NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 16:38 ast
14:38 msk

Реформа власти: вперед, к удельным ханствам?!
Не секрет, что проверки исполнения бюджета выявляют вопиющие факты нецелевого их использования, а механизмы юридической ответственности за это не работают. И это в условиях назначаемости местных администраторов. А если они будут избраны, что делать?
24.04.2003 / политика и общество

Алма ДОНГЕЛЕКОВА, "Экспресс-К", 23 апреля

Вопросы демократизации местного государственного управления и самоуправления, разграничение полномочий между уровнями властей вот уже многие годы являются камнем преткновения на всем постсоветском пространстве. Не на последнем месте эти вопросы и у нас в Казахстане. Сегодня в нашей редакции руководитель парламентской фракции Гражданской партии Казахстана Рахмет МУКАШЕВ, депутат мажилиса, кандидат юридических наук.

- Рахмет Желдыбаевич, вы являетесь членом Национального совета, на заседании которого недавно рассматривались вопросы о разграничении полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений. Какова ваша позиция по данной проблеме?

- Законодательное обеспечение местного государственного управления и самоуправления является одним из приоритетов деятельности фракции Гражданской партии Казахстана. Работу в этом направлении ведет депутат мажилиса И.Ф Чиркалин. На упомянутом вами заседании Иван Федорович выступил с рядом интересных предложений по совершенствованию межбюджетных отношений, и он может более подробно осветить это.

В части же разграничения полномочий между уровнями власти, если честно признаться, мне не нравится вообще это словосочетание. Уж больно звучит оно как-то по-чиновничьи и, на мой взгляд, не совсем понятно для нашего населения…

Конечно, правительство разрабатывает концепцию, местные акиматы вносят предложения, процесс движется…

Если почитать эту концепцию, там много чего записано в пользу местных акимов - лицензировать, отводить, разрешать, наделять и так далее. Но правильно ли мы расставили акценты в этой проблеме?

Может быть, нужно начинать не с разграничения полномочий чиновников различных рангов, а вначале разграничить обязанности и ответственность уровней властей перед государством и народом за надлежащее исполнение своих функций. А уж потом для выполнения этих функций наделить их полномочиями.

Давайте встанем на место рядового жителя населенного пункта - нужно ему это разграничение полномочий? Наверное, жителю села, аула, райцентра хотелось бы знать, за что отвечает местный руководитель, что этот руководитель должен делать в интересах этого конкретного гражданина. Если в деревне или райцентре грязь, дороги плохие, в школе холодно, кто виноват?

У нас привыкли все время кивать на Алматы или теперь уже на Астану, но ведь финансовые ресурсы для развития регионов выделяются, и немалые, а как ими распоряжаются местные органы власти, от которых на самом деле в первую очередь зависит благополучие жителей регионов?

Не секрет, что проверки исполнения бюджета выявляют вопиющие факты нецелевого их использования, а механизмы юридической ответственности за это не работают. И это в условиях назначаемости местных администраторов. А если они будут избраны, что делать?

Недавно читал выступление одного из руководителей администрации президента России. У них, несмотря на торжество демократии, на местном уровне возникла серьезная проблема законодательного регулирования юридической ответственности региональных администраций за исполнение своих функциональных обязанностей. А ведь выборы на местах там введены давно.

- Кстати, о выборах. Как вы относитесь к вопросу о выборах местных акимов? Судя по выступлениям в прессе, вы сдержанно относитесь к этой теме.

- Успокойтесь. Положительно. Вот только вряд ли нужно считать выборы руководителя местной администрации основным критерием демократии. Есть одна мудрая русская поговорка: не зная броду - не суйся в воду.

На мой взгляд, прежде чем избирать администратора, мы должны научиться контролировать, если хотите, влиять на его деятельность в отрицательном или положительном плане, а при необходимости инициировать вопрос об его освобождении от должности и добиваться этого.

Исполнительная власть должна научиться работать в условиях прозрачности, когда население, общественные организации и пресса своевременно оповещаются о мерах, предпринимаемых властью по выполнению своей программы. В средствах же массовой информации, как в зеркале, должна отражаться реакция общества, в зависимости от которой власть может корректировать свои шаги.

Для всего этого необходимы соответствующее правовое поле и общественно-политическая инфраструктура в виде развитой сети неправительственных организаций и политических партий.

Возможно, я чересчур категоричен, но к выборам акимов мы можем подойти вплотную только тогда, когда политические партии перенесут центр тяжести в своей работе из Алматы и Астаны в районные центры и сельские населенные пункты.

Вот если политическая организация, пользующаяся существенной поддержкой электората, сможет убедить общество и государство в привлекательности своей программы, а также гарантировать прозрачность деятельности и добросовестность своих кандидатов на административные должности и, что самое главное, возможность и право на их ротацию, - тогда и можно поговорить о выборности местных акимов. В противном случае мы можем получить удельных ханов.

- Имеются ли во фракции готовые законодательные предложения по системе местного государственного управления и самоуправления?

- На рассмотрении парламента нет проекта закона о местном государственном управлении и самоуправлении, поэтому говорить о законодательных предложениях не приходится, но некоторые наработки в этом направлении, конечно же, имеются: депутаты изучают международный опыт, в том числе стран СНГ, определяют свои позиции, советуются с избирателями.

Лично мне импонирует идея наделения депутатов маслихатов полномочиями выражения вотума недоверия руководителям местной администрации с соответствующими процедурами реализации этого вотума, причем с обязательным участием в этой процедуре политических партий.

- И все же, Рахмет Желдыбаевич, по вашим словам, вопрос о выборности акимов отодвигается на неопределенное время. Когда же это будет? А ведь некоторые политические организации уже требуют этого сегодня и на этом заработали неплохие дивиденды.

- В одной из советских песен нам обещали, что на Марсе будут яблони цвести. Но для того чтобы хотя бы увидеть эти марсианские яблони, нужно, как минимум, туда добраться. Мы не требуем выборности акимов сегодня или завтра. Мы последовательно идем к этому.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Алматы прошло заседание совета министров иностранных дел ШОС 30.04.2003
Правительство РК подвело итоги работы за три первые месяца года 30.04.2003
Президент РК примет участие в ежегодном заседании совета управляющих ЕБРР в Ташкенте 30.04.2003
В Казахстан с кратким визитом прибывает Его высочество принц Ага Хан 30.04.2003
Минздрав РК и КНБ придерживаются противоположных мнений по вопросу отзыва казахстанцев из Китая в связи с атипичной пневмонией 30.04.2003
Впереди – еще одна выборная компания 30.04.2003
Ветер провокаций с туманного Альбиона 30.04.2003
Поворот трубы 30.04.2003
Реанимация Менема 30.04.2003
В Ватикане началась кадровая перетасовка 30.04.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz