Александр СУХАНОВ, "Око", 12 мая
Государство затевает большую перетасовку финансовой колоды. В республике планируется создать новое ведомство, которое получит все контрольные функции Национального банка. Но выиграют ли от этого казахстанцы, которые пользуются услугами банков, страховых компаний и пенсионных фондов?
Уже разработан проект закона "О государственном регулировании и надзоре за финансовыми услугами". Суть его такова, что будет создано новое ведомство - агентство по регулированию и надзору за финансовыми услугами. Ему передадут все контрольные функции Национального банка: вести надзор за банками, страховыми компаниями, пенсионными фондами, а также за рынком ценных бумаг. Агентство будет подотчетно только Президенту РК.
Задачами деятельности агентства являются: 1) обеспечение эффективного и устойчивого развития и функционирования рынка финансовых услуг; 2) создание условий по недопущению нарушений прав потребителей финансовых услуг.
Звучит неплохо. Сама схема разделения полномочий между агентством и Национальным банком тоже выглядит логично. Она напоминает английскую модель. Как прокомментировала специально для газеты "ОКО" сотрудник пресс-службы Банка Англии Салли Рид, в этой стране Центральный банк отвечает за общее положение финансовой системы и денежной политики. А проверками конкретных финансовых организаций занимается служба финансовых услуг (FSA). Эта схема достаточно эффективна.
Однако отечественный вариант только формально напоминает британский. В нем нет самого главного: защиты потребителей финансовых услуг. Впрочем, эта цель в законопроекте провозглашена: "Целью регулирования и надзора за финансовыми услугами является создание условий по недопущению нарушений прав потребителей финансовых услуг". Однако никаких механизмов для этого нет.
Точнее, у нас абсолютно разные подходы. Главный инструмент казахстанского финансового надзора - проверки и запреты. А в развитых странах основное оружие для регулирования финансовых рынков - это образование.
Для той же британской FSA главная задача, по словам Салли Рид, - продвигать понимание обществом финансовой системы. Эта служба помогает людям стать информированными потребителями, чтобы они могли вести свои финансовые дела более эффективно. А в перспективе англичане хотят, чтобы финансовая грамота стала частью школьной и университетской образовательной системы - готовить молодых людей к самостоятельной жизни.
У нас же о такой задаче даже речи не идет! Хотя для большинства казахстанцев финансовый рынок - темный лес. Чем весьма успешно пользуются банки, страховые компании и пенсионные фонды. Согласитесь, что не только выпускники школ и вузов, но и многие взрослые люди беспомощны в финансовой сфере, словно малые дети, не зная, как выбрать банк, пенсионный фонд или на что обращать внимание, подписывая страховой договор.
Но вместо полноценной системы защиты потребителей финансовых услуг, правительство предпочло учредить очередного контролера. Это гораздо проще и менее ответственней. Кроме того, так и осталась похороненной идея принятия закона "О защите конкуренции на финансовых рынках". Наша газета писала о его необходимости, и нас поддержало антимонопольное агентство. Однако со сменой руководства там поменялись, к сожалению, и принципы.
Таким образом, можно говорить об изменении структуры финансового надзора, но не об изменении его сути и эффекта для потребителей финансовых услуг. |