NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 11:08 ast
09:08 msk

Совершенствуя выборное законодательство
"Отан" считает важным увеличение числа депутатов Мажилиса до 100-120, а избираемых по партийным спискам в Мажилис - от 30 до 50 процентов его состава
29.03.2003 / политика и общество

Амангельды ЕРМЕГИЯЕВ, и. о. председателя республиканской политической партии "Отан"
"Казахстанская правда", 28 марта

Демократизация общества неразрывно связана с совершенствованием выборного законодательства. И это особо отметил в своем Послании народу Казахстана в 1998 году Президент страны Нурсултан Назарбаев. "Стержнем любой демократии, - подчеркнул Глава государства, - являются свободные и справедливые выборы. Именно эту роль они должны играть и в нашей демократии". С приближением сроков выборов в маслихаты и Мажилис вопросы совершенствования избирательной системы становятся особенно актуальными, и уже сейчас в обществе высказываются пожелания о необходимости срочного внесения соответствующих изменений в законодательство. Но какими должны быть новые нормы?

Укрепление в Казахстане демократических ценностей во многом определяется тем, что опыт самоуправления граждан в стране еще невелик. И в этих условиях возрастает опасность политической демагогии, манипуляций общественным мнением. В результате выборы, являющиеся магистральным путем демократизации, могут превратиться в войну компроматов, соревнование "денежных мешков". Эти и многие другие проблемы активно обсуждаются в обществе на протяжении последних двух лет. По ним проводились заседания "круглых столов", общественные дебаты с участием представителей заинтересованных организаций, включая ОБСЕ.

Для партии "Отан" абсолютно неприемлема победа в выборах ценой отступления от фундаментальных принципов и норм демократии. И именно поэтому она выступает за демократические изменения выборного законодательства, активно включившись в дискуссию по этим вопросам еще в январе 2001 года. В Центральную избирательную комиссию, депутатскую фракцию нашей партии в Парламенте был направлен ряд конкретных предложений, объединенных единым концептуальным подходом.

Учитывая исключительную важность Конституционного закона "О выборах в РК", мы выносили предложения по изменениям и дополнениям в него на рассмотрение III съезда партии, состоявшегося в апреле 2001 года. Съезд одобрил их и обратился ко всем депутатским фракциям политических партий в Парламенте, к Центральной избирательной комиссии, Правительству с предложением ускорить разработку проекта изменений и дополнений в закон.

Внесенные партией предложения в основном поддержаны и учтены Центризбиркомом, включены в доработанный Правительством проект закона "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон РК "О выборах в Республике Казахстан".

Выборы Президента республики, депутатов Парламента, маслихатов и членов органов местного самоуправления, несомненно, являются одним из самых главных векторов демократизации общества. И не случайно вопрос о внесении изменений и дополнений в выборное законодательство стал предметом обсуждения на заседаниях постоянно действующего Совещания по демократизации и развитию гражданского общества, созданного по инициативе Главы государства. В ходе острых дискуссий, обстоятельного, заинтересованного разговора участники Совещания выработали совместные согласованные рекомендации, которые после доработки в рабочей группе будут переданы для рассмотрения в Правительство. Однако имеется ряд вопросов, по которым партия "Отан" имеет свою принципиальную позицию.

Во-первых, совершенствование избирательной системы, максимальное приближение ее к мировым стандартам мы связываем, прежде всего, с повышением роли и ответственности в ходе выборов политических партий. Как отмечает известный политолог М. Дюверже, партийная система и система выборов - суть две действительности, нерасторжимо связанные и порой даже трудноразделимые.

Новый Закон "О политических партиях", как известно, четко определяет главное предназначение политической партии - выражать политическую волю граждан, различных социальных групп в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании, в том числе путем участия в избирательном процессе. В развитие этого положения полагаем необходимым включить в закон о выборах норму о том, что право выдвижения кандидатов в депутаты предоставляется только политическим партиям. При этом, разумеется, должно остаться неприкосновенным конституционное право граждан на самовыдвижение. В соответствии с этим необходимо законодательно провести водораздел между политическими партиями и общественными объединениями, не обладающими таким статусом.

При этом речь не идет о каком-либо принижении роли общественных объединений. Следует исходить из того, что они по своим функциям защищают и представляют различные интересы людей во всем их многообразии. Так, например, основной задачей профсоюзов является защита социальных и трудовых интересов своих членов. А партии, согласно закону о политических партиях, выражают политические интересы, прежде всего, участвуя в выборах. В то же время члены общественных объединений свои политические пристрастия вправе выражать через любую политическую партию, вступив в ее ряды.

Во-вторых, партия "Отан" считает необходимым внести ряд изменений в действующий закон и по вопросам, касающимся выборов по партийному списку. Считаем важным увеличение числа депутатов Мажилиса до 100-120, а избираемых по партийным спискам в Мажилис - от 30 до 50 процентов его состава, что явится адекватным отражением роли и ответственности политических партий на современном этапе развития нашего общества. Аналогичный порядок, на наш взгляд, следовало бы в законодательном порядке установить и при формировании местных представительных органов власти.

Необходимо также в законодательном порядке предоставить высшим органам политических партий право отзыва и досрочного прекращения полномочий депутатов, избранных по партийным спискам, в случае исключения их из рядов партии или совершения ими действий, противоречащих уставным требованиям, программным установкам и политическим ориентирам выдвинувшей их партии.

В новом законе следует также предусмотреть положение о праве высшего органа политической партии осуществлять ротацию депутатов, избранных по партийному списку. В статье 87 действующего закона закреплена норма, что "политические партии самостоятельно определяют порядок размещения лиц в партийном списке". Это право надо сохранить на весь срок полномочий партийного списка, предусмотрев передачу мандата выбывшего депутата не очередному, как определено законом, а любому кандидату из партийного списка. Кроме этого, нужно наделить высший орган партии правом дополнять партийный список новыми кандидатами. Важным видится и закрепление положения о том, что право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса должно предоставляться политическим партиям, а в маслихаты - соответствующим структурным подразделениям партий. Дело в том, что уже в ходе прошлых выборов, рассматривая и принимая решение по кандидатам в депутаты маслихатов, нам пришлось столкнуться с огромными трудностями: из всех областей нужно было собрать списки тысяч кандидатур, чтобы выдвинуть их на съезде. Не проще ли это делать на местах?

Надо исключить из закона положение, в котором говорится, что "политические партии вправе включать в партийные списки лиц, не являющихся членами данной политической партии". Это положение, на наш взгляд, не соответствует сегодняшним реалиям политической жизни: какая же партия согласится выдвигать беспартийных, имея свой подготовленный партийный актив?

Еще один важный вопрос, касающийся участия партий в выборах, связан с выделением им финансов. Мы предлагаем осуществлять финансирование партий, принимающих участие в выборах в Мажилис по территории единого общенационального избирательного округа, за счет средств республиканского бюджета, для чего предусмотреть соответствующую норму в законе о выборах.

Большой круг поднимаемых нами вопросов касается также необходимости обеспечения объективности, прозрачности выборов, недопущения нарушений со стороны кандидатов и их команд, злоупотреблений со стороны местных исполнительных органов власти в ходе избирательных кампаний.

В законе должно быть четко зафиксировано, что формирование местных избиркомов всех уровней должно осуществляться представительными органами - маслихатами по предложению политических партий и общественных объединений. Было бы целесообразным также, чтобы Глава государства назначал председателя ЦИК, а политические партии и общественные объединения представляли кандидатуры в ее состав для утверждения затем Парламентом.

Мы предлагаем включить в территориальные, окружные, участковые избирательные комиссии представителей политических партий. Если партий, желающих участвовать в этом деле, окажется больше установленного законом количества членов комиссий, решить вопрос членства можно будет путем жеребьевки.

Кроме этого, мы поддерживаем предложение участников постоянно действующего Совещания об исключении из закона положения, предусматривающего запрет регистрации кандидатом лица, на которое в течение года налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение.

Практика показывает, что следует оптимизировать численность наблюдателей на избирательных участках с учетом возможностей для их нормальной работы.

В то же время партия считает, что в новом законе должны найти свое отражение следующие позиции:

- выделение помещений для окружных, территориальных избирательных комиссий вне зданий акиматов и их структурных подразделений;

- возложение ответственности по организационному и материально-техническому обеспечению работы избирательных комиссий всех уровней на Правительство, Центризбирком и местные представительные органы власти;

- финансирование деятельности избирательных комиссий за счет республиканского бюджета отдельной строкой при непосредственном распределении и осуществлении контроля со стороны Центризбиркома;

- определение единых правил поведения, полномочий и ответственности наблюдателей, доверенных лиц, представителей СМИ, членов избирательных комиссий всех уровней на избирательном участке во время проведения голосования и подведения итогов выборов;

- запрещение организации благотворительных акций с момента регистрации партийного списка по выборам в Мажилис и кандидата в представительные органы всех уровней. При этом запрет не должен распространяться на благотворительность (организация бесплатного питания для пожилых, малоимущих граждан), проводимую ранее на постоянной основе;

- запрещение распространения заведомо необоснованных, ложных сведений, клеветнических измышлений, другой компрометирующей информации о кандидатах;

- использование системы относительного большинства при подведении итогов голосования по выборам депутатов маслихатов.

Мы уверены, что модель новой избирательной системы в Казахстане будет выработана в соответствии с международными стандартами с учетом специфики нашей страны, менталитета народа.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Календарь событий на предстоящую неделю с 31марта по 5 апреля 2003 года 31.03.2003
Совершенствуя выборное законодательство 29.03.2003
ПДС-5 29.03.2003
Весенние ц/у 28.03.2003
Эпистолярный роман 28.03.2003
Новый импульс 28.03.2003
Своя апашка ближе к делу 28.03.2003
А московским правозащитникам эта война нравится? 28.03.2003
Утихомирим страсбургские страсти 27.03.2003
Китай на перепутье 27.03.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz