Алексей БАНЦИКИН, "Экспресс-К", 20 марта
Сельчанам республики не стоит надеяться на бесплатную раздачу земель. "К "бесплатной" земле и отношение будет адекватное!" - заявил с парламентской трибуны заместитель премьер-министра и министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов.
Свыше четырехсот поправок, 21 из которых носит концептуальный характер, внесли депутаты мажилиса в проект Земельного кодекса. Вице- премьер поблагодарил народных избранников за активность, но свою правоту отстаивал жестко.
Пленарное заседание проходило в атмосфере сугубой сосредоточенности. Депутаты всех партий и движений сплотили ряды и продемонстрировали всю решимость докопаться до сути. Даже традиционный час запросов не нарушил делового ритма. Неустанный правдоискатель Ерасыл Абылкасымов обнародовал данные о землевладениях бывшего председателя партии "Отан" Сергея Терещенко и супруги акима Акмолинской области Галины Кулагиной... Неистовый Гани Касымов, пропустивший накануне правительственный час с председателем Национального банка Григорием Марченко, громко потребовал вызвать его в палату с докладом о судьбе средств Национального фонда... Еще несколько депутатов огласили свои запросы и обращения, уложившись в десять минут. Все с нетерпением ждали выступления главы сельскохозяйственного ведомства.
Выступая от лица разработчиков, Ахметжан Есимов остановился на наиболее обсуждаемых вопросах проекта. Он подтвердил решимость правительства передать землю в частную собственность только на платной основе, запретить субаренду и аккумулировать средства, вырученные от продажи земель, в Национальном фонде. Касаясь первого вопроса, вице-премьер заявил, что это требование вытекает из самой логики законопроекта, преследующего "две основные цели: сделать сельчанина, непосредственно работающего на селе, настоящим хозяином и собственником земли и проявить заботу о судьбе самой земли". А.Есимов убежден, что бесплатная раздача или "льготный" выкуп земель приведут к ущемлению прав горожан, которые "в принципе, также имеют право на долю в общегосударственной собственности".
Этой же логикой продиктован и отказ от субаренды. Как пояснил заместитель премьера, сельчанин, передающий условный земельный пай третьему лицу, теряет интерес к сельскому производству и, по сути, становится рантье, не озабоченным повышением плодородия почвы. Выступая в качестве посредника между государством и субарендатором, он нивелирует экономический смысл закона, направленного на интенсификацию сельхозпроизводства и удешевление конечной продукции.
- При разработке этого положения мы руководствовались принципом "земля - тому, кто ее обрабатывает", - пояснил он. - Сохранение субаренды приведет к необоснованному увеличению себестоимости продукции.
Теперь сельчанину предстоит сделать выбор: либо обрабатывать пашню самому (выкупив землю или сохраняя аренду), либо передать ее в сельскохозяйственное предприятие на условиях дальнейшего получения дивидендов. И в том и в другом случае повысится его заинтересованность в сельхозпроизводстве.
А. Есимов считает возможным создание земельного банка в будущем. Но это не исключает первоначальной аккумуляции средств, вырученных от продажи земли, в Национальном фонде. Он скептически отнесся к созданию иной структуры, так как на первоначальном этапе будет довольно сложно прогнозировать поступления, а любой фонд потребует сметы расходов на штат, оргтехнику и т.д.
Не все сказанное депутаты восприняли на веру. Звучали мнения, что отказ от субаренды нарушит сложившуюся систему землепользования, так как большинство субарендаторов - это те же самые земледельческие ТОО и АО. Депутат-гражданец Тито Сыздыков высказал здравую мысль о введении в оборот земель государственного запаса, раздав их безземельным крестьянам за символическую плату. Татьяна Квятковская предложила дополнить кодекс специальным законом "О батрачестве", регламентирующим трудовые отношения на селе. Неприятие законопроекта выразил депутат Серик Абдрахманов, аргументируя свою правоту "отсутствием исторических традиций частной собственности на сельские земли в странах Центральной Азии". Гани Касымов предложил ввести норму, дающую преимущественные права на приобретение земли потомкам раскулаченных баев и оралманам.
Главным упреком депутатов стало то, что закон не подтвержден экспертным заключением о социальных последствиях, которые повлечет за собой частная собственность. Примечательно, что, представляя законопроект, затрагивающий основы общественной жизни, Кабмин возложил всю ответственность за его судьбу лишь на Минсельхоз. Депутаты решили продолжить обсуждение законопроекта. |