованы в предоставлении кредитов предприятиям без соответствующей репутации и кредитной истории. В основном, это предприятия малого и среднего бизнеса.

Это обуславливает актуальность вопроса создания кредитного бюро. Его основной деятельностью будет являться формирование, ведение кредитных историй и предоставление кредитных отчетов.

Национальному Банку совместно с Ассоциацией финансистов в ближайшее время необходимо разработать проект закона о кредитном бюро и внести на рассмотрение Правительства.

Восьмое. Необходимо продолжить развитие страхового сектора. В ближайшее время завершить работу по определению перечня обязательных видов страхования и принять все меры, чтобы ускорить их введение. Определиться с созданием фонда гарантирования страховых выплат, деятельность которого обеспечит более высокую защиту законных интересов страхователей по обязательным видам страхования.

Девятое. В последние годы в Казахстане произошел значительный рост заработной платы населения. Но пенсионные накопления растут меньшими темпами.

Значит, где-то оседает часть денег, предназначенных для индивидуальных пенсионных счетов граждан, или где-то допускаются какие-то незаконные действия со стороны работодателей.

Правительству следует разобраться с этой ситуацией. Если потребуется, внести изменения в действующую законодательную и нормативную правовую базу, но, чтобы эти деньги доходили до пенсионных фондов. Не забывайте, что за этим стоит будущее людей, их обеспеченная старость.

Десятое. Необходимо всесторонне рассмотреть проблемы, препятствующие дальнейшему полноценному развитию финансового лизинга, и при необходимости, внести соответствующие изменения в законодательство.

Одиннадцатое. Особо остро стоит вопрос подготовки и переподготовки специалистов финансовой системы. Выпускники ВУЗов не подготовлены должным образом.

Поручаю Министерству образования совместно с Нацбанком провести ревизию содержания учебных планов по финансовым специальностям, с тем, чтобы следующий учебный год уже начать обучение по обновленным программам. Если необходимо, привлеките Ассоциацию.

И, наконец, последнее. 2003 год объявлен годом Казахстана в России. В рамках года мы должны активно принимать участие в работе по приближению финансовых систем двух стран. Уже в этом году могут быть отработаны пилотные механизмы интеграции таких сегментов финансовых рынков, как рынок ценных бумаг и валютный рынок, чтобы в дальнейшем их можно было бы распространить на других участников ЕврАзЭС.

Конечно, многие задачи невозможно решить разом, для решения некоторых из них может потребоваться не один год. Тем не менее, возможно, что непосредственно к 10-летию тенге мы вновь можем собраться и обсудить сдвиги в указанных направлениях.

Благодарю всех присутствующих за участие в работе конгресса и желаю крепкого здоровья, успехов и плодотворных результатов на благо процветания нашей Республики Казахстан.

-----

В республике начался процесс дедолларизации - глава Нацбанка
Kazakhstan today, 14 февраля

"Процесс дедолларизации в республике пошел", - сказал председатель Национального банка РК Григорий Марченко, выступая сегодня, 14 февраля на III конгрессе финансистов РК в Алматы.

Как пояснил глава Нацбанка, в последнее время в стране наблюдается тенденция укрепления тенге, что вызвано большим притоком инвалюты частично за счет больших экспортных поступлений, частично за счет того, что люди начали переводить свои сбережения в национальную валюту.

С начала 2003 года, сообщил Г. Марченко, Нацбанк купил на валютном рынке $620 млн. "Это больше, чем за весь прошлый год и является абсолютным показателем", - заявил он.

В результате этого, по словам Г. Марченко, происходит быстрый рост золотовалютных резервов Нацбанка, объем которых в настоящее время составил свыше $3,7 млрд. Он заметил, что совокупные золотовалютные активы страны, включая национальный фонд, сегодня превышают $5-6 млрд. "Эти высокие показатели будут расти и в дальнейшем", - резюмировал глава Нацбанка.

-----

В РК система страхования вкладов населения работает очень хорошо - глава Нацбанка
Kazakhstan today, 14 февраля

В республике система страхования вкладов населения "работает очень хорошо", сказал председатель правления Национального банка Григорий Марченко, выступая на III конгрессе финансистов РК сегодня, 14 февраля в Алматы.

Он также отметил, что соответствующий закон был принят в начале 2000 года, и за это время вклады населения выросли в более чем в 5 раз. Одной из основных причин, повлиявших на значительный рост объема депозитов физических лиц, было создание фонда гарантирования вкладов населения, а также ужесточение закона о банковской тайне, констатировал Г. Марченко.

Вместе с тем, подчеркнул глава Нацбанка, "сейчас вызывает определенное беспокойство, что отдельные банки, являясь членами фонда, тем не менее, стремятся обмануть и сам фонд и вкладчиков". Как пояснил Г. Марченко, у банков появляются специальные программы с бонусами, с премиями, которые приводят к реальному повышению процентных ставок по привлекаемым вкладам.

И это при том, заметил глава Нацбанка, что существуют определенные требования у фонда по максимальным ставкам по гарантированным депозитам.

"Мы считаем, что нарушение требований фонда отдельными банками является абсолютно неприемлемым", - сказал Г. Марченко.

По его словам, введение банками-членами фонда различных схем с выплатами бонусов и премий также "являются неправильными, поскольку ведут к увеличению рисков для вкладчиков".

В этой связи глава Нацбанка заявил, что эту проблему следует решать жестко, а именно "в случае подобных нарушений фонд должен исключать банки из числа своих участников".

Данные решения в свою очередь будут доведены до населения, также подчеркнул Г. Марченко, добавив "и тогда посмотрим, что для населения является принципиально важным: депозиты, застрахованные фондом или репутация самого банка".

Кроме того, глава Нацбанка напомнил, что, начиная с 2004 года, банки не являющиеся членами фонда не смогут привлекать вклады населения.

-----

Особое внимание Нацбанк РК будет уделять развитию долгосрочного страхования жизни - глава Нацбанка
Kazakhstan today, 14 февраля

Особое внимание Национальный банк будет уделять развитию долгосрочного страхования жизни в республике. Об этом сообщил председатель правления Нацбанка РК Григорий Марченко в своем выступлении на III конгрессе финансистов Казахстана.

Как отметил глава Нацбанка, за последние 3 года этот рынок практически не получил развития. На сегодня в стране легально действует всего одна компания по страхованию жизни, отметил он.

Вместе с тем, отметил глава Нацбанка, без развития этого сегмента финансового рынка невозможно нормальное развитие, как накопительной пенсионной системы, так и ипотечного кредитования.

Кроме этого, заметил Г. Марченко, в планах Нацбанка повысить требования к уровню капитализации, финансовой устойчивости и платежеспособности страховых и перестраховочных организаций.

Также глава Нацбанка акцентировал внимание участников конгресса на том факте, что до сих пор на законодательном уровне не определены условия и порядок обязательных видов страхования, хотя с момента принятия основного закона "О страховой деятельности" прошло уже более 2 лет.

Тем не менее, сказал он, Нацбанк совместно с правительством продолжит работу по определению перечня обязательных видов страхования. В целях защиты интересов клиентов предполагается создать Фонд, гарантирующий осуществление страховых выплат страхователям. Соответствующий проект закона внесен на рассмотрение в парламент.

В целом, говоря о развитии страхового рынка в республике, Г. Марченко отметил высокие темпы роста его показателей.

Так, за прошедшие 3 года собственный капитал страховых организаций увеличился в 2,5 раза, совокупные активы - в 2,8 раза, страховые премии - почти в 4 раза.

-----

Задачей индустриальной программы является переток инвестиций из нефтедобычи в обрабатывающие отрасли - министр индустрии и торговли РК
Kazakhstan today, 14 февраля

Задачей разрабатываемой правительством РК индустриальной программы является обеспечение перетока инвестиций из нефтедобывающего сектора в обрабатывающие отрасли. Об этом сообщил министр индустрии и торговли РК Мажит Есенбаев во время выступления на III конгрессе финансистов РК сегодня, 14 февраля в Алматы.

Как отметил М. Есенбаев, узость перспективы роста для экономики РК представляет угрозу для экономической безопасности страны. Это и является причиной разработки новой индустриальной политики.

Основной задачей правительства в реализации программы, сказал М. Есенбаев, является создание благоприятного инвестиционного климата, развитие эффективной инновационной системы и создание конкурентоспособной экспортноориентированной обрабатывающей промышленности. В то же время эта проблема тесно связана с развитием инвестиционного климата в России и КНР. Принимая во внимание их большую емкость, инвестиционный климат РК должен быть значительно лучше, подчеркнул министр.

Для проведения активной государственной инновационной политики правительство планирует создание государственного инвестиционного фонда. Его целью является создание условий для формирования целостной инновационной системы и главной задачей является генерация постоянного притока технологических нововведений в производство. Как приоритет выбрано развитие малого инновационного бизнеса. При этом будут создаваться условия для возникновения большого количества малых и средних предприятий, применяющих наукоемкие производства, которые со временем могли бы развиться в мощные специализированные компании.

Малый инновационный бизнес должен быть поддержан созданием инновационных технопарков со льготным налогообложением, развитой инфраструктурой и недорогими услугами, сказал М. Есенбаев. Для финансирования прикладных научных и инновационных разработок может быть создана негосударственная компания, учредителями которой могли бы выступить государство и крупная западная компания, занимающаяся бизнесом в области инновационных технологий.

Стимулирование экспорта, сказал М. Есенбаев, возможно через создание государственной компании по страхованию экспорта, в создании которой могут участвовать и коммерческие банки.

В долгосрочной перспективе источником экономического роста в РК должно стать расширенное увеличение инвестиций в основной капитал при постоянно увеличивающемся потребительском рынке. В период до 2010 года среднегодовой прирост инвестиций в РК должен быть не менее 10%.

-----

Министр финансов РК считает, что налоговый режим для финансового сектора в перспективе надо ужесточить
Kazakhstan today, 14 февраля

Министр финансов Казахстана Зейнулла Какимжанов считает, что налоговый режим для финансового сектора в перспективе надо ужесточить. Такое мнение он высказал в ходе III конгресса финансистов Казахстана сегодня, 14 февраля в Алматы.

"Какие бы вы льготы дальнейшие не просили - сегодня система налогообложения финансового сектора очень льготная", - сказал З. Какимжанов.

По его словам, льготный налоговый режим для финансовой системы сыграл свою роль в его мощном развитии.

Однако, отметил З. Какимжанов, обращаясь к участникам конгресса, настало время определиться с датой, с которой будет введен налог на доходы по финансовым инструментам.

При этом, констатировал министр, "дату вы должны определить сами", обсудив этот вопрос на следующем ближайшем конгрессе финансистов.

По мнению З. Какимжанова, 1 января 2007 года является наиболее приемлемой. Как известно, именно к этому сроку планируется осуществить переход финансового сектора республики на стандарты Европейского союза.

-----

Министерство финансов РК не заинтересовано в выпуске ценных бумаг - глава Минфина РК
Kazakhstan today, 14 февраля

Министерство финансов не заинтересовано в выпуске государственных ценных бумаг, однако для поддержания ликвидности на финансовом рынке все же планирует эмиссии краткосрочных ГЦБ - 6-ти и 9-ти месячных. Об этом сообщил министр финансов РК Зейнулла Какимжанов, выступая на III конгрессе финансистов Казахстана сегодня, 14 февраля в Алматы.

Между тем, участники финансового рынка ожидали появления 10-летних бумаг. Как известно, Минфин перестал осуществлять эмиссии ГЦБ с ноября 2002 года в связи с сокращением дефицита бюджета, который в прошлом году сложился на уровне лишь 0,11% ВВП при планируемом 2,3 % ВВП.

Кроме этого, министр отметил, что правительство уже в этом году намерено отказаться от использования доходов от приватизации на финансирование дефицита бюджета. В предшествовавшие годы это было оправдано, сейчас ситуация меняется, отметил министр.

В частности, по его словам, средства от приватизации госсобственности необходимо направлять на формирование инвестресурсов. Одним из таких ресурсов станет создание госинвестфонда.

"Такой фонд должен выступить ледоколом застывшего процесса" формирования рынка акций и ряда других, отметил З. Какимжанов.

Также министр озвучил позицию правительства относительно внешнего долга РК. "Государство придерживается четкой позиции - не увеличивать государственный внешний долг. Генеральная линия - создавать больше условий для прямых инвестиций", - сказал он.

-----

Определены приоритеты финансового сектора республики
Казинформ, 14 февраля

Принятием специальной резолюции завершился 14 февраля в Алматы III-й Конгресс финансистов, сообщает Казахское информационное агентство. Главной темой обсуждений стал проект Концепции развития финансового сектора - документа, определяющего пути решения проблем нового этапа развития финансовой системы страны. Глава государства, выступивший первым, задал тон всей дискуссии. Высказанные Нурсултаном Назарбаевым критические замечания и предложения приняты присутствующими в зале руководителями ведущих министерств, банков и других финансовых институтов к руководству в дальнейшей деятельности, они вошли составной частью в проект, разработанный Национальным банком.

Участники встречи отмечали, что в мировой экономике усилились процессы глобализации и как неизбежное следствие - рост конкуренции. Поэтому они обратились к Правительству и Национальному банку ускорить реализацию программы либерализации валютного рынка, принять действенные меры по решению проблем, препятствующих полноценному развитию финансового лизинга страны.

Конгресс разработал комплексные меры по повышению уровня доступности кредитов экономике и, прежде всего, малому бизнесу. Среди них предложение Правительству пересмотреть установленные Налоговым кодексом лимиты вычетов по вознаграждению по займам в иностранной валюте до уровня адекватных внутреннему рынку. Этот шаг позволил бы сократить затраты предприятий на получение кредитов. Выступающие отмечали, что надо проанализировать, насколько законны действия центров по недвижимости, взимающих высокую плату за предоставляемые услуги. Речь шла также о введении государственной финансовой поддержки приоритетных секторов экономики, что позволило бы снизить кредитные риски и улучшить условия получения займов.

Отдельным пунктом в концепции выделены первоочередные задачи накопительной пенсионной системы. Это полноценный охват ею занятого населения и соблюдение законодательства работодателями в части своевременного перечисления обязательных пенсионных взносов. Будут также внедряться новые финансовые инструменты для размещения в них пенсионных активов. Кардинальные преобразования намечены в страховом секторе республики. Предъявлены претензии и к высшим учебным заведениям, где в последнее время снизилось качество подготовки финансистов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В соответствии с международными конвенциями 28.02.2003
Дурман от дяди Буша 28.02.2003
Призыв к бойкоту: исламская нефтяная атака 28.02.2003
Госсекретарь в Парламенте 27.02.2003
Назначен новый аким Восточно-Казахстанской области 27.02.2003
Организация региональной интеграции создается на прочном экономическом фундаменте 27.02.2003
Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав правительств пройдет в Москве под председательством Премьер-Министра РК 27.02.2003
Гарри Поттер уходит в большую политику 27.02.2003
Правительство на очередном заседании рассмотрело два вопроса: совершенствования системы налогообложения и радиационной безопасности 26.02.2003
Идет работа над созданием Единого экономического пространства 26.02.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.11.19 Вторник
82. КАЛДЫБАЕВ Оразбек
80. ШАРАФУТДИНОВ Щорс
73. ШАЙМАН Серик
72. АКИНЖАНОВ Амзе
72. КЕРЕЛБАЕВ Сакип
71. БАРОН Александр
71. ТУМЕНОВА Бахтыла
69. АЛПЫСБАЕВ Мелик
68. ЖАРКИНБЕКОВ Тастайбек
66. БАЙБЕКОВ Мырзакасым
63. ЕРТЫСБАЕВ Ермухамет
61. ЛОКШИН Вячеслав
59. КУМАМБЕТОВ Владимир
58. АДИЛЬБЕКОВ Арсен
57. АЛДАБЕРГЕНОВ Нурлан
...>>>
20.11.19 Среда
80. КАРИБАЙУЛЫ Жандар
79. БЕКМАХАНОВА Наиля
74. СУЛТАНОВ Женисбай
73. ДУКЕНБАЕВ Кенжемурат
72. ГАБИТОВ Турсун
72. ХАРЬЯКОВ Юрий
70. БАЛГИМБАЕВ Нурберген
70. САКАЛОВ Болат
69. ЕЛЕУСИЗОВ Каиркужа
66. ИМАНКУЛОВ Идельбай
66. МУСТАФИН Даулет
65. АЯГАН Буркутбай
63. АКАНОВ Асет
63. СУЛТАНГАЗИН Ануарбек
61. СУЕБАЕВ Кажымурат
...>>>
21.11.19 Четверг
95. КАРАСАЕВ Орынгали
77. БАЕКЕНОВ Булат
73. АШЛЯЕВ Серик
71. ДРАГУНКИНА Зинаида
67. НУРТАЗИН Мухит
65. МУХАМЕДЖАНОВ Манарбек
62. САКИЕВ Канат
60. САКЕНОВ Мырзабек
58. САРСЕНОВ Джамбулат
57. АДЕЕВ Юрий
57. БАЛТАБАЕВ Нурлан
56. АЙТЕКЕНОВ Кайрат
55. БЕКТУРГАНОВА Гульмира
54. САБИРОВ Бейбит
53. ГРЮНБЕРГ Евгений
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz