NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 07:05 ast
05:05 msk

Приоритеты нового правительства – практические реформы в реальном секторе экономики
Нет необходимости комментировать ситуацию в силовых министерствах – и вряд ли стоило бы ломать голову над новыми кандидатурами
17.06.2003 / политика и общество

Астана. 16 июня. КАЗИНФОРМ

Скорые назначения в новом Правительстве, можно расценить как то, что нынешние пертурбации, связанные с добровольной отставкой Имангали Тасмагамбетова, действительно, были внеплановыми. Президент говорил, что не планировал на данном этапе менять Правительство, которое, судя по первым назначениям, не отработало свой административный и управленческий ресурс.

Тасмагамбетов был шестым премьером. Но все предыдущие возглавляли Кабмин в среднем 2-3 года, тогда как срок премьерства Имангали Тасмагамбетова составил чуть более одного года. И в принципе, годовой срок премьерства даже не то, что не в традициях, а это, просто несерьезно. Поэтому, комментарий президентского советника Ертысбаева о том, что экс-премьер поступил как государственный муж, не желая дальнейшего обострения внутри власти, логически подходящий. В свою очередь, этот факт знаменует собой де-факто усиление влияния Парламента, не учитывать настроения которого не может и сам Президент. С политической точки зрения такое понимание произошедшего очень даже выгодно.

Другое мнение, и тоже логически выстроенное, говорит в пользу крайней необходимости смены руководства правительства с усилением производственно-экономической составляющей в нем в лице премьера. Сейчас, когда комплексы кризиса конца 90-х, выражавшиеся в слабой креативной характеристике последних правительств, начинают забываться, приходит понимание необходимости экономического прорыва в сторону диверсификации экономики и развития экспорта. При этом, время, которое в данном случае исчисляется тем, как долго продержится благоприятная конъюнктура на мировых рынках сырья, играет не в нашу пользу. О том, что высокие цены на нефть дают шанс оперативно пересмотреть налоговую политику, в Казахстане говорилось давно. В России, которая также не торопилась с реформами, теперь уже поговаривают о том, не поздно ли.

Со следующего года в Казахстане будут действовать новые налоговые ставки. Правда, то, что было озвучено – это снижение на 1 процент НДС и индивидуального налога – по оценкам экспертов явно недостаточно. Ожидается, что вскоре Правительство объявит о новом налоговом режиме для хозяйствующих субъектов, чья продукция имеет высокую добавленную стоимость. Об этом накануне роспуска Правительства говорил Зейнулла Какимжанов, который, видимо, зная скорый конец, позволил себе сказать в Парламенте, что налоговые инициативы неоправданно задерживаются исполнительной властью. Такой вот антиведомственный был выпад экс-министра финансов, сейчас похожий на заявку на пересмотр своей роли в эшелонах власти.

Кроме налоговой политики, заботу представляет развитие экспорта. Основная задача заключается в экономической интеграции со странами СНГ, в результате которой должно быть создано Единое экономическое пространство, то есть общий рынок с едиными правилами. Авангардом этой интеграции должны стать Россия, Украина, Беларусь и Казахстан, руководители которых намерены подписать осенью соглашение о создании ЕЭП. Существует три уровня переговоров по разным межгосударственным проектам. Первый, самый высокий представляют Президенты, которые предлагают идеи и принимают. Уровень вице-премьеров – это исполнительные функции, в данном случае в отношении подготовки концепции соглашения о создании ЕЭП. В дальнейшем руководить Группой высокого уровня от Казахстана будет либо назначенный заместителем главы Правительства Сауат Мынбаев или скорее, опытный правительственный функционер Александр Павлов, который и с политической стороны больше подходит на роль переговорщика с коллегами из северных государств. Поскольку регламентом работы ГВУ оговорено, что ее руководящий состав представляют вице-премьеры 4 государств, но, как сообщают информированные источники, Карим Масимов, ныне являющийся помощником Президента, будет курировать этот вопрос.

Обсудить общие положения будущей интеграционной структуры одно дело, другое, когда вопрос встанет о детальном разборе прав и обязанностей стран ЕЭП. Проблема весьма деликатная, решать которую очевидно не в полномочиях вице-премьеров. До сих пор в продолжающихся переговорах не был задействован третий уровень, звено премьер-министров. Именно здесь должно приниматься скорее политические решения об унификации законодательств, в том числе налоговых, таможенных, инвестиционных, социальных и прочих систем. Политическое оно оттого, что речь в определенной степени касается суверенитета, как во всяких интеграционных начинаниях. Не случайно, президент Беларуси как-то высказал членам ГВУ, что если интересы его страны будут как-то ущемляться, они выйдут из ЕЭП. То есть вопрос стоит очень остро, и чтобы его сгладить потребуются не одни переговоры в ранге глав правительств, которые будут говорить от имени президентов.

Наконец, что касается развития реального сектора. Принятая программа Индустриально-инновационного развития теперь требует ее реализации. С теоретической точки зрения министерство экономики и бюджетного планирования расписало программу почти идеально. Жан Лемьер, президент ЕБРР, на заседании Совета иностранных инвесторов не скупился на комплименты в адрес новой правительственной программы. Кстати, авторством и ответственностью за индустриальную программу можно объяснить сохранение за Кайратом Келимбетовым поста руководителя этого министерства. Кроме этого при нем был подготовлен проект Бюджетного кодекса, который внесен в Парламент, разрабатывается среднесрочная фискальная политика – словом это тот случай, когда делать перестановки было нецелесообразно. В то же время, однозначно, г-н Келимбетов не объединяет в себе качества экономиста и промышленника, коим как раз является нынешний Премьер-Министр Даниал Ахметов. Таким образом, вырисовывается некий тандем под руководством производственника-практика с участием экономиста-планировщика Келимбетова, опытного администратора Павлова, финансиста Мынбаева. Последний, между тем, видится в паре с вице-премьером, министром сельского хозяйства Ахметжаном Есимовым. Надо напомнить, что в бытность руководителем этого министерства г-н Мынбаев внес в сельскую отрасль несколько реформаторских идей, как-то разработка системы складских расписок, как форма залогового кредитования, создание подобия фонда страхования из числа владельцев элеваторов и других, о которых можно услышать в докладах нынешнего руководства Минсельхоза.

Что касается назначения Ерболата Досаева, здесь кроме его профессиональных качеств, следует сказать о тихом столкновении интересов Минэкономики и Минфина. Г-ну Какимжанову не очень-то по нраву был нынешний статус возглавляемого им министерства, как чисто фискального органа, после передачи вопросов бюджетного планирования и налоговой политики в другое министерство. Отсюда, его нередкие нарочитые заявления по разным экономическим аспектам, входящим, в общем-то, в компетенцию Минэкономики. Пришлось, видимо, выбирать, и Президент предпочел единогласие между двумя взаимоувязанными министерствами. В свое время г-да Келимбетов и Досаев работали вместе в Минфине у Александра Павлова, и если командный принцип в их работе будет сохранен, то хуже от этого не станет.

Следовало бы упомянуть еще об Адильбеке Джаксыбекове, для которого ранг министра индустрии и торговли это первый выход в члены Правительства. По его работе мэром столицы, пока можно сказать о нем, как о хорошем исполнителе. По идее Мининдустрии является одним из ключевых госорганов в экономическом блоке правительства. Однако, в последнее время его роль в экономическом управлении отошла на второй план и даже в разработке индустриальной политики министерство играло совсем не главную роль. Так что в качестве эксперимента доверить эту должность новому человеку в Кабинете министров, было не так рискованно.

Скорее большую мотивацию имеет назначение Жаксыбека Кулекеева министром науки и образования. Планы относительно перспектив инновационного развития в стране замыкаются на том, как следует выстраивать государственную политику в области науки и образования. Основные качества г-на Кулекеева кроме хорошей исполнительности, - знание основных направлений движения экономических реформ. Это позволит ему синхронизировать свою работу с экономическим курсом Правительства.

Пока нет необходимости комментировать ситуацию в силовых министерствах – и вряд ли стоило бы ломать голову над новыми кандидатурами.

Таким образом, промышленность, сельское хозяйство, социально-экономическая инфраструктура, внешнеэкономические связи, так видятся приоритеты нового Правительства, которое уже полностью сформировано. По правде сказать, эти же задачи стояли перед кабинетом Тасмагамбетова. Если рассматривать премьерство как политическую должность, то Имангали Нургалиевич еще бы смог проявить себя. И разрешение имевшегося конфликта с Парламентом не стало бы для него трудностью. Другое дело, ситуация диктует, что в данное время пост руководителя исполнительной власти – это больше техническая должность, естественно, с сопутствующими полномочиями принятия политических решений. Пожалуй, это будет самое сложное премьерство, и роль исполнителя экономических реформ Даниалу Ахметову уже уготована. По крайней мере, таковы общие ожидания, которые, так или иначе, нужно оправдать.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президенту РК присуждена премия имени Гумилева 30.06.2003
Парламент утвердил Отчет об исполнении бюджета за 2002 год 30.06.2003
Генпрокуратура предлагает правительству Казахстана улучшить защиту трудовых прав граждан, работающих в иностранных компаниях 30.06.2003
Президент Казахстана находится во Франции с краткосрочным рабочим визитом 29.06.2003
Казахстан - Канада: деловые возможности расширяются 29.06.2003
Предстоит большая работа 29.06.2003
Продолжается официальный визит Нурсултана Назарбаева в Канаду 28.06.2003
Новый министр намерен полностью реформировать систему образования в стране 28.06.2003
С начала следующего месяца в Казахстане вводятся миграционные карточки 28.06.2003
В Астане прошло заседание Комиссии по правам человека при Президенте РК 28.06.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz