NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 21:57 ast
19:57 msk

Ключи решения многих проблем глобальной безопасности сегодня сокрыты в Азии
Текст выступления Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на Первом Форуме Парламентской Ассамблеи ОБСЕ "Трансазиатское измерение ОБСЕ: Неразрывное звено безопасности"
10.06.2003 / политика и общество

Казахским информационным агентством распространяется текст выступления Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на Первом Форуме Парламентской Ассамблеи ОБСЕ "Трансазиатское измерение ОБСЕ: Неразрывное звено безопасности" 7 июня 2003 года в Алматы. Текст предоставлен пресс-службой Администрации Главы государства.

Уважаемый господин Председатель, уважаемые главы делегаций, парламентарии! Дамы и господа!

Прежде всего, хотел бы приветствовать Вас на гостеприимной казахстанской земле.

Позвольте выразить мою глубокую признательность руководству ОБСЕ, Совета Европы, представителям присутствующих в этом зале международных организаций, всем участникам форума парламентариев, прибывшим на форум в Алматы. В последние годы Казахстан стал местом проведения крупнейших международных форумов, в том числе Совещания по мерам доверия и безопасности в Азии, собравшем в прошлом году лидеров крупнейших государств континента, экономических форумов, двух медиа-форумов, на которых присутствовали ведущие глобальные средства массовой информации. Это реальная демонстрация нашей принципиальной открытости и приверженности диалогу.

Казахстан впервые стал местом проведения представительной встречи, проводимой под эгидой Парламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Значимость этого события очевидна.

Мы воспринимаем это как доверие нашей стране и как высокую оценку деятельности казахстанского Парламента, благодаря успешной законотворческой деятельности которого страна смогла добиться успехов в реформировании нашего общества.

Впервые парламентарии стран-участниц ОБСЕ собрались обсудить проблемы обеспечения европейской безопасности за 2 тысячи километров от географических границ Европы.

Во-первых, это обусловлено глобализацией экономических, политических и культурных процессов. Поэтому сегодня правильной является постановка вопроса о более широком измерении безопасности европейского континента, как в географических координатах, так и с учетом новых угроз и вызовов.

Во-вторых, проведение межпарламентского форума ОБСЕ в нашей стране следует рассматривать в контексте той роли, которую потенциально может сыграть Центральная Азия в отношениях между общеевропейской и формирующейся азиатской системами безопасности.

Ровно год назад в Алматы состоялся первый саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, созыв которого 10 лет назад инициирован Казахстаном и упорно этого добивался.

Принятие итоговых документов саммита СВМДА - Алматинского акта и Декларации об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями - это реальный шаг на пути к стабильности и безопасности в Азии. Думаю, что таким образом складывается Азиатская часть организации безопасности, которая организуясь когда-то может сотрудничать наравне с Европейской системой безопасности, для того, чтобы обеспечить глобальный мир на нашем общем субконтиненте – Евразия.

В-третьих, в современном сложном и противоречивом мире возрастает значимость развития различных форм диалога между странами и народами.

В этой связи деятельность Парламентской Ассамблеи ОБСЕ - важная часть целостной системы доверия и безопасности в Европе.

Проведение этого форума в Алматы дает возможность парламентариям стран ОБСЕ воочию оценить ритм, динамику и направленность изменений, происходящих в Казахстане, уровень открытости нашего общества, его проблемы и тревоги.

На мой взгляд, в таких непосредственных контактах заключено важное гуманистическое измерение безопасности в эпоху глобализации.

* * *

В конце прошлого столетия парадигма безопасности мира, его регионов и отдельных стран стала меняться.

На протяжении нескольких веков ситуация в Европе имела определяющий характер для безопасности других регионов планеты. Только в XX веке континент дважды был ареной самых ожесточенных мировых войн в истории человечества. Последовавший после Второй мировой войны идеологический раскол Европы предопределил и линии противостояния в других "горячих точках" планеты. В годы холодной войны барьер, проведенный в самом сердце Европы, стал эпицентром, излучающим ядерную опасность уничтожения всего человечества.

В тех условиях сконструированная на основе Хельсинского процесса система безопасности и сотрудничества в Европе сыграла определяющую роль в поддержании мира и стабильности на всей планете. Она была механизмом поддержания оптимальной температуры международных отношений на заключительных этапах "холодной войны", а затем обеспечила преодоление ее наиболее негативного наследия.

В начале XXI века источники самых опасных угроз и вызовов глобальной безопасности и стабильности оказались за пределами европейского континента.

В первую очередь, речь идет о международном терроризме и экстремизме, расширении масштабов торговли оружием, наркотранзита, нелегальной миграции, транснациональной организованной преступности и других. Угроза распространения оружия массового поражения сегодня в большей степени связана с другими географическими зонами планеты.

Трансграничный характер угроз и вызовов в новом столетии побуждает измерять региональную безопасность не иначе как по глобальной шкале.

Это касается, и Европы, и других регионов мира.

* * *

Постановка вопроса о трансазиатском измерении ОБСЕ является абсолютно логичной.

Во-первых, территория, по крайней мере, 11 стран-участниц ОБСЕ географически располагается в Азии. Из них только три государства - Россия, Турция и Казахстан - расположены, и в Европе, и в Азии одновременно. Уже это делает азиатский вектор важным направлением деятельности ОБСЕ.

Во-вторых, все говорит о том, что значение азиатского направления в обеспечении глобальной безопасности неуклонно возрастает. В современной Азии проживает более половины человечества. В глобальной экономике наиболее быстрыми темпами развивается экономика азиатских стран, здесь сосредоточен основной сырьевой и демографический потенциал планеты.

В-третьих, современная Азия крайне неоднородна и в политическом, и в экономическом, и в культурном отношении. Это затрудняет процесс создания здесь институтов безопасности. В отличие от Европы, в значительной мере интегрированной в цивилизационном отношении, тезис о единой восточной цивилизации является даже не мифом, а большим заблуждением.

Источники многих глобальных угроз оказались в азиатской части планеты. В Южную Азию и на Дальний Восток переместились угрозы распространения и применения оружия массового поражения. В Афганистане оказался на рубеже веков один из центров международного терроризма и экстремизма.

В Азии располагаются два из трех мировых центров незаконного производства наркотиков. Это страны, так называемых, "Золотого треугольника" и "Золотого полумесяца". Отсюда берут начало и проходят по территории десятка государств каналы нелегальной поставки около 70% опиума и героина в Европу и дальше.

Наконец, социальная и политическая нестабильность ежегодно гонит из некоторых стран Азии в Европу десятки тысяч нелегальных мигрантов.

Таким образом, ключи решения многих проблем глобальной безопасности, включая и обеспечение стабильности европейского континента, сегодня сокрыты в Азии.

К сожалению, до сих пор в Европе нет понимания того, что линия борьбы находится здесь в нашем регионе. Поэтому нет и практических действий по оказанию поддержки в этой борьбе.

В Центральной Азии самой географией была уготована роль связующего звена между двумя глобальными "узлами безопасности" европейской и азиатской. В этой связи хотел бы поделиться с вами своим видением внутреннего измерения безопасности региона, восстановившего свое самостоятельное развитие лишь на исходе XX века.

Страны Центральной Азии на сегодня решили только часть задач строительства своей независимой государственности. Они сделали только первые шаги к созданию гражданского общества. В их экономике только обозначились первые позитивные тенденции.

Причем ни одна из стран не обладает самодостаточным уровнем экономического, технологического и инвестиционного потенциала и нуждается в притоке иностранных инвестиций.

Наблюдаемая сегодня положительная динамика социально-экономических показателей в отдельных странах в значительной мере связана с иностранным капиталом, вложенным в реализацию конкретных проектов.

Я глубоко удовлетворен тем, что по этому показателю Казахстан занимает сегодня лидирующие позиции среди центрально-азиатских стран. Общий объем привлеченных в страну иностранных инвестиций за все годы независимости составил 80% инвестиций в регионе или более 22 млрд. долларов.

Мы твердо намерены и далее сохранять это лидерство. Экономический прагматизм - это краеугольный камень системы безопасности в XXI веке.

Конечно, есть военные, гуманитарные, духовно-культурные и национально-исторические аспекты безопасности. Их значения никто не отрицает.

Но речь идет о понимании базовых конструктов новой системы международных отношений, которую миру еще предстоит сформировать.

В закрытых обществах национальный вопрос решается очень просто по известной формуле - этнический геноцид или переселение целых народов, как это было в бывшем Советском Союзе. Распад большинства внешне стабильных государств на протяжении последних 12 лет произошел именно в силу этнических напряжений внутри государства. Пример полиэтничного и многоконфессионального Казахстана демонстрирует возможность мирного сосуществования этносов и религий на основе диалога между ними, инициированного и поддерживаемого государством. Важнейшим нашим достижением стало то, что мы не допустили политизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Высокую оценку наша национальная политика получила со стороны авторитетных международных организаций, в том числе ООН и ОБСЕ.

Мы убеждены, что источники современных угроз и вызовов заключены не в разных культурных платформах, а в социально-экономической сфере. Корни терроризма и экстремизма обусловлены рядом причин, но никак не особенностями той или иной религии. И мы сейчас слышим иногда высказывания, выражения типа исламского экстремизма. Я думаю, что экстремизм и фундаментализм присутствует во всех религиях мира. Опасно идентифицировать религиозными убеждениями проявления терроризма в мире. Это хорошо известные болезни транзитных обществ, вот откуда выходят все эти болезни – это бедность, безработица, низкая социальная адаптация. В этих условиях неизбежно происходят либо криминализация общества, либо уход в политический радикализм. Свой принципиальный выбор Казахстан сделал еще 12 лет назад: альтернативы открытому обществу и рыночной экономике нет. Другой вопрос - как проводить модернизацию. Механизм модернизации это ключевой вопрос внутреннего измерения национальной безопасности.

Всего за 8 лет после принятия нашей Конституции в 1995 году в Казахстане ситуация изменилась коренным образом. Наш народ на альтернативной основе свободно избирает Президента и Парламент. Отменена цензура. 90 процентов СМИ негосударственные. Обеспечена свобода совести в стране, где действуют 45 конфессий. Обеспечено равенство людей всех наций и народов. Казахстанцы имеют право свободно объединяться в общественные, политические организации, обеспечена многопартийность Парламента. Всего этого не было 8 лет назад. А теперь кажется, что это было всегда.

В стране обеспечено главное право человека - жить в бесконфликтном мире, без кровопролития, в условиях стабильности общества и страны. Именно поэтому Казахстан достиг лучших показателей роста экономики и благосостояния народа. Наша страна признана первым в СНГ Европейским Союзом и США государством с рыночной экономикой.

В условиях жесточайшего кризиса развала б. СССР мы двигались по принципу: сначала экономика, а потом политика.

Опираясь на экономический успех, мы намерены провести следующий этап либерализации политики.

Как отмечено в моем обращении к народу в апреле этого года:

1. Подготовка и принятие нового Закона о выборах.

2. Внесение изменений в Закон о СМИ.

3. Обеспечение полномочий местных органов власти с дальнейшей выборочностью этих органов.

4. Поддержка государством НПО и обеспечение их деятельности.

5. Реформирование судебной системы.

Эти меры исходят из целей, намеченных стратегией развития Казахстана до 2030 года. Важно и то, что в этом же Послании народу я объявил, что Казахстан овышает пенсии с 1 июля т.г. более чем на 30 процентов. Со следующего года будут значительно снижены налоги как для физических, так и для юридических лиц, повышена зарплата для госслужащих.

Сегодня на встрече со мной Председатель Парламентской Ассамблеи г-н Брюс Джордж сказал, что демократии Англии имеет возраст 200 лет. Я сказал, что Казахстану достаточно будет 20 лет для достижения европейского уровня. Но и тогда нам придется учитывать свои особенности. Он согласился со мной.

Казахстан, как и другие страны Центральной Азии, переживает сложный процесс тройной трансформации. Часто из-за не понимания специфики региона нас сравнивают с Восточной Европой и делают из этого далеко идущие выводы. Однако Восточная Европа развивалась в совершенно иной культурной, экономической и геополитической среде. Традиции рынка, национальной государственности, демократических моделей поведения в Восточной Европе были прерваны буквально на три-четыре десятилетия. И этот регион быстро интегрировался после геополитических катаклизмов в свой исторический культурно-цивилизационный ареал. В Центральной Азии ситуация совершенно иная.

Во-первых, мы переходим от традиционалистского общества к современному, основанному на либеральных принципах.

Для нас особенно важно не допустить столкновения различных культурных платформ, обеспечить гармоничное сочетание национальных традиций с модернизационными установками, постепенно инкорпорируя в общественное сознание новые для людей ценности и отношения.

Тем более, что неудачные примеры из недавней истории некоторых стран имеются. Как правило, там, где происходила резкая смена механизмов функционирования общества, а либерализм противопоставлялся традиционализму, процесс, либо оборачивался общественным регрессом, либо приводил к перерождению инициировавших его сил в диктаторские режимы.

Во-вторых, мы практически с нуля начали возводить здание своей национальной государственности.

История государственности была прервана на столетия, а в современных терминах и понятиях ее не было. И то, что представляется в Европе как данность, нам приходилось конструировать на ходу. На фоне тяжелейшего экономического кризиса и постоянной угрозы социального взрыва.

В-третьих, необходимо было пройти этап трансформации плановой экономики в рыночную, монопартийной политической системы в плюралистическую.

На сегодня мы в целом провели структурные экономические реформы, переломили опасные кризисные тенденции. Казахстан интегрирован в мировую экономическую систему. В то же время мы внедрили новые социально-экономические институты - современную финансовую, налоговую, инвестиционную, пенсионную системы.

Политическая система претерпела радикальные изменения. Формирование многопартийной политической системы, наличие легально действующей оппозиции, свободной прессы, новой избирательной системы и ряд других явлений, принципиально отличающих современный Казахстан, также свидетельствует о масштабе транзита от весьма традиционалистского массового сознания с одной стороны и политической практики прежней тоталитарной государственности с другой.

Этот феномен "тройного транзита" требует гибкой и одновременно последовательной политики. Любая политика, формируемая с точки зрения лишь одной из этих проекций, способна завести общество в тупик в нашем регионе.

В целом вектор нашей политики направлен в сторону рыночной экономики и демократического развития.

Казахстан твердо придерживается принципа открытости и на этой основе готов к диалогу по всему спектру вопросов гуманитарного развития.

***

Мы осознаем, насколько сложно возводить устойчивое здание региональной безопасности, находясь на стыке трех тектонических платформ современной геополитики, особенно в фазе их активного движения.

Соседство с двумя крупнейшими государствами - Россией и Китаем, мощная культурная гравитация Исламского мира делает невозможным формирование системы безопасности Центральной Азии только узким региональным кругом.

Поэтому формируемая система центрально-азиатской безопасности принимает многоярусный характер. Каждый из ее сегментов выполняют определенную роль в поддержании регионального равновесия, стабильности и защиты от угроз и вызовов.

Участие большинства стран региона в Организации Договора коллективной безопасности помогает решать проблемы военно-технического характера, что является одной из гарантий предотвращения военных угроз.

В рамках Шанхайской организации сотрудничества удалось снять проблему напряженности на границах Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, России и Китая от Памира до берегов Тихого океана, создать систему мер доверия, прежде всего, в военной области.

В рамках ШОС вырабатываются формулы многостороннего сотрудничества по противодействию угрозам международного терроризма, экстремизма и сепаратизма, развитию экономических и гуманитарных связей.

В рамках процесса СВМДА разрабатывается пакет мер доверия в Азии. В Алматинском акте СВМДА, принятом год назад, приоритетным названо устранение угроз, связанных с распространением оружия массового уничтожения.

В настоящее время на заключительную стадию вышел процесс формирования в Центральной Азии зоны свободной от ядерного оружия, завершается подготовка соответствующих межгосударственных документов.

Вопросы противодействия международному терроризму и экспорту религиозного экстремизма решаются в рамках сложившейся договорно-правовой базы Организации Центрально-Азиатского сотрудничества. Антитеррористических центров СНГ и ШОС.

Важным аспектом обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии является участие ее государств в программе НАТО "Партнерство во имя мира".

Государства региона - участники международной Антитеррористической коалиции.

Благодаря ее решительным действиям удалось ликвидировать основные базы международного терроризма в Афганистане, сдвинуть с мертвой точки процесс политического урегулирования в этой стране, в течение почти четверти века бывшей главным источником дестабилизации в регионе. Именно антитеррористическая коалиция государств, а не международные структуры, ответственные за безопасность, сыграла позитивную роль. Очевидно, что эффективность таких международных структур будет падать, если они не будут задействованы в решении реальных проблем безопасности.

Все эти сегменты дополняют друг друга, в целом позволяют охватить наиболее проблемные и опасные кластеры безопасности региона в их глобальном измерении.

Вместе с тем, в процессе обеспечения безопасности Центральной Азии сегодня имеются ряд окон "уязвимости". Через них глобальные угрозы и вызовы безопасности "проникают" в наш регион и, тем самым, представляют серьезную опасность для Европейского континента.

На мой взгляд, в прикрытии этих "окон" может и должна сыграть активную роль ОБСЕ.

Причем речь идет не о создании в регионе некой модификации "санитарного коридора" между Европой и Азией, а о выстраивании в Центральной Азии целенаправленной превентивной работы специализированных структур ОБСЕ по противодействию отдельным угрозам и вызовам безопасности. В этой связи членство центрально- азиатских стран в ОБСЕ играет важную роль. Мы ожидаем более активных действий ОБСЕ в этом направлении.

Прежде всего, актуально расширение роли ОБСЕ в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, главным образом, в географической зоне ответственности этой организации, включая и Центральную Азию.

Казахстан поддерживает инициативу о скорейшем принятии всеобъемлющей международной Конвенции против международного терроризма.

Совместными усилиями нам необходимо выстроить систему противодействия незаконному транзиту наркотиков.

Антитеррористическая операция, проведенная в Афганистане, к сожалению, не оказала влияния на сокращение наркопроизводства в регионе "Золотого Полумесяца" как одного из финансовых источников террористической и экстремистской деятельности в мире.

Наркотрафик в Европу по так называемому "северному маршруту" остается одним из опасных вызовов, угрожающих глобальной и общеевропейской безопасности.

Вполне логичным видится создание в Центральной Азии под эгидой ОБСЕ международной структуры по борьбе и с такой угрозой безопасности, как нелегальная миграция.

ОБСЕ может сыграть важную роль в обеспечении безопасности на Каспии. Из пяти прикаспийских государств четыре являются членами этой организации.

В этом плане Казахстан предлагает подписать "Пакт о стабильности на Каспии". Его ключевым моментом мог бы стать отказ использовать военную силу в прикаспийском регионе. Назревает и вопрос о формировании здесь эффективной региональной антитеррористической структуры.

Перспективными направлениями трансазиатского вектора деятельности ОБСЕ видится работа по предотвращению техногенных аварий и катастроф, выстраиванию защитных барьеров на пути распространения эпидемий.

Работая по этим направлениям, ОБСЕ могла бы расширить шкалу измерения безопасности общеевропейского пространства.

Тем самым. Центральная Азия стала бы одним из форпостов ОБСЕ в противодействии глобальным угрозам и вызовам. Одновременно, ОБСЕ внесла бы заметный вклад в обеспечение прочного мира и стабильности региона Центральной Азии. На наш взгляд, роль ОБСЕ в регионе должна быть более предметной и практической. Нам необходим прагматический подход, а не просто советы и консультации. Тем более, что сохранение политической стабильности в регионе отнюдь не является постоянной величиной. И проблема состоит не в том, чтобы раскачивать лодку, а в том, чтобы добиться региональной безопасности на долгосрочный период.

Уважаемый Председатель, дамы и господа!

В центре усилий по обеспечению безопасности и стабильности на планете всегда был многосторонний открытый диалог между странами и народами. Это один из базовых принципов такой авторитетной международной структуры как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Уверен, что дискуссии вокруг актуальных тем, стоящих на повестке дня, позволит форуму Парламентской Ассамблеи ОБСЕ достичь поставленных целей, выработать взаимоприемлемые подходы к решению сложных проблем безопасности.

Желаю всем участникам успешной работы! Благополучия, мира и процветания всем нашим странам и народам!

Благодарю вас за внимание.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президенту РК присуждена премия имени Гумилева 30.06.2003
Парламент утвердил Отчет об исполнении бюджета за 2002 год 30.06.2003
Генпрокуратура предлагает правительству Казахстана улучшить защиту трудовых прав граждан, работающих в иностранных компаниях 30.06.2003
Президент Казахстана находится во Франции с краткосрочным рабочим визитом 29.06.2003
Казахстан - Канада: деловые возможности расширяются 29.06.2003
Предстоит большая работа 29.06.2003
Продолжается официальный визит Нурсултана Назарбаева в Канаду 28.06.2003
Новый министр намерен полностью реформировать систему образования в стране 28.06.2003
С начала следующего месяца в Казахстане вводятся миграционные карточки 28.06.2003
В Астане прошло заседание Комиссии по правам человека при Президенте РК 28.06.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz