NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 20:28 ast
18:28 msk

Меморандум
Постоянно действующего Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества
13.03.2003 / политика и общество

Принят 28 февраля 2003 года на заседании Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества, г. Алматы

Мы, участники Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества, представляющие Парламент, Правительство, Администрацию Президента, другие государственные органы Республики Казахстан, политические партии и республиканские неправительственные организации,

подтверждая нашу общую приверженность развитию Республики Казахстан как демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы,

стремясь к последовательной реализации в нашей стране общепризнанных международных принципов и стандартов в области демократии и прав человека, ряд которых закреплен в Конституции Республики Казахстан, и приведения в соответствие с ними действующего законодательства и практики,

считая равноправный диалог между властью и обществом единственно разумным средством предотвращения политических и социальных конфликтов, поиска взаимоприемлемых решений политических, экономических и социальных проблем,

несмотря на не во всем совпадающие, а иногда противоположные оценки внутриполитических и социально-экономических процессов, происходящих в республике, и путей ее развития,

пришли к единому мнению о необходимости осуществления серьезных и последовательных шагов по дальнейшей демократизации политической системы и развитию гражданского общества в Казахстане.

В обществе развитой демократии мы видим альтернативу недавнему тоталитарному прошлому, гарантию преодоления его тяжких живучих последствий.

Мы дорожим свободой и независимостью нашего государства и стремимся к сотворению Родины, достойной любви и верного ей служения. Казахстан, его народ выстрадали право на лучшую долю. Условием ее достижения являются идеи и практика подлинной демократии.

Мы заявляем о своем намерении способствовать развитию демократических процессов в Республике Казахстан на основе следующих приоритетов:

1. Конституция провозгласила народ Казахстана единственным источником государственной власти. Мы будем содействовать созданию эффективной системы государственного управления.

Все должностные лица должны неукоснительно соблюдать закон и действовать в строгом соответствии с Конституцией и установленными законами процедурами.

2. Каждый гражданин Казахстана должен иметь право на равный доступ к государственным услугам и на участие в управлении государством непосредственно или через свободно избранных представителей. Избирательная система республики должна быть последовательно приведена в соответствие с общепризнанными мировыми стандартами, в том числе для обеспечения регулярных, свободных и честных выборов на основе всеобщего и равного избирательного права, в условиях многопартийности и политического плюрализма, проводимых путем тайного голосования независимыми и компетентными избирательными органами в условиях свободы от фальсификаций и запугивания, с участием независимых наблюдателей, имеющих право беспрепятственно осуществлять общественный контроль за выборами.

3. Мы выступаем за создание независимой, компетентной и беспристрастной судебной власти, за обеспечение действительного равенства сторон и состязательности в судебном процессе, повышение роли защиты. Каждый гражданин Казахстана имеет право на равную защиту без всякой дискриминации по расовому, половому, языковому, религиозному, политическому и иному признаку, национальной или социальной принадлежности, имущественному, врожденному или иному статусу. Это право гарантируется законом и обеспечивается на практике.

4. Правоохранительная система государства должна соответствовать требованиям демократического государства и обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан Казахстана. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или задержанию, пыткам, иному жестокому, негуманному или унизительному отношению или наказанию, признан виновным иначе как по приговору суда в результате справедливого судебного процесса.

5. Коррупция подрывает основы государства и разрушает демократические принципы, поэтому борьба с ней является приоритетной для государства и общества. Прозрачность и подотчетность органов государственной власти гарантируются законом и обеспечиваются на практике.

6. В Республике Казахстан гарантируется свобода слова и СМИ. Признается основополагающим право СМИ собирать, сообщать и распространять информацию, новости и мнения с единственными ограничениями, необходимыми в демократическом обществе и предписанными законом, но с учетом развивающейся международной практики в этой области. Это право гарантируется законом и обеспечивается на практике.

7. Политический плюрализм в стране гарантируется законом и обеспечивается на практике. Каждый человек имеет право на свободу объединения с другими, включая право создавать новые или вступать в уже существующие политические партии, профессиональные союзы, общественные организации с необходимыми правовыми гарантиями свободы их деятельности на основе равенства перед законом. Свобода политической деятельности, в том числе и оппозиционной, гарантируется законом и обеспечивается на практике.

8. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, демонстраций и шествий с единственными ограничениями, необходимыми в демократическом обществе и предписанными законом, но с учетом развивающейся международной практики в этой области. Это право гарантируется законом и обеспечивается на практике.

9. Общественные объединения и организации являются одним из основных элементов гражданского общества. Поэтому мы выступаем за расширение роли третьего сектора в обществе и государстве, укрепление взаимодействия государства и общественных организаций, передачу им несвойственных государству функций.

10. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Обеспечение межнационального и межконфессионального мира в Республике Казахстан является приоритетным. Каждый гражданин республики имеет право хранить и следовать своим культурным традициям, исповедовать и практиковать свою религию и использовать свой язык.

11. Право каждого человека на неприкосновенность частной жизни, жилища, корреспонденции, включая электронные сообщения, в условиях свободы от произвольного или незаконного вмешательства признается, гарантируется законом и обеспечивается на практике.

12. Граждане Республики Казахстан в равной степени пользуются экономическими, социальными и культурными правами, закрепленными в Конституции государства и международных договорах.

13. В своей деятельности мы будем содействовать популяризации ценностей демократического государства, развитию правового просвещения в Республике Казахстан.

Мы подтверждаем наше стремление к равноправному диалогу и сотрудничеству для укрепления демократии в нашей стране, признавая тот факт, что позиции могут существенно различаться, а противоречия могут быть достаточно острыми.

Тем не менее мы привержены таким демократическим ценностям, как терпимость и готовность пойти на компромисс, которые свойственны эффективным демократическим системам, и будем отстаивать принцип плюрализма с тем, чтобы казахстанское общество могло сохранять свое политическое, экономическое и культурное разнообразие и в то же время поддерживать стабильность и социальное единство.

Мы отвергаем этническую и религиозную ненависть, насилие и другие формы экстремизма.

Мы будем взаимодействовать для создания и развития демократических институтов и процедур и с этой целью будем содействовать обсуждению любых вопросов, имеющих важное значение для развития государства и общества, и, если необходимо, создавать рабочие группы по темам, относящимся к развитию демократии и гражданского общества в целях продолжения и углубления нашего диалога о демократизации.

Наша цель заключается в том, чтобы реализовать на практике приверженность общим демократическим ценностям и принципам, изложенным выше. Поэтому мы намерены открыто и широко обсуждать все случаи серьезных нарушений вышеприведенных принципов в Казахстане и в рамках конструктивного диалога искать пути разрешения имеющихся или возникающих проблем.

Мы считаем, что осознанное участие всех граждан Казахстана в политической и экономической жизни страны имеет основополагающее значение для динамично развивающейся и прочной демократии, и будем содействовать этому процессу.

--

Готовность к компромиссам
Сейтказы МАТАЕВ,
председатель правления Союза журналистов Казахстана

Мы три раза обсуждали Меморандум постоянно действующего Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества и приняли его. Это очень нужный в стратегическом плане документ, определяющий, если можно так выразиться, наши общие берега и нашу общую цель. Ведь он позволяет определить позиции относительно того, какие необходимо сделать шаги по дальнейшей демократизации политической системы и развитию гражданского общества в нашем государстве.

Для меня как журналиста очень важно, что одно из положений Меморандума касается гарантий свободы слова и СМИ. При этом основополагающим правом масс-медиа признается сбор и распространение информации, новостей и мнений.

Очень важно, что участники Совещания, принявшие Меморандум, а это представители Парламента, Правительства, Администрации Президента, других госорганов, политических партий и НПО, несмотря на несовпадение некоторых оценок, все же пришли к единому мнению о необходимости дальнейшей демократизации политической системы и развития гражданского общества, вместе определили приоритеты. Это говорит о том, что все мы видим Казахстан как демократическое, правовое, социальное, светское государство, где высшей ценностью является человек, его жизнь, права и свободы. Все участники подтвердили свое стремление к равноправному диалогу и сотрудничеству.

Самое главное, мы определились, что готовы пойти на компромисс ради сохранения стабильности и социального единства, что будем широко и открыто обсуждать каждый случай серьезных нарушений принципов, заложенных в меморандуме, и сообща искать пути к решению возникающих проблем. Кстати, принятие Меморандума как раз и подтверждает, что этот процесс уже начался.

--

На основе общечеловеческих ценностей
Евгений ЖОВТИС,
директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, член постоянно действующего Совещания

Я поддерживаю идею создания постоянно действующего Совещания и принимаю участие в его работе из ряда соображений. Прежде всего, равноправный диалог между властью и обществом - это единственно разумное средство как предотвращения политических и социальных конфликтов, так и поиска взаимоприемлемых решений тех проблем, которые стоят перед Казахстаном.

Появление "площадки", которой является Совещание, для обмена мнениями и нахождения политического компромисса может сыграть большую положительную роль в интересах государства и всего казахстанского общества. Вынесение на форум вопросов, касающихся обеспечения свободы слова и средств массовой информации, внесения поправок или принятия нового закона о выборах, проблем, связанных с применением закона о политических партиях, дискуссии о Земельном кодексе - все это показывает, что обсуждаемые темы действительно имеют острый общественно значимый характер.

Граждане Казахстана должны иметь возможность знакомиться с различными точками зрения, иметь право выбора, принятия самостоятельного решения: какое мнение поддерживать, а какое нет. Только тогда можно вести речь о политическом плюрализме. И именно этот принцип должен быть главенствующим в работе участников постоянно действующего Совещания, что и отражено в Меморандуме - документе, который объясняет казахстанскому обществу, каких принципов придерживаются власти и ведущие политические и общественные силы в стране, каковы их идеалы и ценности и каким они видят Казахстан в обозримом будущем.

Меморандум - принципиально важный документ, поскольку он одновременно накладывает политические и моральные обязательства и на власти, и на различные политические силы, а также дает возможность обществу судить об искренности намерений и честности поведения участников Совещания. О том, держат ли они слово и отвечают ли за свою подпись.

В основу Меморандума легли основные положения Конституции Казахстана и принципы, закрепленные в "Заключительной Варшавской декларации: на пути к созданию сообщества демократий", составленной ведущими международными экспертами-юристами и принятой 27 июня 2000 года.

В Меморандуме речь идет о гражданских и политических правах и свободах, и именно поэтому этот документ не может иметь никакой национальной специфики. Это универсальные общечеловеческие ценности, признанные мировым сообществом. На формы их реализации могут оказывать влияние исторические и культурные особенности, но сами эти ценности универсальны и всеобщи.

Принятие Меморандума подтверждает стремление Казахстана к вхождению в сообщество стран и народов, строящих демократические правовые государства и признающих общечеловеческие ценности.

Заключительную Варшавскую декларацию подписали около 120 стран. Разные по культурным особенностям, традициям, истории, развитию, они признали общие идеалы и ценности.

Надеюсь, что принятый Меморандум, как и само постоянно действующее Совещание, послужит дальнейшему развитию демократизации и гражданского общества в Казахстане.

--

Определены конкретные задачи
Сиязбек МУКАШЕВ,
председатель Федерации профсоюзов РК

Мы одними из первых откликнулись на предложение сесть за общий стол, чтобы совместными усилиями, в рамках постоянно действующего Совещания, решать важнейшие вопросы жизни общества. А для выработки решений важно вначале определиться с конкретными целями. На это, собственно, и направлен Меморандум.

Над этим документом мы серьезно работали. Были разные подходы, взгляды на то, каким он должен быть. Но насчет того, принимать его или нет, позиция была одна - документ, в котором бы четко были обозначены наши общие приоритеты, действительно необходим.

Меморандум отражает намерение политических партий, движений, неправительственных организаций, органов государственной власти не отходить от курса дальнейшей демократизации и развития гражданского общества в Казахстане. Большой опыт, накопленный Федерацией профсоюзов, подсказывает нам, что по большинству вопросов можно найти точки соприкосновения, определить позиции, если будет нормальный диалог. Так произошло и при принятии Меморандума. Он, безусловно, поможет решить острые вопросы. Например, некоторые политические партии выступают против выдвижения от общественных организаций кандидатов в депутаты. Федерация профсоюзов стоит на иных позициях и пытается провести их в жизнь. Вполне возможно, что наша точка зрения будет принята во внимание, ведь в Меморандуме записано, что избирательная система республики должна быть последовательно приведена в соответствие с общепризнанными мировыми стандартами, в том числе для обеспечения регулярных, свободных и честных выборов на основе всеобщего и равного избирательного права. Очень важно, что есть в документе пункт и о том, что каждый человек имеет право на свободу объединения с другими, включая право создавать новые или вступать в уже существующие политические партии, профессиональные союзы, общественные организации с необходимыми правовыми гарантиями свободы их деятельности на основе равенства перед законом.

Меморандум, безусловно, очень важный и нужный документ, и он реально поможет всем нам, казахстанцам.

Источник: "Казахстанская правда", 13 марта


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Календарь событий на предстоящую неделю с 31марта по 5 апреля 2003 года 31.03.2003
Совершенствуя выборное законодательство 29.03.2003
ПДС-5 29.03.2003
Весенние ц/у 28.03.2003
Эпистолярный роман 28.03.2003
Новый импульс 28.03.2003
Своя апашка ближе к делу 28.03.2003
А московским правозащитникам эта война нравится? 28.03.2003
Утихомирим страсбургские страсти 27.03.2003
Китай на перепутье 27.03.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz