NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 07:02 ast
05:02 msk

Депутаты вернулись из Страсбурга
Ж.Калиулы: "Как мы ожидали, действительно на высоком уровне, на уровне руководства, а также отдельных депутатов были высказаны сожаления, что принята такая резолюция. Она была принята с подачи так называемой оппозиции"
15.04.2003 / политика и общество

Астана, 14 апреля.

Сегодня, 14 апреля, в Доме Парламента состоялся брифинг, на котром перед аккредитованными журналистами выступили депутаты Мажилиса Татьяна Квятковская, Жазбек Абдиев и Жекен Калиулы.

Пресс-служба Мажилиса представляет стенограмму брифинга парламентариев (за исключением текста на государственном языке):

"БАЙТЕЛЕСОВ Ж.(руководитель пресс-службы Мажилиса): Брифинг депутатов Мажилиса Квятковской Татьяны Григорьевны, Абдиева Жазбека Ниетовича и Жекена Калиулы. Пожалуйста.

КАЛИУЛЫ Ж. Как вам известно, недавно на Мажилисе нашего Парламента было принято решение о направлении группы депутатов для участия в работе Парламентской ассамблеи Совета Европы и Европейского Парламента. В составе делегации нас было пять, также были представители из правительственных кругов, журналисты. Основная задача заключалась в том, чтобы дать разъяснение по поводу резолюции Европарламента от 13-го февраля этого года. Разъяснения в каком плане?

Во-первых, эта резолюция была принята односторонне. Когда мы беседовали с отдельными депутатами Европарламента, они сами признавали, что действительно эта резолюция была принята с нарушениями определенных процедур. То есть такая резолюция обычно готовится на соответствующем комитете, а потом выносится на голосование всего Европарламента. Сейчас в Европарламенте представлены депутаты из различных партий, из разных стран, из 162 стран мира, скорее всего Европы. Однако эта односторонность принятия резолюции, конечно, не могла оставить нас равнодушными. У нас в Парламенте этот вопрос обсуждался, и наши депутаты выразили протест против такой резолюции. Как мы ожидали, действительно на высоком уровне, на уровне руководства, а также отдельных депутатов были высказаны сожаления, что принята такая резолюция. Она была принята с подачи так называемой оппозиции. Говорят: мы действительно объективно не рассмотрели эти вопросы. Там говорится об ограничении свободы слова, демократии в Казахстане, преследовании отдельных оппозиционных сил и так далее. Мы встретились и с оппозицией тоже. Они дебатировали с нами по этим вопросам, но по итогам думаем, что мы достигли определенных успехов, то есть Европарламент признает, что эта резолюция была необоснованной и призывает нас еще раз шире обсудить этот вопрос где-то в начале июля этого года.

Я думаю, мои коллеги дополнят и расскажут о ситуации, которая сложилась в Европарламенте. Пожалуйста.

ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).

АБДИЕВ Ж.Н. Никто не говорит, что резолюция была признана необоснованной. Об этом речи не было. Мы не ставили вопрос, и такая задача перед нами не стояла: аннулировать эту резолюцию или принять новую резолюцию Европарламента или Евросоюза. Вопрос стоял о том, чтобы довести реальное состояние дел, реальную ситуацию с процессами демократизации в стране за 11 лет независимости. Вот эту задачу мы выполнили.

Официального заключения либо официального решения о том, что резолюция была необоснованной, не давалось. Но определенные мнения, вплоть до председателя Европарламента об этом было высказано публично в нашем присутствии.

КВЯТКОВСКАЯ Т.Г. Более того, когда мы спрашивали: как вообще принимается, какая кухня принятия подобных документов, нам сказали, что это либо многостороннее обсуждение вопроса, либо в таком скоростном порядке может быть документ принят на базе существующего документа другой авторитетной международной организации.

Нам попытались сказать, что это было принято на базе резолюции ОБСЕ. Когда спохватились, мы говорим: какой документ ОБСЕ? Ничего такого не было. В общем, они испытывали очень большое смущение.

И на заседании комитета было сказано, что слушание вопросов и дебаты будут продолжен в 2-4 июля и потом, возможно, либо будут внесены коррективы в эту резолюцию, либо будет принята новая резолюция, что для них гораздо симпатичнее. То есть, безусловно, работу эту надо продолжить и, возможно, в итоге появится. Хотя мы такой вопрос не ставили, потому что тут говорилось, что резолюция юридической силы не имеет, Европарламент, по сути, ассоциация европейских партий.

Но мы с вами знаем, что последствия резолюции, в принципе, могут быть, потому что когда достаточно авторитетная организация делает такое заключение, то это может повлиять кредитование инвесторов работающих. То есть степень риска в нашей стране оценивается по-другому. Если говорят, что у нас нет демократии, если мы деградируем, то сейчас же во всех банках степень риска будет по-другому. Последствия, конечно, могут быть (экономические и другие) для Казахстана. Это для нас нежелательно. Поэтому мы старались довести эту ситуацию до всех парламентариев, с кем нам удалось за это короткое время встретиться. И мы убедились, что они совершенно не имеют представления о нашей стране.

Мы обнаружили в комитете трех ярых поборников Казахстана. Это Ватенен, Калнен и Ясь Гавронский. Один - англичанин, второй - финн, гонщик в авторалли, который паспорт свободы Кажегельдину вручал и третий - польский итальянец. Вот эти даже разговаривать не желали с нами. Один отказался от встречи уже намеченной, сказал, якобы, прилететь не успевает. Но мы потом уже с ним просто встречались во время так называемого коктейля. Это Ватенен. И Калнен тоже. А польский итальянец просто по-хамски себя вел: не хочу на эту говорить и на эту не хочу, и на эту не хочу. Хорошо, если Вы считаете, что все так плохо, скажите, что, по-Вашему, надо сделать? Говорит: а я откуда знаю? С одной стороны, хамски-чвански, с другой стороны, легкомысленно. И за этими тремя лидерами виделось большое лоббирование вопроса, ведь чтобы провести такой документ нужно было здорово поработать, нужно было финансовое обеспечение и так далее. А остальные люди после разговора с нами достаточно лояльно отзывались потом даже на заседании, а те, кто не были соавторами резолюции, вообще просто открывали глаза. А была у нас представительница христианских демократов из Германии… Как ее фамилия?

АБДИЕВ Ж.Н. Егле.

КВЯТКОВСКАЯ Т.Г. Да, Егле. Она заседании комитета сказала: вот моя фракция проголосовала, 55 человек против этой резолюции (всего на заседании там было 120), эту фракцию проигнорировали, а теперь мы ошиблись. И председатель на комитете сказал: мы очень сомневаемся, не ошиблись ли мы, но мы определимся до конца, когда состоятся еще дальше обсуждения, мы надеемся, что вы тоже будете хорошо относиться к критике, что это поможет вам начать диалог с вашей оппозицией. Когда позвали нас на коктейль, спросили: "А вы не возражаете, что мы оппозицию тоже пригласим в этот же зал?". Для нас это был странный вопрос, потому что, естественно, мы не возражаем. А почему мы возражаем, если это наши граждане, и если мы тут с ними все время насчет этих проблем спорим, правда, они не приходят сюда к нам в Парламент, когда мы их зовем на обсуждение тех или иных вопросов. Это их дело, это их позиция, тем не менее… Когда они пришли туда, и мы там стали все здороваться, тот же Батенен вытаращивал глаза, а председатель комитета ходил и говорил: у вас уже начался диалог с оппозицией. А мы говорим: у нас он никогда не заканчивался, этот диалог в общем-то перманентный.

Я больше не буду говорить о процедурах. Я хотела бы, знаете о чем сказать, а потом вы будете задавать вопросы. Во-первых, по резолюции (я лично поинтересовалась), например, там есть претензия к тому, что у нас ущемляются религиозные меньшинства. Меня это так поразило. Уж кажется в нашей стране кого только нет, и все, пожалуйста, тебе на. На базе чего вообще появились эти несколько слов? Оказывается посольство поработало и мне в посольстве дали от одного депутата записку. Он привел примеры. По-моему, в Семипалатинске пришли официальные власти домой и оштрафовали один-два-три случая за незаконную деятельность. Незарегистрированные, они собирались и занимались там, у себя на дому, религиозной деятельностью, то есть оштрафовали однозначно правильно, и штрафы: 2500, 4100 тенге за незарегистрированную деятельность. А дальше в записке говорится, что эти власти, которые пришли, а там, видимо, пришла милиция, они при этом изъяли личные вещи. С этим надо, конечно, разобраться, потому что из-за таких позорных случаев… Надо разобраться, какие вещи изымались. Если это религиозные принадлежности, то имели они право их изымать, не имели. Если это вообще не имеющие отношения к религии вещи, тогда просто надо наказать наших людей. То есть надо с этими вещами разобраться.

Очень много было вопросов по Закону "Об общественных объединениях". Эта планка для партий - 50 тысяч всех в Европе шокирует. Немцы говорят: у нас столько лет уже демократия и то для нас это высокая планка. И англичане, и все, и латышка, она член Европарламента, говорит: а у нас в моей партии 200. Когда я лично встречалась, я им на это говорила, что, дорогие мои, у вас действительно исторический политический партийный опыт достаточно большой, потом давайте не будем сравнивать Казахстан ни по каким параметрам с вашими странами, если на территории Казахстана может разместиться шесть Германий или пять Франций и если по этой громадной территории раскидано всего 14 миллионов, и если у нас есть регионы, где они принимают единственный телевизионный канал, и если социальное положение позволяет нашим гражданам купить какую-нибудь газетку желательно с программой и подешевле, то как мы можем говорить о правовом воспитании, о развитии политической культуры?

Я здесь долгое время говорила, что этой просветительской, пропагандисткой работой должно заниматься Правительство, официальная власть, но потом я поняла, что если мы начнем этим очень серьезно заниматься, то нас тут же демократический мир обвинит в том, что у нас опять единая тотальная идеология. Этот выход, который принят по инициативе депутатов (Вы помните? Это же была депутатской инициативой), по-моему, это самый хороший выход. Просвещать пойдут партийцы, народ просвещать пойдет партия. Пусть она понесут какой-то кусочек политических правовых знаний, каждый со своей позиции. Если к одному и тому же гражданину придут от той партии, от той партии, то его заставят думать, заставят разбираться. Расшевелят его немножечко, возможно разбудят его. Вообще-то наш закон, если мы через два-три года убедимся, что ошиблись, что нет нужного эффекта. Кто нам вообще помешает изменить этот закон? Но это наша ситуация, это наше условие. Вы помните, в законе еще были какие-то преграды для партии, если не набрал 7 процентов, то уже не партия. За это не голосовало, это не прошло. Я за цифру 50 голосовала, потому что я совершено, убеждена, что кто-то должен наш народ просвещать. Кто? Если не тот, кто рвется к власти. Иди и работай с народом. Тем более все партии выступают от имени народа. Три человека в партии, тоже от имени народа выступают. Пусть они вообще заработают это право. По этому поводу было много вопросов. Я, например, это так объясняла.

Что у нас и по каким? По Дуванову, Аблязову, Жакиянову вопросы были, почти все задавали. Вот у вас есть политические заключенные. Какие политические? Состав преступления доказан в суде. Да, у нас есть проблемы. Есть у нас незаконно осужденные. Вам нужен список таких? У меня спросите. Я вам дам, прямо сейчас дам, из под горячей руки дам список незаконно осужденных. Зачем путать уголовные дела с политикой? Нечего их путать. Состав преступления есть, это состав преступления. Там возникали вопросы по закрытию СМИ. Я начала с вами говорить, что нам этот вопрос поможет решить. Есть распространение на СМИ законодательству о добросовестной конкуренции антимонопольного законодательства, потому что мне пришлось занимать. Ко мне актюбинцы обращались, когда у них программу закрывали. Из других регионов обращались. Я по этому поводу с прокуратурой бодалась, говорю: незаконное это дело, потому что несправедливо, потому что никто не выполняет из находящихся каналов закона о языках. Но закрывают один. Мне говорили: дело же рассматривают, в пределах этого административного отдела, а не на базе политического. Мы же не политический орган. Чтобы вот так не говорили, надо наш базовый закон о развитии конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Во всяком случае, норма, которая гласит, что государственные органы не могут создавать благоприятствующие условия для одних субъектов, дискриминирующих для других, она должна распространиться на сферу СМИ. Вот тогда государственные органы ни Министерство информации, ни Прокуратура не могут занять такую позицию.

Я эти вещи давно говорю в Парламенте, просто никто не слышал, не слышал, не слышал меня. Здесь я уже… рассказала, когда встречались с депутатами. Кайрат Куатович Абусеитов впервые это услышал, он сказал: какая ты умница, какая ты умница. Хотя не я одна об этом говорила, и не я одна здесь умница, и не первый раз мысль родилась. Но через два дня выходит, или даже через день выходит обращение Президента к народу, и там вдруг появляется эта строчка. Хотя мне с Президентом как-то доводилось говорить, и Премьер-министром, вдруг появляется эта строчка. Я вообще тешу себя надеждой, что, возможно, это авторитет европейских организаций. Может быть, нас оттуда услышали, потому что Министерство иностранных дел отчеты каждый день подробные высылал. Теперь раз эта строчка появилась, значит, будет это законодательство. Просто его машинально перенести на СМИ нельзя, потому что сфера специфическая, надо посмотреть, какую она должна иметь структуру, куда она должна вписаться, либо в сам закон о СМИ, либо в антимонопольном законодательстве надо сделать специальный раздел. Мы эти проблемы с вами в достаточной доле, я думаю, порешаем. Я думаю, что порешаем. Потом эта позиция, когда уже на заседании, она говорила, говорила, и вот на нас в суды подает. Здесь вообще вызвало веселье у самих европейских парламентариев, потому что и там подают в суды, потому что нигде клевета не разрешена. Везде защищаются честь и достоинство. Это гражданское право, нельзя лишить людей этого права.

Я, наверное, на этом остановлюсь, потому что я птица-говорун, отличается умом и сообразительностью. Давайте на вопросы ответим, и все.

КАЛИУЛЫ Ж. Процедурный вопрос можно комментировать. Интересно, как же все-таки мы открыли дебаты с оппозицией? В первую очередь, председатель Европарламента в общих чертах рассказал о резолюции, которая была принята Европарламентом 13 февраля этого года, а затем стал предоставлять слово каждой стороне по очереди. Сперва наш представитель Жазбек Абдиев начал. Потом предоставил слово представителю оппозиции, потом другим членам делегации казахстанского Парламента. Чисто протокольно верно. Последовательно председатель дал возможность высказаться всем. Поэтом в заключительном слове он сказал, что это действительно была объективная беседа, объективные дебаты. Видимо, эту форму дальше будем применять в наших взаимоотношениях. Где-то в начале июля, возможно, мы еще раз вернемся к этой теме - ситуации в Казахстане, хотя мы по специальному постановлению не имеем никакого морального права сказал он. Но независимо от этого все-таки интересуемся положением дел многих стран, в том числе Центральной Азии, такая форма встреч очень актуальна и полезна для взаимопонимания между Европарламентом и представителями тех стран, которые ставятся на повестку дня.

ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).

АБДИЕВ Ж.Н. Я понял Вас. Во-первых, я хотел бы пояснить, что Европарламент, это структура Европейского союза, в состав которого входят 15 государств, сейчас (буквально вчера пришло сообщение) вступила еще Венгрия. Это единое государство в составе Европы, которое имеет единую валюту - евро. Поэтому говорить о том, чтобы Казахстан вошел в состав Евросоюза, а потом представлял свое членство в Европарламенте, абсолютно никаких оснований нет.

Другой вопрос, что мы претендовали бы на вступление в Парламентскую ассамблею Совета Европы, где находится масса государств, которые территориально попадают под понятие Европы. Допустим, западная часть Казахстана, Уральская область по территории находится в Европе гораздо больше, чем северо-западная часть Турции, которая является членом Совета Европы. В составе Совета Европы все страны, у которых хоть часть территории или основная территория находится в составе Европы. Но для того чтобы вступить сначала в Совет Европы, а потом в Парламентскую ассамблею Совета Европы безусловно нужно соответствовать тем требованиям, которые предъявляет Парламентская ассамблея Совета Европы. Требования очень жесткие. Они общеизвестные, это отмена смертной казни, либерализация определенных вопросов. Эти вопросы общеизвестны.

ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).

АБДИЕВ Ж.Н. Спасибо. Во-первых, по этим материалам, по которым была видна реакция казахстанской стороны, скажем так. Реакция была со стороны Министерства иностранных дел, реакция была, скажем, мгновенной. Все материалы, опровергающие или не согласные казахстанские аппозиции, сразу же были направлены после принятия резолюции, наш же визит, депутатов Парламента, был организован в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента. Это совершенно другая стезя, как говорится, совершенно в другой весовой категории, на уровне личных контактов, на уровне живого разговора с депутатами Европарламента. Правильно отметила депутат Квятковская о том, что депутаты Европарламента, это ассоциация не парламентариев, допустим, конкретных государств, а ассоциация партий. Там и христиане демократы, там и социалисты христиане, там и партия единой Европы, там крайне правые, левые, центристы. Поэтому очень важно было встретиться лицом к лицу с депутатами Парламента и постараться довести до их сведения реальную картину, реальную ситуацию. О чем мы говорили, что, действительно, у нас есть ошибки. Никто этого не отрицает. Я признаю, что в процессе демократизации, возможно, по темпам демократизации мы отстаем. Но темпы демократизации должна осуществлять, на мой взгляд, в строгом соответствии с экономическими преобразованиями, в соответствии с традициями, культурой народа, общество само по себе. Я привел пример, что многие страны Западной Европы, которые хвастаются своей классической демократией. Допустим, в частности Англия уже 500 лет в капитализме и демократии. Франция сама по себе уже 200 лет в состоянии калите. Тем не менее, там очень много ошибок. Это они признали. Что вы хотите от Казахстана, который 11 лет как получил независимость и причем после такого тяжелого наследия, который надо преобразовать и реформировать, как советский социализм.

ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).

АБДИЕВ Ж.Н. Спасибо. В отношении реформирования. Избежания таких, скажем, казусов. По-другому я не могу назвать. Я уже вначале по-казахски сказал, к сожалению, наверное, переводчиков не было. На мой взгляд, действительно, здесь не то, что оплошность нашего Министерства иностранных дел, внешнеполитического ведомства, просто его физическая невозможность отслеживать эти ситуации. Это мое личное впечатление, что Министерство иностранных дел, значит, закрепил за такими крупнейшими международными европейскими структурами, которыми являются парламентская Ассамблея Совета Европы, Европарламент, был Североатлантический блок, Еврокомиссия. Они все расположены в этих государствах Люксембург, Франция, Страсбург, а также Бельгия. Все эти структуры закреплены за одним единственным посольством. Это Посольство Казахстана в Бельгии. Они просто-напросто, на мой взгляд, у меня сложилось такое впечатление, что они физически не в состоянии закрыть все это. Поэтому у нас сложилось впечатление и предложение, я не знаю, все этот вопрос прорабатывают сейчас, хотя во всех этих структурах аккредитовать по одному дипломату. Не обязательно на уровне посла, не обязательно на уровне специального полномочного посланника, а на уровне второго, первого, третьего секретаря посольства, чтобы они чувствовали ситуацию, которая назревает. Чувствовали ситуацию, политический климат, чувствовали, что назревает вопрос обсуждения, допустим, в Казахстане или экологическую ситуацию в Казахстане, потому что весь спектр вопроса, который рассматривается этой крупнейшей международной структурой, как Европарламент, очень широкий.

БАЙТЕЛЕСОВ Ж.: Брифинг завершен".

(Распространено пресс-службой Мажилиса Парламента, тел.153328, [email protected]; WWW.PARLAM.KZ ).

-

"Жеты Кун", 13 апреля

В ЧЕТВЕРГ ИЗ СТРАСБУРГА ВЕРНУЛИСЬ ДЕПУТАТЫ КАЗАХСТАНСКОГО ПАРЛАМЕНТА, КОТОРЫЕ ПРОВЕЛИ СЕРИЮ ВСТРЕЧ СО СВОИМИ ЕВРОПЕЙСКИМИ КОЛЛЕГАМИ. ПОВОДОМ ДЛЯ ПЕРЕГОВОРОВ СТАЛА ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ ЕВРОПАРЛАМЕНТА ПО КАЗАХСТАНУ, ВЫДЕРЖАННАЯ В ОЧЕНЬ РЕЗКИХ ТОНАХ И ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ СИТУАЦИЮ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КАК НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНУЮ. ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, ЧТО ИСПОЛНЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ РЕЗОЛЮЦИИ НАПРЯМУЮ УВЯЗЫВАЛОСЬ С ДАЛЬНЕЙШИМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОТРУДНИЧЕСТВОМ СТРАН ЕВРОСОЮЗА И КАЗАХСТАНА. УМЕСТНО НАПОМНИТЬ, ЧТО НАША СТРАНА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ УЧАСТНИКОМ ЕС, И ПРИ ФОРМАЛЬНОМ ПОДХОДЕ АСТАНА ВООБЩЕ МОГЛА БЫ ПРОИГНОРИРОВАТЬ ЭТОТ ДОКУМЕНТ, ПОСКОЛЬКУ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КАЗАХСТАНУ РЕЗОЛЮЦИЯ ЕВРОПАРЛАМЕНТА НЕ ИМЕЕТ ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ. ОДНАКО ПОДОБНАЯ РЕАКЦИЯ, ВЕРНЕЕ ЕЕ ОТСУТСТВИЕ - БЫЛА БЫ ТОЖДЕСТВЕННА МОЛЧАЛИВОМУ СОГЛАСИЮ СО ВСЕМИ ВЫВОДАМИ РЕЗОЛЮЦИИ, ТЕКСТ КОТОРОЙ, КСТАТИ, БЫЛ НАПРАВЛЕН В СОВЕТ ЕВРОПЫ И ОБСЕ. СТОИТ СКАЗАТЬ, ЧТО ЕВРОПАРЛАМЕНТ КАЖДЫЙ ГОД ПРИНИМАЕТ ДО СОТНИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЗОЛЮЦИЙ. САМИ РЕЗОЛЮЦИИ, КАК И ТИПЫ РЕАКЦИЙ НА НИХ, БЫВАЮТ ВЕСЬМА СВОЕОБРАЗНЫМИ. ГЛАВА ГРЕЧЕСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, НАПРИМЕР, НЕДАВНО НАЗВАЛ ЧЛЕНОВ ЕВРОПАРЛАМЕНТА "СЫНАМИ ТЬМЫ" ЗА РЕЗОЛЮЦИЮ, РЕКОМЕНДОВАВШУЮ РАССМАТРИВАТЬ СОЖИТЕЛЕЙ-ГОМОСЕКСУАЛИСТОВ КАК ОБЫЧНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ПАРЫ. ЧТО КАСАЕТСЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЗОЛЮЦИЙ ЕВРОПАРЛАМЕНТА, ТО ОНИ, КАК ПРАВИЛО, ВЫДЕРЖИВАЮТСЯ В ДУХЕ И ТРАДИЦИЯХ АНАЛОГИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ ГОСДЕПАРТАМЕНТА США, КОТОРЫЙ КАЖДЫЙ ГОД ПУБЛИКУЕТ РАЗГРОМНЫЙ ДОКЛАД О ПОЛОЖЕНИИ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА. ИДЕОЛОГИЯ ЭТОГО ДОКУМЕНТА ОСНОВАНА НА НЕПОКОЛЕБИМОЙ ВЕРЕ В ГЛОБАЛЬНУЮ МИССИЮ АМЕРИКИ КАК ГЛАВНОГО ЗАЩИТНИКА И РАСПРОСТРАНИТЕЛЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ. ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ СТРАНЫ - ОСОБЕННО НА ВОСТОКЕ - РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК ПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ АВТОРИТАРИЗМА И ДИКТАТУРЫ. НАИБОЛЕЕ ОРИГИНАЛЬНЫЙ И ОСТРОУМНЫЙ ОТВЕТ НА ПОДОБНОЕ - ДОСТАТОЧНО БЕСЦЕРЕМОННОЕ - НАСАЖДЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАШЕЛ КИТАЙ, КОТОРЫЙ ДВА ГОДА НАЗАД ОПУБЛИКОВАЛ ОТВЕТНЫЙ – ДВУХСОТСТРАНИЧНЫЙ - ДОКЛАД О НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В США. ВОЗВРАЩАЯСЬ К РЕЗОЛЮЦИЯМ ЕВРОПАРЛАМЕНТА, СТОИТ СКАЗАТЬ, ЧТО В ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ СТАНДАРТНЫЙ НАБОР УПРЕКОВ АДРЕСОВАЛСЯ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, БЫВШИМ СОВЕТСКИМ РЕСПУБЛИКАМ. ОСОБЕННО ДОСТАВАЛОСЬ РОССИИ, КОТОРУЮ ЖЕСТКО КРИТИКОВАЛИ ЗА СИТУАЦИЮ В ЧЕЧНЕ. РЕАКЦИЯ МОСКВЫ НА ВЫПАДЫ ЕВРОПЕЙСКИХ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ ПОНАЧАЛУ БЫЛА ДОСТАТОЧНО НЕРВОЗНОЙ, ОДНАКО ПОЗЖЕ ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ СПОРНЫХ ВОПРОСОВ ДАЕТ КУДА БОЛЬШИЙ ЭФФЕКТ, НЕЖЕЛИ РЕЗКИЕ ПРОТЕСТЫ ПО ЛИНИИ МИДА. РЕГУЛЯРНО ВЫЕЗЖАЯ В СТРАСБУРГ И УЧАСТВУЯ В ДИСКУССИЯХ ПО ПРОБЛЕМНЫМ ВОПРОСАМ, РОССИЙСКИЕ ДЕПУТАТЫ СМОГЛИ ДОБИТЬСЯ СУЩЕСТВЕННОГО СМЯГЧЕНИЯ ПОЗИЦИИ ЕВРОПАРЛАМЕНТА ПО ЧЕЧНЕ. НАСТОЙЧИВОСТЬ РОССИЯН ПРИВЕЛА ДАЖЕ К ОТСТАВКЕ ЛОРДА ДЖАДДА, КОТОРЫЙ БЫЛ ГЛАВНЫМ ДОКЛАДЧИКОМ ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ СТРАН ЕВРОПЫ ПО ЧЕЧНЕ И ЯРЫМ СТОРОННИКОМ ПРЕДЕЛЬНО ЖЕСТКОЙ ЛИНИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ. НАКОНЕЦ, УЧАСТИЕ В ЗАСЕДАНИЯХ ЕВРОПАРЛАМЕНТА ПОЗВОЛИЛО МОСКВЕ УСТРАНИТЬ ЯВНЫЙ ПЕРЕКОС В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ, ПОСКОЛЬКУ МНОГИЕ РЕЗОЛЮЦИИ В СТРАСБУРГЕ ПРИНИМАЛИСЬ НА ОСНОВЕ ОДНОСТОРОННИХ И ВЕСЬМА ТЕНДЕНЦИОЗНЫХ ДАННЫХ. НЕЧТО ПОДОБНОЕ, КСТАТИ, ПРОИЗОШЛО И С РЕЗОЛЮЦИЕЙ ПО КАЗАХСТАНУ. ПРИ ПОДГОТОВКЕ ТЕКСТА ЭТОГО ДОКУМЕНТА ЕВРОПАРЛАМЕНТ ПОЧЕМУ-ТО ОПИРАЛСЯ ЛИШЬ НА СВЕДЕНИЯ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ЭМИССАРАМИ ОППОЗИЦИИ. ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА И МНЕНИЕ КАЗАХСТАНСКИХ ДЕПУТАТОВ В РАСЧЕТ НЕ ПРИНИМАЛИСЬ. А ЭТО, КАК ИЗВЕСТНО, ЯВЛЯЕТСЯ НЕПРОЩЕННЫМ ГРЕХОМ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПОЛИТЕСА. СВОЮ ОПЛОШНОСТЬ ЕВРОПАРЛАМЕНТ ИСПРАВИЛ ИЛИ, ТОЧНЕЕ ГОВОРЯ, ПОПЫТАЛСЯ ОТКОРРЕКТИРОВАТЬ ЛИШЬ ПОСЛЕ ЗАЯВЛЕНИЯ КАЗАХСТАНСКОГО МИДА. В СТРАСБУРГЕ СРОЧНО ОРГАНИЗОВАЛИ ВСТРЕЧУ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ЕВРОПАРЛАМЕНТА С ДЕПУТАМИ СЕНАТА И МАЖИЛИСА. ЖАЛЬ ТОЛЬКО, ЧТО ЭТИ СЛУШАНИЯ СОСТОЯЛИСЬ УЖЕ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ РЕЗОЛЮЦИИ. ПОДРОБНЕЕ О ВИЗИТЕ КАЗАХСТАНСКИХ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ В СТРАСБУРГ - В МАТЕРИАЛЕ СЕРГЕЯ НАСЫРОВА.

Страсбург. Небольшой город с богатой историей. Какое-то время мы знали его только по "Онегину" - "и Страсбурга пирог нетленный…" А сегодня этот город борется за право называться центром общеевропейской демократии. Именно здесь расположены такие политические институты, как парламентская Ассамблея Совета Европы и Европейский парламент. Именно здесь 13 февраля этого года появилась сомнительной скандальности резолюция Европарламента, больше похожая на ультиматум. Она вызвала много шума и негативных эмоций в среде политических элит Казахстана.

ТАТЬЯНА КВЯТКОВСКАЯ, депутат мажилиса РК:

- Мы всегда готовы прислушаться к доброму совету, и всегда прислушиваемся. Но нельзя, когда обиженные люди приезжают, высказывают свои обиды и амбиции, и на основании этого пишется резолюция. Это совершенно неправильно.

Было очевидно, что заявлений казахстанского парламента и МИДа будет недостаточно. Официальная делегация должна поехать в Страсбург и выяснить ситуацию на месте. Работа началась в парламентской Ассамблее Совета Европы. Состоялось заседание подкомитета по связям со странами – не членами ПАСЕ. Плановое мероприятие. Но впервые на нем присутствовали и имели возможность высказаться представители официальных казахстанских властей. В частности, депутаты информировали своих коллег в ПАСЕ о проводимой в стране правовой и судебной реформе. О поправках в Закон о политических партиях. О создании в Казахстане института омбудсмана и постоянно действующего Совещания политических партий. Никто не пытался убедить европарламентариев, что в Казахстане нет никаких проблем. Но главное, чего добивалась казахстанская сторона – дать объективную информацию.

КАЙАТ АБУСЕИТОВ, первый заместитель министра иностранных дел РК:

- Мы приехали сюда, чтобы была какая-то объективность. Мы уже имели опыт в Европарламенте, когда документ готовился в одностороннем порядке, и мы не хотели бы, чтобы история повторилась здесь. Никто не отрицает, что в Казахстане есть проблемы и с темпами демократизации общества, и с правами человека. Но мне представляется самым важным то, что эти вопросы решаются. И мы хотели показать, что делается конкретно в этой области.

Казахстан не является членом ПАСЕ, соглашение о сотрудничестве с парламентом Казахстана находится в стадии подготовки. Но от переговоров в стенах этой влиятельной политической организации в немалой степени зависит общая атмосфера взаимоотношений между Казахстаном и Европейским союзом. Депутаты пригласили своих европейских коллег приехать в Казахстан. Вот первые впечатления участников встречи.

ХАННА СЕВЕРИНСОН, председатель подкомитета ПАСЕ по связям со странами – не членами ПАСЕ:

- Это была очень открытая и полезная дискуссия. Существуют проблемы, и их видение у правительства и оппозиции разное. Но я хочу отметить, что в вашей стране люди не боятся говорить, и это очень хороший признак. Я не исключаю возможности направления делегации ПАСЕ в Казахстан.

АБДУЛКАДИР АТЕШ, депутат ПАСЕ (Турция):

- Я вынес с этого заседания то, что оппозиция и официальные власти имеют фактически одно и то же представление о путях развития демократии. Разница лишь в темпах, как скоро этого нужно достичь.

МИШЕЛЬ ДРЕЙФУС-ШМИДТ, депутат ПАСЕ (Франция):

- Я считаю, это была интересная дискуссия, и у меня появилась желание глубже изучить материалы по Казахстану. Для того чтобы знать страну, делать какие-то выводы, заключения, надо поехать туда.

В отличие от ПАСЕ, которое состоит из депутатов национальных законодательных органов европейских стран, Европарламент избирается напрямую гражданами объединенной Европы. И здесь представлен весь политический спектр Европы. Именно здесь проходят различные акции протеста. В этот раз перед зданием Европарламента развернулись французские фермеры, которые недовольны аграрной политикой Евросоюза. Тюки соломы и коровы перед въездом в Европарламент никого не удивляют. К подобного рода неудобствам здесь давно привыкли. Казахстанская делегация встретилась с председателем Европарламента. Пэт Кокс уже знал о ее миссии. Он выразил уверенность, что визит будет способствовать углублению взаимопонимания и развитию конструктивного диалога. В заключение короткой встречи председатель пожелал казахстанцам "найти правду" в стенах Европарламента. В течение трех дней делегация провела более 20 встреч со своими европейскими коллегами. Пытались выяснить, почему резолюция была принята только с подачи оппозиции, без заслушивания казахстанского парламента и правительства. Ведь это по меньшей мере некорректно. В дебатах по Казахстану участвовало всего около 40 депутатов. На голосовании 13 февраля из 620 человек присутствовали 140. По регламенту этого хватило, чтобы резолюция прошла. Но является ли она действительно отражением мнения всего Европарламента? Вот мнение одного из самых известных и влиятельных депутатов, бывшего министра внутренних дел Франции Шарля Паскуа.

ШАРЛЬ ПАСКУА, председатель группы "Союз за Европу наций" Европарламента:

- Здесь, в Европарламенте, есть люди, которых я называю идеологами. Они считают, что все знают и склонны к тому, чтобы делать суждения о странах, которые они откровенно не знают. Демократия не костюм, который можно купить на Западе и надеть на себя. Каждая страна должна идти к демократии своими темпами, с учетом своей собственной культуры и своей истории. Не надо, чтобы наши казахстанские друзья были оскорблены этой резолюцией. Эта резолюция говорит о том, что есть большой интерес к Казахстану. Но вместе с тем эта резолюция свидетельствует о нашем полном незнании Казахстана.

лен делегации Европарламента по связям с Казахстаном Элизабет Йеггле голосовала против резолюции.

ЭЛИЗАБЕТ ЙЕГГЛЕ, фракция Европейской народной партии и европейских демократов (Германия):

-Мы не имели времени. Все вопросы, были вынесены на обсуждение всего за день до принятия решения. Поэтому я голосовала против. Я считаю, что это такой вопрос, который требует детального рассмотрения с консультациями со всеми заинтересованными сторонами.

Выяснилось, что при обсуждении группа депутатов выдвинула контррезолюцию, в которой выражается поддержка правительству Казахстана, а также поддержка развитию диалога между правительством и оппозицией. Ее автор - депутат Кристиана Мускардини.

КРИСТИАНА МУСКАРДИНИ, депутат Европарламента:

- Европарламент допустил ошибку, принимая резолюцию без учета того, что был проект другой резолюции, выдвинутой нами. Принятая резолюция требовала, чтобы ряд судебных дел был передан на рассмотрение Европарламента. Но отправление правосудия - это элемент суверенитета государства, и Европарламент не должен в них вмешиваться. Недавно собирались послы Евросоюза и они дали отрицательную оценку резолюции, так как она допускает вмешательство в дела Казахстана.

Вот что заявил нам один из авторов принятой резолюции, депутат из Нидерландов.

АЛЬБЕРТ ЯН МААТ, член делегации Европарламента по связям с Казахстаном:

- С 90-х годов в Казахстане была проделана огромная работа по продвижению рыночной экономики и демократическим преобразованиям. Но существуют некоторые моменты, которыми мы обеспокоены. Как друг Казахстана заявляю, что это нужно обсуждать. Очень важно, что мы наладили диалог с коллегами из казахстанского парламента.

Центральным событием визита стало заседание делегации Европарламента по связям с Казахстаном. На нем присутствовала большая группа от оппозиции, которая уже давно и прочно обосновалась в кабинетах и коридорах Европарламента. Скорее всего, резолюция по Казахстану от 13 февраля была в немалой степени обусловлена их целенаправленными усилиями. Но впервые в этих стенах дали возможность высказаться не только им, но и представителям власти. Видимо, в Европарламенте осознали, что, требуя демократии, нужно самим соблюдать демократическую процедуру. Как подчеркнул заместитель министра иностранных дел РК Кайрат Абусеитов, целью казахстанской делегации не является отмена резолюции. Главное – создать у депутатов Европарламента более ясное и полное представление о политических процессах в стране. По словам казахстанских депутатов, власть в Казахстане - за демократические реформы, и эти реформы продолжаются. Правительство за постепенное вхождение в демократию, поскольку любой радикализм может расколоть общество. Именно темпы и методы являются главным разногласием с оппозицией. Как рассказал депутат Калиулы, В бывшем Советском Союзе его репрессировали только за то, что он прочитал книги двух запрещенных казахских поэтов. Нельзя требовать идеальной демократии от страны, которой от роду всего 10 лет. Затем дали слово оппозиции, которая вновь потребовала отмены широко известных судебных приговоров. Однако председатель делегации Антонио Ди Пьетро пресек эти попытки. Он заявил, что Европарламент не ставит себе целью и не имеет права кого-то судить. Предложил не останавливаться на конкретных людях, нарушая тем самым основные принципы слушаний. Двухчасовая дискуссия не привела к каким-либо конкретным решениям. Но стало ясно, что резолюция Европарламента – не догма. Если суждения, высказанные в ней, не подтвердятся, то Европарламент может принять новый документ. Со своей стороны казахстанская официальная делегация выразила готовность представить всю необходимую информацию.

АНТОНИО ДИ ПЬЕТРО, председатель делегации Европарламента по связям с Казахстаном:

- Мы провели очень интересное заседание делегации, где были слышны 3 голоса – большинства казахстанского парламента, оппозиции и членов Европарламента. Это хороший наглядный пример демократии. Конечной целью заседания было укрепление сотрудничества и дружбы между Казахстаном и Евросоюзом.

СЕРГЕЙ НАСЫРОВ, корреспондент:

- Как показали встречи и переговоры, содержание резолюции от 13 февраля вызывает сомнения у многих членов законодательного органа Объединенной Европы. В июле этого года здесь же, в Страсбурге, пройдет следующее заседание Делегации Европарламента по связям с Казахстаном. Депутаты намерены вновь рассмотреть вопрос о демократических преобразованиях в стране. Но они будут делать выводы на основе информации из нескольких источников, а не только со стороны оппозиции. Как сказал руководитель делегации, нужно более глубоко рассмотреть принятую резолюцию и прийти к лучшему результату.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Алматы прошло заседание совета министров иностранных дел ШОС 30.04.2003
Правительство РК подвело итоги работы за три первые месяца года 30.04.2003
Президент РК примет участие в ежегодном заседании совета управляющих ЕБРР в Ташкенте 30.04.2003
В Казахстан с кратким визитом прибывает Его высочество принц Ага Хан 30.04.2003
Минздрав РК и КНБ придерживаются противоположных мнений по вопросу отзыва казахстанцев из Китая в связи с атипичной пневмонией 30.04.2003
Впереди – еще одна выборная компания 30.04.2003
Ветер провокаций с туманного Альбиона 30.04.2003
Поворот трубы 30.04.2003
Реанимация Менема 30.04.2003
В Ватикане началась кадровая перетасовка 30.04.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz