NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 12:15 ast
10:15 msk

Без заинтересованного собственника земля - это омертвленный капитал
Выступление Премьер-Министра Республики Казахстан Имангали Тасмагамбетова в Мажилисе Парламента Республики Казахстан 16 мая 2003 года
18.05.2003 / политика и общество

Казинформ, 16 мая

Казахское информационное агентство распространяет текст выступления главы Правительства Казахстана Имангали Тасмагамбетова, предоставленный пресс-службой Премьер-Министра.

ВЫСТУПЛЕНИЕ
Премьер-Министра Республики Казахстан Имангали Тасмагамбетова в Мажилисе Парламента Республики Казахстан
г.Астана 16 мая 2003 г.

Уважаемые депутаты!

"Как известно, в любом обществе время от времени возникают определенные дискуссии по тем или иным вопросам общенационального значения. Более того, процесс социально-экономических преобразований в любое время и в любом государстве всегда сопровождается наличием широкого спектра мнений, порой достаточно разнополярных.

Не является исключением и новейшая история Казахстана. В очень сложных условиях были приняты решения о переносе столицы, о введении национальной валюты, о механизмах приватизации промышленных и инфраструктурных предприятий, о начале реализации пенсионной реформы.

Имели место и сугубо популистские призывы, и отстаивание консервативных позиций. Все эти моменты собственно и отличают становление принципиально новых государственных институтов и глубоко осознанную независимость Казахстана.

Точно так же ожесточенные споры относительно введения у нас в стране частной собственности на землю периодически обостряются. Если Вы помните, особенно сильно они разгорелись в 1996-1997 годы.

Постепенно время расставляет все на свои места. Сегодня мы уверенно можем сказать о своевременности большинства предпринятых шагов. И уже не мыслим траектории устойчивого роста без основополагающих мер, которые были проанализированы и учтены в Программе Правительства на 2002-2004 годы. Под каждый из ключевых блоков разработаны головные программные документы.

Сейчас наступает решающая стадия – реализация всего намеченного.

Если говорить об аграрной сфере это, прежде всего, три аспекта – финансовый, правовой и организационно-информационный.

По финансовому вопросу. Все необходимые и возможные для эффективного освоения ресурсы выделены. Не остались без внимания ни производственная, ни социально-культурная сфера. Учтен и трехлетний характер поддержки аула.

Проведенные организационно-информационные мероприятия позволили запустить в действие компьютерную маркетинговую сеть, создать новые институты кредитования и лизинга. Началось восстановление сельской науки.

Остается открытым очень важный вопрос. Полноценное и востребованное временем правовое обеспечение земельных отношений. Часть этого компонента уже практически решена – в вопросах защиты растений, поддержки семеноводства, развития машинотракторного парка. Приходится только сожалеть, что не поддержан фундаментальный элемент всей системы развития отечественного села – Земельный Кодекс.

Существует реальная брешь в дальнейшем легальном функционировании экономики республики. Правительство стоит перед выбором – либо оставить все как есть в сельском хозяйстве, либо открыть новую возможность продуктивно действовать в рамках нового законодательного поля.

Опыт развитых стран показывает, что махинации с землей процветают как раз при отсутствии открытого рынка, порождая криминальные способы ее получения даром или почти даром.

Если же обратиться к теории, то современная экономическая мысль зафиксировала несколько непреложных истин.

Во-первых. Эффект частной собственности состоит в том, что юридически закрепляются потенциальные и реальные активы.

Во-вторых. При использовании механизма частной собственности обеспечивается нарастающий рост ликвидности активов.

В-третьих. Возрастает заинтересованность и ответственность собственника. Высвобождаются дремлющие резервы энергии и предприимчивости.

В-четвертых. Четко регламентируются все возникающие отношения: от привлечения дополнительных финансовых и материальных ресурсов до механизмов передачи по наследству.

Да, мы понимаем, право частной собственности требует очень внимательного и осторожного подхода. И для государства очень важно четко отрегулировать все возможные коллизии. В этом плане те замечания и предложения, которые определил в своем постановлении Мажилис – для нас не новы. Они уже поднимались в ходе подготовки проекта. Уже тогда взвесив все "за" и "против" Правительство пришло к следующим выводам.

Первое. Пролонгация механизма субаренды не только снизит необходимый темп реформ в первый год Аула, но и может заморозить существующие негативные моменты. Более того, это позволит сохранить "ширму" для непроизводительных посредников, паразитирующих на использовании земельных ресурсов. Разве в этом состоит наша задача? Зачем нам "ограждать" тех, кто ни за что не отвечает, но пользуется результатами труда действительно работающих на земле?

Второй спорный момент – снижение предельных размеров землевладений для юридических лиц. Здесь Правительство исходит из сложившегося положения вещей в т.ч. с учетом уже имеющегося позитивного опыта хозяйствования. Нет надобности доказывать, что в наших природно-климатических условиях малым хозяйствующим субъектам достичь предельно допустимой нормы рентабельности достаточно тяжело. В ходе работы над законопроектом с участием профессионалов – аграриев, экспертов и практикующих специалистов мы уже обсуждали идею пятнадцати-двадцати процентных площадей угодий. Но наиболее оптимальной признана норма именно в 10%.

Третье. Необходимость сохранения и развития уже зарекомендовавших себя крупных хозяйствующих субъектов – также не позволяет вводить для юридических лиц временные ограничения по приобретению земельных участков в частную собственность. Это обдуманная и взвешенная позиция Правительства по вопросу об отсрочке такой возможности до 2007 года.

Четвертый важный момент – стоимостной характер приобретения земель сельхозназначения. В принципе все граждане республики имеют право на получение земли в собственность. Другое дело - как обеспечить эффективность механизма реализации.

Раздав землю бесплатно, мы на 90 процентов рискуем повторить некоторые негативные итоги приватизационных кампаний. С другой стороны – земля должна приобрести реальных хозяев, заинтересованных в получении прибыли, налаживании производственного процесса и достижении общего экономического эффекта. Без заинтересованного собственника земля – это омертвленный капитал.

И последнее. Когда речь идет о создании нового специализированного фонда, необходимо учитывать следующее. Во-первых, Национальный фонд уже выполняет функции по аккумулированию финансовых ресурсов на общегосударственные цели. Во-вторых, бюджет страны этого года и следующих лет уже нацелен на реальную работу по улучшению плодородия земель, по созданию необходимой инфраструктуры. Мы не достигнем желаемого эффекта - дублируя функции, распыляя обязанности и увеличивая административные издержки.

Все это - очень принципиальные моменты.

И для Правительства, и, надеюсь для Вас, уважаемые депутаты, эти вопросы не абстрактные, а вполне конкретные.

Также, я хотел бы, чтобы уважаемые депутаты обратили внимание на следующие обстоятельства.

А) Все уже предпринятые меры в аграрном секторе ориентированы на концептуальную модель правительственного варианта законопроекта. В противном случае - выделенные ресурсы практически превращаются в "искусственное дыхание" неэффективного механизма.

Б) Ссылки на мировой опыт эффективного функционирования крестьян при монополии государства – не объективны. Такое возможно только при многомиллиардных внутренних дотациях, либо при доминирующей роли государства на внешних рынках. Ни того, ни другого у нас нет.

В) Привычка ожидания государственной поддержки нейтрализует собственный потенциал предприимчивости крестьян. Только восстановив его цивилизованными способами, мы создадим дополнительный импульс экономическому росту, и решим, наконец, социальные проблемы села.

Уважаемые депутаты!

Наступил такой временной промежуток, когда дальше затягивать решение вопроса нельзя. Большинство присутствующих помнит, что бесплодные дискуссии по данному вопросу тянутся около десяти лет. В условиях динамично развивающейся экономики это много. А проблемы с рыночной средой, менеджментом, технологиями – как были, так и есть.

Хотел бы также напомнить, что фактически механизм частной собственности на землю уже существует. Принятие Правительственного варианта Кодекса позволит устранить фрагментарность и локальность в сфере прав собственности. Тем не менее, Вами принято собственное решение по данному поводу. Мы с уважением относимся к Вашей позиции, но не разделяем ее.

Поэтому Правительство, как одна из ветвей единой государственной власти в соответствии с п.7 ст. 61 Конституции Республики Казахстан и Постановлением Конституционного Совета № 6 ставит вопрос о вотуме доверия. И это – не политический каприз. Это стремление к решению проблемы в рамках действующей Конституции Республики Казахстан.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Санкт-Петербурге Президент РК Нурсултан Назарбаев открыл памятник великому казахскому поэту-акыну Жамбылу Жабаеву 31.05.2003
Парламент одобрил в первом чтении уточненные параметры бюджета 2003 года 31.05.2003
В Ирак отправятся казахстанские миротворцы 31.05.2003
Казахстан оценивает сотрудничество с организацией "Исламская конференция", как один из внешнеполитических приоритетов 31.05.2003
В Казахстан с государственным визитом прибудет председатель КНР 31.05.2003
Шанхайская шестерка выбросила белый флаг 31.05.2003
В Москве состоялся саммит глав стран, входящих в Шанхайскую Организацию сотрудничества 30.05.2003
Участники ПДС обсудили проекты предложений по разграничению полномочий уровней власти и законопроекты о СМИ 30.05.2003
На пути к имперской демократии 30.05.2003
Оперативность, эффективность, стабильность (но не у Марченко) 30.05.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz