Астана. 20 августа. КАЗИНФОРМ
Сезонное повышение цен на овощи и фрукты вновь стало предметом острых дискуссий в Правительстве и завуалированных взаимных обвинений в том, почему именно эти виды продуктов составляют более 50% в общем показателе роста инфляции. Стало привычным, кстати, что данная тема время от времени подбрасывается Национальным банком страны, после чего Глава государства высказывает возмущение сложившимися обстоятельствами, подозревая нечистоплотность местных администраций и владельцев крупных торговых рынков. Далее по цепочке Правительство считает необходимым отреагировать на замечания Президента и находит главных виновников – региональных акимов.
На самом деле, сезонное повышение цен - определение не совсем правильное. Ясно, что нынешние цены на те же помидоры и огурцы на порядок дешевле их стоимости в январе-феврале. Точнее речь идет не о сезонном, а о ежегодном подорожании овощных продуктов, что больше соответствует действительности. Судя по высказываниям компетентных государственных представителей, причин дороговизны овощей и фруктов несколько, в зависимости от того, какого мнения каждый придерживается. Условно эти причины можно разделить на объективные и субъективные. В первом случае, объяснение данной ситуации следует искать в рыночной конъюнктуре, которая отличается превышением спроса над предложением, где решающим фактором становится рост доходов населения. Как пояснил министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов, улучшение уровня жизни людей напрямую сказывается на изменении структуры питания граждан. То есть казахстанцы стали больше употреблять витаминосодержащие продукты.
Совокупность факторов – повышение спроса, ограниченное внутреннее производство, сокращение импорта из Китая и закрытие границы с Узбекистаном – дают основание трейдерам повышать цены. При этом закупочная стоимость овощей и фруктов для оптовиков тоже выросла, но явно не пропорционально конечным ценам на потребительских рынках. Премьер-министр Даниал Ахметов близок к такой версии, но с одной немаловажной поправкой. По его мнению, колебания цен на рынке происходят от слабой конкуренции в регионах, условия для которой не были созданы местной исполнительной властью. Вообще, высказываясь по проблеме, Премьер избегал категоричности, поэтому больше говорил о рыночном факторе, хотя время от времени вставлял слова по поводу административного воздействия на ситуацию с ценами. Это значит, что поборы на дорогах сотрудниками госорганов, ценовой сговор владельцев рынков и оптовых продавцов, эти моменты реально существуют и возможно требуют административного вмешательства. Каким же образом? Если с проверками на дорогах более-менее понятно, и Президент уже намекал министру Сулейменову возобновить его "арбузные" рейды, то факты ценового сговора Антимонопольному ведомству еще нужно доказать. Причем надо установить, где происходит нарушение антимонопольного законодательства: на входе или выходе – в закупочном процессе трейдеров, контролирующих с помощью местных администраций целые сельскохозяйственные районы или во время реализации товара при согласованности оптовиков и владельцев рынков. Кстати, что представляет собой руководство рынков крупных городов страны? По мнению Ахметжана Есимова, если собрать для разговора всех настоящих владельцев базаров, то "много знакомых лиц будет", обладающих властными полномочиями на региональном и республиканском уровне. Действительно, если проблема роста цен на овощи и фрукты стоит так остро, то почему не работают сезонные регулятивные меры по таможенным пошлинам на импорт продовольствия, аналогично периодическим мерам, применяемым к завозу в страну ГСМ? В той же ситуации с закрытием границы с Узбекистаном - является ли это чисто инициативой узбекской стороны, или все же имеют место адекватные действия Казахстана, которые оказываются не совсем адекватными с точки зрения сдерживания инфляции?
Сейчас появилась идея создания альтернативных коммунальных рынков, авторство которой принадлежит областным акимам, вероятно тем, которые не связаны с базарным бизнесом и намерены переломить монопольное положение в этой сфере. Сам факт, что акимы идут на такой шаг, и полагают, что коммунальные базары смогут влиять на понижение цен и быть самообеспеченными, говорит о слабой конкуренции в базарном бизнесе, который является ценообразующим в торговле в целом. Предполагается построить 40 таких альтернативных базаров в разных регионах, на которые из местных бюджетов потребуется 2,5 млрд. тенге. Деньги немалые, а социального обоснования и коммерческой состоятельности проекта у акимов нет. Министр индустрии и торговли, бывший аким Астаны Адильбек Джаксыбеков, затею с коммунальными базарами однозначно считает неэффективной и заведомо убыточной, в то время как сравнительно новый аким Северо-Казахстанской области Анатолий Смирнов, до которого сектор торговли уже давно сформировался, утверждает, что проект на самом деле не дорогой. И правда, в регионах пустующих коммунальных объектов предостаточно, нужно их немного реконструировать под рынки и запускать.
Не совсем только понятно: отставание предложения от спроса зависит от количества и вместимости базаров или все же от объема предлагаемого товара, как считает Премьер Ахметов? Мнения в Правительстве разделились на позиции субъективистов и объективистов. Ахметжан Есимов, к примеру, говорит, что повышения цен на овощи и фрукты не сказалось на доходах производителей, "большой доход имеют посредники", в чьих руках, собственно, находится контроль над рынком. В то же время, Адильбек Джаксыбеков стоит на том, что транспортные расходы в стоимости товаров составляют 50% - и все дела. Министр финансов Ерболат Досаев предостерегает не увлекаться тем, чтобы плодить коммунальные рынки, тем самым осуществлять обратную экспансию государства в частный бизнес. Аким Смирнов напротив, уже построил 3 коммунальных базара и на подходе еще один такой рынок. Как уверяет он, цены там существенно ниже, чем на коммерческих базарах.
Не хватало, наверно, только комментария Григория Марченко, которому овощи и фрукты портят республиканские показатели инфляции, из-за чего в Правительстве могут возникнуть серьезные разногласия. Можно было в ответ громче говорить о высоких ставках кредитов, притом, что Президент все больше склоняется к мнению о сговоре в банковской сфере и необходимости создания альтернативных государственных источников кредитования. Но ведь обязательно окажется, что и здесь интересов Правительства будет больше, чем у Национального банка. |