NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 12:35 ast
10:35 msk

Как продают "дядю Сэма"
Информационная кампания против Ирака строится по правилам холодной войны
18.02.2003 / политика и общество

Анастасия ДЕДЮХИНА, "Известия", 17 февраля

Пока весь мир обсуждает вопрос, быть или не быть войне против Ирака, она уже началась. Это война информационная - не менее, а может быть, и более трудоемкая и затратная, нежели обычные боевые действия. На борьбу с "врагом" брошены лучшие силы американской и мировой PR- и рекламной индустрии. В этой войне у американского правительства три цели - сограждане, арабский мир (и мусульмане вообще) и западные журналисты. Всем им пытаются "продать" продукт под названием Соединенные Штаты Америки.

Белая пропаганда

"Я, как большинство американцев, не могу поверить, что нас можно ненавидеть - я-то знаю, какие мы хорошие", - так официально недоумевал президент Джордж Буш. Для объяснения всему миру, как и чем хороши американцы, госсекретарь США Колин Пауэлл нанял Шарлотту Бирс, бывшего руководителя двух крупнейших мировых рекламных агентств - J. Walter Thompson и Ogilvy & Mather Worldwide. Приглашая г-жу Бирс на должность помощника по "общественной дипломатии" (новый эвфемизм слова PR), Пауэлл признался, что она заставила его купить рис Uncle Ben"s. Это вызвало массу шуток на тему, что раньше г-жа Бирс продавала "дядю Бена", а теперь продает "дядю Сэма".

В задачу Шарлотты Бирс, в частности, входит "белая" пропаганда в США и за ее пределами (т.е. та, которая распространяется и признается источником или его официальными представителями) - так, под ее руководством издана брошюра "Ирак: от страха к свободе". В СМИ запущена рекламная информация о том, что могут сделать люди для борьбы с терроризмом. А в поздравительной речи мусульманам по случаю Рамадана Джордж Буш публично осудил антиисламские выступления одного из христианских лидеров консервативного толка.

Однако наиболее масштабный проект г-жи Бирс - пятнадцатимиллионная кампания под названием "Общие ценности" (Shared Values), призванная повысить репутацию американцев в мусульманских и арабских странах. В них с ноября по начало декабря (в период священного месяца Рамадан) по ТВ можно было увидеть ролик, в котором мусульмане из США рассказывают, как хорошо там жить. Сперва предполагалось, что ролики будут крутить и на Al-Jazeera, но договориться о цене стороны не смогли.

Эксклюзив в обмен на лояльность

Американцам разъясняют "ценности" США через лояльные СМИ. На телеканале Fox идет передача Target Irak, на CNN - Showdown, в которых операция в Ираке обсуждается как нечто само собой разумеющееся. В различных шоу вроде российского "Кто хочет стать миллионером?" игрокам задают "невинные" вопросы: "Сколько ракет в 1991 году Ирак сбросил на Израиль?"

А американские газеты добровольно обсуждают с чиновниками Пентагона будущие публикации и периодически по их совету изымают части "тактического" характера, что недавно официально признала влиятельная газета Washington Post.

Причин у такой покладистости несколько.

- Поскольку многие журналисты разделяют "ценности" правительства, они вполне уютно себя ощущают, выдавая правительственную "информацию" за правду, - говорит профессор Скотт Лукас, декан факультета изучения проблем США и Канады в университете Бирмингема. - Кроме того, многие журналисты боятся, что если публично зададут нелицеприятный вопрос, они не только не получат ответ, но и наживут себе крупные неприятности.

Наконец, наиболее лояльным правительство США предоставит особые возможности по освещению военных операций. Так было десять лет назад, когда эксклюзив в освещении операции "Буря в пустыне" получила CNN, и слухи о ее связях с высшим военным руководством США не умолкают до сих пор. А компания Fox, принадлежащая News Corporation магната Руперта Мэрдока, традиционно считается проправительственной.

Кроме того, с осени 2001 года наладилась достаточно жесткая координация совместных усилий по порционной выдаче информации журналистам, особенно между США и британским правительством (т.н. "лондонские ворота").

Восток - дело тонкое

Для работы на внешнем рынке уже в рамках "серой" пропаганды (т.е. не называющей источник информации) задействованы другие СМИ, например, Радио свободной Европы и "Голос Америки", использовавшиеся еще во времена холодной войны. "Голос Америки" недавно увеличил вещание на арабском, фарси и т.д. Основная задача - воздействие на молодежную аудиторию исламских стран. Согласно исследованиям, 25% молодой исламской аудитории составляют фундаменталисты, 25% - модернисты, 35% - прогрессивные, 15% - западно-ориентированные.

Для работы с арабской молодежью американцы также планируют создать "Ближневосточную телекомпанию", которая будет осуществлять спутниковое телевещание на арабском языке на весь регион Ближнего Востока. На этот проект, призванный стать альтернативой влиянию Al-Jazeera, администрация Джорджа Буша запросила у конгресса США $30 млн.

Для постоянного контакта официальных представителей с арабскими СМИ США открыли представительства в ряде городов - Вашингтоне, Исламабаде и Лондоне (в последнем находится штаб-квартира Al-Jazeera). Кроме того, продолжена афганская практика 2001-2002 годов по созданию мобильных команд, которые могли бы быстро давать свои комментарии по поводу сказанного террористами для СМИ.

В дело распространения американских ценностей вовлечены и голливудские продюсеры, которым также дано задание "объяснить, кто такие американцы и во что они верят".

В целом, однако, "общественную дипломатию" считают провалившейся.

- После 11 сентября США проводили ее неудачно не только в мусульманском и арабском мире, но и в Европе и даже в Канаде, - полагает Скотт Лукас. - Шарлотте Бирс постоянно приходится вести переговоры с чиновниками из Госдепартамента и других структур. Ее считают одним из наименее успешных игроков в этой кампании, и в июле, после того как Совет по международной политике (Council on Foreign Relations) раскритиковал американскую "общественную дипломатию", Белый дом развернул против Бирс подковерную борьбу.

Черная пропаганда

Большей свободой пользуется другой столп информационной кампании - Джон Рендон, не занимающий официальной государственной должности. Десять лет назад его Rendon Group уже проводила схожую операцию - в 90-х годах правительство Кувейта заказывало кампанию по осуждению и разоблачению вторжения Ирака, а также поддержке операции "Буря в пустыне". Якобы они же создали IBC и Radio Hurriah - компании, которые вели оппозиционную пропаганду через передатчики в Кувейте и выпускали комиксы, дискредитирующие Саддама Хусейна. Рендон разрабатывал и афганскую операцию после 11 сентября (за что, по некоторым данным, получил $7,5 млн, официально от Пентагона он получает $100 тыс. в месяц). По мнению ряда зарубежных изданий, главная задача группы - дезинформация ("черная" пропаганда), рассчитанная прежде всего на зарубежных журналистов.

Сперва эту деятельность координировало учрежденное Пентагоном Управление стратегического влияния (Office of strategic influence), но после многочисленных протестов оно было закрыто. Сменившее его Управление глобальной коммуникации (Global Communications Office) занимается скорее "сливом" компромата, подкидывая журналистам малоприятные детали личной жизни Хусейна.

По мнению Скотта Лукаса, в целом эта кампания очень напоминает холодную войну, особенно апелляция к понятиям свободы и демократии как идеалов, которые США может всем предложить. "Эти инициативы столь же неуклюжи, как "воинствующая свобода" пятидесятых", - считает г-н Лукас.

Алексей КОШМАРОВ, президент информационно-аналитического продюсерского центра "НОВОКОМ":

- Эффективность любого PR-воздействия оценивается замерами. Коль скоро политику президента Буша поддерживают 60-70% американцев, пропагандистскую кампанию внутри страны можно считать успешной. А вот PR-работа на международном уровне выглядит куда менее успешной. И является, по сути, калькой тех методов, которые в свое время использовал идеологический отдел ЦК КПСС. Европейцев правильнее было бы провоцировать намеками: мол, если не поддержите иракскую операцию, у вас будет так же, как было в Нью-Йорке, а то и похуже.

Что касается воздействия на население арабских стран, то здесь PR, построенный на идее "нас нельзя не любить", едва ли может быть эффективным. Арабский мир не согласен с тезисом о том, что Америка - носитель истинных ценностей, эта позиция непримирима. Пропагандистам из Белого дома, возможно, стоило бы вспомнить, как с конца 60-х годов их предшественники постепенно разрушали советскую идеологию, привлекая на свою сторону советских лидеров, формируя группы диссидентов и многое другое, что уже описано в учебниках З. Бжезинского. В том числе и пропаганду общества потребления. Подобную практику можно было бы повторить и сегодня. Но такая работа требует времени - лет 10-15.

Илья КУЗЬМЕНКОВ, генеральный директор коммуникационной группы "Кузьменков и Партнеры":

- И без всяких исследований ясно, что американцы информационную войну проиграли. Главная причина - фантастические ошибки американских пиарщиков. Создается впечатление, что они живут в разрыве с реальностью. Казалось бы, США должны были продемонстрировать всему миру, что все политические средства воздействия на Ирак исчерпаны, и война - единственный выход. Напротив, перед стартом информационной кампании вслух заявлялось, что, по сути, ее цель - оправдание военных действий. То есть в ситуации, когда решение уже было принято, его начали оправдывать - инициировали инспекции ООН в Ираке, собрали неприглядные подробности личной жизни Саддама Хусейна и т.д. Хуже того, в открытую объявлялось о том, что в этой войне США преследуют свои экономические интересы. Словом, теперь остается одно: начать войну и поскорее ее выиграть. Победителей не судят.

Владимир РУГА, совладелец агентства "PR-центр":

- Американские пропагандисты работают вполне профессионально. Необходимость обосновать готовящееся нападение требует активных политических действий. Они и осуществляются, в том числе средствами PR. Однако запудрить мозги удается не всегда. Иногда здравый смысл все же пробивается сквозь построения PR-технологий, сколь бы изощренными они ни были. Свидетельство того - позиция французов и немцев. PR в войне - совсем не то, что война в PR.

Мирослав КОШЕЛЮК, генеральный директор агентства коммуникационного менеджмента "Принцип PR":

- Герой известного американского фильма сказал: "Война - это картинка". В этой фразе - суть подобных пропагандистских кампаний. Главное - создать сквозной зримый символ и вбивать его в голову обывателя бесконечным тиражированием через все доступные каналы (вспомним кадры самолета, врезающегося в "близнецы"). А дальше базовые человеческие эмоции - потребность в безопасности и чувство страха - делают свое дело. Остается лишь поддерживать эффект - акциями типа массовой продажи противогазов. Но завершенность всей пропагандистской системе придает развитие символа до уровня мифа. Для этого нужно поднять зло до уровня МИРОВОГО ЗЛА, а преступника - до уровня ЗЛОГО ДЕМОНА. В результате меняется контекст восприятия: всякий, кто поддерживает войну с Ираком, поддерживает борьбу Добра со Злом. Так непопулярная идея, которую трудно рационально обосновать, становится достоянием масс и силой, способной вести людей на смерть.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В соответствии с международными конвенциями 28.02.2003
Дурман от дяди Буша 28.02.2003
Призыв к бойкоту: исламская нефтяная атака 28.02.2003
Госсекретарь в Парламенте 27.02.2003
Назначен новый аким Восточно-Казахстанской области 27.02.2003
Организация региональной интеграции создается на прочном экономическом фундаменте 27.02.2003
Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав правительств пройдет в Москве под председательством Премьер-Министра РК 27.02.2003
Гарри Поттер уходит в большую политику 27.02.2003
Правительство на очередном заседании рассмотрело два вопроса: совершенствования системы налогообложения и радиационной безопасности 26.02.2003
Идет работа над созданием Единого экономического пространства 26.02.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz