NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 09:28 ast
07:28 msk

Парламент одобрил программу Правительства
Среднегодовой реальный прирост валового внутреннего продукта ожидается на уровне 7-7,5%, что обеспечит необходимые темпы роста для достижения стратегической цели - трехкратного увеличения ВВП к 2015 году
02.07.2003 / политика и общество

Фархад КАСЕНОВ, "Казахстанская правда", 1 июля

Позавчера на совместном заседании палат Парламента, прошедшем под председательством спикера Мажилиса Жармахана Туякбая, Премьер-Министр Даниал Ахметов представил депутатам Программу действий Правительства на ближайшие три с половиной года. На встречу с депутатами также прибыли представители Администрации Президента, члены Правительства и руководители государственных органов, подотчетных Главе государства. Почти два дня продолжался диалог Правительства с законодателями. В итоге депутаты одобрили программный документ.

Основные положения программы, разработанной в предельно сжатые сроки, вытекают из стратегического плана развития страны до 2010 года и направлены на дальнейшую реализацию Стратегии-2030. Первоочередные задачи и приоритеты Правительства определены в ежегодном Послании Президента народу Казахстана на 2004 год.

- Правительство нынешнего состава приступает к работе в период стабилизации экономического роста и мобилизует ресурсы для вывода страны на более высокую ступень развития, - сказал, представляя Программу действий Правительства на 2003-2006 годы, Премьер-Министр Даниал Ахметов, подчеркнув при этом, что у правительственной команды имеются как долгосрочные стратегические планы, так и текущие задачи. - Для сохранения наметившихся позитивных тенденций в обществе мы намерены сконцентрировать усилия на тех задачах, решение которых даст максимальный экономический и социальный эффект в ближайшее время.

Таким образом, Правительство подтверждает преемственность основных положений социальной и экономической политики и намерено продолжить реализацию всех программных документов, принятых за последние полтора года. Как подчеркнул Премьер, в качестве главной цели определены - рост благосостояния населения на основе общественно-политической стабильности, устойчивого социально-экономического развития, укрепления экономической безопасности.

Глава Правительства проинформировал о ключевых индикаторах программы. Среднегодовой реальный прирост валового внутреннего продукта ожидается на уровне 7-7,5 %, что обеспечит необходимые темпы роста для достижения стратегической цели - трехкратного увеличения ВВП к 2015 году. При этом уже в 2006 году показатель ВВП на душу населения составит 2 600 долларов, что в 1,5 раза выше сегодняшнего уровня. К концу того же года намечено снизить до 20 % долю населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума. По сравнению с прошлыми годами ставятся более высокие параметры развития промышленного производства. Так, намеченный среднегодовой темп роста в этой сфере составит 9-9,5 %.

Темпы развития экономики подвержены влиянию внешних факторов, заметил Премьер-Министр. Это реальность, которая учитывается в перспективных планах Правительства. В условиях глобализации, обострения межстрановой конкуренции будет нелегко обеспечить дальнейшее улучшение основных макропоказателей, признал Д. Ахметов. Но мы уверены, сказал он, что реализация намеченных мер будет способствовать достижению поставленных целей.

Приоритетными направлениями деятельности Правительства на 2003-2006 годы являются: сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов страны; исполнение Государственной агропродовольственной программы и качественное улучшение условий жизни на селе; реализация Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года; создание современной и эффективной системы науки и образования; развитие малого и среднего предпринимательства, а также производственной и социальной инфраструктуры; дальнейшее совершенствование пенсионного и социального обеспечения населения; повышение заработной платы государственных служащих и работников бюджетных организаций; дальнейшее развитие столицы.

В соответствии с этими приоритетами разработан комплекс конкретных действий и мер. Глава Правительства прокомментировал наиболее важные из них.

Основная цель индустриально-инновационной стратегии - реструктуризация как промышленности в целом, так и отдельных производств. Это означает, пояснил Д. Ахметов, что необходимо добиться позитивных изменений в структуре промышленного производства, создать современные корпоративные структуры и подготовить базу для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.

В качестве одной из главных задач ставится достижение высокой конкурентоспособности отечественной промышленной продукции на мировых рынках. Актуальность этой задачи обостряется по мере приближения даты вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. Правительство активизирует переговорные процессы по вступлению в ВТО с тем, чтобы получить максимально возможные выгоды от участия в этой крупнейшей международной организации.

Кроме того, интеграционные процессы, протекающие в рамках ЕврАзЭС и единого экономического пространства заставляют Правительство активизировать работу по повышению конкурентоспособности не только отдельных отраслей, но и в целом всей экономики. Успешное решение этой задачи во многом будет определять долгосрочное устойчивое развитие Казахстана.

Для реализации индустриальной стратегии будет предпринят ряд мер по совершенствованию налоговой, инвестиционной и тарифной политики; созданию финансовых институтов развития; реализации научно-технологической политики; горизонтальной и вертикальной интеграции субъектов малого и среднего бизнеса.

Для совершенствования налоговой политики с 1 января 2004 года планируется снизить ставки отдельных налогов: НДС - с 16 до 15 %, социального налога - с 20 до 7 %, индивидуального подоходного налога - с 30 до 20 %. Вопросы снижения налогового бремени будут рассматриваться постоянно, пообещал Д. Ахметов. В инвестиционной политике особое внимание будет уделяться структуре капиталовложений. В этой связи для повышения инвестиционной привлекательности обрабатывающей промышленности и стимулирования производства товаров с высокой добавленной стоимостью Правительству предстоит определиться по своему участию в каждом инвестиционном проекте. Как подчеркнул Премьер, в целом будут обеспечены стабильность инвестиционного климата и гарантии соблюдения условий контрактов.

Создание финансовых институтов развития относится к краткосрочным задачам. Среди них: Казахстанский инвестиционный фонд, который будет принимать долевое участие в капитале компаний, производящих товары с высокой добавленной стоимостью; Инновационный фонд - финансировать создание и внедрение "прорывных" технологий, разработку научных исследований и инновационных проектов; Корпорация по страхованию экспорта обеспечит поддержку казахстанских предприятий, выходящих на внешние рынки. Для расширения прямого кредитования отечественных предприятий предусматривается увеличить уставный фонд Банка развития. Существенным фактором реализации индустриальной стратегии является формирование качественно новых отношений между государством и частным сектором.

Все предпринимаемые меры будут подкреплены действенной научно-технологической политикой. Наука и образование рассматриваются как факторы устойчивого экономического роста, поэтому создание современной системы науки и образования отнесено к приоритетам действий Правительства. Научно-технический сектор Казахстана имеет значительный потенциал, и он будет максимально использован для целей социально-экономического развития страны, заверил Премьер. Будут применяться апробированные в мировой практике подходы инновационного развития.

Первый подход заключается в привлечении международного рынка технологий и оборудования. Его основными инструментами являются центры трансфера и адаптации технологий, приобретение оборудования по лизингу, использование франчайзинга, расширение возможностей для создания совместных предприятий. Второй подход основан на развитии собственного научно-технического потенциала. Это подразумевает создание бизнес-инкубаторов, технопарков, специализированной венчурной инфраструктуры, включающей центры доработки научно-технической продукции до уровня конечной продукции.

Комбинируя данные подходы, используя возможности государственного бюджета и инновационного фонда, а также совершенствуя нормативную правовую базу, как отметил Премьер, мы придадим динамизм позитивным преобразованиям в казахстанской промышленности.

Получит действенную поддержку динамично развивающийся сектор малого и среднего предпринимательства. Именно эти предприятия служат сферой приложения труда сотен тысяч казахстанцев, базой для разработки и массового внедрения наукоемких технологий. Мы, сказал Д. Ахметов, должны значительно увеличить долю малого бизнеса в сумме добавленной стоимости всей экономики, переориентировать на выпуск промышленной продукции. Правительство продолжит оказание технической и финансовой помощи субъектам малого предпринимательства, и в первую очередь тем, кто планирует создание новых производств и увеличение рабочих мест.

Получат дальнейшее развитие так называемые базовые отрасли промышленности, определяющие социально-экономический климат в стране. Они обладают широкими возможностями для оказания положительного мультиплицирующего эффекта на экономику. К ним относятся отрасли и предприятия минерально-сырьевого и энергетического комплексов страны.

Согласно намеченным Правительством задачам, в ближайшие три года на базе освоения Карачаганакского, Тенгизского и других месторождений увеличится объем добычи углеводородного сырья. Планируется проведение разведочных работ на структурах каспийского шельфа: Актокты, Кайран, Юго-Западный Кашаган и Курмангазы. Продолжится освоение Амангельдинской группы газовых месторождений Жамбылской области и будут осуществлены мероприятия по разведке и освоению Созакской группы газовых месторождений Южно-Казахстанской области. Продолжится строительство газотурбинных электростанций на попутном газе, а также второй линии электропередачи транзита Север - Юг.

Как особо отметил Премьер-Министр, предстоит дальнейшее реформирование энергетического сектора. Вопросы региональных рынков электроэнергии, линий электропередачи, тарифной политики и ряд других комплексных проблем энергетики будут рассмотрены Правительством в самое ближайшее время.

Что касается обрабатывающей промышленности, то с учетом имеющегося потенциала и перспективных проектов приоритетное внимание Правительством будет уделено развитию металлургии, машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производству потребительских товаров. Развитие этих отраслей позволит реализовать высокие экспортные возможности республики. Естественно, требуется существенно повысить качество продукции до мирового уровня, для чего будет приложен максимум усилий по внедрению международных стандартов качества ИСО-9000. Правительство намерено активизировать данный процесс, подчеркнул Премьер.

Принимая во внимание важность подъема сельского хозяйства, принят приоритет - обеспечение государственной агропродовольственной программы и качественное улучшение условий жизни в ауле. Село является сложной социальной и производственной системой, в которой сконцентрированы практически все аспекты микро- и макроэкономики. Исходя из этого, будет разработана и начата реализация государственной программы развития сельских территорий. Комплексность программы потребует слаженной и скоординированной работы всех уровней государственной исполнительной власти, начиная от Правительства и заканчивая акимами сельских территорий.

Как сказал Премьер, предстоит начинать ввод в действие Земельного кодекса и, самое главное, создавать институт частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, регулировать формирование рынка земли. Для того чтобы Земельный кодекс заработал эффективно, Правительство уже приступило к разработке всего пакета нормативных актов. В частности, начата проработка механизмов ответственности за непродуктивное использование, ведутся работы по бонитировке почв и инвентаризации земель. По мнению Д. Ахметова, другим системообразующим нормативным правовым актом для сельского хозяйства является Водный кодекс, принятие которого ожидается в ближайшее время. После этого начнет формироваться рациональная система сельскохозяйственного водопользования.

Развитие реального сектора экономики требует адекватного развития транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, считает Премьер-Министр. От их состояния во многом зависит успешная реализация индустриальной стратегии и агропродовольственной программы. Более того, уровень развития транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры определит качество жизни населения, доступность социальных благ для каждого человека. Правительство, как заверил Даниал Кенжетаевич, предпримет меры по развитию всех элементов транспортной инфраструктуры.

По словам Премьер-Министра, главная задача, которая будет реализована в сфере телекоммуникаций, - это поэтапная либерализации отрасли и создание конкурентной сферы во всех секторах. Новый импульс получит развитие прогрессивных информационных технологий, в т. ч. Интернета, электронного документооборота, электронных бирж и торговых площадок.

Правительство усилит государственную составляющую в вопросах решения проблем охраны окружающей среды и природопользования. Это еще один важнейший фактор жизнеобеспечения людей и устойчивого развития страны. Для Казахстана данная проблема особенно актуальна.

Правительство намерено начать работу со стабилизации состояния окружающей среды и регулирования процессов природопользования. В этом плане, по словам Премьера, будет ужесточено природоохранное законодательство за счет его приведения в соответствие с международными нормами. Оно будет, прежде всего, направлено на снижение воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при одновременном повышении уровня использования отходов производства и потребления. Кроме того, законодательно будет закреплено положение по рациональному использованию ресурсов окружающей среды.

Как подчеркнул Д. Ахметов, Правительство ставит перед собой важнейшую цель - улучшение жизни народа, а это значит, что особое внимание будет уделено дальнейшему реформированию и развитию социальной сферы. В этой связи определены следующие первостепенные задачи: социальная защита населения, совершенствование регулирования трудовых отношений, развитие сфер образования и здравоохранения.

В области социальной защиты будет продолжена практика повышения уровня поддержки социально уязвимых групп населения. Правительство обеспечит реализацию программы по снижению бедности, предусматривающую комплексный подход к решению данной проблемы.

Будет проведена работа по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы, нормативной правовой базы социальной защиты инвалидов и обеспечения адресности и доступности социальной защиты. Под особый контроль попадут вопросы помощи пожилым людям. Продолжится политика, направленная на стимулирование роста заработной платы.

В 2005 году планируется образовать фонд социального страхования и создать предпосылки для формирования трехуровневой системы социальной защиты. В целях совершенствования регулирования трудовых отношений в 2004 году намечается принятие нового Трудового кодекса.

В сфере предстоит внедрить национальную систему оценки его качества. Продолжатся работы по развитию новых технологий обучения и информатизации системы образования. Для совершенствования подготовки профессиональных кадров к 2005 году будет введена государственная система мониторинга, прогнозирования и регулирования подготовки квалифицированных кадров и рабочих массовых профессий. Особый упор будет сделан на подготовку менеджеров новой формации, способных развивать инновационный бизнес. Получит дальнейшее развитие социальное партнерство между работодателями и организациями всех уровней профессионального образования.

По словам главы Правительства, объем дополнительных бюджетных ассигнований в сферу здравоохранения в течение 2003-2005 годов составит 40 млрд. тенге. С 2005 года будет внедрено обязательное медицинское страхование. С учетом поручений Главы государства планируется усилить борьбу с туберкулезом. Повысится эффективность принимаемых мер по санитарно-эпидемиологическому и фармакологическому контролю.

Наряду с этим блок социальной политики дополнят меры по поддержке сферы культуры. Здесь намечена разработка программы "Культурное наследие". Продолжится работа по обеспечению максимального охвата населения телевизионным и радиовещанием. Важными направлениями государственной политики останутся дальнейшая гармонизация межэтнических отношений и создание благоприятных условий для развития языков.

Что касается вопросов демографии, то здесь намечен комплекс мер по материальной поддержке материнства и детства, улучшению питания беременных и кормящих женщин.

Правительство предпримет шаги по поддержке молодежи, уделит внимание нравственному и физическому воспитанию подрастающего поколения, заверил глава Кабинета.

Д. Ахметов затронул вопросы реформирования жилищно-коммунальной сферы. Эта проблема неоднократно поднималась в Мажилисе, и она до сих пор остается одной из актуальных. Мы, сказал Премьер, разделяем озабоченность депутатов и понимаем всю остроту проблемы для наших граждан. В этой связи Правительство в предстоящий период намерено приступить к серьезному реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В частности, планируются следующие шаги. Будут разработаны меры по совершенствованию деятельности КСК и других объединений собственников квартир, повышению их ответственности за эксплуатацию жилого фонда. Предполагается рассмотреть вопрос о расширении возможностей контроля со стороны местных органов власти за техническим состоянием жилья. Планируется разработать механизмы финансирования работ по капитальному ремонту жилых домов. Предстоит ускорить разработку и утверждение региональных программ по сносу ветхого и аварийного жилья. Получит дальнейшее развитие система страхования жилищ.

Таковы основные задачи, стоящие перед Правительством. Однако, по мнению Премьер-Министра, для реализации указанных задач требуется соответствующая система государственного управления, подкрепленная финансовыми ресурсами и законодательством. В предстоящий период Правительство продолжит совершенствование системы государственного управления.

Что касается бюджетной политики, то в текущем году будет разработана методика проведения оценки эффективности бюджетных программ. Намечена работа по приведению нормативных правовых актов в соответствие с Бюджетным кодексом, продолжится внедрение нормативного метода планирования расходов бюджета и методов бюджетного программирования.

Начиная с текущего года предусматривается ежегодное формирование среднесрочной фискальной политики по скользящему принципу, что создаст основу для разработки среднесрочных бюджетов, обеспечит прозрачность и ясность бюджетных расходов. В рамках реализации среднесрочной фискальной политики будет снижаться налоговое бремя на производственный сектор и фонд оплаты труда. Данные шаги не снизят доходы государственного бюджета, поскольку предусматривается расширение налоговой базы и повышение качества налогового и таможенного администрирования.

В законотворческой работе намечено продолжить систематизацию действующего законодательства, его освобождение от устаревших и дублирующих норм, восполнить пробелы в правовом регулировании некоторых сфер общественных отношений. Первоочередное внимание будет уделено принятию нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию индустриальной стратегии и агропродовольственной программы, а также развитие транспортно-коммуникационной и финансовой инфраструктуры, системы социального обеспечения и других сфер жизнедеятельности общества. Останется обязательной практика проведения научных экспертиз по законопроектам.

Важное место в деятельности Правительства будет занимать повышение качества работы государственных органов. В этом плане, сказал Премьер, мы примем решительные меры, направленные на снижение бюрократизма, сокращение количества совещаний и повышение их результативности, упорядочение и сокращение бумаготворчества, внедрение электронного документооборота. Одновременно будут приняты меры по повышению статуса государственных служащих и совершенствованию системы оплаты их труда.

В рамках работы по разграничению функций и полномочий между уровнями государственного управления, как сообщил Премьер-Министр, будет совершенствоваться существующая система отношений между республиканским и местными уровнями управления. Это позволит полнее учитывать специфику интересов регионов, совершенствовать механизмы финансирования и эффективно использовать их ресурсный потенциал для экономического роста и повышения уровня и качества жизни населения.

Говоря о работе Правительства в целом, Д. Ахметов отметил, что два разнополярных взгляда на роль государства - минимальное и максимальное его участие в функционировании экономики - являются не совсем приемлемыми для нас. Правительство страны должно найти оптимальный баланс, позволяющий сделать необходимый прорыв в развитии Казахстана. Основной доминантой нашей деятельности, как подчеркнул Премьер-Министр, станет роль катализатора процессов интенсификации, создания новых конкурентоспособных и экспортоориентированных производств и всех других предпосылок для роста уровня жизни населения.

В заключение глава Правительства отметил, что наиболее важные моменты, прозвучавшие в выступлении, лягут в основу предстоящей программы действий Правительства на три с половиной года. Как подчеркнул Премьер-Министр, внимание в нем сконцентрировано только на тех моментах, которые, по мнению Правительства, реалистичны и выполнимы. Невыполнимых обещаний мы давать не будем, пообещал Д. Ахметов, и выразил надежду на полное понимание в этом плане со стороны парламентариев.

Список желающих задать вопросы Премьеру, как всегда, оказался внушительным. Но все же большая часть из них была озвучена. Остальные, как заверил Д. Ахметов, будут внимательно изучены Правительством и приняты во внимание.

В своих выступлениях депутаты в большинстве своем поддержали представленную программу, напутствуя новую команду Правительства многочисленными предложениями. Премьер поблагодарил депутатов за конструктивное обсуждение представленной программы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
29 июля состоялся телефонный разговор Нурсултана Назарбаева с Владимиром Путиным 31.07.2003
Глава государства в своей столичной резиденции провел рабочие встречи 31.07.2003
Сегодня в Правительстве под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан состоялось совещание 31.07.2003
Оксикбаев вышел на охоту 31.07.2003
Всемирное признание ШОС 31.07.2003
В результате незаконного обналичивания денег государство недополучает в виде НДС до 40 млрд. тенге в год 31.07.2003
Выбор молодых 31.07.2003
О ходе регистрации кандидатов в депутаты маслихатов 31.07.2003
Новый профсоюзный передел 31.07.2003
Количество без качества 31.07.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz