"Казахстанская правда", 6 мая
Вчера в Астане состоялся республиканский семинар-совещание "Опыт реализации государственной информационной политики: региональный аспект", организованный Министерством культуры, информации и общественного согласия РК. В семинаре приняли участие руководители республиканских государственных СМИ, областных управлений информации и общественного согласия, главные редакторы областных, городских газет, директора филиалов телерадиокорпорации "Казахстан". С докладом "О приоритетных задачах государственной информационной политики в свете Послания Главы государства" на семинаре выступил министр культуры, информации и общественного согласия Мухтар Кул-Мухаммед.
Примерно раз в год, как отметил министр, проходят встречи в таком формате. Их цель - обозначить приоритетные направления работы в данной сфере.
Современный этап развития не только нашей страны, но и всего мира характеризуется возрастающей ролью информации. Она активно влияет на состояние политической, экономической, культурной жизни государства. И в ходе политической либерализации и демократизации в Казахстане эта зависимость будет возрастать. Поэтому, как отмечено в Послании Глава государства, мы должны точно определиться с ролью и местом средств массовой информации в процессе демократизации нашего общества. Кроме этого, мы должны задуматься о новых направлениях развития медийного пространства.
Государственной власти, стремящейся объективно информировать граждан и способствовать формированию гражданского общества, как подчеркнул М. Кул-Мухаммед, необходимо проводить эффективную информационную политику. При этом нужно задуматься об укреплении информационно открытого, прозрачного общества, в котором главными основаниями взаимоотношений в плоскости "государство - СМИ" должны быть партнерство и диалог. Эта работа действительно всеобъемлющая. И включает в себя следующие приоритетные направления: совершенствование казахстанского законодательства, отражение в нем как можно более широкого круга вопросов информационного пространства; повышение эффективности госзаказа; укрепление единого информационного пространства Казахстана; принятие комплекса мер по повышению конкурентоспособности, экономической поддержке отечественного медиа-рынка; обеспечение постоянного открытого взаимодействия между госорганами и СМИ.
Безусловно, что важнейшим инструментом реализации и основной областью формирования информационной политики государства является информационное законодательство. Все мы помним, как отметил министр, что в числе первых законодательных актов суверенного Казахстана был Закон "О печати и других СМИ" от 28 июня 1991 года. Свобода слова, получения и распространения информации, запрет цензуры гарантированы Конституцией страны. В 1999 году был принят концептуально новый закон, либеральные нормы которого способствовали динамичному развитию отечественных масс-медиа, появлению доминирующего сегмента негосударственных СМИ, становлению и развитию крупных медиа-компаний.
Вместе с тем в последний период в республике появились качественно новые и противоречивые процессы в этой сфере. Стало очевидно, заметил министр, что существует необходимость более совершенного правового обеспечения: во-первых, гарантированных Конституцией страны свободы слова и независимости СМИ, во-вторых, информационной безопасности личности, общества, государства, в-третьих, динамичного развития конкурентоспособного отечественного медиа-рынка.
Как подчеркнул в Послании Глава государства, назрела необходимость принятия нового закона о СМИ, который учел бы современные реалии обеспечения свободы слова, а также защиты журналистов от давления собственников, ужесточил бы ответственность чиновников за вмешательство в деятельность свободной прессы. В соответствии с этим Правительству совместно с журналистами и общественностью поручено разработать и внести в текущем году соответствующий законопроект в Парламент.
Этот документ, как отметил М. Кул-Мухаммед, министерством во взаимодействии с Конгрессом журналистов уже подготовлен. Теперь предстоит широкое обсуждение проекта - во-первых, на заседании постоянно действующего Совещания по демократизации, которое состоится в этом месяце, а во-вторых, на серии заседаний "круглых столов" на республиканском и региональном уровне и в СМИ.
Позиция МКИОС при этом состоит в защите национальных интересов, которые заключаются в национальной безопасности, политической стабильности, межнациональном консенсусе и конфессиональном мире, взаимной ответственности власти и СМИ, отметил министр.
Следующая важнейшая задача - объективное информирование общества. Сейчас уже можно утверждать, сказал Мухтар Кул-Мухаммед, что у нас сложилась комплексная система взаимодействия с ведущими республиканскими СМИ, в основе которой лежат партнерские отношения, а общей целью является динамичное социально-политическое и экономическое развитие страны. Основным механизмом этой системы является госзаказ.
Благодаря существенному росту в 2003 году объемов финансирования бюджетных программ: на 132 процента - газет и журналов, на 26 процентов - телерадиовещания, удалось привлечь к выполнению госзаказа практически все ведущие СМИ страны. Если в 2002 году его исполняли 25 печатных изданий и 4 электронных СМИ, то по результатам проведенных конкурсов в 2003 году это право получили 31 газета, 21 журнал республиканского статуса и 33 республиканских и региональных электронных СМИ. Объем вещания общенациональных теле- и радиоканалов, выполняющих госзаказ, возрос на 1 095 часов; рост тиражей республиканских изданий составил в среднем 120 процентов.
В этом году была введена новая подпрограмма "Проведение государственной языковой политики через негосударственные электронные СМИ" с бюджетом в 150 млн. тенге. В ее рамках проведено два открытых конкурса среди ТРК на производство передач на государственном языке по 40 жанровым и тематическим направлениям. В результате в текущем году на эти средства будут производиться и транслироваться в прайм-тайм 85 теле- и радиопередач общим объемом в 2 700 часов.
Однако госзаказ - это не только оптимальное распределение средств. Это верное определение его тематических направлений с учетом формата, периодичности, целевой аудитории, специализации каждого издания. Это налаженная система подготовки и распространения целевых материалов с "привязкой" к реальным информационным поводам и конкретным мероприятиям. Наконец, это методологически правильный мониторинг и контроль за ходом выполнения. И эту систему нам удалось выстроить, отметил министр.
В Послании народу Казахстана Глава государства отметил, что одна из задач политической либерализации - четкое разграничение компетенции между уровнями госуправления, расширение полномочий местного госуправления. И как бы парадоксально это ни звучало, решение данной задачи требует четкого функционирования информационной вертикали "центр - область - район", укрепления единого информационного пространства страны, сказал М. Кул-Мухаммед.
Основу регионального измерения информационной политики должен составлять принцип единства и целостности информационного пространства республики при необходимой структуризации государственных информационных ресурсов, которые на местах составляют сегодня 32 областные, 179 районных газет и 16 телерадиокомпаний. Совокупный объем финансирования госзакупок информационных услуг за счет местных бюджетов составляет в текущем году 1 млрд. 129 млн. тенге, что на 10 процентов выше, чем в 2002-м. Местными исполнительными органами власти предприняты определенные шаги по финансовой, материально-технической поддержке областных и районных газет. В среднем на 28 процентов возросли в этом году объемы финансирования местными бюджетами областных телерадиокомпаний. И эта тенденция, безусловно, позитивная.
Тем не менее, считает глава МКИОС, эта работа требует более прагматичного подхода. Госзаказ должны получать не по привычке, а наиболее качественные и влиятельные СМИ с достойными техническими, кадровыми ресурсами, высоким охватом населения, тиражами, рейтингом. И удовлетворять этим требованиям - задача региональных государственных СМИ.
Учитывая, что в силу объективных причин интерес населения к местным СМИ всегда выше, чем к республиканским, темы центральных СМИ, имеющие важное значение для общества, должны активно "раскручиваться" и в СМИ областного и районного звеньев. В этой связи, по мнению министра, соответствующую помощь не откажутся оказать республиканские государственные СМИ.
Основными тематическими направлениями, имеющими общегосударственное значение в 2003 году, как отметил руководитель МКИОС, являются: широкое информирование общества о ходе реализации Послания Главы государства; информационная поддержка развития аула. При этом нужно не только широко освещать реформы и меры по поддержке села, но и, в полном смысле, пойти в сельскую глубинку, уделить повышенное внимание районным газетам, подписке на периодические издания, охвату населения телерадиопрограммами. Еще одно важное направление - информационная поддержка Года Казахстана в России.
В связи с поставленными задачами министр порекомендовал областным управлениям ведомства во взаимодействии с местными органами власти проработать возможности принятия областных программ поддержки региональных СМИ в финансовом, техническом, кадровом и других аспектах.
Одна из важных задач информационной политики - повышение конкурентоспособности отечественных СМИ. В конце 2002 года на базе КазААГ была создана национальная информационная компания "Казинформ". В бюджетную программу введена новая подпрограмма, направленная на финансовое обеспечение качественно нового развития государственного агентства. Кроме этого, в 2002 году было частично осуществлено совершенствование материально-технической базы Республиканской телерадиокорпорации "Казахстан", а также областных телерадиокомпаний.
Ведется работа по улучшению содержания программ областных ТРК: осуществляются централизованный закуп и распределение лицензионной продукции, тиражируются наиболее значимые программы головного офиса, централизованно решается вопрос материально-технической модернизации ОТРК, перехода на современные цифровые технологии.
В этой связи, отметил М. Кул-Мухаммед, основная проблема государственного, в том числе областного телевидения и радио, в настоящее время связана с так называемым охватом. И здесь необходима совместная работа МКИОС, местных исполнительных органов и предприятий сектора телерадиовещания. Для решения этой проблемы министерством планируется выделение областным ТРК самостоятельных телевизионных и радиочастот в каждом районном центре. При этом данные частоты будут закреплены за министерством. В регионах, где построены наземные приемопередающие спутниковые станции, распространение областных программ будет осуществляться по спутниковым каналам в рамках Национальной сети спутникового телерадиовещания, в остальных - по сохранившимся наземным радиорелейным линиям.
В настоящее время распространение телесигналов по спутниковым каналам производится в Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях, где ЗАО "Кателко" осуществлено строительство наземных областных приемопередающих спутниковых станций. Средства на эти цели были выделены из местного бюджета. Ввод в эксплуатацию наземных спутниковых приемопередающих станций планируется также в Карагандинской и Западно-Казахстанской областях.
Главой государства поставлена также задача обеспечить государственными телерадиопрограммами все регионы Казахстана. В этой связи в настоящее время, отметил министр, МКИОС готовится специальная программа, направленная на выполнение поставленной задачи. Кроме этого, для более полного и качественного обеспечения столицы Казахстана телевизионными- и радиопрограммами разработан проект строительства мощной радиотелевизионной станции в Астане. Он уже получил одобрение Главы государства и находится на стадии согласования с соответствующими ведомствами.
В целях формирования позитивного имиджа страны в мире в конце 2002 года реализован отечественный проект иновещания. Агентство "Хабар" и один из лидирующих в мире спутниковых операторов - Eutelsat - заключили контракт на спутниковое вещание круглосуточного канала CaspioNet. С 25 октября прошлого года телесигнал CaspioNet покрывает страны Европы, Центральной Азии, Среднего Востока и северной части Африки. Потенциальными зрителями нового телеканала стали 93 млн. подписчиков.
Существенные качественные изменения произошли, как отметил министр, в республиканской газете "Казахстанская правда". Значительно возросло количество полос, появился целый ряд актуальных, тематически насыщенных страниц, рубрик. Издание приобрело глубокий аналитический характер. Лидирующие позиции на медиа-рынке занимает газета "Егемен Ћазаћстан", тираж которой составил рекордную для ежедневных газет страны цифру - более 92 тысяч экземпляров.
Если же говорить о СМИ страны в целом, то нужно отметить, что какие бы эпитеты ни звучали по этому поводу ("черный год", "кризисный год" и т. д), объективная статистика и анализ подтверждают обратное. Сегодня в Казахстане действует 1 821 СМИ, и только за 2002 год их число возросло на 21 процент. За 2002-й и с начала текущего года в информационном поле страны начали работу 157 новых газет, 82 журнала, одно информационное агентство, 34 телерадиокомпании, в том числе и эфирные.
Необходимо отметить, что в прошлом году значительно повысилась прозрачность процесса получения теле- и радиоканалов. Работает комиссия по проведению конкурсов на получение права на наземное телерадиовещание с участием депутатов Парламента, представителей международных и отечественных журналистских общественных объединений. Весомой поддержкой телерадиокомпаний стало постановление Правительства об оплате только разового сбора за выдачу разрешения на использование РЧС.
Вопреки утверждениям оппонентов, отметил М. Кул-Мухаммед, за последние полтора года не было закрыто ни одно печатное СМИ, добавив при этом, что не надо путать приостановление с закрытием. За нарушение законодательства из более чем 1 800 действующих СМИ был приостановлен на срок от 3 до 6 месяцев выпуск 4 газет, которые, кстати, имели право возобновить свой выпуск после истечения этого срока. Но в этот же временный отрезок открылось 239 новых газет и журналов. По сути, число открытых печатных СМИ в несколько десятков раз больше чем приостановленных.
В прошлом году за невыполнение своих лицензионных обязательств были закрыты 4 телерадиокомпании, деятельность которых не отвечала самым элементарным техническим и творческим требованиям, предъявляемым к телекомпаниям. Одна из них - государственная. Но в последний период появились 34 новые телерадиокомпании, т.е. в 8 раз больше, чем число закрытых. Только за последние полгода состоялись три конкурса на теле- и радиоканалы, в которых приняли участие 25 теле- и радиоканалов. В результате две телекомпании - "31 канал" и "Рахат" - расширили сеть вещания и вышли на республиканский уровень; на закрепленных самостоятельных частотах начали работу 15 компаний в регионах.
В то же время, сказал руководитель МКИОС, в министерство продолжают поступать письма от акимов районов о создании при акиматах телерадиокомпаний и желании выхода в эфир на самостоятельных частотах. Собственная продукция этих телерадиокомпаний состоит из новостей и поздравлений, и то весьма низкого качества, как в творческом, так и техническом плане. Очевидно, что будущее таких "телеканалов" сомнительно. Вместе с тем, учитывая необходимость более широкого освещения жизни районов, министерство рекомендовало ОТРК проработать возможность включения информационных блоков районных телерадиокомпаний в состав своих программ с последующим распространением по области.
Важнейшей составляющей информационной политики является обеспечение работы СМИ в правовом поле - соблюдение законодательства. На 1 мая этого года норму об ограничении объема ретрансляции иностранных программ до 20 процентов времени вещания выполняют все действующие теле- и радиокомпании страны. При этом в программе 56 процентов из них - ретрансляция иностранных программ отсутствует полностью. Норму о 50-процентном вещании на государственном языке выполняют 90 процентов ТРК.
Необходимо, считает М. Кул-Мухаммед, помогать СМИ в преодолении их трудностей, в том числе лоббировать введение в местные бюджеты по аналогии с республиканской отдельной подпрограммы, направленной на финансирование производства передач на казахском языке региональными компаниями. В особенности - в северных регионах.
Кроме того, органы государственной власти должны оперативно реагировать на любые факты нарушения прав журналистов и СМИ. От областных управлений в этом вопросе зависит очень многое, и государству нужно создавать на местах такие условия для развития СМИ, чтобы вопрос взаимоотношений прессы и госорганов никогда не становился проблемой.
В этой связи очень важным вектором государственной информационной политики является экономическая поддержка СМИ. Отмена в 2001 году НДС для СМИ придала позитивный импульс развитию казахстанского медиа-рынка. Однако все эти позитивные тенденции могут не получить дальнейшего развития в связи с утратой с 1 января 2004 года силы данных статей. Поэтому в настоящее время министерство ведет работу с министерствами финансов, экономики и бюджетного планирования по поводу закрепления вышеназванных норм в Налоговом кодексе страны, отметил министр.
И последнее, не менее важное направление - постоянная живая связь с медиа-сообществом. Министерством, сказал М. Кул-Мухаммед, поддерживается постоянная связь с Конгрессом журналистов Казахстана, общественными объединениями, ассоциациями, международными организациями, институтами медиа-исследований. Во взаимодействии с ними проводятся заседания "круглых столов", семинары, другие мероприятия. Необходимо, чтобы этот процесс получил продолжение на региональном уровне.
Как отметил министр, успешное решение данных задач в стратегическом аспекте будет способствовать укреплению информационной безопасности, внутриполитической стабильности республики, успешной интеграции страны в мировое информационное пространство. |