NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 22:37 ast
20:37 msk

Село: Оптимальная модель развития
Комментарий к Указу Президента Республики Казахстан "О Государственной программе развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004–2010 годы"
25.07.2003 / политика и общество

Государственная программа развития сельских территорий на 2004–2010 годы разработана на основании поручений Президента Республики Казахстан, данных в посланиях народу Казахстана на 2003 и 2004 годы. Разработчиком данного документа является Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, а также акиматы областей и заинтересованные министерства и агентства.

Приоритетом в стратегическом курсе Правительства Республики Казахстан на 2003–2005 годы определены проблемы аула (села).

На общем фоне экономического роста усиливается диспропорция в уровне жизни городского и сельского населения, значительны региональные различия в доходах. В сельской местности проживает 43 процента населения страны, треть из сельчан имеют доход ниже прожиточного минимума. Дальнейшая консервация этого состояния усиливает дифференциацию населения страны по уровню доходов, негативно влияет на социально-политическую атмосферу в обществе, отражается на показателях человеческого развития и инвестиционном имидже страны.

С учетом особенностей развития агропродовольственного сектора и увеличения доходов от сельскохозяйственной деятельности имеющийся переизбыток сельского населения является одной из причин сдерживания роста уровня жизни населения и превращается в серьезную проблему при планировании устойчивого развития страны.

Проблема еще больше усугубляется нерациональными схемами расселения, сохранившимися со времен административной экономики, в результате чего при реализации инвестиционных программ продолжается неэффективное вложение средств, направляемых на развитие социальной инфраструктуры села, а миграционные процессы носят стихийный, неуправляемый характер.

Основной целью Государственной программы развития сельских территорий является создание нормальных условий жизнеобеспечения аула (села) на основе оптимизации сельского расселения.

Для достижения целей Программы предусматривается решение следующих задач:

анализ имеющейся ситуации по основным показателям социально-экономического развития на основе паспортизации сельских населенных пунктов (далее – СНП);

классификация СНП по критериям уровня социально-экономического развития;

разработка первоочередных мер по развитию экономической деятельности, инвестированию строительства, ремонта и реконструкции объектов социальной и инженерной инфраструктуры;

организация мониторинга социально-экономического развития СНП, экологической безопасности сельских территорий, оценки земельных ресурсов; разработка нормативов и стандартов обеспеченности сельских жителей услугами социальной и инженерной инфраструктуры;

разработка и реализация программ стимулирования переселения сельских жителей;

разработка модели эффективного сельского расселения и проведение мероприятий по ее реализации.

Объектом Государственной программы развития сельских территорий (далее – Программа) определен сельский населенный пункт – поселение на компактно заселенной территории, где жители заняты преимущественно сельским хозяйством.

Масштабы и новизна решаемых в рамках Программы проблем, необходимость координации разрабатываемых мер с возможностями республиканского и местных бюджетов обусловливают ее реализацию в два этапа.

На первом этапе (2004–2006 гг.) предполагается решение первых трех задач. Необходимо также подготовить и утвердить национальные стандарты социальной и инженерной обеспеченности сельских жителей для формирования на их основе сбалансированной по доходам и стоимости услуг модели оптимального сельского расселения, наметить программу мер государственного регулирования оптимизированных миграционных потоков и поддержки сельских мигрантов, провести ревизию имеющейся законодательной базы и разработать необходимые нормативные правовые документы.

На втором этапе (2007–2010 гг.) будет произведена оценка потенциальной емкости каждого СНП, реализованы меры по оптимизации сельского расселения, обеспечению более высокого уровня жизни сельских жителей, созданы основы устойчивого развития сельских территорий.

Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью принятия мер по эффективному развитию сельских территорий и формированию оптимальных схем сельского расселения, позволяющих концентрировать ресурсы в экономически перспективных местах жизнеобитания и обеспечивающих приемлемый уровень доходов сельского населения.

В Программе составлена классификация сельских населенных пунктов по критериям, характеризующим уровень социально-экономического развития, среди которых приоритетным является оценка экономического потенциала.

На основании классификации 7660 СНП были объединены в четыре группы:

1) сельские населенные пункты с высоким потенциалом развития – 1062 единицы с численностью жителей 1,6 млн. человек;

2) сельские населенные пункты со средним потенциалом развития – 5 664 единицы с численностью жителей 5,3 млн. человек;

3) сельские населенные пункты с низким потенциалом развития – 776 единиц с численностью жителей около 300 тыс. человек;

4) сельские населенные пункты с особо неблагоприятной экологической обстановкой – 22 единицы с численностью жителей около 10 тыс. человек.

Кроме того, в целом по республике имеется 136 сельских населенных пунктов, откуда выехало все население, и в настоящее время там никто не проживает.

В соответствии с целями и задачами Программы предлагаются следующие приоритеты при выборе объектов инвестирования.

Инвестиции в строительство и реконструкцию социально-инженерной инфраструктуры необходимо направлять в СНП, имеющие высокий и средний потенциал развития. По данным классификации необходимо рассмотреть конкретную ситуацию в каждом СНП, определить объекты, подлежащие инвестированию, просчитать стоимость и сбалансировать сумму с возможностями источников финансирования. Нужно разработать программы роста агропроизводства и отраслей переработки, расширения рынков сбыта, рассчитать потенциальную величину доходов и в соответствии с ними потенциальную емкость населенного пункта на предмет дополнительного приема сельских мигрантов.

По СНП с низким потенциалом развития необходимо рассмотреть возможность создания дополнительных сфер экономической деятельности и роста доходов, оценить затраты на доведение уровня услуг жизнеобеспечения до нормативного, сопоставить их с возможными затратами на переселение и определиться по наиболее эффективному варианту вложения средств. До проведения этой работы целесообразно направление средств только на ремонт имеющихся объектов образования и здравоохранения, обеспечение услугами связи и транспортным сообщением.

Территории с особо неблагоприятными экологическими условиями должны быть исключены из списка вновь инвестируемых. По данным территориям необходимо подготовить расчеты по мерам, стимулирующим переселение в более благоприятную местность, и определить потребность средств на переселение, кредитование на обустройство, покупку скота и орудий производства, объемы земельных участков, выделяемых на ведение сельхоздеятельности.

Выработка всеохватывающей многосекторной стратегии по предоставлению дифференцированных государственных услуг для различных СНП в зависимости от их экономического потенциала направлена на повышение эффективности использования средств государственного бюджета. По результатам классификации первоочередными мерами по инвестированию развития сельских территорий будут охвачены 1062 СНП с высоким потенциалом развития и 132 СНП с совокупным средним уровнем развития, но имеющие высокий экономический потенциал.

Одним из главных моментов Программы является разработка модели расселения сельского населения и ее реализация. Продолжается стихийный процесс внутренней миграции. За последние 7 лет во внутренней миграции между городом и селом приняли участие около 900 тыс. человек, в т.ч. около 270 тыс. человек переехали из города в село, а более 600 тыс. человек – из села в город. Реализация мер по оптимизации расселения сельского населения предполагается в рамках отдельной программы регулирования внутренней миграции.

Результатом реализации Программы станет следующее:

рост уровня доходов жителей сельских населенных пунктов на основе повышения предпринимательской активности сельского населения и расширения сфер экономической деятельности;

развитие сферы жизнеобеспечения сельского населения:

повысится уровень обеспеченности СНП качественной питьевой водой;

улучшится электро- и газоснабжение сельских жителей;

будут созданы условия для развития в сельской местности рынка транспортных услуг, проведены строительство, реконструкция и капитальный ремонт сельских дорог;

будут осуществлены меры по модернизации существующих и строительству новых систем телекоммуникаций путем замены аналоговых АТС на цифровые, будет обеспечена реализация плана развития ОАО "Казпочта" в области развития сельской почтовой связи;

улучшится медицинское обслуживание жителей села, будут построены новые больницы, проведены капитальный ремонт и реконструкция существующих объектов здравоохранения, укреплена их материально-техническая база;

получат дальнейшее развитие учебные заведения среднего общего и начального образования, улучшится их материально-техническое обеспечение;

будут обеспечены повышение доступа к услугам учреждений культуры и спорта, 100-процентный охват программами национального телевидения и радиовещания;

улучшится обеспечение общественной безопасности сельских жителей, участковые пункты полиции будут укомплектованы транспортными средствами, мебелью, компьютерной техникой, стационарными рациями;

для обеспечения экологической безопасности СНП будут составлены экологические паспорта административных единиц, организована система экологического мониторинга;

будут разработаны механизмы стимулирования внутренней миграции в рамках регулирования миграционных процессов сельского населения. К концу 2006 года будет создана оптимальная модель сельского расселения в привязке к природно-климатическим зонам и национальной схеме размещения производительных сил, а ее реализация будет осуществлена к концу 2010 года.

Для реализации данных мероприятий в течение первых трех лет (2004–2006 гг.) только из республиканского бюджета предусмотрено выделение средств в объеме 67,5 млрд. тенге, кроме того, будут выделены средства из местных бюджетов и внебюджетные средства (заемные средства, прямые инвестиции, гранты и средства других финансовых институтов).

Департамент анализа и госрегулирования развития АПК и сельских территорий Министерства сельского хозяйства РК.

"Аграрный Казахстан", 25 июля


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
29 июля состоялся телефонный разговор Нурсултана Назарбаева с Владимиром Путиным 31.07.2003
Глава государства в своей столичной резиденции провел рабочие встречи 31.07.2003
Сегодня в Правительстве под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан состоялось совещание 31.07.2003
Оксикбаев вышел на охоту 31.07.2003
Всемирное признание ШОС 31.07.2003
В результате незаконного обналичивания денег государство недополучает в виде НДС до 40 млрд. тенге в год 31.07.2003
Выбор молодых 31.07.2003
О ходе регистрации кандидатов в депутаты маслихатов 31.07.2003
Новый профсоюзный передел 31.07.2003
Количество без качества 31.07.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz