Сергей Нелюбин, "Компромат.Ру, 17 июля
Похоже, после шока первых "уголовных дней" соответствующие службы крупнейшей нефтяной компании пришли в себя. Это внешне стало заметным по количеству газетных материалов, в которых Михаил Ходорковский объявляется "покровителем всех известных наук", более – менее лучших студентов, а также чемпионом мира и его окрестностей по законопослушности. Однако, кроме "голимого" пиара развиваются и другие методы воздействия на общественное мнение.
В газетах почти сплошь идут статьи о политическом заказе против ЮКОСа и огромном уроне, который нанесли и еще нанесут аресты руководителей компании российскому бизнесу, а также имиджу страны в мире.
Бывает, авторы таких "прогнозных" материалов, считающиеся, например, уважаемыми экономистами, совершенно теряют не только чувство меры, но и здравого смысла. Один, к примеру, пишет, что арест топ-менеджеров ЮКОСа нанес урон российской экономике в 9 миллиардов долларов ( почему не десять и как он это подсчитал – непонятно). Другой с глубоким прискорбием сообщает, что теперь России ни за что не увеличить ВВП в два раза, а третий вообще утверждает, что страна теперь никогда не войдет в клуб цивилизованных держав.
Понятно, для того, чтобы люди с репутацией, по крайней мере, официальной, писали очевидную глупость, должны быть определенные и весьма немаленькие стимулы. На отбеливание монстра черного золота ежегодно тратятся десятки миллионов долларов. Известно также, что в последний визит США глава Юкоса перевел на счета крупнейших западных агентств по связям с общественностью еще более внушительные суммы. Ожидается, что в ближайшее время на защиту обиженного российскими правоохранителями олигарха встанут газеты самых разных стран мира.
Впрочем, специалисты Юкоса не зря едят свой хлеб – в попытках доказать якобы заказной характер уголовных дел они проявляют просто чудеса изобретательности. Так их последним ноу-хау стало публичное самобичевание в прессе. В редакции некоторых центральных газет начали веером заносить резко критические статьи о Юкосе, которые ходоки просят разместить "на правах рекламы". Для чего это делается – понятно.
Если бедный Юкос разносят в пух и прах за деньги, всем должно стать очевидно, что и вся акция против нефтяного гиганта носит исключительно заказной характер. В этот четверг газета "Ведомости" уже написала о том, что в их рекламный отдел обратилось одно из ведущих российских PR-агентств с просьбой поместить на рекламной основе письмо депутата госдумы, попросившего генпрокурора Устинова дать правовую оценку налоговым и иным финансовых нарушениям Юкоса. Пресс-секретарь агентства в ответ на наш звонок не подтвердил, но и не опроверг эту информацию. Впрочем, при этом он добавил "А почему, собственно, нам не работать с "Юкосом"? Ребята там очень оригинально мыслят и принимают нестандартные решения. Мы не можем не приветствовать такой стиль работы".
Последним таким "решением" была попытка разместить в некоторых СМИ практически слово в слово перепечатку из центральной газеты – одной из немногих, которая осмелилась усомниться в существовании политического заказа против Юкоса.
Замысел и здесь вполне понятен: попытаться доказать, что злобные пиарщики не только пишут "гадкие" тексты, но даже не утруждают себя переписыванием отдельных абзацев. Бедный, бедный Юкос, как, мол, его одолели супостаты-пиарщики и "плохие следователи!
Вот они, плоды истинной демократии. Когда-то умом, честью и совестью нашей эпохи была КПСС. Теперь на смену им пришли другие четыре гордые буквы - ЮКОС. С той лишь разницей, что партийные пропагандисты советских времен не годятся нынешним и в подметки. |