Астана, 17 июня
Пресс-служба аппарата Мажилиса представляет заключение по отчетам Правительства Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета за 2002 год:
"Комитет по финансам и бюджету, рассмотрев представленные в Мажилис Парламента Республики Казахстан Правительством Республики Казахстан и Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета отчеты об исполнении республиканского бюджета за 2002 год, отмечает следующее.
Показатели республиканского бюджета рассчитывались исходя из прогнозных показателей государственного бюджета Республики Казахстан на 2002-2004 годы. Фактические результаты экономического развития республики оказались значительно лучше прогнозных данных.
Объем произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) по итогам 2002 года, составил 3 747,2 млрд. тенге, при плане 3 499,0 млрд. тенге (107,1%).
Темп роста ВВП за отчетный год, по уточненному прогнозу составил 109,5% к уровню 2001 года. Высокие темпы экономического роста обеспечены за счет опережающего роста производства товаров и услуг в реальном секторе экономики, производство товаров увеличилось на 9,6%, услуг - на 9,8%.
За отчетный период физический объем промышленного производства возрос к уровню 2001 года на 9,8%, в том числе:
- в горнодобывающей промышленности - на 14,7%;
- в обрабатывающей - на 7,7%.
Бюджет 2002 года исполнен по:
- доходам на 108,6% от годового плана или сверх плана поступило 40,1 млрд. тенге;
- расходам на 94,1% от годового плана или недоосвоено 35,9 млрд. тенге.
Дефицит республиканского бюджета составил 4,7 млрд. тенге или 0,12% к ВВП. Его финансирование осуществлялось за счет заимствования на внутреннем и внешнем рынках капитала, поступлений от приватизации объектов республиканской собственности, остатков бюджетных средств на начало отчетного финансового года.
Уменьшение дефицита бюджета в размере 75,8 млрд. тенге достигнуто за счет перевыполнения плана по поступлениям доходов - 39,9 млрд. тенге и за счет недоисполнения расходов - 35,9 млрд. тенге.
Получено официальных трансфертов 49,1 млрд. тенге или 100% к плану на год.
Погашение ранее выданных из бюджета кредитов составило 10,5 млрд. тенге или 98% от годового плана.
Структура исполнения доходов республиканского бюджета выглядит следующим образом:
- по налоговым поступлениям обеспечено выполнение на 110,4% и сверх утвержденного бюджета поступило 43,2 млрд. тенге.
При общем перевыполнении по налоговым поступлениям из 42 показателей не выполнено 18 показателей, в результате чего, бюджет недополучил 51,6 млрд. тенге, что составляет 10,1 процента от поступившего дохода;
- по неналоговым поступлениям общее выполнение за счет перевыполнения других специфик составило 96,7%, но при этом из 47 показателей не обеспечены поступления в бюджет по 19 показателям (-1,4 млрд. тенге).
В то же время, поступления от аренды военных полигонов недоисполнены на 4,2 млрд. тенге, поступления от вознаграждения за счет размещения средств государственных внешних займов на счетах в банках второго уроня - на 4,1 млрд. тенге.
По состоянию на 1 января 2003 года недоимка в бюджет по государственным доходам составила 68,7 млрд. тенге, однако еще высока задолженность по налоговым поступлениям, которая составила 68,2 млрд.тенге.
Расходы и кредитование в целом исполнены на 94,1 процента, недоосвоено 35 906,7 млн. тенге.
Значительный объем не исполнен по социальному обеспечению и социальной помощи - 4,4 млрд. тенге, в том числе по программе 030 "Пенсионная программа" было недоиспользовано расходов на сумму 1,8 млрд. тенге, так как число пенсионеров, имевших право на увеличение пенсий оказалось ниже прогнозного, и 2,5 млрд. тенге в целом не было использовано на программы 031 "Государственные социальные пособия", 032 "Специальные государственные пособия" и 045 "Пособие на погребение" в связи меньшим числом получателей по сравнению с прогнозным.
По функциональной группе "Транспорт и связь", сумма недоисполнения расходования выделенных средств составила 11,3 миллиарда тенге ( 78,2%). Одной из причин недоисполнения расходов в этой группе явилось неполное освоение средств по проекту строительства дороги "Алматы - Караганда - Астана - Боровое" (- 3,2 млрд.тенге), реконструкции автодороги Караганда - Астана на участке Караганда - Осакаровка (-3,1 млрд. тенге), реабилитация автодороги Алматы - Георгиевка на участке Узынагач - Георгиевка (- 1,9 млрд. тенге), реконструкции автодороги Алматы - Боровое на участке Алматы - Гульшад 88 км (-1,1 млрд.тенге).
В функциональной группе "Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды" недоосвоение средств составило 4,1 млрд. тенге (86,1%), в том числе: по совершенствованию управления водными ресурсами и восстановление земель - 0,5 млрд. тенге, проекту регулирования русла реки Сырдарья и сохранение северной части Аральского моря - 1,8 млрд. тенге, проекту водоснабжения и санитарии населенных пунктов региона Аральского моря - 0,6 млрд. тенге и по другим.
Вышеприведенные факты позволяют сделать вывод о том, что Правительством не исполняются отдельные положения Послания Президента Республики Казахстан при формировании и исполнении республиканского бюджета. Допущено сокращение расходов республиканского бюджета на социальную сферу, в частности на здравоохранение и образование.
Отсутствует контроль со стороны Правительства над государственными предприятиями, в части неисполнения ими требований бюджетного законодательства и иных нормативных актов.
Имеют место факты использования центральными и местными исполнительными органами целевых инвестиционных трансфертов не по назначению и выделения средств на объекты, не обеспеченные проектно-сметной документацией.
Счетным комитетом проделана определенная работа по осуществлению контроля за исполнением республиканского бюджета. Выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств и кредитных ресурсов, неэффективного использования целевых официальных трансфертов, неправомерных взаиморасчетов в ряде областей.
Однако нет конкретных предложений по устранению выявленных недостатков, отсутствуют предложения по механизму ликвидации дебиторской и кредиторской задолженностей, недоимки по состоянию на 1.01.03г.
Не имеет отражения в отчете факт по выплате заработной платы в Акмолинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областях в сумме более 2,0 млрд. тенге, которые выделены Правительством за счет резервного фонда.
В бюджете 2002 года были заложены деньги на изготовление водительских удостоверений, документов, номерных знаков для государственной регистрации транспортных средств в сумме 1,4 млрд. тенге, которые производились частной фирмой, но Счетным комитетом по данному вопросу не внесено никаких предложений.
Приложение № 1 полностью скопировано с отчета Правительства (с326 по 437 страницу включительно).
Раздел второй "Основные результаты анализа отчета Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета за 2002 год дублирует отчет Правительства", на наш взгляд, в нем должно быть отражено целевое и экономное расходование средств.
В разделе "сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство" не отражены моменты целевого и экономного расходования выделенных средств по программе "043" "Обеспечение закупа для обновления государственного продовольственного резерва зерна" - 5,4 млрд. тенге. Аналогичное положение по программе "054" "Усовершенствование ирригационных и дренажных систем" - 1,5 млрд. тенге и другим.
В отчете отсутствуют предложения о целесообразности содержания РГП за счет республиканского бюджета.
Не приняты меры по отзыву средств республиканского бюджета, использованных не по целевому назначению Министерствами финансов и государственных доходов, Павлодарским и Актюбинским акиматами при их проверке за 2000-2002 годы.
Комитет по международным делам, обороне и безопасности акцентирует свое внимание на неосвоении выделенных средств Министерством иностранных дел в размере 27,9 млн. тенге, Министерством внутренних дел в размере 12,9 млн. тенге, использованных не по целевому назначению и обращает внимание на необходимость полного и правильного использования выделенных средств бюджетными организациями.
Комитет по экономической реформе и региональному развитию обращает внимание на недостаточное качество бюджетного планирования Правительства, в части усиления социальной поддержки слоев и групп с малыми доходами. При росте ВВП на 9,5 процентов, затраты на социальное обеспечение и социальную помощь выросли только на 5,9 процента.
Правительством в отчетном году допущено сокращение расходов республиканского бюджета на здравоохранение и образование на 13,5 и 9,6 процентов соответственно против 2001 года. Правительство не обеспечило должного контроля за предоставлением и использованием средств официальных трансфертов, корпоративного подоходного налога от сырьевого сектора, поступлений от роялти и от операций с капиталом.
Комитет по аграрным вопросам предлагает отметить недостаточно эффективную работу Правительства по исполнению доходной "асти бюджета, особенно по сборам налоговых и неналоговых платежей, слабый контроль за администраторами программ по использованию выделенных бюджетных средств и рассмотреть ответственность должностных лиц за неисполнение отдельных статей Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2002 год", и с представлением проекта республиканского бюджета на 2004 год, представить Парламенту информацию о принятых мерах по отчету об исполнении республиканского бюджета за предыдущий год.
Комитет по социально-культурному развитию указывает на неисполнение расходов по ряду функциональных групп, например, по функциональной группе "Образование" и в частности по программе 061 "обеспечение учебниками учащихся общеобразовательных учреждений" на 61,6 млн. тенге. По администратору 213 "министерство труда и социальной защиты населения" недоосвоение средств только по трем программам составило более 3,8 млрд. тенге.
Учитывая сложившееся положение, комитетом предлагается при рассмотрении отчета на пленарном заседании Мажилиса заслушать и администраторов программ, допустивших просчеты при исполнении бюджета 2002 года.
Комитет по экологии и природопользованию обращает внимание на невыполнение ряда налоговых поступлений и невыполнение расходной части некоторыми администраторами программ, указывает на серьезные недостатки в работе Правительства и в частности Министерства финансов по исполнению Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2002 год" и непринятии действенных мер Правительством Республики Казахстан к администраторам и ответственным исполнителям, не обеспечившим исполнение республиканского бюджета за 2002 год по доходам и расходам. Предлагает предусмотреть заслушивание на заседании Мажилиса Парламента информацию Министерства труда и социальной защиты населения как администратора программы "Социальное обеспечение и социальная помощь" за недоосвоение средств республиканского бюджета за 2002 год.
Исходя из вышеизложенного, Комитет по финансам и бюджету считает возможным внести отчеты Правительства Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета за 2002 год на пленарное заседание Мажилиса Парламента для их рассмотрения.
Председатель комитета К. Турысов".
(Распространено пресс-службой аппарата Мажилиса тел. 15-33-28, факс 32-69-55 [email protected] www.parlam.kz) |