NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 04:13 ast
02:13 msk

Бюджет страны должен работать на развитие
О.Оксикбаев: Счетным комитетом выявлено нецелевое, необоснованное и неэффективное использование средств республиканского бюджета на сумму 1,5 млрд. тенге, из которых 0,2 млрд. тенге возмещено в бюджет
25.07.2003 / политика и общество

Татьяна БРАУН, "Казахстанская правда", 24 июля

В редакцию "Казахстанской правды" приходят письма, в которых читатели спрашивают о работе Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. В них просьба рассказать о том, каковы его основные функции и задачи, насколько эффективна деятельность, и главное - служат ли установленные нарушения и рекомендации комитета по их устранению и недопущению руководством к улучшению бюджетной политики страны и решению проблем межбюджетных отношений. Сегодня есть серьезный повод для разговора. Счетный комитет в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки подготовил Отчет об исполнении республиканского бюджета за 2002 год, который 30 июня утвержден Парламентом страны. К тому же у Счетного комитета новый председатель. Об исполнении республиканского бюджета, деятельности комитета и его перспективах наш корреспондент беседует с Омарханом Оксикбаевым, председателем Счетного комитета.

- Счетный комитет осуществляет внешний контроль за исполнением республиканского бюджета (РБ). Мы ежегодно представляем Парламенту страны отчет об исполнении РБ, в котором дается заключение по отчету Правительства РК об исполнении РБ. По сути дела, в данном документе отражаются результаты работы комитета, проведенной в отчетном году. В 2002 году нами была продолжена работа по осуществлению мониторинга исполнения РБ и контрольных мероприятий за целевым и эффективным использованием его средств. Информация по результатам мониторинга исполнения РБ и контрольных мероприятий в течение года представлялась Президенту, Парламенту, а также общественности страны.

В свете реализации Закона Республики Казахстан "О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов" много внимания уделялось вопросам методологического обеспечения контрольных мероприятий. Счетным комитетом утверждены стандарты контроля, ряд методических документов, регулирующих вопросы осуществления контроля, а также проведены совещания по вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля и повышения эффективности деятельности органов внешнего и внутреннего контроля.

- Уважаемый Омархан Нуртаевич, как оценивается исполнение РБ за 2002 год?

- Исполнение РБ осуществлялось во время позитивного развития экономики, выгодных внешнеторговых условий и низких темпов инфляции. Однако мы не можем сказать, что бюджет исполнен на достаточно качественном уровне. В отчетном году прослеживались недостатки исполнения как доходной, так и расходной части. К примеру, не были использованы все резервы мобилизации поступлений в РБ, значительные его средства были не освоены, использовались неэффективно, нерационально и не по целевому назначению. Кроме того, использование свободных остатков средств РБ на досрочное погашение внутреннего и внешнего долга ограничивало ресурсную базу бюджета для решения актуальных социально-экономических задач государства. В рамках исполнения РБ в отчетном году не обеспечено исчерпывающее выполнение поручений, вытекающих из Послания Президента РК народу Казахстана. Так, допущено снижение расходов РБ на здравоохранение и образование, не выполнены поручения Главы государства по строительству и реконструкции автомобильных дорог, завершению реабилитации автомагистрали Алматы - Астана и т. д.

- Известно, что утвержденные годовые назначения по доходам перевыполнены на 8,6 процента. Вместе с тем как парламентарии страны, так и эксперты отмечали, что в отчетном году при исполнении доходной части РБ наблюдались отдельные негативные тенденции. В частности, на совместном заседании палат говорилось о парадоксах в нефтедобывающей отрасли, где в 2002 году по сравнению с 2001 годом возросли как объемы добычи, так и доходы компаний, но уплаченные налоги в бюджет снизились. Не менее парадоксально и другое утверждение: нефтедобывающий сектор облагается налогами и иными обязательными платежами даже ниже, чем пищевая промышленность. А как вы охарактеризуете исполнение доходной части РБ?

- Я уже отметил, что доходная часть РБ исполнена с определенными недостатками. Во-первых, в отчетном году сохранилась тенденция роста зависимости исполнения доходной части РБ от сбора корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость. Удельный вес данных видов налогов в общем объеме налоговых поступлений превышает 80 процентов. В сложившихся условиях снижается заинтересованность в улучшении администрирования неналоговых поступлений. Так, в отчетном году назначения по неналоговым поступлениям исполнены только на 96,7 процента. При этом в результате недоисполнения утвержденных назначений по девятнадцати видам (средства от арендной платы за пользование военными полигонами, плата за предоставление информации о недрах и другие) неналоговых специфик в РБ не поступило средств на сумму более 7,0 млрд. тенге.

Во-вторых, серьезные недостатки планирования доходной части РБ привели к тому, что по отдельным спецификам налоговых поступлений годовые назначения не исполнены на 51,6 млрд. тенге (корпоративный подоходный налог с организаций сырьевого сектора. Вместе с тем в отчетном году в РБ поступило 51,2 млрд. тенге от не включенных в бюджет специфик налоговых поступлений (НДС за нерезидента, сбор за регистрацию лекарственных средств и др.).

В-третьих, в 2002 году назначения по корпоративному налогу от сырьевого сектора не исполнены на 12,8 процента, по роялти от организаций сырьевого сектора - на 18,9 процента. При этом в 2002 году наблюдалось устойчивое увеличение цен экспортных поставок, которые за год увеличились на 49 процентов, а также увеличение объемов производства нефти на 18 процентов. При прочих равных условиях рост цен и физического объема экспорта должен способствовать увеличению поступлений налогов от сырьевого сектора.

В-четвертых, в отчетном году наблюдалось неравномерное исполнение по отдельным видам налогов. Так, если в течение трех кварталов 2002 года наблюдалось устойчивое увеличение поступлений от НДС в РБ, то в четвертом квартале произошло резкое снижение поступлений по данному виду налога (до 6 млрд. тенге в декабре), что в определенной степени было обусловлено искусственным сдерживанием сбора этого налога с целью успешного выполнения задания первого квартала 2003 года. Доказательством сказанного служит рост поступлений от НДС в январе 2003 года до 23 млрд. тенге. Всему этому, по нашему мнению, способствовали издержки планирования бюджета, слабое администрирование, низкое качество мониторинга и нечеткость механизмов исполнения РБ.

- На совместном заседании палат, где рассматривалось исполнение республиканского бюджета 2002 года, также прозвучало утверждение, что не исполнены в полном объеме 342 бюджетные программы. Не освоено 35,91 млрд. тенге. Причем, как утверждают депутаты, это самая высокая сумма почти за 10 лет введения тенге. Каковы причины неосвоения значительных бюджетных средств?

- Действительно, за отчетный год средства РБ на сумму 35,9 млрд. тенге остались неосвоенными, из них более 19 млрд. тенге предназначались для поддержки реального сектора экономики, 4 млрд. тенге должны были быть направлены на социальную помощь и обеспечение. В ходе анализа определены основные причины неосвоения бюджетных средств. Это прежде всего включение в республиканский бюджет отдельных программ без достаточного обоснования. Объемы бюджетных ассигнований и внешних займов, выделяемых на транспорт и строительство, завышены и не достаточно увязаны с реальными возможностями действующих в республике предприятий и организаций.

Несвоевременное и некачественное проведение государственных закупок, несвоевременное утверждение паспортов бюджетных программ, а также несовершенство механизма финансирования и освоения средств по программам развития также оказывают негативное влияние на освоение средств РБ.

Кроме того, данное неосвоение допускается в результате недостатков планирования расходной части бюджета. Как вы знаете, бюджет в 2002 году уточнялся, и, тем не менее, не было учтено уже намечаемое неосвоение бюджетных средств. Отсутствие действенного текущего контроля за исполнением бюджета со стороны администраторов программ, которые должны оперативно реагировать на любой настораживающий факт, также привело к тому, что запланированные в бюджете средства не были освоены в полном объеме.

- Для многих наших читателей, не посвященных в таинства финансовых операций и премудрости бюджетной политики, кажутся странными сетования по поводу того, что не освоены 35 миллиардов. С житейской точки зрения, это не так уж и плохо: не освоены - значит остались в казне, сэкономили... Зависли деньги - значит программы были не очень хороши, то есть неактуальны и не востребованы обществом...

- Сложившаяся в 2002 году экономия бюджетных средств не может рассматриваться как положительный факт. Во-первых, неосвоение 35 млрд. тенге свидетельствует о том, что отдельные бюджетные программы, а значит, определенные государственные задачи, не выполняются. Во-вторых, своевременное освоение данных средств способствовало бы большему росту экономики страны. В-третьих, сложившаяся ситуация может привести к росту избыточной ликвидности в экономике, к сдерживанию темпов экономического развития и ухудшит стимулы роста экспортных поставок. Принимая во внимание причины неосвоения бюджетных средств, я могу с уверенностью сказать, что не верно и утверждение о том, что неосвоение средств бюджета происходит по причине их невостребованности со стороны общества.

В сложившихся условиях необходимо совершенствовать используемые финансовые инструменты управления бюджетными ресурсами. В частности, свободные остатки бюджетных средств и внешние займы сегодня целесообразно использовать для реализации инвестиционных проектов, а не для досрочного погашения внутреннего долга страны, как это было сделано в 2002 году.

Я убежден в том, что бюджет страны должен работать на развитие и все бюджетные деньги должны быть задействованы в экономике.

- Не могли бы вы познакомить с некоторыми результатами контрольных мероприятий Счетного комитета и привести примеры выявленных нарушений?

- За прошедший год нами проведены 24 контрольных мероприятия на 218 объектах. Контрольными мероприятиями было охвачено более 60 бюджетных программ, на реализацию которых выделено порядка 44 млрд. тенге. Счетным комитетом выявлено нецелевое, необоснованное и неэффективное использование средств республиканского бюджета на сумму 1,5 млрд. тенге, из которых 0,2 млрд. тенге возмещено в бюджет. Установленные нами недоначисленные налоги, сборы и несвоевременно уплаченные таможенные платежи составили 0,6 млрд. тенге, из которых 0,2 млрд. тенге взыскано в бюджет. Кроме того, выявлено нецелевое использование кредитных ресурсов на сумму 0,2 млрд. тенге и доначислено в местный бюджет налогов и других обязательных платежей в сумме 0,4 млрд. тенге, из них взыскано 0,1 млрд. тенге. Для сравнения скажу, что из республиканского бюджета на содержание Счетного комитета, включая инвестиционные проекты, расходуется порядка 80 млн. тенге.

Что касается примеров выявленных нарушений, я хотел бы отметить, что в текущем году выпущен первый номер Бюллетеня Счетного комитета. В данном бюллетене представлены заключения и основные положения постановлений Счетного комитета, в которых отражены все выявленные нарушения. Кроме того, материалы контрольных мероприятий размещаются на нашем официальном web-сайте: www.esep.kz

Относительно устранения выявленных нарушений. На данный момент постановления Счетного комитета, в которых оформлены решения по устранению выявленных нарушений, в основном выполняются своевременно.

- А каковы причины наиболее часто выявляемых нарушений?

- Анализ показывает, что наиболее часто нарушаются требования Налогового кодекса, законов Республики Казахстан "О бюджетной системе", "О государственных закупках", "О платежах и переводах денег", "О бухгалтерском учете" и другие.

Причин нарушений очень много. Это, прежде всего, непроработанность финансовых механизмов. В частности, в разрабатываемых паспортах по отдельным бюджетным программам не указываются конкретные критерии исполнения программ, в правилах финансовых процедур отсутствует механизм предоставления целевых инвестиционных трансфертов местным бюджетам.

На мой взгляд, требует дальнейшего совершенствования бюджетная классификация доходов и расходов РБ.

Одной из причин нарушений требований законодательства о государственных закупках является то, что механизмы проведения конкурса и осуществления государственных закупок неоправданно усложнены. Кроме того, в настоящее время не все вопросы размещения государственного заказа нашли отражение в нормативных правовых актах. К примеру, Счетным комитетом в 2002 году установлены факты привлечения генеральными подрядчиками большого числа субподрядных организаций, определенная часть которых выступает посредниками, непосредственно не выполняющими государственный заказ. В результате, средства РБ оседают на счетах посреднических организаций в виде оплаты за оказание услуг генерального подряда. Все это приводит к неэффективному использованию средств РБ.

В связи с этим считаю, что необходимо внести изменения в законодательство о государственных закупках в части реализации долгосрочного закупа государственных услуг (работ, товаров). Необходимо ориентировать победителей конкурсов на реализацию государственного заказа на долгосрочной основе, к примеру, на пять и более лет. При этом будут устранены сложные процедуры государственного закупа, а поставщики будут иметь реальные возможности проводить расширение, техническое перевооружение своего производства с целью совершенствования предоставляемых услуг и улучшения качества поставляемой продукции...

Вышеприведенные факты усложняются тем, что комплексно не отработан механизм оказания государственных услуг, выполнения заказов, включая организацию бухгалтерского учета на отдельных предприятиях, выполняющих государственный заказ. Последнее, в свою очередь, затрудняет проведение качественного мониторинга и контроля за целевым использованием бюджетных средств.

- Вы как заклинание повторяете: нужен закон, нужны механизмы, требуется проработать методологию... Абсолютизация правильных схем. А в жизни недавно пришлось услышать "аксиому" от олигарха: новый закон - это просто другая колода карт, а игроки остались те же самые, да и ставки те же... Но это как реплика, чтобы мы не совсем идеализировали жизнь... Что же касается следующего вопроса, то он звучит так: как вы оцениваете сегодняшнее состояние бухгалтерского учета в организациях, реализующих государственный заказ?

- Очень сложно дать единую оценку состояния организации бухгалтерского учета во всех организациях. В отдельных организациях бухгалтерский учет ведется на достаточно качественном уровне, в других - бухгалтерский учет не налажен должным образом. К примеру, в ходе контрольных мероприятий Счетного комитета были установлены факты ведения бухгалтерского учета с нарушением действующих стандартов.

В рамках заданного вопроса я хотел бы подчеркнуть, что сегодня для контролирующих органов представляется крайне сложным отследить и проконтролировать использование бюджетных средств организациями, реализующими государственный заказ. Это, прежде всего, обусловлено тем, что бюджетные средства обезличиваются в момент их поступления на расчетный счет хозяйствующего субъекта. Вопросы целевого и обоснованного использования бюджетных средств хозяйствующими субъектами не отрегулированы.

Кроме того, существуют серьезные проблемы в организации бухгалтерского учета. На сегодняшний день не все вопросы организации бухгалтерского учета отрегулированы соответствующими нормативными правовыми актами. Отсутствует качественная методологическая база ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях и организациях. Ощущается дефицит высококвалифицированных бухгалтеров. Сегодня не проводится целенаправленная подготовка бухгалтеров государственных организаций. Вместе с тем бухгалтер - это тот же контролер, который осуществляет текущий контроль на месте, предотвращая нарушения законодательства. Мы намерены ставить задачу усиления и поднятия статуса бухгалтеров в государственных организациях. Думаю, что небесполезно внедрить данную практику и в частном секторе.

- Какие меры предпринимаются Счетным комитетом по устранению установленных фактов нарушений и исключению их в дальнейшем? Исчерпывающи ли эти меры и что необходимо для их усиления?

- По результатам всех контрольных мероприятий Счетный комитет проводит заседания и принимает соответствующие решения, оформленные в постановления. Как вы знаете, постановления Счетного комитета направляются объектам контроля и администраторам программ, допустившим нарушения, и их исполнение контролируется. Отдельные материалы контрольных мероприятий в соответствии с требованиями действующего законодательства направляются в правоохранительные органы, которые проводят следственные мероприятия по установленным фактам нарушений.

Кроме того, в предоставляемой ежеквартальной информации Президенту Республики Казахстан и в отчете в Парламент Республики Казахстан Счетным комитетом излагаются конкретные рекомендации государственным органам по устранению выявленных нарушений, а также их недопущению в дальнейшем. К примеру, в годовом отчете нами предложено усилить контроль за деятельностью государственных казенных предприятий, совершенствовать процедуры использования и освоения средств РБ путем улучшения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, разработать механизм предоставления, эффективного использования и мониторинга целевых официальных трансфертов местным бюджетам и внести необходимые дополнения в Правила финансовых процедур по исполнению бюджета и т. д.

По поводу второго вопроса. В настоящее время мы комплексно прорабатываем вопросы повышения эффективности деятельности органов внешнего контроля. Сейчас я хотел бы отметить некоторые из них. В частности, необходимо внести в Административный и Уголовный кодексы изменения и дополнения в части усиления ответственности должностных лиц за нарушение бюджетного законодательства, исходя из принципа адресности и неотвратимости наказания за совершенные правонарушения. Сегодня в соответствии с требованиями бюджетного законодательства наказание (к примеру, практика отзыва средств) несут организации, а не должностные лица, допустившие нарушения.

Усиление мер по устранению и недопущению нарушений и, в целом, повышение эффективности внешнего контроля за исполнением доходной и расходной части РБ без институционального укрепления Счетного комитета, на мой взгляд, невозможно. С каждым годом увеличивается объем республиканского бюджета и, как следствие, количество объектов контроля. Сегодня контрольными мероприятиями Счетного комитета охвачено не более 8 процентов расходов РБ. В связи с этим нами внесено предложение об увеличении численности аппарата Счетного комитета.

Требуют совершенствования механизмы реализации решений, принятых по результатам контрольных мероприятий, направленных на устранение выявленных финансовых нарушений. К примеру, необходимо определение порядка взаимодействия органов государственного финансового контроля, в том числе с правоохранительными органами. Также необходимо установить сроки реализации решений, принятых органами государственного финансового контроля. Здесь же я хочу отметить, что наряду с устранением и недопущением нарушений бюджетного законодательства мы намерены уделять особое внимание профилактике нарушений и тесно работать в этом направлении с Правительством Республики Казахстан и его структурными подразделениями.

- Омархан Нуртаевич, какие приоритетные направления в деятельности Счетного комитета обозначены на 2003 год?

- В текущем году Счетный комитет продолжит осуществление мониторинга исполнения РБ, а также контрольных мероприятий. Мы планируем увеличить количество комплексных контрольных мероприятий, а также контроль эффективности. Кроме того, в текущем году нами будут проводиться контрольные мероприятия за поступлением налогов, сборов и других платежей в РБ. На Счетный комитет возложены и функции контроля за полнотой поступлений РБ. В связи с определенными несоответствиями действующего налогового законодательства и законодательства о контроле до настоящего времени Счетный комитет большой акцент делал на проверки целевого и эффективного использования средств РБ. Между тем, как я уже отметил, сегодня качество исполнения доходной части РБ оставляет желать лучшего, и поэтому мы намерены усилить контрольную работу в этом направлении. Сегодня администраторы программ за нецелевое использование несколько тысяч тенге привлекаются вплоть до уголовной ответственности. Вместе с тем за "срыв" многомиллионных доходов РБ налоговые органы не несут никакой ответственности. Это парадокс: наказывая за нарушения закона о РБ в части исполнения расходов, мы не наказываем за нарушение такого же закона в части исполнения поступлений. Таких парадоксов не должно быть.

В настоящее время нами проводится работа по постепенному внедрению компьютерного аудита. Предстоит работа по разработке методических рекомендаций по проведению контроля на соответствие, контроля финансовой отчетности, контроля эффективности и контроля качества.

И в заключение хочу отметить, что приоритетным направлением в деятельности Счетного комитета является разработка конкретных рекомендаций по созданию стройной системы государственного финансового контроля в республике. Счетный комитет приступил к разработке стратегии развития внешнего контроля в республике, в которой будут отражены основные направления деятельности внешних органов государственного финансового контроля с целью обеспечения соблюдения строгой финансовой дисциплины.

Как и прежде Счетный комитет намерен работать в полной прозрачности и открытости, используя все достижения в мировой практике осуществления внешнего контроля за использованием бюджетных средств.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
29 июля состоялся телефонный разговор Нурсултана Назарбаева с Владимиром Путиным 31.07.2003
Глава государства в своей столичной резиденции провел рабочие встречи 31.07.2003
Сегодня в Правительстве под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан состоялось совещание 31.07.2003
Оксикбаев вышел на охоту 31.07.2003
Всемирное признание ШОС 31.07.2003
В результате незаконного обналичивания денег государство недополучает в виде НДС до 40 млрд. тенге в год 31.07.2003
Выбор молодых 31.07.2003
О ходе регистрации кандидатов в депутаты маслихатов 31.07.2003
Новый профсоюзный передел 31.07.2003
Количество без качества 31.07.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz