Максим ШИМАНСКИЙ, "Казахстанская правда", 20 мая
Как ожидается, сельские товаропроизводители вскоре начнут жить и работать по новым правилам Земельного кодекса. Почему Правительство столь принципиально отстаивало свои позиции и что предстоит сделать для претворения этого важнейшего документа в жизнь? С таким вопросом мы обратились к руководителю ведомства, принимавшего непосредственное участие в разработке законопроекта, - председателю Агентства РК по управлению земельными ресурсами Бакыту ОСПАНОВУ.
- Институт частной собственности на землю санкционирован еще нормами Конституции нашей страны, одобренной на всенародном референдуме. Прежний Закон РК "О земле" не случайно закрепил существование частных земель в виде личных подсобных хозяйств, объектов индивидуального жилищного строительства (дач, например) и так далее. В республике сегодня созданы все соответствующие условия, и поэтому проект Земельного кодекса предусматривает расширение ареала частной собственности путем продажи сельхозугодий. При этом за основу был взят так называемый щадящий режим передачи земель в частные руки. Иными словами, если фермер выразит желание сразу приобрести надел, то, пожалуйста, препятствий не будет. Если у него не найдется достаточных средств для его выкупа, то кодекс разрешает взять в аренду участок сроком до 49 лет. Депутаты же, согласно внесенным в законопроект поправкам, предложили безвозмездно передать казахстанцам право собственности на земельные участки в пределах одной условной земельной доли. Правительство однозначно не могло согласиться с такой постановкой вопроса, так как в сложившихся рыночных условиях это неизбежно привело бы к переделу земель, принадлежащих крупным агроформированиям, которые сегодня составляют основу отечественного сельского хозяйства. Отрасль в своем развитии откатилась бы лет на десять назад, и на проведенных реформах можно было бы фактически поставить крест. Кроме того, предложенный Парламентом порядок разгосударствления ущемляет права большинства наших граждан, которые живут в городах, поселках и районных центрах и попросту не имеют земельных долей.
Не сошлись наши взгляды и по поводу вторичной аренды (субаренды). Парламентарии хотели ее сохранить, что крайне нежелательно, ведь именно арендодатели, живущие на плату, получаемую от землепользователей, не заботятся о плодородии угодий. Не волнует состояние земли и арендаторов, которые не являются ее собственниками. Тем самым не решается принципиально важный для государства вопрос - о появлении на селе настоящего хозяина. Другим негативным фактором является то, что субаренда способствует значительному росту себестоимости сельхозпродукции.
Третьим "острым углом" стали максимальные размеры земельных участков, которые могут передаваться в частную собственность юридическим лицам. Правительство настаивало на 10 процентах от общей площади каждого вида сельхозугодий того или иного района. Однако депутаты решили снизить планку до 5 процентов. Что также недопустимо. По нашим подсчетам, некоторые хозяйства возделывают ныне до 60 процентов от площади угодий своего района. И вновь встает вопрос о переделе земли, который, помимо всего прочего, повлечет за собой огромные необоснованные затраты. Дополнительных трат потребует и создание специального фонда, куда, по предложению депутатов, должны поступать средства от продажи сельхозугодий. Гораздо целесообразнее, по-моему, первое время аккумулировать получаемые государством доходы в уже действующем Национальном фонде. А немного позже можно подумать и о создании нового финансового института.
Стоит отметить, что проект кодекса был разработан с учетом необходимости дальнейшего продвижения реформ в аграрном секторе, интересов сельхозтоваропроизводителей, крестьян и землепользователей. Его высокое качество засвидетельствовала научная и юридическая экспертиза. Законопроект был рассмотрен на заседаниях Национального совета и Совета безопасности. И хотя Правительство вынуждено было пойти на крайние меры, жизнеспособность документа и правильность выбранной нами позиции показали результаты вчерашнего голосования в Парламенте.
...Теперь, чтобы запустить Земельный кодекс в действие, Правительству необходимо оперативно внести изменения в сопутствующие законы и параллельно подготовить ряд подзаконных актов. По словам Б. Оспанова, эту работу Министерство сельского хозяйства вместе с Агентством по управлению земельными ресурсами намерено завершить до осени. |