NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 16:31 ast
14:31 msk

Все начатые реформы надо доводить до конца
Выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на расширенном заседании Правительства и Национального банка в Астане 7 августа 2003 года
09.08.2003 / политика и общество

Астана. 8 августа. Казинформ

Казахское информационное агентство распространяет тезисы выступления Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на расширенном заседании Правительства и Национального банка в Астане 7 августа 2003 года. Текст выступления предоставлен пресс-службой Администрации Президента РК.

О проделанной работе уже докладывали.

Поэтому я хочу остановиться на конкретных задачах, которые стоят перед Правительством и акимами на предстоящий период.

Новое Правительство делает шаги в правильном направлении, будет углублять реформы естественных монополий, приватизировать ненужные государству объекты. Все начатые реформы надо доводить до конца.

Самым главным нашим итогом я считаю социальные показатели.

На 1 июля средняя заработная плата по Казахстану составила почти 23 тысячи тенге, средняя пенсия стала около 8 тысяч, что на четверть выше, а прожиточный минимум – 5,2 тысячи тенге, а доля населения, проживающего ниже черты бедности снизилась до 7%. Это очень неплохие показатели, если учитывать, что продуктовая корзина составляет около 3,6 тысячи тенге.

Повышение пенсий коснулось 1 млн. 15 тысяч пенсионеров, а это около 60% от числа всех пенсионеров, максимальное увеличение пенсии стало примерно на 4,8 тыс. тенге. Тем самым, мы постарались исправить ситуацию тех сложных лет, когда проблематично было выплачивать даже такие пенсии, не говоря об их увеличении. Теперь такого не будет. Отныне ежегодно с учетом инфляции будут всем повышаться пенсии.

Начал с прошлого года наблюдаться естественный прирост населения: в прошлом году на 10 тысяч, а в первом полугодии текущего – на 26 тысяч. Резко снизилась младенческая смертность.

Было создано 103 тысячи рабочих мест, а около 100 тысяч человек привлекалось на общественные работы.

Это неплохие показатели, а если будут исполнены все положения моего Послания, то социальная ситуация улучшится еще более значительно. Это и повышение зарплаты, в том числе госслужащим и бюджетникам, это снижение налогов, в том числе подоходного, что приведет к улучшению благосостояния граждан. Поэтому в проекте бюджета на следующий год уже учтены все эти положения.

Первое. Согласно Стратегии индустриально-иновационного развития нужно определиться - что конкретно необходимо сделать до конца года.

Я думаю, что Правительство правильно сделало, создав центры трансферта технологий и маркетинговых исследований. Но кроме этого, до октября должна быть завершена работа по формированию нормативной правовой базы комплексного взаимодействия всех институтов развития по реализации стратегии индустриально-инновационного развития, а их у нас много. В том числе, финансовых.

Надо предусмотреть меры по подготовке и переподготовке менеджеров и специалистов новой формации, умеющих работать в современных условиях.

А в ближайшие месяцы Правительство должно иметь четкую программу по вступлению в ВТО.

Мы ведем активные переговоры со Всемирной торговой организацией по этому вопросу. И делаем это не потому, что это какая-то дань моде. Это нужно нам в первую очередь. Только так мы сможем добиться того роста, который планируем. Мы хотим выйти на чужие рынки. Да, тогда откроется и наш рынок для зарубежных товаров. Это риск для наших предприятий. Именно поэтому мы сейчас делаем упор на переработку своей продукции, улучшении ее качества. Если аграрный сектор за 3-4 года не улучшит качество своей продукции, то может оказаться в более сложной ситуации. На ее облегчение направлена и наша Стратегия индустриально-инновационного развития. Каждому акиму необходимо отследить ассортимент производимой продукции, ее качество и стандарты. Кстати говоря, принятые в стране стандарты Правительству тоже надо пересмотреть.

Второе. Работа по борьбе с бедностью и безработицей до сих пор не отличается конкретностью и целенаправленностью, хотя я еще в начале года обращал внимание на эти недостатки.

По итогам первого полугодия доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения в целом по республике составила 2,4%.

В то же время в Кызылординской области этот показатель сложился на уровне 4%, Атырауской - 3,6%, Восточно-Казахстанской – 3,2%, Акмолинской и Западно-Казахстанской - 3,1%. При этом во всех регионах уровень трудоустройства остается низким, за исключением Астаны (93,4%).

Строятся и реанимируются в основном мелкие объекты. Сроки ввода более крупных предприятий, имеющих важное экономическое и социальное значение, нередко срываются.

К примеру, затянулось строительство международного аэропорта в Алматы, ввод которого перенесен на III квартал. Сколько можно тянуть и извиняться перед пассажирами за неудобства? В конце августа начнутся важнейшие мероприятия международного значения. И аэропорт нужен.

Не везде последовательно реализуется потенциал общественных работ. Сохраняется задолженность по оплате общественных работ.

Кстати, а как вообще решить проблему статистики? Кого и по каким критериям считать безработными, низкооплачивыми? Сельский аким должен знать реальное положение своих селян. Если есть, к примеру, у кого-то богатое хозяйство, но нет зарплаты, то его уже нельзя отнести к бедным.

Правительству, начиная уже с 2004 года, необходимо выделить из республиканского бюджета средства порядка трех миллиардов тенге для сельских округов.

Третье. Нужны четкие системные меры по реструктуризации, модернизации и строительству всей инфраструктуры, включая естественные монополии. Надо предметно разобраться и с национальными компаниями – кто у них хозяин, а кто наемный менеджер?!

Я знаю, что Правительство на этот счет готовит предложения. Прошу их внести в кратчайшие сроки.

Везде раздуваются штаты, во всех областях и районах. Никто их не контролирует и не проверяет. Если отследить и сократить излишние штатные единицы, то можно направить высвобожденные средства на благо всех граждан.

Четвертое. Не решены проблемы с исполнением доходной и расходной частей бюджета.

С поступлениями в государственный бюджет дело обстоит хорошо, план перевыполнен. Вместе с тем, надо навести порядок по поступлениям доходов от организаций сырьевого сектора. Министерству финансов необходимо держать это под контролем

Не видно положительных изменений по расходам государственного бюджета.

За полугодие сумма недоосвоения средств республиканского бюджета составила почти 40 миллиардов тенге. Когда они будут освоены?

Имеются серьезные проблемы с госзакупками. Не прекращается проведение повторных конкурсов, имеются факты нарушения законодательства. Дело из-за этого страдает, стоит на месте, все только дожидаются повторного конкурса, а то и третьего по счету. Когда будет здесь порядок? Проходит конкурс, победитель кому-то не понравился, опять объявляется конкурс. И такая практика везде: от районов до республиканского уровня, в том числе и в застройке Астаны. А что же мы тогда говорим о прозрачности, транспарентности?

Поэтому прошу поработать в этом направлении.

Хочу поставить перед вами следующие задачи:

- министрам повысить качество планирования расходов;

- усовершенствовать законодательство по государственным закупкам, в том числе в части конкурсных процедур;

- принять меры воздействия на администраторов бюджетных программ, допускающих значительное недоисполнение планов финансирования расходов по обязательствам и платежам.

Пятое. Не секрет, что рост во многом обеспечивается частным сектором. Ситуация здесь зависит от того, как он себя чувствует, от наличия эффективной, долгосрочной стратегии.

Правительству надо наладить тесное взаимодействие и с отраслями и с предприятиями.

В первую очередь, мы должны иметь систему управления по анализу состояния и разработке бизнес-стратегий совместно с частным сектором. Мы должны знать, чем дышит каждое предприятие.

Здесь имеются серьезные претензии опять же к статистике - статистические данные существенно отличаются от реальной жизни.

Сегодня уровень развития бизнеса значительно вырос. Наши предприниматели вышли на зарубежные рынки, прежде всего на рынки СНГ, инвестируют там.

Для укрепления позитивных процессов нужна совместная работа Правительства и бизнеса. Надо помогать нашему бизнесу. На эту тему мы специально поговорим 30 октября на Форуме предпринимателей.

Почему у нас не работает Торгово-промышленная палата? Во всех странах она находится рядом с Правительством, является посредником между Правительством и бизнесом, ведет регистрацию, защищает интересы предпринимателей. Но я бы хотел, чтобы Правительство уже сейчас провело широкие консультации с бизнесменами, серьезно подготовилось к Форуму, чтобы принять принципиально новые подходы к развитию предпринимательства.

Шестое. Сохраняются проблемы в области жилищного строительства и коммунальной сфере.

Несмотря на многие решения (ипотека, стройсбережения, КСК) проблемы на этом участке не только не снизились, но и усилились.

Остается большим количество ветхого и аварийного жилья. Это значит, что пришло время для новых системных решений.

Я думаю этим вопросом надо заниматься на республиканском уровне, и в этом плане Правительству надо определиться с органом, который будет осуществлять соответствующую работу. Наверное, Министерство индустрии.

Прошу проработать с акимами и бизнес-структурами и до 1 октября внести предложения.

Седьмое. Уже полгода, как начала действовать государственная агропродовольственная программа.

За это время уже принят целый комплекс мер в части законодательного обеспечения, организационно-структурных изменений, увеличения финансирования.

В результате действия программы общий объем кредитных ресурсов из государственного бюджета этой весной превысил два миллиарда тенге.

Возросли закупки сельхозтехники на лизинговой основе: закуплено около 600 единиц техники на сумму 3,2 миллиарда тенге. Три-четыре года назад об этом даже и мечтать не могли.

Как следствие, несмотря на сложные погодные условия, мы надеемся на ускорение роста в сельском хозяйстве, а также на то, что селяне выведут страну в первую пятерку экспортеров зерна.

Надо Минсельхозу и акимам смотреть за расходами таких больших средств. Это все для становления села. Должен быть жесткий контроль за расходом этих средств.

Вместе с тем, многое еще предстоит сделать, и, прежде всего, акимам.

Речь, в первую очередь, идет о практике применения основных, недавно принятых законов, касающихся развития сельского хозяйства. Все заинтересованные ведомства и акимы должны удвоить усилия на этом направлении.

Это ключевой вопрос системы экономических отношений на селе.

Во-вторых, и министры, и акимы в своей инвестиционной политике на селе должны строго руководствоваться государственной программой развития сельских территорий. Надо посмотреть инвестиционные программы на местах, определить целесообразность вложения средств в развитие различных населенных пунктов с учетом их нынешнего состояния и перспективности.

В-третьих, первые результаты программы, состояние экономики позволяют нам сделать очередной крупный шаг навстречу нашим крестьянам. Надо поднять закупочные цены на зерно.

Восьмое. Сельские товаропроизводители продолжают испытывать трудности со сбытом продукции. Год назад у нас с вами состоялся серьезный разговор по этому поводу.

Хотя в регионах уже создано 44 коммунальных рынка, формируется конкурентная среда, главная цель, однако, не достигнута: цены на сельхозпродукцию в городах остаются завышенными.

Астана возит с юга продукцию под конвоем и контролем акимов, причем и создаются эти конвои для защиты от поборов на дорогах. Виноваты в таких ситуациях акимы областей и городов. Вы знаете хозяев базаров, которые диктуют цены. Доход получает не производитель. Если так будет продолжаться, то надо снимать акима и начальника УВД, которые не могут переломить ситуации. Засилье и монополия посредников сохраняются. В результате страдают товаропроизводители и население. Тогда для чего надо было городить огород?

Поручаю Правительству завершить работу по обеспечению свободного и бесплатного доступа сельхозтоваропроизводителей на рынки, навести порядок в этом деле. Администрации Президента провести анализ работы акимов в этом вопросе.

Также особо обращаю внимание на недоступность цен на лекарственные препараты для большей части населения, особенно для малообеспеченных слоев.

Много нарушений в обустройстве оралманов: жилье приобретается по высоким ценам, не способствуя их равномерному расселению. Это делается в чьих-то интересах. Кто за этим следит и контролирует?

Неэффективно используются средства, выделяемые на обучение в вузах. Несмотря на то, что в этом году проводится первый выпуск студентов, обучавшихся по государственному заказу, методика определения потребности в специалистах до сих пор не разработана. Кого мы готовим и для кого?

Девятое. Требует дальнейшего совершенствования система подготовки научно-педагогических и научных кадров. В стране не осталось специализированных педагогических вузов. Алматинский госуниверситет имени Абая превратился в бизнес-университет. Педагогического института, кроме ЖенПИ, более не осталось. Министру образования надо разобраться в этом вопросе.

Необходимо улучшить подготовку квалифицированных специалистов-рабочих с привлечением средств национальных компаний и инвесторов. Надо воссоздавать профессиональные технические училища для подготовки кадров по наиболее важным специальностям.

В целях повышения качества образовательных услуг важной задачей является введение внешнего независимого контроля знаний обучающихся в школах и вузах. Может быть, надо организовать прием выпускных экзаменов в школах независимыми экзаменаторами. Многие медалисты исключаются из университетов за неуспеваемость. Надо и студентов тестировать на профпригодность.

Теперь по вопросам Национального банка.

В целом ситуация в финансовой сфере у нас благоприятная.

Следует отметить дальнейшее укрепление внешней позиции Казахстана и улучшение платежного баланса страны.

Но есть и проблемные вопросы, решение которых требует совместных усилий Правительства и Национального Банка для обеспечения дальнейшего роста экономики.

Во-первых, несмотря на то, что за полугодие объем кредитов банков экономике вырос на 16,3% до 781,8 миллиардов тенге, ставки по кредитам банков остаются еще высокими.

Необходимо принять более активные меры, как со стороны Нацбанка, так и Правительства. Надо усилить конкурентную среду на кредитном рынке.

Мы уже третье совещание посвящаем этой проблеме. Вопрос практически не решается.

По данным Нацбанка, за полугодие не уменьшилась, а увеличилась средневзвешенная ставка вознаграждения по кредитам в тенге юридическим и физическим лицам с 14,1% до 15,4% и с 21,5% до 22,2% годовых соответственно.

Во-вторых, в условиях большого притока иностранной валюты на внутренний валютный рынок происходит укрепление тенге по отношению к доллару США. Но показатель обменного курса тенге к доллару не должен являться ориентиром.

Важным моментом является поддержка режима плавающего обменного курса тенге. Его движение должно зависеть от спроса и предложения на рынке, с интервенциями только для поддержания индекса реального эффективного курса на должном уровне конкурентоспособности.

Национальному Банку необходимо отходить от жесткой привязки к курсу доллара, более активно работать с корзиной свободно-конвертируемых валют на внутреннем рынке.

В-третьих, в последнее время, в условиях значительного роста ликвидности финансового рынка актуальность мероприятий по развитию рынка государственных ценных бумаг возросла, поскольку сокращаются объемы их выпуска.

Поэтому Правительству совместно с Национальным Банком необходимо принять соответствующие меры по дальнейшему развитию данного сегмента рынка.

В-четвертых, в целях создания единой системы государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций Национальному Банку необходимо провести организационные мероприятия по созданию самостоятельного органа финансового надзора, чтобы к новому году мы подошли к реорганизации естественным образом, без революций.

И последнее. Все понимают необходимость ускоренного развития финансовых институтов. Что это означает конкретно на ближайшую перспективу?

Первое. Надо продолжить работу над программой развития Алматы как регионального финансового центра.

Второе. Необходимо упорно двигаться в направлении совершенствования финансовых стандартов в сторону европейских.

Третье. Пора приступить к работе над законодательством в части стимулирования развития финансовых институтов. Также необходимо проработать вопрос ослабления запретов и излишних надзорных регуляторов в финансовом секторе, где в этом уже нет необходимости.

В целом Правительству и Нацбанку необходимо сделать все для решения имеющихся проблем и внести соответствующие предложения.

В последние годы более организованно проходит подготовка к зиме и уборке урожая. Хотя в текущем году погодные условия не совсем благоприятны, но урожай надо собрать весь и своевременно.

Теперь о подготовке к зиме. Сейчас уже нет таких проблем как ранее, но акимам надо держать под контролем подготовку коммуникаций и заготовку топлива, чтобы зимний сезон мы прожили в тепле и спокойно.

Желаю всем вам успехов и плодотворной работы!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Восемь лет назад на всенародном референдуме был принят Основной закон страны 31.08.2003
Конституция 1995 года стала правовым фундаментом в построении суверенного Казахстана 30.08.2003
В Алматы завершилась первая глобальная конференция ООН по проблемам стран, не имеющих выхода к морю 30.08.2003
Накануне начала сессии Правительство внесло в Парламент ряд законопроектов 30.08.2003
Центризбирком приветствует создание Общественного комитета по контролю за выборами 30.08.2003
Медвежья услуга высокого чина 30.08.2003
В Алматы открылась глобальная конференция ООН по вопросам транзитных перевозок 29.08.2003
"Радуюсь и горжусь, 29.08.2003
Одобрен проект единого экономического пространства 29.08.2003
Зарегистрировано новое объединение "Общественный комитет по контролю за выборами" 29.08.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz