NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 07:31 ast
05:31 msk

США отмечают помощь Казахстана международной коалиции по борьбе с терроризмом
Госдепартамент США опубликовал ежегодный доклад "Тенденции мирового терроризма в 2002 году"
03.05.2003 / политика и общество

"Хабар", 2 мая

Госдепартамент США опубликовал ежегодный доклад "Тенденции мирового терроризма в 2002 году". В нем констатируется, что президент и правительство Казахстана не только публично выступают против этого зла, но и предпринимают активные меры противодействия. В стране усилено антитеррористическое законодательство, которое предусматривает более жесткие меры наказания, принимаются меры по обеспечению безопасности американских представительств и основных нефтяных объектов, инвестируемых из США. В рамках операции "Несгибаемая свобода" в Афганистане казахстанские власти разрешили более 800 пролетов над своей территорией американским военным самолетам. Казахстан стал членом большинства международных конвенций по борьбе с терроризмом. Как мы уже сообщали ранее, президент США Джордж Буш в своем письме к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву выразил признательность за сотрудничество в вопросах безопасности и готовность принять участие в послевоенном восстановлении Ирака.

-----

Доклад "Глобальный терроризм в 2002 году"
Раздел "Евразия"
Опубликовано Государственным департаментом США 30 апреля 2003 года

"Страны-участницы Коалиции должны и дальше осуществлять согласованные действия, направленные на лишение террористов безопасного пристанища; ликвидацию их финансовых, материально-технических, коммуникационных и других оперативных сетей, а также на привлечение террористов к судебной ответственности". - Из совместного заявления Президента США Джорджа У. Буша и российского Президента Владимира В. Путина о сотрудничестве в борьбе с терроризмом от 24 мая 2002 года.

Центральная Азия, на протяжении многих лет страдавшая от базировавшихся в Афганистане экстремистских сил, не стала объектом значительной террористической деятельности в 2002 году. Деятельность Исламского движения Узбекистана (ИДУ), группы, внесенной Соединенными Штатами в особый список зарубежных террористических организаций и пытающейся свергнуть правительство Узбекистана в целях создания исламского государства, была серьезно ослаблена, когда некоторые лидеры и многие участники этого движения погибли, сражаясь в рядах "Талибана" против сил Коалиции. Правда, в 2002 году Россия по-прежнему становилась объектом террористических актов, большинство которых было совершено экстремистами, ведущими вооруженную борьбу в Чечне. Наиболее значительным из этих терактов стал захват театрального центра на Дубровке в Москве, где около 40 экстремистов захватили в заложники 800 зрителей и создали угрозу взрыва здания.

Государства региона по-прежнему предоставляли Коалиции право на пересечение своего воздушного пространства и временное базирование войск и военной техники; делились правоохранительной и разведывательной информацией, а также выявляли, отслеживали и арестовывали членов "Аль-Кайды" и других террористов. Наряду с этим страны региона предпринимали дипломатические и политические шаги в качестве вклада в международную кампанию борьбы с терроризмом, например, становились участниками некоторых или всех 12 международных конвенций и протоколов ООН, касающихся борьбы с терроризмом.

Укрепление регионального сотрудничества в борьбе с терроризмом рассматривается Соединенными Штатами как одна из приоритетных задач. С этой целью Координатор Госдепартамента США по вопросам борьбы с терроризмом организовал в июне 2002 года в Анкаре Четвертую ежегодную конференцию по контртеррористической деятельности для стран Центральной Азии и Кавказа, в ходе которой занимающиеся контртеррористической деятельностью официальные лица из стран Центральной Азии Кавказа, а также наблюдатели из России, Турции, Афганистана, Китая, Европейского союза и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) обсудили проблемы, связанные с правами человека, законностью и пресечением финансирования терроризма. Выступая на этой конференции, равно как и на других двусторонних и многосторонних форумах, представители Соединенных Штатов обращали внимание на то, что эффективная контртеррористическая деятельность невозможна в отсутствие уважения к правам человека, и что законность представляет собой мощный и важный инструмент в борьбе с "Аль-Кайдой" и другими международными террористическими организациями. Состоявшийся в последний день конференции практикум помог ее участникам более четко сформулировать ключевые принципы контртеррористической политики и практической деятельности.

Соединенные Штаты по-прежнему взаимодействуют с ОБСЕ и другими региональными организациями в вопросах укрепления законности и правопорядка, стимулирования регионального сотрудничества и борьбы с финансированием терроризма. В мае 2002 года ОБСЕ провела в Праге совещание по проблеме финансирования терроризма, в ходе которого обсуждались 40 рекомендаций Международной комиссии по борьбе с финансовыми нарушениями (ФАТФ), касающихся отмывания денег, а также пути укрепления возможностей стран-участниц ОБСЕ в деле практического применения этих стандартов. По итогам совещания страны-участницы ОБСЕ приняли предложение США, предусматривающее проведение каждой страной к 1 сентября 2002 года самооценки в соответствии с критериями ФАТФ, и практически все страны провели у себя такую самооценку к этой дате. В сотрудничестве с Управлением ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности, ОБСЕ проводит учебные семинары в странах Центральной Азии по проблемам отмывания денег и финансирования террористов, ставя перед собой цель укрепления возможностей этих стран в пресечении доступа террористических организаций к источникам денежных средств. Основным спонсором этого проекта стали Соединенные Штаты.

Европейский союз (ЕС) также глубоко взаимодействует с Россией и ОБСЕ в вопросах укрепления сотрудничества в области контртеррористической деятельности на всем пространстве региона. В ходе ноябрьского 2002 года саммита ЕС и Россия согласовали долгосрочную рамочную основу борьбы с терроризмом на путях более интенсивного сотрудничества. Эта рамочная основа устанавливает разделяемые нами ценности и обязательства в деле борьбы с терроризмом и определяет ряд конкретных направлений будущего сотрудничества между ЕС и Россией. Это сотрудничество развивается и посредством тесных контактов между личным представителем по вопросам контртеррористической деятельности и Председателем ОБСЕ. При этом ставится задача максимального усиления возможностей обеих организаций в деле борьбы с терроризмом в регионе, особенно в Центральной Азии.

В августе Президентским указом 13224 Соединенные Штаты внесли Исламское движение Восточного Туркестана в список террористических организаций, финансирование которых запрещено. Это движение было причастно к ряду террористических актов, совершенных в восточной части Китая, а некоторые из его членов были задержаны при попытке организовать нападения на посольства США в странах Центральной Азии.

Азербайджан

В 2002 году Азербайджан по-прежнему решительно поддерживал Соединенные Штаты в войне с терроризмом. С 11 сентября 2001 года Азербайджан усилил свое и без того масштабное сотрудничество с Соединенными Штатами, выявив десятки иностранных граждан, подозревавшихся в связях с террористами. Пограничная служба Азербайджана усилила режим патрулирования южной границы страны с Ираном, а Управление гражданской авиации Азербайджана повысило меры безопасности в бакинском аэропорту Бина и внедрило в свою практику рекомендации Международной организации гражданской авиации по безопасности авиаперевозок.

В свое время Азербайджан служил перевалочным пунктом для международных моджахеддинов, связанных с террористическими организациями, которые пытались перемещать своих людей, деньги и оснащение через Кавказ, но в 2002 году руководство страны усилило меры по препятствованию такому перемещению и добилось определенного успеха в подавлении подобных действий. Азербайджан предпринимает шаги в борьбе с финансированием террористов, распространяя с этой целью списки подозреваемых в терроризме групп и лиц среди местных банков. В ноябре взвод азербайджанских военнослужащих был командирован в состав турецкого миротворческого контингента, действующего на территории Афганистана.

25 января Президент Буш приостановил действие раздела 907 Закона о поддержке свободы, тем самым сняв ограничения на оказание Соединенными Штатами помощи правительству Азербайджана. Это решение позволило Соединенным Штатам углубить свое сотрудничество с Азербайджаном в деле борьбы с терроризмом и поставить более прочный заслон на пути проникновения террористов в южные районы Кавказа. Кроме того, отмена этих ограничений создала основу для углубления сотрудничества с Азербайджаном в вопросах безопасности в рамках общей антитеррористической программы действий.

Азербайджан оказал и оказывает серьезную политическую поддержку Соединенным Штатам и глобальной коалиции, созданной для борьбы с терроризмом. В мае 2002 года Президент Алиев дал указание своему правительству о практической реализации резолюций Совета Безопасности ООН (СБ ООН) 1368, 1373 и 1377. Правительство также одобрило изменения к уголовному кодексу, предусматривающие увеличение максимального наказания за совершение актов терроризма с 15 лет лишения свободы до пожизненного заключения, и добавило положение об отнесении финансирования террористической деятельности к разряду уголовных преступлений. В октябре 2002 года в Баку состоялся организованный США семинар по проблемам отмывания денег и вопросам борьбы с финансовыми преступлениям, в том числе финансированием терроризма. Соединенные Штаты вместе с правительством Азербайджана занимаются разработкой плана практической борьбы с финансовыми преступлениями.

В апреле 2002 года Министерство юстиции Азербайджана аннулировало регистрацию двух исламских благотворительных организаций - Кувейтского фонда помощи больным и Катарской гуманитарной организации - в связи с их деятельностью, противоречащей национальным интересам Азербайджана. В ноябре 2002 года Азербайджан заморозил банковские счета зарегистрированного в стране Международного фонда "Беневоленс" (МФБ), руководствуясь требованиями резолюции 1373 СБ ООН. Позднее Министерство юстиции аннулировало и регистрацию МФБ.

В апреле 2002 года правительство Азербайджана организовало судебный процесс над шестью членами экстремистского политического движения Хизб-ут-Тахрир, ставящего перед собой цель создания не имеющего границ теократического халифата в масштабах всего мусульманского мира. Суд приговорил этих лиц к семи годам лишения свободы за попытку террористической деятельности. В мае в Азербайджане были осуждены семеро граждан страны, прошедших военную и другую подготовку в Панкисском ущелье в Грузии и имевших намерение участвовать в боевых действиях на территории Чечни. В отношении четверых из них был вынесен приговор с отсрочкой исполнения, а остальные были приговорены к тюремному заключению сроком от четырех до пяти лет. Члены местной террористической группы "Йашулла", арестованные в 2000 году и представшие перед судом в 2001 году за планирование нападения на посольство США, отбывают наказание в виде лишения свободы.

Азербайджан является участником 8 из 12 международных конвенций и протоколов, касающихся борьбы с терроризмом.

Грузия

Грузинские официальные лица, в том числе и Президент страны, в течение 2002 года неоднократно выступали с заявлениями с осуждением терроризма, а в рамках различных международных форумов словом и делом поддерживали Соединенных Штатов и глобальную коалицию по борьбе с терроризмом.

Соединенные Штаты призывают Грузию и Россию к взаимодействию в вопросах повышения безопасности на своих границах, равно как и к поиску согласованных политических решений по целому ряду имеющихся между ними разногласий. Между тем, самым серьезным вызовом в адрес контртеррористической политики Грузии в 2002 году стало присутствие в расположенном на ее территории Панкисском ущелье международных террористов из третьих стран, имеющих связи с "Аль-Кайдой", а также значительного числа чеченских боевиков.

В 2002 году Соединенные Штаты настойчиво призывали Грузию к установлению контроля над Панкисским ущельем, где закрепились имеющие связи с "Аль-Кайдой" террористы из третьих стран. Эти экстремисты создали угрозу для безопасности и стабильности как самой Грузии, так и России.

В Панкисское ущелье выдвинулись войска Министерства государственной безопасности и Министерства внутренних дел Грузии, перед которыми была поставлена задача создания контрольно-пропускных пунктов и нейтрализации чеченских боевиков, преступных элементов и международных террористов. Эти усилия свидетельствуют о стремлении руководства страны к установлению контроля Грузии над Панкисским ущельем и серьезному противодействию международным террористам, имеющим связи с "Аль-Кайдой".

Соединенные Штаты оказали содействие Грузии в решении этой проблемы внутренней безопасности в рамках программ помощи и сотрудничества, включая состоящую из четырех этапов программу подготовки и оснащения (ППО) специальных подразделений грузинских вооруженных сил. Эта программа призвана оказывать содействие правительству Грузии в ликвидации террористов, обеспечении безопасности границ страны, восстановлении централизованного контроля над ее территорией и недопущении на нее иностранных боевиков и международных террористов. Подготовка командного и личного состава началась в конце мая 2002 года форме учебных занятий, в который приняли участие 120 слушателей. В начале июня началась дополнительная подготовка личного состава штабных подразделений сухопутных сил, завершившаяся успешным проведением командных учений. К сентябрю американские инструкторы начали проводить тактическую военную подготовку в подразделениях вооруженных сил Министерства обороны и других силовых ведомств, ставя задачу укрепления возможностей Грузии в борьбе с терроризмом, обеспечении безопасности своих границ и повышении уровня внутренней безопасности. В декабре в рамках ППО был завершен полный курс подготовки первого грузинского батальона.

В июле грузинская сторона выдала России Адама Деккушева по подозрению в причастности во взрыве жилых домов в Москве и Волгодонске в 1999 году, в результате которых погибло около 300 человек и за которые пока никто не понес ответственности. Второй подозреваемый по делу об этих взрывах, российский гражданин Юсеф Крымшамкалов, был экстрадирован в Россию в декабре 2002 года. В октябре Грузия экстрадировала в Российскую Федерацию пять лиц, обвиненных в терроризме и/или пособничестве террористической деятельности. Они находились в составе группы 13 чеченских боевиков, захваченных грузинскими властями в районе российско- грузинской границы в августе 2002 года. Грузия установила, что двое из этих людей являются гражданами Грузии и поэтому не подлежат выдаче России. Из оставшихся шестерых трое подали апелляции в грузинский суд по решению об из выдаче России. Грузинские власти пока не выдают остальных трех подозреваемых России, запросив на них дополнительную документацию.

В 2002 году Грузия присоединилась к Международной конвенции 1999 года о пресечении финансирования терроризма. В настоящее время Грузия является участницей 6 из 12 международных конвенций и протоколов, касающихся борьбы с терроризмом.

Казахстан

Правительство Казахстана по-прежнему решительно осуждает терроризм и поддерживает борьбу с ним. В 2002 году Президент Назарбаев и члены руководства страны последовательно выступали против терроризма и предпринимали конкретные действия в поддержку международной антитеррористической коалиции.

В июле правительство подписало соглашение об использовании аэропорта Алматы в качестве запасного аэродрома для авиации, участвовавшей в операции "Прочная свобода". Наряду с этим, начиная с декабря 2001 года, Казахстан разрешил авиации США более 800 раз пересечь свое воздушное пространство в поддержку этой операции.

В ответ на просьбы посольства США об усилении мер защиты правительство Казахстана неоднократно применяло антитеррористические группы быстрого реагирования и элитные подразделения полиции для охраны и защиты объектов правительства США на территории Казахстана. Оно также реагировало на просьбы об усилении охраны крупных объектов нефтяной промышленности, в деятельности которых участвуют частные инвесторы из США.

В 2002 году Казахстан присоединился к Международной конвенции о пресечении террористических взрывов; в настоящее время Казахстан является участником 11 из 12 международных конвенций и протоколов, касающихся борьбы с терроризмом. Конвенция 1979 года о мерах физической защиты ядерных материалов находится в процессе ратификации и проходит второй этап межведомственной экспертизы. 27 февраля после утверждения парламентом Президент Назарбаев подписал два закона о введении в действие двух оставшихся конвенций - Конвенции о пресечении незаконных действий против безопасности морской навигации и Протокол о пресечении незаконных действий против безопасности стационарных буровых платформ, расположенных не континентальном шельфе.

Наряду с этим Казахстан укрепляет законодательство в области борьбы с терроризмом. В феврале правительство утвердило более жесткие меры наказания и более четкие определения террористических актов. В октябре Национальный банк издал постановление о замораживании активов в виде акций, находившихся в одном из местных банков и принадлежавших одному из лиц, фигурирующих в установленном Президентским указом 13224 о замораживании денежных средств террористов.

Киргизская Республика

Начиная с 11 сентября 2001 года Президент Акаев неоднократно демонстрировал свою решительную поддержку войны с терроризмом. После событий 11 сентября киргизское правительство сразу же предложило помощь и разрешило боевой авиации и авиации поддержки сил коалиции использовать авиабазу Ганчи, расположенную на территории международного аэропорта Манас в Бишкеке.

(3 января 2002 года Законодательное собрание - нижняя палата парламента - утвердила Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма и передала ее на ратификацию в Собрание народных представителей - верхнюю палату парламента. Комитет по международным отношениям в составе Собрания народных представителей рекомендовал Конвенцию к ратификации. Очередная сессия Собрания народных представителей начнется 1 марта 2003 года, и вопрос о ратификации этой конвенции будет стоять в ее повестке дня.) Киргизская республика является участницей 6 из 12 международных конвенций и протоколов, касающихся борьбы с терроризмом. Киргизская Республика является членом Шанхайской организации сотрудничества, созданной в июне 2001 года и включающей в себя Китай, Казахстан, Киргизстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Президент Акаев также объявил, что его страна поддерживает намерение Китая противостоять террористическим силам Движения за независимость Восточного Туркестана (ДНВТ), которое, в соответствии с Президентским указом 13224, внесено Соединенными Штатами в особый список террористических организаций. ДНВТ причастно к планированию и совершению ряда террористических актов внутри и за пределами Китая.

Киргизское правительство работает над созданием нового Управления по борьбе с наркотиками, призванного воспрепятствовать связанным с терроризмом трансграничным поставкам наркотиков и оружия.

На территории Киргизстана, Таджикистана и Узбекистана действуют несколько тысяч членов экстремистского политического движения Хизб-ут-Тахрир, ставящего перед собой цель создания не имеющего границ теократического халифата в масштабах всего мусульманского мира. Листовки Хизб-ут- Тахрир, содержащие пропагандистские материалы антиамериканского характера, распространяются по всему южному региону страны и появляются даже в Бишкеке. На сегодняшний день нет свидетельств того, что Хизб-ут-Тахрир причастно к террористическим актам, однако вполне очевидно, что эта группа явно симпатизирует тем целям, которые ставят перед собой исламские экстремисты.

Россия

В отчетном году получило продолжение американо-российское сотрудничество в борьбе с терроризмом, которое сформировалось после событий 11 сентября 2001 года.

В ходе майского саммита 2002 года в Москве Президенты Буш и Путин договорились о расширении компетенции Американо- российской Рабочей группы по Афганистану, сопредседателями которой являются заместитель Госсекретаря Ричард Армитадж и первый заместитель министра иностранных дел РФ Вячеслав Трубников. В настоящее время она известна под названием Американо-российской Рабочей группы по вопросам борьбы с терроризмом. Первое в рамках расширенного мандата заседание этой межведомственной рабочей группы состоялось 26 июля 2002 года в Аннаполисе, Мэриленд, а следующее заседание - в Москве 22-23 января 2003 года.

Но, несмотря на то, что в 2002 году Соединенные Штаты и Россия сотрудничали в контексте глобальной войны с терроризмом на всех направлениях, Россия все-таки стала объектом террористических актов, нанесших ощутимый удар по ее национальной безопасности.

Россия по-прежнему становилась объектом ряда террористических актов в 2002 году, многие из которых были связаны с продолжающейся нестабильностью в Чечне. Это конфликт, начавшийся летом 1999 года, характеризуется масштабными разрушениями, вынужденным перемещением тысяч мирных жителей и нарушениями прав человека со стороны российских военнослужащих и различных повстанческих групп. По крайней мере, три повстанческие группы, в состав которых входят как чеченские, так и иностранные (преимущественно арабские) боевики, имеют связи с международными исламскими террористами и используют террористические методы борьбы. (В соответствии с Президентским указом 13224, эти группы в 2002 году внесены в особый список организаций, чьи активы подлежат замораживанию). Российские войска продолжают вести операции против чеченских боевиков, однако в их адрес звучит серьезная критика в связи с допускаемыми ими нарушениями прав человека, чему есть заслуживающие доверия подтверждения.

Экстремистские группы и лица, стремящиеся создать независимое исламское государств на Северном Кавказе, несут ответственность за десятки террористических актов, совершенных в течение 2002 года. Во многих случаях российские граждане становились жертвами бомб с дистанционным управлением, в том числе взрыва во время праздничного парада в Каспийске, Дагестан, когда погибли 36 человек, в том числе 12 детей, и было ранено свыше 100 человек.

Но самый серьезный террористический акт, совершенный в России в 2002 году, имел место 23 октября, когда свыше 40 вооруженных боевиков захватили в заложники 800 зрителей одного из московских театральных центров и потребовали немедленного прекращения всех силовых действий России в Чечне. В ходе спецоперации по освобождению заложников был применен усыпляющий газ, в результате чего погибли 120 человек, в том числе и один гражданин США (а также человек, имевший постоянный вид на жительство в США).

Террористы, среди которых было несколько женщин-смертниц, надевших пояса со взрывчаткой, разместили несколько взрывных устройств в помещении зрительного зала и заявили, что начнут убивать заложников, если их требования не будут выполнены. Руководил террористами, как сообщило информационное агентство чеченских боевиков Кавказ-Центр, а позднее подтвердили российские СМИ, некто Мовсар Бараев, командир исламского полка специального назначения Чеченского комитета обороны (Маджлис Эль-Шура). 24 октября арабское информационное агентство Аль-Джазира идентифицировало эту группу как ранее неизвестное "разведывательно-диверсионное подразделение мучеников Рияд аль-Салихина (также именуемое "разведывательно- диверсионным батальоном чеченских мучеников Риядус- Салихина"). В заявлении для прессы один из членов группы сказал: "Мы требуем прекращения войны и вывода российских войск. Мы проводим эту операцию по приказу военного командования Чеченской Республики". Эти две группы - Исламский полк специального назначения и разведывательно- диверсионное подразделение мучеников Рияд аль-Салихина - вошли в число трех организаций, включенных правительством США в особый список, касающийся замораживания активов.

24 октября правительство России в оперативном порядке представило проект резолюции СБ ООН 1440 с осуждением захвата заложников в Москве как террористического акта и призывом ко всем государствам, в соответствии с обязательствами, взятыми ими в рамках резолюции СБ ООН 1373 (2001), о сотрудничестве с российскими властями в поиске и привлечению к ответственности вдохновителей, организаторов и спонсоров этого террористического акта. Эта резолюция была единогласно принята в тот же день.

1 ноября командир чеченских боевиков Шамиль Басаев в письме в адрес Кавказ-Центра публично взял на себя ответственность за организацию этого нападения. В письме Басаева было сказано, что разведывательно-диверсионный батальон чеченских мучеников Риядуса-Салихина находится под его непосредственным командованием, и что чеченский президент Масхадов не знал о готовящейся операции. Затем Басаев публично отказался от своих постов в качестве эмира Совета (Маджлиса) мусульман Чечни и Дагестана и командующего исламистской международной бригадой, заявив, что отныне целиком посвятит себя деятельности руководимого им батальона.

Правда, менее чем через месяц Басаев вновь взял на себя командование группами боевиков в Чечне, о чем сообщило официальное информационное агентство президента Масхадова, и предупредил, что все "военные, промышленные и стратегические сооружения на российской территории, вне зависимости от их принадлежности" станут законными объектами для нанесения ударов. Усама бин Ладен поддержал тех, кто захватил заложников в Москве. На опубликованной в ноябре 2002 года видеозаписи он заявил, обращаясь к российским гражданам: "Если вы огорчены гибелью ваших соотечественников в Москве, вспомните наших людей, погибших в Чечне".

В течение 2002 года Россия сделала еще ряд важных шагов на пути более активного участия в глобальной войне с терроризмом, в частности, ратифицировав Международную конвенцию о пресечении финансирования терроризма. К концу года Россия стала участницей 11 из 12 международных конвенций и протоколов, касающихся борьбы с терроризмом. До 2002 года Россия подписала, но не ратифицировала Конвенцию о маркировке пластиковой взрывчатки в целях ее выявления. Российские официальные лица с уверенностью говорят о том, что эта конвенция 1991 года будет ратифицирована в ближайшее время.

В 2002 году правительство России приняло внутренние законы и правительственные распоряжения, чтобы иметь возможность вести свою борьбу с терроризмом. 11 января Президент Путин подписал указ "О мерах по реализации Резолюции Совета Безопасности ООН № 1373 от 28 сентября 2001 года", который ввел уголовную ответственность для любого, кто преднамеренно предоставляет или аккумулирует активы для использования в террористических целях, и дал указания соответствующим ведомствам о том, как арестовывать и конфисковывать террористические активы.

11 октября Россия была исключена из списка "не идущих на сотрудничество стран и территорий" Специальной группы по финансовым действиям (ФАТФ) - отчасти вследствие создания российского органа финансовой разведки - Комитета по финансовому мониторингу. Функционирующий орган финансовой разведки имеет решающее значение для способности России осуществлять сотрудничество с другими странами в борьбе с отмыванием грязных денег, для ее участия в Эгмонтской группе и ФАТФ и для отслеживания и замораживания террористических активов.

Хотя Российская Федерация поддерживает дипломатические отношения с семью государствами, которые в настоящее время з начатся в составленном правительством США списке государств-спонсоров терроризма, правительство России твердо выступает против спонсируемого государством терроризма и поддерживает международные инициативы по борьбе с этим явлением. Правительство России утверждает, что его отношения с этими государствами оказывают положительное влияние, которое ослабило или уменьшило - или могло ослабить или уменьшить - поддержку этими государствами терроризма.

В феврале Федеральная служба безопасности провела конференцию по борьбе с терроризмом в Санкт-Петербурге. На нее были приглашены представители правоохранительных органов и спецслужб из 40 стран, включая США.

В ООН Россия распространила проект резолюции Генеральной Ассамблеи, призывающей к расширению и углублению сотрудничества между всеми составными частями системы ООН в борьбе с терроризмом. В резолюции также отмечалась взаимосвязь между терроризмом, транснациональной организованной преступностью и наркобизнесом. Россия использует свое членство в новом Совете НАТО-Россия для акцентирования внимания на сотрудничестве в борьбе с терроризмом. В декабре Россия провела конференцию НАТО- Россия о роли военных в борьбе с терроризмом. На последнем саммите Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который совпал по времени с кризисом с захватом заложников в Москве в октябре 2002 года, представитель Президента Путина премьер-министр Михаил Касьянов заявил, что московский кризис заставил "страны, которые до некоторой степени отказывались участвовать в этой коалиции, более активно участвовать в борьбе со всеми признаками терроризма". Участники саммита АТЭС приняли весьма решительное заявление против терроризма, включая решение о мониторинге ненадлежащего использования исламской альтернативной системы денежных переводов "Хавала".

В своем получившем широкую огласку заявлении 11 сентября Президент Путин подчеркнул, что он требует признания международного права России провести одностороннюю военную акцию против чеченских боевиков и прочих террористов, окопавшихся в Панкиском ущелье в Грузии (вблизи границы с Россией), если Грузия не предпримет более активных мер против боевиков. Вслед за этим заявлением Путин направил письмо аналогичного содержания Президенту Бушу и копии - в ООН и мировым лидерам. С 29 июля до конца 2002 года Россия как минимум пять раз осуществляла воздушную бомбардировку территории Грузии. Во время такой бомбардировки 23 августа, свидетелем которой стали пограничные наблюдатели ОБСЕ и факт которой был подтвержден независимыми российскими СМИ - бомбы унесли жизнь мирного гражданина Грузии и ранили еще семерых мирных жителей Грузии.

Правительство США выразило свой недвусмысленный протест против любой односторонней военной акции России в Грузии и вновь заявило о своей решительной поддержке суверенитета и территориальной целостности Грузии. Оно призвало Грузию обратить внимание на проблемы безопасности, возникшие вследствие присутствия в Панкисском ущелье чеченских и международных экстремистов, имеющих связи с террористической организацией "Аль-Кайда". США призвали Грузию и Россию сообща укреплять региональную безопасность в границах своих соответствующих территорий и находить договорные, политические решения своих многочисленных разногласий.

Таджикистан

В течение 2002 года правительство Таджикистана продолжало полноценно сотрудничать с США в их усилиях по борьбе с терроризмом.

В марте правительство представило свой отчет об усилиях по борьбе с терроризмом комитету Совета Безопасности ООН, созданному в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН № 1373.

Более того, на протяжении всего года власти Таджикистана последовательно поддерживали контртеррористические усилия по линии ООН и ОБСЕ. Таджикистан также подписал июньское заявление Шанхайской организации по сотрудничеству и его статьи о борьбе с терроризмом.

Таджикистан продолжает оказывать горячую поддержку и активно участвовать в глобальных усилиях по борьбе с терроризмом. В течение 2002 года Душанбе присоединился к двум международным конвенциям о борьбе с терроризмом - Международной конвенции против захвата заложников 1979 года (6 мая 2002 года) и Конвенции в поддержку запрещения террористических взрывов 1997 года (29 июля 2002 года). Теперь правительство Таджикистана является стороной 8 из 12 международных конвенций и протоколов против терроризма. Душанбе заявил о своей готовности присоединиться к Конвенции о маркировке пластиковых взрывчатых веществ. (Следует отметить, что Таджикистан не имеет выхода к морю, а остальные две конвенции имеют отношение к морским навигационным и нефтегазодобывающим платформам.)

В течение 2002 года Таджикистан провел несколько значительных антитеррористических операций, включая аресты ряда подозреваемых террористов. Кроме того, в октябре и ноябре правительственные силы безопасности провели крупную контртеррористическую операцию в центральной части страны. В ноябре 2001 года правительство объявило о своем согласии на базирование на территории Таджикистана войск и авиации США и сил коалиции, а в течение всего 2002 года самолетам США и сил коалиции разрешалось производить дозаправку в международном аэропорту Душанбе. Министерство обороны Таджикистана командировало четырех своих офицеров связи в штаб Центрального командования США в связи с проведением операции "Прочная свобода".

Кроме того, таджикские органы безопасности усилили охрану границ и обязались предотвращать попытки проникновения в Таджикистан членов террористической организации "Аль-Кайда" и движения "Талибан". Правительство Таджикистана выразило готовность участвовать в организуемых правительством США программах обучения и помощи в борьбе с терроризмом. Министерства иностранных дел и финансов Таджикистана также помогали Вашингтону отслеживать и замораживать террористические активы и приняли меры по ужесточению финансового контроля.

В течение всего 2002 года Душанбе продолжал расследование ряда инцидентов, связанных с проявлениями внутреннего и международного терроризма, которые произошли в Таджикистане в 2001 году. В августе правительство объявило о создании специального органа по расследованию и судебному преследованию для изучения обстоятельств убийства ряда высокопоставленных государственных деятелей в 2001 году и в предыдущие годы, включая убийства первого заместителя министра внутренних дел, государственного советника Президента по международным делам и министра культуры, а также взрыв, произведенный террористом-камикадзе в День независимости в сентябре 2001 года (в результате которого был ранен один человек), и убийство двух представителей бахайской веры в Душанбе в конце 2001 года. Согласно публичным заявлениям заместителя генерального прокурора (руководителя специального органа), по некоторым из этих дел были произведены аресты. Продолжались следственные действия. По ряду дел, включая дело об убийстве первого заместителя министра внутренних дел и дело об убийстве министра культуры, были вынесены обвинительные приговоры; в обоих случаях обвиняемые были приговорены к смертной казни.

3 ноября 2002 года правительство объявило о выдаче Узбекистану для предания их суду 12 членов Исламского движения Узбекистана, которое США причислили к международным террористическим организациям (в том числе в соответствии с правительственным распоряжением № 13224). Как было объявлено публично, эти подозреваемые были арестованы Министерством безопасности Таджикистана во время одного из рейдов. Несмотря на то, что США в настоящее время не имеют договора об экстрадиции с Таджикистаном, Душанбе официально объявил о том, что многосторонние инструменты, такие как международные конвенции против терроризма или Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, после их вступления в силу в международных масштабах, могли бы создать основу для экстрадиции в соответствии с законодательством Таджикистана. В частности, в сентябре правительство объявило о том, что 36 человек, арестованных при расследовании убийства двух адептов бахайской веры, как было установлено, имели связи с террористическими группами, поддерживаемыми Ираном.

В течение года не было возбуждено ни одного судебного процесса по делам, имеющим непосредственное отношение к терроризму, хотя некоторым участникам неудавшегося путча 1998 года во главе с полковником Махмудом Худобердиевым были вынесены обвинительные приговоры по целому ряду статей, включая терроризм. Эти обвинения были построены не на участии обвиняемых в террористических актах, а на их связи с Худобердиевым.

Украина

В течение всего 2002 года правительство Украины поддерживало усилия США по борьбе с терроризмом. С начала боевых действий в Афганистане Украина позволила совершить более 5 тысяч пролетов над ее территорией самолетам, участвующим в операции "Прочная свобода", и предоставила средства для создания "воздушных мостов" для некоторых сил коалиции, участвующих в этой операции. Правительство также предоставило по просьбе Вашингтона стрелковое оружие и боекомплекты для оснащения одного из подразделений Афганской национальной армии, эквивалентного по численности бригаде. Украина присоединилась ко всем 12 конвенциям ООН против терроризма и приняла закон, приводящий страну в правовое соответствие со стандартами Специальной группы по финансовым действиям (ФАТФ). Правительство Украины согласилось установить закупленные на средства правительства США ядерные портальные мониторы на 20 пунктах пересечения границы, в аэропортах и портах для выявления транзита ядерных материалов и сотрудничает с нами в проведении технической модернизации в целях укрепления безопасности на ядерных электростанциях. Мы также тесно сотрудничаем с украинцами в реализации программы укрепления безопасности в институтах, биологические реагенты которых могли бы использоваться для производства оружия. Украинская Рада (парламент) недавно приняла закон об ужесточении экспортного контроля в Украине для предотвращения попадания оружия к государствам-изгоям.

Президент Кучма неоднократно публично заявлял о своей поддержке усилий правительства США по борьбе с терроризмом. Среди жертв захвата заложников Театральном центре на Дубровке в Москве, осуществленного 23 октября 40 вооруженными чеченскими экстремистами, были и граждане Украины. В результате этого инцидента погибло трое украинских граждан.

Узбекистан

В течение 2002 года правительство Узбекистана продолжало оказывать беспрецедентную поддержку усилиям Коалиции по ведению войны с терроризмом. Оно продолжало делать публичные заявления, осуждающие террористические акты, и позволило силам Коалиции создать свои базы в Карши- Ханабаде и Термезе и совершать пролеты над территорией Узбекистана. Министерство обороны Узбекистана командировало пять своих офицеров связи в штаб Центрального командования США в связи с проведением операции "Прочная свобода". Ташкент выполнил все просьбы США о замораживании активов групп, связанных с финансированием терроризма.

Узбекистан продолжал оказывать горячую поддержку и активно участвовать в глобальных усилиях по борьбе с терроризмом. Правительство продолжало участвовать в возглавляемых США инициативах, таких как Программа борьбы с терроризмом Государственного департамента, проекты укрепления охраны границ и правоохранительных органов, финансируемые Бюро Государственного департамента по вопросам международной борьбы с наркотиками и правоохранительной деятельности, программы экспортного контроля и охраны границ Таможенной службы США и программы Министерства обороны по сокращению угроз и оружию массового поражения.

В Узбекистане действуют несколько тысяч членов экстремистского политического движения "Хизб ут-Тахрир", которое провозгласило своей целью создание безграничного теократического халифата, охватывающего весь мусульманский мир. По всей стране распространяются антиамериканские брошюры "Хизб ут-Тахрир". В настоящее время нет никаких доказательств того, что "Хизб ут-Тахрир" совершила какие-либо террористические акты, но эта группа, несомненно, разделяет исламистские экстремистские цели.

Правительство Узбекистана продолжает принимать чрезвычайные меры по обеспечению безопасности против терактов, особенно во время крупных национальных праздников. Узбекистан хорошо охраняет свои границы и сотрудничает с правительством США в улучшении своей способности выявлять проблемы, связанные с распространением оружия массового поражения. Хотя в 2002 году не сообщалось о каких-либо инцидентах, в предыдущие годы узбекскими пограничниками выявлялись попытки провоза радиоактивных веществ через границу.

Ташкент сохраняет бдительность в отношении возможных акций Исламского движения Узбекистана, несмотря на гибель его харизматического лидера Джумы Намангани и ликвидацию его бывшего убежища на территории, контролируемой движением "Талибан" в Афганистане. Узбекистан также играет активную роль в решении задач по борьбе с терроризмом по линии Шанхайской организации по сотрудничеству, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и ООН.

Узбекистан присоединился ко всем 12 международным конвенциям и протоколам о борьбе с терроризмом.

(Распространено Офисом международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: http://usinfo.state.gov/russki/)


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Санкт-Петербурге Президент РК Нурсултан Назарбаев открыл памятник великому казахскому поэту-акыну Жамбылу Жабаеву 31.05.2003
Парламент одобрил в первом чтении уточненные параметры бюджета 2003 года 31.05.2003
В Ирак отправятся казахстанские миротворцы 31.05.2003
Казахстан оценивает сотрудничество с организацией "Исламская конференция", как один из внешнеполитических приоритетов 31.05.2003
В Казахстан с государственным визитом прибудет председатель КНР 31.05.2003
Шанхайская шестерка выбросила белый флаг 31.05.2003
В Москве состоялся саммит глав стран, входящих в Шанхайскую Организацию сотрудничества 30.05.2003
Участники ПДС обсудили проекты предложений по разграничению полномочий уровней власти и законопроекты о СМИ 30.05.2003
На пути к имперской демократии 30.05.2003
Оперативность, эффективность, стабильность (но не у Марченко) 30.05.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz