Алла ЕРЕМЕНКО, "Зеркало недели", 26 июля
21 июля должно было состояться собрание акционеров ОАО "Укртранснафта". Однако оно перенесено на 1 августа. По инициативе акционера "Укртранснафти" - "Нефтегаза Украины", которому государство передало в управление 100% акций "Укртранснафти". Каждая из сторон объясняет "пролонгацию" собрания акционеров по-своему. Но, вероятно, не стоит исключать того, что это один из способов создать конфликт (интересов? чьих?) в украинском ТЭКе, чтобы отвлечь внимание от куда более серьезных проблем. Так ли это, наверное, скоро прояснится.
Так как "ЗН" практически всегда подробно описывало перипетии, связанные как с "Укртранснафтою", так и вверенным ей, кроме прочего, в управление нефтепроводом Одесса-Броды, не буду повторяться. Расскажу вкратце о событиях последних двух недель.
14 июля, как и было запланировано, под эгидой Еврокомиссии в рамках программы INOGATE в Гданьске состоялось заседание за "круглым столом" реальных и потенциальных участников проекта ЕАНТК.
Собственно, уже название этой встречи деловых людей определяло круг участников: "Одесса-Гданьск: северное измерение для каспийской нефти". Это мероприятие безусловно заслуживает более подробного описания, но если кратко описать происходящее в Гданьске (Поморье, Польша), где обсуждались перспективы продления нефтепровода Одесса-Броды по территории Польши с целью создания европейского нефтетранспортного коридора, то можно резюмировать, что проект "Одесса-Броды-Плоцк" получил политическую поддержку правительств Украины и Польши, а также Еврокомиссии. В качестве подвижек в сторону коммерциализации проекта называется концепция бизнес-плана, подтверждающего наличие рынков сбыта нефти, которая будет поступать по нефтепроводу в Европу. Заинтересованность в получении нефти по этому нефтепроводу проявили также НПЗ Чехии, Австрии и Германии. Специальный уполномоченный по вопросам ЕАНТК, председатель правления "Укртранснафти" Александр Тодийчук сообщил, что к реализации бизнес-плана нефтепровода Одесса-Броды "Укртранснафта" приступит в декабре текущего - начале будущего года.
Концепцию бизнес-плана подготовила компания PricewaterhouseСoopers. Она предусматривает транспортировку нефти по этому нефтепроводу, а также по системе других действующих и проектируемых нефтепроводов на НПЗ Чехии, Австрии и Германии. Реализация бизнес-плана предусмотрена в три этапа. На первом из них по нефтепроводу будет транспортироваться 7 млн. тонн нефти, на втором - 11 млн. тонн, на третьем - 19 млн. тонн.
К слову, еще в мае Еврокомиссия выделила грант в размере 2 млн. евро на техническую поддержку достройки нефтепровода Одесса-Броды до Плоцка.
Присутствующих на этом гданьском саммите весьма интересовала позиция Украины в отношении принципиальных вариантов использования нефтепровода. И европейцы дали четко понять, что от того, в каком направлении Украина будет качать нефть, будет зависеть и их коммерческая заинтересованность в проекте. Возглавляющий украинскую делегацию министр топлива и энергетики Сергей Ермилов заверил присутствующих в том, что в случае равных условий (надо понимать, прежде всего ценовых параметров) предлагаемых Украине сегодня вариантов будет выбран европейский, и о реверсе речь пока не идет. Правда, комиссия, созданная по решению украинского Президента для анализа этого вопроса, свой окончательный вердикт еще не вынесла, но и слишком уж навязчивых предложений российских нефтяных компаний безоглядно не приняла.
По странному (или закономерному?) стечению обстоятельств, именно когда все возрастает заинтересованность в европейском направлении транзита нефти по нефтепроводу Одесса-Броды, появляется заявление сотрудника компании CERA Мэтью Дж.Сагерса. Оказывается, он считает бессмысленным продление нефтепровода Одесса-Броды до Гданьска. Разумеется, каждый имеет право на собственную точку зрения. Но зачем же ее преподносить как мнение экспертной организации? Тем более что CERA (Кембриджская ассоциация по проведению исследований в области энергетики) не уполномочена правительством Украины комментировать ситуацию. Более того, если вы видели этот "многосложный труд" целой ассоциации, то легко угадаете в нем идею реверса нефтепровода Одесса-Броды, активно навязываемую Украине несколькими российскими экспортерами нефти. Что же касается аналитики, то, увы, это, с позволения сказать, исследование подобных "мелочей" не содержит. Так что можно только догадываться, зачем вышеупомянутому господину понадобилось оглашать подобные вещи. Ну да Бог с ним.И не такое доводилось слышать об украинском проекте. И чем ближе его реализация, тем громче голоса его противников. Ничего не поделать - классический конфликт интересов.
А уже на следующий день после конференции в Гданьске, 15 июля, Президент Украины Леонид Кучма отмечает повышение интереса со стороны нефтедобывающих компаний, работающих в Каспийском регионе, к использованию нефтепровода Одесса - Броды для транспортировки нефти в Европу. Вместе с тем глава государства подчеркнул, что решение о транспортировке каспийской нефти в Европу либо реверсном использовании нефтепровода Одесса - Броды должно принимать правительство. А заодно Л.Кучма пожурил "энергетического" вице-премьера Виталия Гайдука и главу Минтопа Сергея Ермилова за плохую подготовку к зиме. Надо понимать, что это одно из "последних китайских предупреждений" чиновникам, и хотя формально оно не связано с проектом "Одесса-Броды", не секрет, что и Л.Кучме российские члены правительства, а не только нефтяные компании настоятельно предлагают качать нефть в реверсном направлении. С таким решением российский вице-премьер Христенко даже увязывал подписание долгосрочного украинско-российского соглашения о транзите нефти по нефтепроводам Украины. Однако это сильно уж откровенное давление… Так что хотя Кабмин Украины и одобрил проект 15-летнего соглашения с Россией о транзите нефти уже 16 июля, что даст российским компаниям возможность транспортировки до 79,5 млн. тонн нефти в год, в соглашение не включена система Одесса-Броды. О чем сообщил министр С.Ермилов. Реверанс это в адрес россиян или вправду остается такая перспектива, но, по словам министра, новый нефтепровод в принципе может быть включен в соглашение. Правда, это не значит, что будет включен. А там посмотрим.
Далее Кабмин переносит окончательное решение по вопросу использования нефтепровода Одесса-Броды в реверсном режиме, решив привлечь на тендере независимого эксперта в этой области для того, чтобы получить независимую оценку реверсного варианта работы, как это было сделано для варианта прямой работы нефтепровода Одесса-Броды.
Дальше - больше. 18 июля в Ялте российский премьер Михаил Касьянов заявляет, что соглашение о транзите российской нефти по территории Украины может быть подписано после того, как будет решен вопрос о транзите российской нефти по нефтепроводу Броды-Одесса. Разумеется, ему бы хотелось увидеть решение по этой теме "в сжатые сроки", и конечно же РФ готова посодействовать Украине в этой многосложной задачке. "Мы рассчитываем, что, может быть, через месяц будет завершено рассмотрение этого вопроса - использования для прокачки российской нефти нефтепровода Броды-Одесса. Как только по этой теме будут отработаны все технологические особенности и соединены с экономическими, тогда это соглашение будет готово к подписанию. Таково наше представление", - подчеркнул М.Касьянов.
Такие вот товарищеские взаимоотношения. И кто после этого скажет, что проект ЕАНТК и вообще достройки и вариантов использования нефтепровода Одесса-Броды - это сугубо экономическая тема?! Всяк остаивает свои интересы всеми доступными способами. Отстаивает их и "Укртранснафта", за что и получает, как говорится, на орехи со всех сторон.
Тем не менее, несмотря на все давление и ажиотаж, ОАО "Укртранснафта", владеющее нефтетранспортными мощностями в Украине, сообщает, что в результате переговоров с поставщиками каспийской нефти и ее потребителями в странах Европы имеет пакет предложений, которые создают условия для начала прокачки нефти в европейском направлении до конца этого года - в начале 2004-го.
Кроме того, в "Укртранснафті" отмечают: "Мы работаем на увеличение суммы транспортируемой российской и каспийской нефти, работаем над гармонизацией интересов России и Казахстана, а не на их конфликт". А предложения российских компаний, по мнению украинских нефтетранспортников, не всегда выглядят однозначными, и "возникает вопрос о бизнес-логике этих предложений". В "Укртранснафті" по-прежнему считают, что работа нефтепровода Одесса-Броды в реверсном режиме может негативно повлиять на реализацию проекта "Дружба-Адрия" и увеличить нагрузку на пролив Босфор.
Тут же свое слово вставила и российская ТНК, которая, оказывается, приветствует действия правительства Украины по серьезному обсуждению возможности транспортировки российской нефти по нефтепроводу Одесса-Броды в реверсном режиме. Об этом заявил президент Торгового дома "ТНК-Украина" Александр Городецкий на пресс-конференции в Киеве 17 июля. При этом он не забыл подчеркнуть, что реверсный маршрут подкреплен реальными предложениями российских компаний-экспортеров. Он также считает, что украинская сторона ошибочно не включила нефтепровод Одесса-Броды в проект 15-летнего соглашения с Россией о транзите нефти по территории Украины, как это предлагает российская сторона. Повторюсь, что каждый имеет право на собственное мнение…
Наблюдая за развитием событий вокруг проекта ЕАНТК и нефтепровода Одесса-Броды, счел возможным высказать свое мнение на этот счет и посол США в Украине Карлос Паскуаль. Он вновь высказывается за использование нефтепровода Одесса-Броды в европейском направлении.
В интервью журналистам К.Паскуаль подчеркнул также необходимость использования нефтепровода на более привлекательных для инвестора условиях. Наполнение нефтепровода каспийской нефтью для европейского рынка откроет для украинской экономики долгосрочные перспективы, считает дипломат.
Впрочем, в "Укртранснафті" и так видят перспективы. Даже при сокращении экспорта российской нефти компания считает, что нефтетранспортная система приносит стране прибыль. И предоставляет цифры, приведенные в таблицах. По данным "Укртранснафти", в период с 1 января по 1 июня 2003 года компания уплатила в госбюджет основных налогов на сумму 167 376 тыс. грн. (на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года).
Надо заметить, что далеко не все разделяют оптимизм "Укртранснафти" и продолжают обвинять компанию в популизме. Мол, пусть бы использовали нефтепровод Одесса-Броды в реверсном режиме, тогда бы и прибыль была посущественнее. Впрочем, к подобным выпадам стоит относиться критически. В конце концов правительство страны вскоре расставит точки над "і". А то уж слишком "популярной" стала тема "Укртранснафти" и вариантов использования нефтепровода Одессса-Броды. |