NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 12:53 ast
10:53 msk

На новый уровень взаимной ответственности
В четверг состоялось заседание Национального совета, на котором рассмотрен вопрос о разграничении полномочий между центральными и региональными органами госуправления и совершенствовании межбюджетных отношений
05.04.2003 / политика и общество

Юрий ФОМЕНКО, "Казахстанская правда", 4 апреля

Вчера в Астане под председательством Президента Нурсултана Назарбаева состоялось заседание Национального совета, на котором рассмотрен вопрос о разграничении полномочий между центральными и региональными органами госуправления и совершенствовании межбюджетных отношений. В работе совета приняли участие члены Правительства, депутаты Парламента, акимы всех уровней, а также представители политических партий и НПО.

Как подчеркнул, открывая заседание, Нурсултан Абишевич, разработка эффективной схемы госуправления - очень трудоемкий процесс. Не решив этой главной проблемы, не определив уровни управления, не обеспечив их бюджетами, страна не сможет успешно развиваться дальше. Об этом, в частности, говорилось год назад в Послании Президента народу Казахстана. Тогда же Н. Назарбаев поручил Правительству разработать концепцию децентрализации и учредил специальную Государственную комиссию. Прошел год, настала пора подводить итоги.

По мнению министра экономики и бюджетного планирования Кайрата Келимбетова, выступившего перед членами Национального совета с основным докладом, процесс децентрализации - веление времени, в целом свидетельствующее о правильности построения системы госуправления.

За прошедшее время, отметил он, комиссией проведен анализ действующих государственных функций, их сопоставление с нормами действующего законодательства, подготовлены и рассмотрены четыре варианта модели межбюджетного регулирования. На основе проведенной работы разработан проект концепции разграничения полномочий между уровнями госуправления и совершенствования межбюджетных отношений, подготовлены проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам местного государственного управления" и раздел "Межбюджетные отношения и распределение поступлений и расходов между уровнями бюджетов" проекта Бюджетного кодекса.

В законодательство, как отметил министр, предлагается внести целый ряд изменений. Во-первых, предусмотрена передача центром отдельных функций и полномочий на местный уровень. Они детально расписаны по различным направлениям, к примеру, в области архитектуры и градостроительства, охраны окружающей среды, регулирования деятельности субъектов естественной монополии и так далее. Особое внимание предполагается уделить передаче на нижние уровни власти права лицензирования отдельных видов деятельности. Предлагается также расширить полномочия местных представительных органов в решении вопросов местного значения.

Во-вторых, в целях расширения самостоятельности и ответственности районного уровня управления в решении задач местного значения предлагается передача ему отдельных функций и полномочий, закрепленных в настоящее время полностью или частично за областным уровнем.

В-третьих, особое внимание предполагается уделить вопросам совершенствования системы госуправления на районном в городах, сельском, поселковом, городском (районного значения) уровнях. Начиная с 2004 года предлагается сформировать аппараты акимов сел, поселков, городов районного значения, а также районов в городах с приданием им статуса юридического лица.

Кроме того, для повышения эффективности управления в крупных городах численностью свыше 400 тысяч человек предлагается создание в них районного уровня управления. Одновременно с этим, для расширения самостоятельности акимов в планировании и исполнении своих расходов, предусматривается осуществить переход на финансирование расходов этого уровня по бюджетным программам, администраторами которых будут являться аппараты акимов соответствующих административно-территориальных единиц.

Для расширения возможностей акимов сел и поселков в решении вопросов местного значения планируется наделить их правом открытия в органах казначейства счета спонсорской и благотворительной помощи.

Конечно, формирование аппаратов акимов сельских и поселковых округов, а также необходимость администрирования бюджетных программ значительно увеличивает расходы на их содержание. В связи с этим Кайрат Келимбетов остановился на конкретных мерах, предлагаемых в этом направлении.

Говоря о разделе "Межбюджетные отношения и распределение поступлений и расходов между уровнями бюджетов" проекта Бюджетного кодекса, министр отметил, что наиболее оптимальным видится сохранение действующего механизма межбюджетного регулирования на уровне республика - область, но с переходом к закреплению размеров межбюджетных трансфертов на среднесрочный (трехлетний) период.

Проекты Бюджетного кодекса и закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам местного государственного управления" составят первый блок приоритетных законопроектов по реализации мер, предусмотренных концепцией, их внесение в Парламент намечается в первом полугодии этого года. В срок до 1 мая надлежит подготовить перечень законодательных актов, требующих изменений в части четкого отражения в них полномочий госорганов различного уровня.

Без сомнения, это только первый этап работы, результаты которой найдут отражение в следующем блоке предложений по разграничению полномочий между уровнями госуправления, который будет скоординирован с подготовкой бюджета 2005 года, а также с ожидаемым введением с того же года обязательных медицинского и социального страхования, отметил Кайрат Келимбетов.

Выступивший в прениях по докладу аким Павлодарской области Даниал Ахметов отметил, что недостаточно эффективно и динамично трансформируемая система госуправления становится фактором, сдерживающим ход социально-экономических процессов. Значительную роль в их активизации призваны играть областные акиматы. Акимы областей обеспечивают проведение государственной политики на территории, координируют деятельность всех органов исполнительной власти, отвечают за социально-экономическое развитие области. Но для более успешного решения этих задач органам местного управления необходимы полномочия по регулированию финансовых рынков, предоставлению налоговых и других преференций. В предложенной концепции, по мнению руководителя Павлодарского региона, эти аспекты деятельности освещаются недостаточно. Как считает Д. Ахметов, областные органы управления должны быть в определенной степени наделены фискальными, тарифными и другими элементами регулирования. Это позволит повысить эффективность регулирования экономики, не нарушая рыночных принципов.

О совершенствовании методики расчетов бюджетного потенциала конкретных регионов говорил в своем выступлении аким Актюбинской области Ермек Имантаев. По его мнению, это позволит более качественно осуществлять бюджетное планирование.

На недостатках существующей системы перераспределения финансовых ресурсов заострил внимание председатель Комитета по экономике, финансам и бюджету Сената Мусиралы Утебаев. Как он отметил, между областным и районными бюджетами сегодня отсутствуют доходные и расходные полномочия, закрепленные законом, что приводит к бесконечному числу уточнений местных бюджетов. На устранение этих перекосов, подчеркнул сенатор, и должен быть нацелен процесс реформирования межбюджетных отношений. Кстати, его коллега председатель Комитета по экономической реформе и региональному развитию Иван Чиркалин озвучил мнение членов Национального совета о необходимости более интенсивных усилий по доработке концепции. Для этого Госкомиссии по децентрализации необходимо придать характер постоянно действующего органа, включив в ее состав и представителей маслихатов.

О проблемах сельских округов, не имеющих своего бюджета, а значит, и возможности решать насущные нужды селян, высказался аким Костанайской области Умирзак Шукеев.

Итоги обсуждения подвел Нурсултан Назарбаев.

Действующая Конституция страны, отметил Президент, позволила сформировать устойчивую систему власти и управления. Она вполне обеспечивает проведение необходимых реформ, позволяет сохранять управляемость в экономике и общественно-политическую стабильность в стране. Но сейчас Казахстан выходит на новый уровень своего развития. А это требует дальнейшего укрепления государственности и совершенствования всей системы управления, дальнейшей активизации незадействованного пока потенциала.

Отметив конструктивность и обстоятельность обсуждения одного из важных вопросов государственного строительства, Нурсултан Абишевич подчеркнул, что Государственной комиссией проделана сложная и важная работа. Не так-то просто определить функции каждого из уровней управления. Но очень важно, чтобы максимальное число функций, связанных с повседневной жизнедеятельностью, было приближено к простому человеку. То есть местные органы власти должны по возможности сами распоряжаться средствами, направляемыми на социальные нужды, и проблемы своих регионов и населения решать на месте. Только так, сказал Глава государства, можно повысить ответственность местной власти перед людьми, обрести новые навыки управления, сделать следующие шаги в дальнейшей демократизации общества.

Отметив, что сегодня рыночная экономика развивается своим чередом, а управление функционирует в прежнем русле, Н. Назарбаев заявил о необходимости ликвидировать такое противоречие.

Проведенный Главой государства анализ систем управления в 15 государствах мира, особенно унитарных, показывает, что в ходе многовековой практики администрирования вертикальные структуры были давно ликвидированы и остались только у силовых, фискальных органов и казначейств. Даже службы спасения и антимонопольные ведомства были в основном децентрализованы. У нас же пока все наоборот.

Серьезной критике подверг Нурсултан Назарбаев и сложившуюся систему разрешений, лицензий: залицензировали все что только можно, да еще все разрешения и лицензии по максимуму подобрали под центр. При этом Глава государства привел в пример Министерство здравоохранения, которое при поддержке Правительства довело количество лицензируемых видов лечения до 220 и при этом, конечно же, львиную часть лицензий выдает само. О том же, что впрямую не исполняются поручения по снижению видов лицензирования, по поддержке малого и среднего бизнеса, стараются не вспоминать. Критике в этой связи подверглись также Министерство индустрии и торговли, Министерство образования, другие государственные ведомства.

До конца нерешенными остаются функции областного и районного уровней управления, раздут областной и чрезмерно сужены районный и сельский уровни.

То, что мы за эти годы отобрали у министерств и передали вниз на места, полностью подхватил, как сказал Глава государства, областной уровень и, конечно же, ничего не соизволил передать вниз. Тогда как в развитых унитарных государствах наиболее сильными как раз являются город, район и село. Область же обычно координирует центральные вертикали и отвечает за здравоохранение. Президент подчеркнул, ведомственные или местнические подходы при решении проблемы распределения полномочий не только не допустимы, но и просто опасны. Это, во-первых.

Во-вторых, и скорость, и качество работы должны быть значительно улучшены, имея в виду, чтобы с 2005 года вся система госуправления работала в режиме, адекватном действующей Конституции и современному этапу развития.

Работа предстоит сложная. По мнению экспертов, необходимо проанализировать более 2,5 тысячи государственных функций. И по каждой из них разобраться, к какому из уровней ее необходимо передать. Необходимо понять, сколько государство должно выделять средств на реализацию той или иной функции. Должна быть ясность на перспективу и, в частности, в вопросах закрепления за уровнями управления доходных источников. Кроме того, отметил Президент, надо четко разобраться и законодательно решить, какие виды госсобственности должны быть в распоряжении каждого из уровней управления, вплоть до села.

Критериями правильности и успешности работы по совершенствованию администрирования и управления должны быть максимальное удобство для населения, повышение эффективности управления, экономическая целесообразность.

Говоря о проделанной Госкомиссией работе, Н. Назарбаев заметил, что если применять строительные термины, то закончен пока нулевой цикл.

Предложения комиссии сводятся по существу к трем знаменателям.

Первый - это некоторое уточнение и перераспределение функций между уровнями управления.

Второй - предложение закрепить функции центра и различных регионов законодательно через внесение изменений и дополнений в Закон "О местном государственном управлении".

Третий - выбор более или менее приемлемой модели межбюджетных отношений в условиях быстрого роста и усиливающегося влияния нефтегазового сектора. Новые межбюджетные отношения предлагается закрепить в разрабатываемом Бюджетном кодексе.

По мнению Нурсултана Назарбаева, все эти предложения, с учетом состоявшегося обсуждения, надо в целом одобрить и поддержать. И, конечно, продолжать работу и улучшать практику администрирования.

Думаю, сказал Президент, что вся система управления только выиграет, если во всей совокупности отраслевых и местных законов все функции будут законодательно закреплены за каждым уровнем управления. Важно также, что пусть и неполный, но расширенный перечень функций получат уровни сельского округа и района, что со следующего года сельский уровень начнет функционировать хоть и не с собственным бюджетом, но как администратор отдельных и собственных программ. Это надо обеспечить бюджетом.

Что касается предложенной модели межбюджетных отношений, то, сказал Глава государства, она не вызывает сильных положительных эмоций в силу явно выпирающей централизации. Но лучшего мы пока не смогли найти, и здесь предстоит работать постоянно.

Для протокола Глава государства предложил следующее решение.

Первое. Одобрить предложенные изменения и дополнения в Закон "О местном государственном управлении", а также положения представленного раздела "Межбюджетные отношения и распределение поступлений и расходов между уровнями бюджетов" проекта Бюджетного кодекса.

Второе. С учетом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений Правительство должно доработать представленные документы.

Третье. Правительству нужно обеспечить до середины этого года внесение в Парламент проекта Бюджетного кодекса и Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам местного государственного управления". Также необходимо провести ревизию действующего законодательства и до конца 2003 года подготовить проекта закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления".

Четвертое. С учетом полученного опыта нужно внести серьезные изменения в состав и содержание работы Государственной комиссии. Чтобы избежать конфликта интересов, ее, по мнению Н. Назарбаева, должна возглавить Администрация Президента. В состав же комиссии надо ввести самых квалифицированных работников, привлечь общественные организации, партии - спектр мнений должен быть максимально широким. Из Правительства в ее составе, отметил Президент, должны быть только руководители министерств экономики и бюджетного планирования, юстиции и сельского хозяйства. Надо также создать группу специалистов для постоянной работы только по этой проблеме до ее решения.

Остальными членами комиссии должны быть представители Администрации, руководители местных органов власти различного рода, депутаты и, возможно, представители науки. Комиссии нужно работать с периодичностью 2-3 раза в неделю.

Через год, как сказал Нурсултан Абишевич, мы ждем от нее законченной модели местного государственного управления, самоуправления, заполненную матрицу всех функций и соответствующие законопроекты.

Администрации Президента поручено в месячный срок подготовить соответствующий указ.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Алматы прошло заседание совета министров иностранных дел ШОС 30.04.2003
Правительство РК подвело итоги работы за три первые месяца года 30.04.2003
Президент РК примет участие в ежегодном заседании совета управляющих ЕБРР в Ташкенте 30.04.2003
В Казахстан с кратким визитом прибывает Его высочество принц Ага Хан 30.04.2003
Минздрав РК и КНБ придерживаются противоположных мнений по вопросу отзыва казахстанцев из Китая в связи с атипичной пневмонией 30.04.2003
Впереди – еще одна выборная компания 30.04.2003
Ветер провокаций с туманного Альбиона 30.04.2003
Поворот трубы 30.04.2003
Реанимация Менема 30.04.2003
В Ватикане началась кадровая перетасовка 30.04.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz