Принят 28 февраля 2003 года на заседании Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества, г. Алматы
Мы, участники Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества, представляющие Парламент, Правительство, Администрацию Президента, другие государственные органы Республики Казахстан, политические партии и республиканские неправительственные организации,
подтверждая нашу общую приверженность развитию Республики Казахстан как демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы,
стремясь к последовательной реализации в нашей стране общепризнанных международных принципов и стандартов в области демократии и прав человека, ряд которых закреплен в Конституции Республики Казахстан, и приведения в соответствие с ними действующего законодательства и практики,
считая равноправный диалог между властью и обществом единственно разумным средством предотвращения политических и социальных конфликтов, поиска взаимоприемлемых решений политических, экономических и социальных проблем,
несмотря на не во всем совпадающие, а иногда противоположные оценки внутриполитических и социально-экономических процессов, происходящих в республике, и путей ее развития,
пришли к единому мнению о необходимости осуществления серьезных и последовательных шагов по дальнейшей демократизации политической системы и развитию гражданского общества в Казахстане.
В обществе развитой демократии мы видим альтернативу недавнему тоталитарному прошлому, гарантию преодоления его тяжких живучих последствий.
Мы дорожим свободой и независимостью нашего государства и стремимся к сотворению Родины, достойной любви и верного ей служения. Казахстан, его народ выстрадали право на лучшую долю. Условием ее достижения являются идеи и практика подлинной демократии.
Мы заявляем о своем намерении способствовать развитию демократических процессов в Республике Казахстан на основе следующих приоритетов:
1. Конституция провозгласила народ Казахстана единственным источником государственной власти. Мы будем содействовать созданию эффективной системы государственного управления.
Все должностные лица должны неукоснительно соблюдать закон и действовать в строгом соответствии с Конституцией и установленными законами процедурами.
2. Каждый гражданин Казахстана должен иметь право на равный доступ к государственным услугам и на участие в управлении государством непосредственно или через свободно избранных представителей. Избирательная система республики должна быть последовательно приведена в соответствие с общепризнанными мировыми стандартами, в том числе для обеспечения регулярных, свободных и честных выборов на основе всеобщего и равного избирательного права, в условиях многопартийности и политического плюрализма, проводимых путем тайного голосования независимыми и компетентными избирательными органами в условиях свободы от фальсификаций и запугивания, с участием независимых наблюдателей, имеющих право беспрепятственно осуществлять общественный контроль за выборами.
3. Мы выступаем за создание независимой, компетентной и беспристрастной судебной власти, за обеспечение действительного равенства сторон и состязательности в судебном процессе, повышение роли защиты. Каждый гражданин Казахстана имеет право на равную защиту без всякой дискриминации по расовому, половому, языковому, религиозному, политическому и иному признаку, национальной или социальной принадлежности, имущественному, врожденному или иному статусу. Это право гарантируется законом и обеспечивается на практике.
4. Правоохранительная система государства должна соответствовать требованиям демократического государства и обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан Казахстана. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или задержанию, пыткам, иному жестокому, негуманному или унизительному отношению или наказанию, признан виновным иначе как по приговору суда в результате справедливого судебного процесса.
5. Коррупция подрывает основы государства и разрушает демократические принципы, поэтому борьба с ней является приоритетной для государства и общества. Прозрачность и подотчетность органов государственной власти гарантируются законом и обеспечиваются на практике.
6. В Республике Казахстан гарантируется свобода слова и СМИ. Признается основополагающим право СМИ собирать, сообщать и распространять информацию, новости и мнения с единственными ограничениями, необходимыми в демократическом обществе и предписанными законом, но с учетом развивающейся международной практики в этой области. Это право гарантируется законом и обеспечивается на практике.
7. Политический плюрализм в стране гарантируется законом и обеспечивается на практике. Каждый человек имеет право на свободу объединения с другими, включая право создавать новые или вступать в уже существующие политические партии, профессиональные союзы, общественные организации с необходимыми правовыми гарантиями свободы их деятельности на основе равенства перед законом. Свобода политической деятельности, в том числе и оппозиционной, гарантируется законом и обеспечивается на практике.
8. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, демонстраций и шествий с единственными ограничениями, необходимыми в демократическом обществе и предписанными законом, но с учетом развивающейся международной практики в этой области. Это право гарантируется законом и обеспечивается на практике.
9. Общественные объединения и организации являются одним из основных элементов гражданского общества. Поэтому мы выступаем за расширение роли третьего сектора в обществе и государстве, укрепление взаимодействия государства и общественных организаций, передачу им несвойственных государству функций.
10. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Обеспечение межнационального и межконфессионального мира в Республике Казахстан является приоритетным. Каждый гражданин республики имеет право хранить и следовать своим культурным традициям, исповедовать и практиковать свою религию и использовать свой язык.
11. Право каждого человека на неприкосновенность частной жизни, жилища, корреспонденции, включая электронные сообщения, в условиях свободы от произвольного или незаконного вмешательства признается, гарантируется законом и обеспечивается на практике.
12. Граждане Республики Казахстан в равной степени пользуются экономическими, социальными и культурными правами, закрепленными в Конституции государства и международных договорах.
13. В своей деятельности мы будем содействовать популяризации ценностей демократического государства, развитию правового просвещения в Республике Казахстан.
Мы подтверждаем наше стремление к равноправному диалогу и сотрудничеству для укрепления демократии в нашей стране, признавая тот факт, что позиции могут существенно различаться, а противоречия могут быть достаточно острыми.
Тем не менее мы привержены таким демократическим ценностям, как терпимость и готовность пойти на компромисс, которые свойственны эффективным демократическим системам, и будем отстаивать принцип плюрализма с тем, чтобы казахстанское общество могло сохранять свое политическое, экономическое и культурное разнообразие и в то же время поддерживать стабильность и социальное единство.
Мы отвергаем этническую и религиозную ненависть, насилие и другие формы экстремизма.
Мы будем взаимодействовать для создания и развития демократических институтов и процедур и с этой целью будем содействовать обсуждению любых вопросов, имеющих важное значение для развития государства и общества, и, если необходимо, создавать рабочие группы по темам, относящимся к развитию демократии и гражданского общества в целях продолжения и углубления нашего диалога о демократизации.
Наша цель заключается в том, чтобы реализовать на практике приверженность общим демократическим ценностям и принципам, изложенным выше. Поэтому мы намерены открыто и широко обсуждать все случаи серьезных нарушений вышеприведенных принципов в Казахстане и в рамках конструктивного диалога искать пути разрешения имеющихся или возникающих проблем.
Мы считаем, что осознанное участие всех граждан Казахстана в политической и экономической жизни страны имеет основополагающее значение для динамично развивающейся и прочной демократии, и будем содействовать этому процессу.
--
Готовность к компромиссам Сейтказы МАТАЕВ, председатель правления Союза журналистов Казахстана
Мы три раза обсуждали Меморандум постоянно действующего Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества и приняли его. Это очень нужный в стратегическом плане документ, определяющий, если можно так выразиться, наши общие берега и нашу общую цель. Ведь он позволяет определить позиции относительно того, какие необходимо сделать шаги по дальнейшей демократизации политической системы и развитию гражданского общества в нашем государстве.
Для меня как журналиста очень важно, что одно из положений Меморандума касается гарантий свободы слова и СМИ. При этом основополагающим правом масс-медиа признается сбор и распространение информации, новостей и мнений.
Очень важно, что участники Совещания, принявшие Меморандум, а это представители Парламента, Правительства, Администрации Президента, других госорганов, политических партий и НПО, несмотря на несовпадение некоторых оценок, все же пришли к единому мнению о необходимости дальнейшей демократизации политической системы и развития гражданского общества, вместе определили приоритеты. Это говорит о том, что все мы видим Казахстан как демократическое, правовое, социальное, светское государство, где высшей ценностью является человек, его жизнь, права и свободы. Все участники подтвердили свое стремление к равноправному диалогу и сотрудничеству.
Самое главное, мы определились, что готовы пойти на компромисс ради сохранения стабильности и социального единства, что будем широко и открыто обсуждать каждый случай серьезных нарушений принципов, заложенных в меморандуме, и сообща искать пути к решению возникающих проблем. Кстати, принятие Меморандума как раз и подтверждает, что этот процесс уже начался.
--
На основе общечеловеческих ценностей Евгений ЖОВТИС, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, член постоянно действующего Совещания
Я поддерживаю идею создания постоянно действующего Совещания и принимаю участие в его работе из ряда соображений. Прежде всего, равноправный диалог между властью и обществом - это единственно разумное средство как предотвращения политических и социальных конфликтов, так и поиска взаимоприемлемых решений тех проблем, которые стоят перед Казахстаном.
Появление "площадки", которой является Совещание, для обмена мнениями и нахождения политического компромисса может сыграть большую положительную роль в интересах государства и всего казахстанского общества. Вынесение на форум вопросов, касающихся обеспечения свободы слова и средств массовой информации, внесения поправок или принятия нового закона о выборах, проблем, связанных с применением закона о политических партиях, дискуссии о Земельном кодексе - все это показывает, что обсуждаемые темы действительно имеют острый общественно значимый характер.
Граждане Казахстана должны иметь возможность знакомиться с различными точками зрения, иметь право выбора, принятия самостоятельного решения: какое мнение поддерживать, а какое нет. Только тогда можно вести речь о политическом плюрализме. И именно этот принцип должен быть главенствующим в работе участников постоянно действующего Совещания, что и отражено в Меморандуме - документе, который объясняет казахстанскому обществу, каких принципов придерживаются власти и ведущие политические и общественные силы в стране, каковы их идеалы и ценности и каким они видят Казахстан в обозримом будущем.
Меморандум - принципиально важный документ, поскольку он одновременно накладывает политические и моральные обязательства и на власти, и на различные политические силы, а также дает возможность обществу судить об искренности намерений и честности поведения участников Совещания. О том, держат ли они слово и отвечают ли за свою подпись.
В основу Меморандума легли основные положения Конституции Казахстана и принципы, закрепленные в "Заключительной Варшавской декларации: на пути к созданию сообщества демократий", составленной ведущими международными экспертами-юристами и принятой 27 июня 2000 года.
В Меморандуме речь идет о гражданских и политических правах и свободах, и именно поэтому этот документ не может иметь никакой национальной специфики. Это универсальные общечеловеческие ценности, признанные мировым сообществом. На формы их реализации могут оказывать влияние исторические и культурные особенности, но сами эти ценности универсальны и всеобщи.
Принятие Меморандума подтверждает стремление Казахстана к вхождению в сообщество стран и народов, строящих демократические правовые государства и признающих общечеловеческие ценности.
Заключительную Варшавскую декларацию подписали около 120 стран. Разные по культурным особенностям, традициям, истории, развитию, они признали общие идеалы и ценности.
Надеюсь, что принятый Меморандум, как и само постоянно действующее Совещание, послужит дальнейшему развитию демократизации и гражданского общества в Казахстане.
--
Определены конкретные задачи Сиязбек МУКАШЕВ, председатель Федерации профсоюзов РК
Мы одними из первых откликнулись на предложение сесть за общий стол, чтобы совместными усилиями, в рамках постоянно действующего Совещания, решать важнейшие вопросы жизни общества. А для выработки решений важно вначале определиться с конкретными целями. На это, собственно, и направлен Меморандум.
Над этим документом мы серьезно работали. Были разные подходы, взгляды на то, каким он должен быть. Но насчет того, принимать его или нет, позиция была одна - документ, в котором бы четко были обозначены наши общие приоритеты, действительно необходим.
Меморандум отражает намерение политических партий, движений, неправительственных организаций, органов государственной власти не отходить от курса дальнейшей демократизации и развития гражданского общества в Казахстане. Большой опыт, накопленный Федерацией профсоюзов, подсказывает нам, что по большинству вопросов можно найти точки соприкосновения, определить позиции, если будет нормальный диалог. Так произошло и при принятии Меморандума. Он, безусловно, поможет решить острые вопросы. Например, некоторые политические партии выступают против выдвижения от общественных организаций кандидатов в депутаты. Федерация профсоюзов стоит на иных позициях и пытается провести их в жизнь. Вполне возможно, что наша точка зрения будет принята во внимание, ведь в Меморандуме записано, что избирательная система республики должна быть последовательно приведена в соответствие с общепризнанными мировыми стандартами, в том числе для обеспечения регулярных, свободных и честных выборов на основе всеобщего и равного избирательного права. Очень важно, что есть в документе пункт и о том, что каждый человек имеет право на свободу объединения с другими, включая право создавать новые или вступать в уже существующие политические партии, профессиональные союзы, общественные организации с необходимыми правовыми гарантиями свободы их деятельности на основе равенства перед законом.
Меморандум, безусловно, очень важный и нужный документ, и он реально поможет всем нам, казахстанцам.
Источник: "Казахстанская правда", 13 марта |