NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 13:04 ast
11:04 msk

Мажилис согласился со всеми возражениями главы РК на отдельные статьи Земельного кодекса
Как сообщалось ранее, президент РК Нурсултан Назарбаев наложил вето на 9 статей Земельного Кодекса - 13, 20, 33, 47, 50, 85, 112, 148, 170
19.06.2003 / политика и общество

Kazakhstan today, 18 июня

Сегодня, 18 июня на пленарном заседании мажилиса депутаты большинством голосов (53 - "за", 7 - "против", 2 воздержались) поддержали решение комитета по аграрным вопросам палаты по возражениям президента РК на отдельные статьи Земельного кодекса, сообщает корреспондент KZ-today из Астаны.

В соответствии с решением комитета, палата согласилась со всеми возражениями главы государства на данный законопроект.

Как сообщалось ранее, президент РК Нурсултан Назарбаев наложил вето на 9 статей Земельного Кодекса - 13, 20, 33, 47, 50, 85, 112, 148, 170. В частности, вето главы государства на статью 50 Земельного кодекса связано с тем, что "установление в кодексе единых по стране жестких предельных (максимальных) размеров земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в частной собственности и временном долгосрочном землепользовании у одного физического или юридического лица и его аффилированных лиц, а также временном землепользовании иностранцев и лиц без гражданства и иностранных юридических лиц для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или товарного сельскохозяйственного производства, не может в полной мере учесть региональные особенности ведения такого производства в различных природно-климатических условиях", - говорилось в возражениях президента.

"Такой подход негативно отразится на эффективности сельскохозяйственного производства, так как от размеров земельных участков во многом зависят его объемы и рентабельность, а также конкурентоспособность производимой сельхозпродукции", - отмечалось в документе. "Специфику и особенности ведения производства на местах можно будет более точно учесть только с участием местных исполнительных и представительных органов", - считает глава государства. В этой связи он предлагал установление предельных (максимальных) размеров участков производить правительству РК "на основании совместного предложения областных (города республиканского значения, столицы) представительных и исполнительных органов".

Возражение главы государства на статью 170 Земельного кодекса связано с тем, что "установление годичного срока действия институтов субаренды земельного участка и аренды права на условную земельную долю может привести к потере прав на земельные участки арендодателей и обладателей прав на условные земельные доли по независящим от них причинам, в силу того, что переоформление этих прав на условиях, установленных кодексом, требует более продолжительного периода времени". В этой связи глава государства считает, что "наиболее оптимальным сроком, с которого отменяются указанные институты, является 1 января 2005 года".

Окончательное решение по возражениям президента на отдельные статьи Земельного кодекса будет принято на совместном заседании палат парламента 27 июня.

----------

Возражаю!
Наталья БУЕНКО, "Новости недели", 18 июня

Судьба Земельного кодекса, чье обсуждение в парламенте стало главной причиной отставки правительства Имангали Тасмагамбетова, по-прежнему остается неясной. Принципиальное решение есть – частной собственности на земли сельхозназначения быть. Но черт, как известно, кроется в деталях.

Напомним, что весь сыр-бор разгорелся из-за пяти принципиальных поправок законодателей, внесенных в правительственный вариант кодекса. Депутаты предлагали отдать земельные паи жителям села и работающим на земле безвозмездно, а также ограничить срок ввода частной собственности для негосударственных юридических лиц 1 января 2007 года и продлить институт субаренды. Вырученные от продажи земель деньги предполагалось направить не в Национальный фонд, как предлагало правительство, а в фонд поддержки товаропроизводителей и повышения плодородия почвы. И наконец, было предложено ограничить предельный размер земельного участка для негосударственных юридических лиц 5 проц. вместо предложенных 10 проц.

Теперь, когда конфликт между ветвями власти практически исчерпан, земельное законодательство вновь поступит на рассмотрение в парламент. Впрочем, здесь есть свои нюансы. Президент Н. Назарбаев, пользуясь своим конституционным правом, высказал возражения по отдельным позициям Земельного кодекса. Они коснулись девяти статей, две из которых – принципиальные.

В частности, по мнению главы государства, установление в стране жестких предельных размеров земельных участков не может в полной мере учесть региональные особенности ведения сельхозпроизводства в различных природно-климатических условиях. Такой подход негативно отразится на эффективности сельхозпроизводства, так как от размеров земельных участков во многом зависят его объемы и рентабельность, а также конкурентоспособность производимой сельхозпродукции. Специфику и особенности ведения производства на местах можно будет более точно учесть только при участии местных представительных и исполнительных органов. А посему определять максимальные размеры участков будут на местах, а затем вносить предложения в правительство.

Кроме того, считает президент страны, установление годичного срока действия институтов субаренды (в принятом варианте правительства. – Н.Б.) земельного участка и аренды права на условную земельную долю может привести к потере прав на земельные участки арендодателей и обладателей прав на условные земельные доли по не зависящим от них причинам, в силу того, что переоформление этих прав на условиях, установленных кодексом, требует более продолжительного периода времени. Поэтому наиболее оптимальным сроком, с которого отменяются указанные институты, является 1 января 2005 года. При принятии данной нормы, арендодатели будут обязаны либо выкупить земельный участок в частную собственность, либо получить его во временное общее или раздельное землепользование для самостоятельного ведения крестьянского хозяйства или сельхозпроизводства. А еще, как вариант, передать его в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества.

Остальные возражения больше относят к редакционным поправкам отдельных юридических норм. Кроме того, по словам депутатов, глава государства не считает принципиальным вопрос о том, где будут аккумулироваться средства от продажи сельхозугодий в частную собственность. В правительственном варианте Земельного кодекса предлагалось направлять деньги в Национальный фонд, мажилисмены же настаивали на создании фонда поддержки плодородия земель, куда и направлять вырученные средства.

Согласно Конституции и регламенту парламента, депутаты обязаны рассмотреть возражения президента в месячный срок со дня их поступления (он заканчивается 12 июля текущего года). В противном случае они будут приняты автоматически.

Вначале возражения президента по отдельным статьям законопроекта на пленарном заседании рассмотрит мажилис парламента. Затем документ для изучения направят в сенат. После чего состоится совместное заседание палат парламента, где депутаты должны принять решение. Кстати, само заседание назначено на 20 июня.

Возражения президента будут считаться преодоленными, если парламент не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов обеих палат подтвердит ранее принятое им решение по закону в целом, и соответственно, по отдельным статьям. В этом случае законопроект считается принятым в первоначальной редакции. А поскольку у главы государства с депутатами уже состоялся предварительный разговор за закрытыми дверями, надо полагать, парламентарии не наберут нужного количества голосов. Тем самым возражения не будут преодолены и законопроект будет принят с уточнениями президента. Вместе с тем сами народные избранники отмечают, что предложенные возражения президента являются тем компромиссом, которого они добивались от правительства.

Мнения

Алимпиада Черкашина, член комитета по социально-культурному развитию мажилиса парламента РК:

– Если бы кодекс был подписан в правительственном варианте, без этих возражений, то было бы гораздо хуже. Поправки президента все-таки дают возможность сельчанам вздохнуть свободнее. Хотя бы то, что субаренда остается действительной до 2005 года, дает народу возможность определиться, в состоянии ли они работать на земле самостоятельно, – это уже огромный плюс. Если же брать правительственную редакцию, то она бы только ухудшила положение простых крестьян: землю бы просто отобрали. В целом президент пошел на уступки. Значит, какую-то часть обещаний мы выполнили.

Хайрат Шалабаев, член комитета по финансам и бюджету мажилиса парламента РК:

– Предложенные возражения концепции правительственного варианта не меняют. Все равно проходит практически правительственный вариант Земельного кодекса. Отсрочка субаренды до 2005 года ничего существенно не решает. Внося пять концептуальных поправок, мы стремились создать рынок земель сельхозназначения, а крестьян сделать его участниками. Но сохранить их не удалось. Судите сами, стоимость земель сельхозназначения – 3 трлн. тенге, приватизируемая часть – 1 трлн. тенге, даже если снижать ее стоимость на 10 проц. – это 300 млрд. тенге. Участвовать в этих огромных цифрах сельчане не смогут. Отсюда следует, что рынка земель сельхозназначения в ближайшие годы в Казахстане не будет. Приватизируются особо выгодные участки земель в пределах 1 млрд. тенге. Они будут куплены денежными людьми, или как их любят называть, инвесторами.

Виктор Егоров, член комитета по финансам и бюджету мажилиса парламента РК:

– Как вы знаете, по двум из пяти принципиальных вопросов президент предложил компромиссный вариант. Один из них касается предельных размеров сельхозугодий: отныне этот вопрос будет решаться на уровне местных исполнительных органов власти. Это совершенно правильно. Земли ведь бывают разного качества. К примеру, нельзя уравнивать между собой земли в Южном и Западном Казахстане. Кроме того, с помощью президента мы вышли из политического противостояния двух ветвей власти. Когда мы разговаривали с главой государства, он считал, что спор идет только по пяти поправкам, а там их оказалось порядка 260. Это, естественно, вызвало его удивление. Закон сыроват, и поэтому основания для противостояния были.

Я уверен, что мы проголосуем за поправки президента, и это благоразумно, поскольку другого выхода просто нет. И с возражениями президента Земельный кодекс примет более или менее рабочий характер. Впереди предстоит большая работа. Надо посмотреть, как начнет реализовываться механизм, который предполагает еще множество подзаконных актов. А потом будем вносить коррективы.

Еркин Рамазанов, председатель комитета по аграрным вопросам мажилиса парламента РК:

– Я считаю, возражения президента намного улучшают законопроект. Во-первых, ограничения должны устанавливать местные органы власти, поскольку им гораздо виднее, как делить те или иные земли для их рационального использования. В законе мы не можем дать один рецепт для юга, запада, востока или севера, а то и для каждого района. В этом плане формулировка, предложенная главой государства, намного улучшает правительственный вариант.

Что касается субаренды, то я и раньше отмечал, что необходимо смягчить процедуру исключения этого института из земельных отношений. Президент нашел компромисс между правительством и мажилисом. Все остальные поправки больше касаются юридической техники.

Леонид Бурлаков, председатель комитета по вопросам регионального развития и местному самоуправлению сената парламента РК:

– Этими возражениями президент четко расставил все точки над "i". В спорах, которые были между мажилисом и правительством, в какой-то мере был найден компромисс. Что касается вопроса субаренды, то президент нашел "золотую середину", продлив ее действие до 2005 года. Это позволит людям решить все свои вопросы по земле: выкупать ли в частную собственность либо передать паи в уставный фонд. Вместе с тем компромиссное решение дано по размерам земельных участков. Это предложения, которые устраивают, как мне кажется, обе стороны.

Мы не раз говорили, что есть противоречия внутри Земельного кодекса, к примеру с законами "О недропользовании" и "О прокуратуре". Было много разговоров о том, что будут выкупаться самые лучшие земельные участки рядом с озерами, реками, которые относились к водному фонду. Теперь они исключены из распределения. Но больше эти вопросы касаются юридической техники.

В целом я согласен с возражениями президента. Если бы законопроект в свое время дошел до сената парламента, то уже тогда мы могли бы снять ряд вопросов. У нас такие предложения были. Поэтому, мне кажется, сенат поддержит возражения единогласно.

Ермек Жумабаев, председатель комитета по законодательству и правовой реформе сената парламента РК:

– Я считаю, что в возражениях есть моменты, которые существенно улучшают законопроект. В частности, имело место противостояние между правительством и мажилисом о цене передачи земель. Президент поддержал вариант правительства, согласно которому земли сельхозназначения будут предоставляться на платной основе. Это правильно.

Далее речь идет о максимальных размерах передаваемых в частную собственность сельхозугодий, они будут устанавливаться правительством по представлению местных органов власти. Конечно, на этом уровне виднее. Все это существенно улучшает проект Земельного кодекса. Мне нравится предложенный вариант президента, он более приемлем.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президенту РК присуждена премия имени Гумилева 30.06.2003
Парламент утвердил Отчет об исполнении бюджета за 2002 год 30.06.2003
Генпрокуратура предлагает правительству Казахстана улучшить защиту трудовых прав граждан, работающих в иностранных компаниях 30.06.2003
Президент Казахстана находится во Франции с краткосрочным рабочим визитом 29.06.2003
Казахстан - Канада: деловые возможности расширяются 29.06.2003
Предстоит большая работа 29.06.2003
Продолжается официальный визит Нурсултана Назарбаева в Канаду 28.06.2003
Новый министр намерен полностью реформировать систему образования в стране 28.06.2003
С начала следующего месяца в Казахстане вводятся миграционные карточки 28.06.2003
В Астане прошло заседание Комиссии по правам человека при Президенте РК 28.06.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz