NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 18:34 ast
16:34 msk

Китай на перепутье
Первый "выход в свет" нового руководства партии наглядно продемонстрировал, каким образом распределятся роли в административно-управленческой вертикали власти
27.03.2003 / политика и общество

Константин Сыроежкин, "КонтиненТ", 26 марта

"Если меня избрали председателем КНР, это означает, что партия назначила меня на этот пост"
Мао Цзэдун

Председателем КНР стал генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао, его замом – член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Цзэн Цинхун, председателем Постоянного комитета ВСНП – член ПК Политбюро ЦК КПК У Банго, премьером Госсовета – член ПК Политбюро ЦК КПК Вэнь Цзябао, председателем Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета (органа, обеспечивающего сотрудничество КПК с другими партиями и беспартийными) – член ПК Политбюро ЦК КПК Цзя Цинлинь.

Председателем Центрального военного совета КНР стал Цзян Цзэминь, а его заместителями – Ху Цзиньтао, Го Босюн и Цао Гунчуань. Членами ЦВС КНР "избраны": начальник Главного политического управления НОАК 59-летний Сюй Цайхоу, начальника Генштаба НОАК 62-летний Лян Гуанле, его ровесник начальник Главного управления тыла НОАК Ляо Силун и 60-летний начальник Главного управления вооружений НОАК Ли Цзинай. Наверное, нет ничего любопытного и в том, что в этом же порядке все эти лица располагаются и в составе ЦВС КПК.

Свой пост председателя Верховного народного суда сохранил Сяо Ян. А на должность генерального прокурора назначен выпускник факультета инженерной физики политехнического института Цинхуа по специальности "экспериментальная ядерная физика", бывший министр государственной безопасности, министр общественной безопасности и заместитель генерального прокурора Цзя Чуньван.

В совокупности именно эти люди представляют собой то, что в Китае называется "руководящим ядром" "четвертого поколения" китайских руководителей. Они далеко не новички на политическом олимпе Китая, и, казалось бы, вынесенный в заголовок вопрос звучит риторически. Но это только на первый взгляд. Задачи, стоящие перед "четвертым поколением", ничуть не менее масштабны, нежели стоящие перед их предшественниками, но осуществлять их им придется в более сложных условиях. И проблема даже не столько в том, что в последние годы усложнилась международная обстановка. Главные проблемы связаны с тем, что всякая экономическая реформа имеет свой лимит, определяемый состоянием политической системы. И если экономические преобразования не дополняются своевременными преобразованиями политическими, то рано или поздно экономика начинает давать сбои, а вслед за ними грядут социальный и политический кризисы.

Проблемы внутренние

Если судить по официальной статистике, то экономические успехи Китая неоспоримы. За годы реформы ВВП страны вырос в текущих ценах более чем в 20 раз (с 362,4 млрд. юаней в 1978 году до 8600 млрд. в 2000-м), фактически намеченное удвоение ВВП на 1980–2000 годы было выполнено на пять лет ранее, уже в 1995 году, а к 2001-му намеченный показатель был превышен более чем на 50 процентов. За 1997–2002 годы доходы выросли в пять раз, с 865,1 млрд. до 1891,4 млрд. юаней. Золотовалютные запасы – с 139,9 млрд. до 286,4 млрд. долларов, а оборот внешней торговли – с 325,2 млрд. до 620,8 млрд. долларов. За последние пять лет практически использовано прямых зарубежных инвестиций в сумме 226,1 млрд. долларов, а в 2002 году Китай даже превзошел США по данному показателю.

На фоне продолжающегося кризиса мировой экономики эти успехи впечатляют. Более того, по экономической конкурентоспособности в мире за 2002–2003 годы Китай стал 33-м, перескочив через 6 мест, и по оценке международного экономического форума в Давосе, именно он "будет в 2003 и даже в 2004 году единственной надеждой на глобальное экономическое возрождение и станет двигателем мировой экономики в будущем". Сбудется ли этот прогноз ведущих политиков и экономистов мира, покажет время, но для большинства тех, кто занимается изучением Китая профессионально, он не столь уж и очевиден, и причина такой оценки – стоящие перед Китаем экономические и особенно социальные и политические проблемы.

Эти проблемы обозначил бывший премьер Чжу Жунцзи, выступая на прошлогодней сессии ВСНП. С его точки зрения, суть их в следующем: замедленный рост крестьянских доходов, задержки с выплатой зарплаты, нерациональность производственных структур и глубинные проблемы экономической системы, экологические проблемы, живучесть местного протекционизма, рыночный экономический порядок, который требует улучшения, расцвет формализма и бюрократизма, очковтирательства, показухи и транжирства, явления морального разложения кадрового корпуса. Этот список можно продолжить, и он слишком знаком нам, бывшим советским гражданам, чем-то напоминая времена позднего "застоя".

По-видимому, это сходство видят и в Китае, не случайно лейтмотивом и прошлогоднего и нынешнего доклада Чжу Жунцзи являлась мысль о том, что во имя сохранения социально-политической стабильности Китаю необходимо поддерживать высокие темпы экономического роста.

Причина банальна – необходимость трудоустройства избыточной рабочей силы. Учитывая наличие минимум 150 млн. человек избыточной рабочей силы в деревне (при общей численности сельского населения 900 млн. человек) и неэффективность прежних методов насильственного сдерживания миграции из деревни в город в рыночных условиях, к середине следующего века в города должны переселиться ориентировочно 500 млн. человек. Но уже сегодня официальная безработица в городах оценивается в 3–5 процентов плюс 30 млн. скрытой незанятой рабочей силы. По альтернативным оценкам, постоянной работы лишены примерно 15 процентов общего числа трудоспособного городского населения. Чтобы всех трудоустроить, Китай вынужден развиваться ускоренными темпами. Но на это нужны соответствующие ресурсы, а таковые, насколько можно судить по объемам внутреннего и внешнего государственного долга КНР, на сегодняшний день почти исчерпаны. Пример Японии, которая за счет безудержного заимствования развивалась быстрыми темпами, но уже более десяти лет не может преодолеть полосу экономического застоя, в этом смысле весьма показателен.

Вторая проблема связана с реформой госсектора, на долю которого приходится половина ВВП, больше трети занятого городского населения и около 70 процентов финансовых доходов КНР. Сегодня в повестке дня стоит вопрос о приватизации этих ресурсов, и по вполне понятным причинам, учитывая специфику китайской экономики, этот вопрос из экономической плоскости переходит в плоскость социальную и политическую.

Проблема еще и в том, что, несмотря на все успехи экономической и политической либерализации, экономические и политические властные ресурсы сконцентрированы в руках крайне узкого слоя населения. По ряду оценок, относительно зажиточный слой – это примерно 15 процентов населения Китая. Около 20 процентов – безработные и люди, не имеющие постоянной работы. Еще 65 процентов – люди с низкими доходами. И эти 85 процентов как раз и представляют тот самый "горючий материал", который неминуемо вспыхнет, как только КПК пойдет на серьезные политические реформы.

Более того, специфика китайской экономики заключается в том, что китайские предприниматели столь сильно "завязаны" на неформальные политико-экономические связи, что об их независимости, равно как о гарантиях собственности, в действительности не может быть и речи. С другой стороны, и политический истеблишмент теснейшим образом втянут в экономические сети, функционирующие на принципе "власть – собственность". И вполне естественно, что именно те 85 процентов населения, о которых шла речь выше, воспринимаются и предпринимателями, и партийно-административной бюрократией как угроза собственному благополучию. Главная гарантия безопасности – сохранение сложившегося статус-кво, а вместе с ним и незыблемости сложившейся системы власти.

Но здесь-то и начинаются главные проблемы. В экономике, для которой свойственна политическая регламентация, неформальные сети действительно имеют то преимущество, что они помогают преодолеть абсурдные государственные ограничения и не позволяют задушить динамику предпринимательства. Однако их теневые стороны проявляются в коррупции, разграблении имущества государственного сектора, махинациях в финансовой системе, а также в политическом цинизме и растущем социальном неравенстве. За всем этим в недалекой перспективе отчетливо просматривается социальный взрыв, а вслед за ним и политический кризис.

Такая перспектива, по-видимому, отчетливо видится и китайским руководством, которое вот уже более двадцати лет предпринимает попытки реформировать структуру государственного управления. Попытки, надо сказать, лишь относительно успешные, поскольку бороться с аппаратом силами самого аппарата вряд ли возможно. По данным, приводившимся председателем Верховного народного суда Сяо Яном на сессии ВСНП, за истекшее пятилетие было завершено судебное разбирательство в отношении 99 306 дел, связанных с казнокрадством и взяточничеством, были наказаны 2662 кадровых работника уездного уровня, что на 65 процентов больше, чем за предыдущее пятилетие. Эти данные могут свидетельствовать и об усилении борьбы с коррупцией, но они же говорят и о масштабах этого явления в современном Китае.

Но главная проблема для "четвертого поколения" китайских руководителей заключается все-таки в другом. Их предшественникам удалось направить в созидательное русло деятельность бюрократического аппарата. И хотя за "умасливание" бюрократии очень скоро пришлось заплатить ростом коррупции и расцветом явления, которое в Китае называют "порочным стилем руководства", тем не менее на начальном этапе реформ баланс интересов сохранять удавалось. Более того, политическая бюрократия, "приватизировав государство", а в соответствии с принципом "власть – собственность" – и экономику, вполне объективно рассматривала свое положение в обществе как незыблемое. Не очень возмущались и "народные массы", поскольку им доставались не только крохи с барского стола, "железная миска риса" канула в Лету уже к середине 80-х годов, а выдвинутый Дэн Сяопином лозунг "первоначального обогащения немногих" открывал возможность "обогащения" для всех желающих.

И пока разговоры о политических реформах, развитии демократии и посягательствах на особое место бюрократии в китайском социуме пресекались на корню, ее устраивал сложившийся статус-кво. Однако, как это бывает в любом транзитном обществе, наступило время, когда экономические реформы достигли того этапа, когда без либерализации политической системы их дальнейшее осуществление стало невозможно. В Китае заговорили о необходимости политической реформы, и прежде всего – о распределении властных полномочий между партийными и административными органами, между центром и местными органами власти. Для бюрократии возникла, хотя и недостаточно явная на сегодняшний день, угроза потери не только привилегированного положения в обществе, но и собственности, далеко не всегда нажитой честным путем. Сегодня для нее единственный путь сохранить и то и другое – не только организовать, но и, по возможности, возглавить процесс приватизации госсобственности, который без реформы политической системы практически невозможен. И в этом смысле не исключено, что отдельные части номенклатуры могли бы поддержать переход к формальной демократии, чтобы стряхнуть ограничения, накладываемые "партийной вертикалью", и получить возможность окончательно легализовать свое нелегально нажитое состояние. Тем более что, как показывает опыт распавшейся административной системы в СССР, для наиболее могущественных членов номенклатуры риск минимален. Даже в случае краха системы они могут спастись и весьма комфортно устроиться и в новой, изменившейся ситуации.

Другой вопрос, что "в одну реку нельзя войти дважды", негативные последствия "приватизации" госсобственности в СССР слишком очевидны, чтобы не быть не замеченными китайскими "народными массами" со всеми вытекающими отсюда социальными и политическими последствиями.

Есть опасение и другого рода. За годы реформ партийные руководители сумели создать на местах собственные региональные кланы, поставив под свой контроль частный бизнес, госпредприятия, правоохранительные органы, а кое-где и сдружившись с криминальными землячествами, которые используются для разборок с чужим бизнесом. С началом масштабной приватизации местные элиты могут еще больше укрепить свою экономическую независимость от центра, что в перспективе создаст Пекину немало проблем.

Все это заставляет серьезно сомневаться в том, что уровень политического радикализма китайского руководства "четвертого поколения" будет более высоким, нежели у их предшественников. Скорее всего, в точном соответствии с китайской традицией, в Китае будут поспешать медленно, отпуская власть, словно китайского змея, оставляя нить в своих руках.

Проблемы внешние

К этому же выводу приводит и анализ внешнеполитического курса Пекина, который всецело подчинен приоритетам внутреннего развития. За истекшее десятилетие, умело используя внешнеполитическую ситуацию, Китаю в решении внутренних задач удалось достичь многого, и рисковать завоеванными позициями он не намерен. Соответственно, вряд ли имеет смысл ожидать радикальных перемен во внешнеполитических приоритетах Китая, конечно, если исключить, что внутри страны не произойдет каких-то экстраординарных событий. В качестве гипотезы таковым может стать ситуация возникновения прямого конфликта между США и Китаем по "тайваньскому вопросу". Для Пекина этот вопрос принципиален. Но, думается, это только гипотеза. Какой бы агрессивной ни была новая администрация Белого дома, не понимать, что ожидает Америку да и весь мир в случае возникновения военного конфликта с Китаем, она не может.

Безусловно, китайская элита, окрыленная вступлением в ВТО, питает надежды на максимально глубокую интеграцию и рассчитывает занять одно из главенствующих мест в новом раскладе мировых центров силы, но она прекрасно понимает, что в "клубе избранных" ее никто не ждет. Отсюда и сдержанный оптимизм КНР по поводу процесса глобализации. В Китае к нему подходят с большой осторожностью, предпочитая говорить лишь об экономической глобализации и непременном политическом многообразии – многополярности.

Пекин не желает открытой конфронтации с Америкой, отсюда и его более чем сдержанная позиция по "иракскому вопросу". Но он отчетливо осознает, что и взаимных интересов с Америкой у него не так уж и много. Намеченный китайским руководством четырехкратный рост ВВП к 2020 году означает, что Китай становится самой большой экономикой в мире, а следовательно – главным конкурентом США и западного мира вообще в борьбе за весьма ограниченные ресурсы планеты. Куда бы Пекин ни бросил свой взгляд, он всюду будет натыкаться на американское присутствие. Новая стратегия развития Китая, связанная с преимущественным развитием высоких технологий, на практике должна будет означать выборочную и весьма энергичную экспансию на перспективные внешние рынки в поисках надежных источников некоторых видов сырья, топлива и технологий, то есть неизбежную конкуренцию с США и другими членами "клуба избранных".

Пекин, безусловно, заинтересован в ослаблении США и будет способствовать этому процессу, но никогда в одиночку, а только в союзе с кем-либо, причем преимущественно в качестве вспомогательной силы. В Китае осознается, что при всей своей экономической и военной мощи, выступить в качестве альтернативы могуществу США в одиночку он не сможет. Нужны союзники. А таковыми на сегодняшний день могут быть Россия и крупные европейские державы, например Германия и Франция. Именно поэтому, несмотря на все свое нежелание открыто заявлять о своей позиции по "иракскому вопросу", Пекин хоть и не с большой охотой, но вынужден соглашаться с позицией, занятой этими странами. И колебания Пекина понять можно. Обремененное "тайваньской проблемой", "проблемой национальных меньшинств", "религиозным вопросом" и т. д., китайское руководство осознает, что, в отличие от США, готовых "закрыть глаза" на некоторые нарушения в угоду своим национальным интересам, Европа более щепетильна в этих вопросах. И как знать, каково будет ее отношение к Пекину, когда надобность в антиамериканской коалиции отпадет.

Именно поэтому, выступая против любых форм гегемонизма и политики силы, а также против терроризма в любых его проявлениях, в качестве главной цели своей внешней политики Китай рассматривает "защиту мира на планете, содействие совместному развитию, а также создание мирной международной среды и стабильной обстановки в сопредельных районах в пользу китайских реформ и открытости внешнему миру". И как было в очередной раз на сессии ВСНП, этот основной принцип не изменится.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Календарь событий на предстоящую неделю с 31марта по 5 апреля 2003 года 31.03.2003
Совершенствуя выборное законодательство 29.03.2003
ПДС-5 29.03.2003
Весенние ц/у 28.03.2003
Эпистолярный роман 28.03.2003
Новый импульс 28.03.2003
Своя апашка ближе к делу 28.03.2003
А московским правозащитникам эта война нравится? 28.03.2003
Утихомирим страсбургские страсти 27.03.2003
Китай на перепутье 27.03.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz