Адиль ДЖАЛИЛОВ, "Панорама", 14 марта
12 марта состоялось заседание Государственной комиссии по вопросам разграничения полномочий между уровнями госуправления и совершенствования межбюджетных отношений.
По словам докладчика - министра экономики и бюджетного планирования Кайрата КЕЛИМБЕТОВА, одобренные комиссией предложения станут основой для разработки соответствующих проектов законов. Всего, сообщил он, предполагается изменить 150 законов (на это уйдет минимум два года). Столь значительную цифру (обещающую огромный объем работы и продолжительное время) министр объяснил тем, что в рамках концепции разграничения полномочий придется так или иначе перераспределить 2500 функций, описание которых, в свою очередь, занимает несколько томов. Вице-премьер Бауржан МУХАМЕДЖАНОВ (входящий в рабочую группу) добавил, что предварительная ревизия законодательного массива показала необходимость изменения не только законов, но и сотен подзаконных актов, инструкций, приказов и т.д. Во многих законах, по его словам, совершенно устарел понятийный аппарат, поэтому "нужно заранее определиться с тем, что подразумевается под "акиматами", "полномочиями", "компетенцией". Кроме этого, в законах, указал он, практически нигде не отражены полномочия районных и сельских местных исполнительных органов.
Также вице-премьер предлагает, определив сферы компетенции центральных и местных исполнительных органов, использовать отраслевой принцип при описании функций центральных исполнительных органов, четко расписав полномочия агентств, министерств, комитетов. Что же касается местного уровня управления, здесь г-н Мухамеджанов считает пока достаточным подготовить один рамочный базовый закон "О местном государственном управлении". Концептуально, подчеркнул он, разграничение полномочий не является только децентрализацией, так как некоторые функции "нужно будет забрать из мест в центр", составив в итоге четкую систему иерархии в государстве.
Тема децентрализации в той или иной форме стала лейтмотивом заседания. Так, отвечая на вопрос замруководителя администрации Президента Ержана УТЕМБАЕВА, г-н Келимбетов признал, что "сегодняшний уровень понимания слишком централизован", что оказывало влияние на процесс подготовки концепции. По мнению министра, у многих его коллег еще не изжито советское центростремительное понимание госуправления: "Министерства воспринимают передачу тех или иных функций на места как вообще уход государства из этой сферы и оказывают серьезное противодействие". Это г-н Келимбетов считает основной проблемой. Конечно, соглашается он с критиками, децентрализацию могут понимать и как "расширение коррупционной зоны". Но, уверен он, многие функции намного эффективнее именно на местном уровне. Центральные органы, считает он, должны определять политику, правила игры, заниматься стратегическим планированием, а все хозяйственные функции - проверяющая, надзорная (те, что ближе либо к населению, либо к бизнесу) - должны уходить на нижние уровни управления. Интересно, что министр совершенно не упомянул о том, что потеря контрольно-надзорных функций для центральных органов есть потеря влияния, нелегальных доходов и, собственно, реальной власти, и именно поэтому министерства и ведомства серьезно противятся этому.
В подтверждение слов г-на Келимбетова об "излишне советском понимании" и "серьезном противодействии" министр образования Шамша БЕРКИМБАЕВА выступила категорической противницей передачи ряда функций местным органам власти. Так, она считает нецелесообразным отдавать областникам такие атрибуты власти, как аттестацию, лицензирование. Аргументами министра при этом стали: международный опыт, недостаток необходимого количества специалистов, угроза расширения штатов местных органов и др. В пример был приведен Энбекшиказахский район, где 7 человек в районо отвечают за 78 школ. В ответ на это Премьер ТАСМАГАМБЕТОВ вполне едко, но резонно поинтересовался, каков штат министерства при 8,5 тыс. школ по республике. А г-н Келимбетов вполне убедительно описал ситуацию, когда за аттестацией ПТУ из отдаленного района или лицензией на открытие аптеки в поселке нужно ехать в Астану.
С другой стороны, считает он, при общей децентрализации у нас происходит другая - областная централизация. Функции не передаются облакиматами в районы, что тоже, уверен он, неэффективно. Министерства пока со скрипом отдают свои функции областникам, не доверяя районным властям. Однако сам министр настроен принципиально и призвал к тому же Премьера: "Это важный этап, и, если мы не зададим соответствующей тенденции, все остановится на уровне областей, а это дискредитирует разграничение функций". Имангали Тасмагамбетов проявил себя более консервативно, попросив не употреблять термин "дискредитация" и напомнив, что можно все сделать поэтапно.
В целом Премьер весьма позитивно оценил работу в области разработки разграничения полномочий и поручил Минюсту и Минэкономики совместно в месячный срок подготовить соответствующие изменения в Закон "О нормативно-правовых актах". До 15 марта будет также уточнен перечень законодательных актов, требующих изменения, и доработан проект изменений и дополнений в Закон "О местном госуправлении" в части организации управления на уровне сел, поселков, районов и городов. |