Зауреш БАЛКЕНОВА, "Око", 13 июня
Новации должны привнести кардинальные улучшения в порядок и дух выборного процесса. По крайней мере, элементов той самой демократии и гласности, на недостаток которых указывали все последние годы иностранные наблюдатели и политические партии, в новом варианте прежнего закона станет больше. Провозглашением равного доступа к выборам обещает стать отмена ограничений в отношении лиц, получивших в течение года, до момента регистрации, административные и дисциплинарные взыскания. Посему право быть избранными получат даже раскаявшиеся коррупционеры, решившие завоевать любовь народную. Предусмотрено снизить ставки кандидатских взносов для участия в выборных гонках - с 25 до 20 расчетных показателей. В целях упрощения выборных процедур предложено ввести систему относительного большинства при подсчете голосов, при которой избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей в сравнении с другими кандидатами. Это поможет избежать лишних дополнительных туров голосования, экономя время и деньги. По новой версии закона территориальные избиркомы будут формироваться соответствующими маслихатами по представлению политических партий, вышестоящих избирательных комиссий, органов местного государственного управления, рядовых граждан сроком на 5 лет. К тому же аппарат избирательных комиссий от общественных начал перейдет на профессиональную основу деятельности в качестве госслужащих. "Содержание выборного аппарата потребует ежегодных государственных расходов в размере 567 миллионов тенге", - прокомментировала это новшество председатель
Центризбиркома Загипа Балиева. "Особое мнение члена избирательной комиссии при принятии решений должно незамедлительно доводиться до вышестоящего органа", - отметил министр юстиции. Для достижения максимальной прозрачности выборов руководители избиркомов должны обеспечить свободный доступ к решениям комиссии. Предполагается упразднить институт инициативных групп, но вместе с тем снимается ограничение на количество доверенных лиц. Теперь они, к тому же, обретут право присутствия на избирательных участках, чего раньше не разрешалось.
Заметным шагом на пути к гласным выборам можно оценивать право ведения фото- и видеосъемок и аудиозаписи во время голосования. К наблюдению за процессом выборов допускаются международные организации, которые должны получить аккредитацию в соответствующих органах за 15 дней до начала голосования. Вообще, авторы проекта поправок и дополнений постарались достаточно четко отрегулировать права и полномочия наблюдателей, вплоть до мелочей, вроде того, за сколько метров от урны они могут находиться. И как подчеркнул один из представителей минюста, нужно поставить ограничения для тех общественных объединений, в уставе которых не отражено право наблюдения за выборами. "А то ведь, кто только не рвется в ряды наблюдателей - и общество филателистов, и коллекционеры бабочек". Вместе с тем устанавливается запрет на финансирование во время выборов услуг социологов и журналистов со стороны международных организаций, представителей зарубежных государственных органов. Таким образом, предполагается исключение всякого иностранного влияния на ход выборного процесса. Небольшая дискуссия по ходу заседания разгорелась вокруг участия СМИ. В частности, пункт о запрете журналистам комментировать выступления кандидатов вызвал недоумение Мухтара Кул-Мухамеда, министра культуры, информации и общественного согласия. "Что это будут за выборы, если журналисты не смогут высказать свое мнение относительно позиции участников выборных гонок?", - вопрошал министр. Затем сошлись на том, что запрет коснется только выступлений в прямом эфире, регламентированных по закону для каждого кандидата.
При попытке рассмотреть новую версию закона о выборах самым придирчивым взглядом, найти в нем явные промахи не удается. Возможно, это получится у более искушенных в выборных гонках парламентариев. Очевидно: правительственный вариант выборного законодательства почерпнул максимум прогрессивных плюсов из международной практики, предложений политических партий и общественных объединений. Так или иначе, новый пакет поправок в закон о выборах можно расценивать как позитивное наследие уходящего Кабинета. У этого закона есть шансы стать самым продвинутым на пространстве СНГ и удовлетворяющим все претензии международных институтов демократии. Ну и самое главное - он выбивает почву из-под ног внутренней оппозиции. Если уж такой закон ей не понравится - значит, надо менять не закон, а... оппозицию. Чтобы была конструктивной. |