NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 20:50 ast
18:50 msk

То ли еще будет, ой-ой-ой!
Педагоги и старожилы образовательной сферы в Ж. Кулекеева верят. Они не припомнят, чтобы министры так тщательно вникали во все проблемы, лично интересовались деятельностью каждого департамента
04.09.2003 / политика и общество

Ажар Сабралиева, "Новости недели", 3 сентября

В Казахстане со следующего года будет внедрена система единого компьютерного тестирования, совмещающего итоговую государственную аттестацию выпускников школ и вступительные экзамены в колледжи и вузы страны. Об этом в течение лета неоднократно заявляли и министр образования и науки Жаксыбек Кулекеев, и его вице-министр Куляш Шамшитдинова

Сколько же всего было реформ в образовании за 12 лет независимости Казахстана и насколько они опустошили бюджет страны и карман рядового налогоплательщика, подсчитать практически невозможно. Но давайте попытаемся вспомнить.

Начало

Итак, началось все, пожалуй, еще в декабре 1989 года. Тогда состоялся Всесоюзный съезд работников народного образования, где были определены основные принципы реформирования образования. Таковыми были объявлены: демократизация, многовариантность и многоукладность образования, открытость инновациям, регионализация образовательных систем, учет национальных особенностей в многонациональной стране, разнообразие и дифференциация образования, гуманизация его содержания и развивающий характер, непрерывность обучения, деятельностный характер образования.

И Казахстан в этой сфере задал бешеный темп реформ. Сначала стали появляться частные учебные заведения – гимназии, лицеи, вузы. Их провозвестниками были первые платные классы по 10-12 человек. Позже гимназические классы стали открываться практически в каждой школе. Основным параметром для "элитного" образования являлась хорошая успеваемость. Граждане стали возмущаться интеллектуальным расслоением детей. Тем не менее западные веяния успешно прижились. А госорганы спохватились лишь в середине 90-х годов: стала проводится повальная проверка школ на соответствие статусов гимназий, лицеев и выдача лицензий.

Параллельно с этим началось национальное возрождение. Политика молодого государства решительно вмешалась в учебные планы и потребовала привилегий для казахского языка. Количество часов возросло, стали модными казахские классы в русскоязычных школах. Номинально числившийся предмет "Казахская литература" стал набирать обороты. Однако учителей и учебников катастрофически не хватало. Педагоги-энтузиасты начали разрабатывать авторские программы. Но похвастаться владением государственным языком казахстанцы пока не могут. На сегодня реальный успех имеют лишь считанные единицы авторских разработок по изучению казахского языка.

Новые предметы

За 12 лет в учебной сетке с разным успехом вводились и новые предметы – информатика, валеология, ОБЖ (охрана безопасности жизни), НВП, экология, человек и общество, экономика и пр. Например, никто не знал, что делать с ОБЖ. Преподавали его все – физкультурники, трудовики, военруки, классные руководители. Этот предмет то появлялся, то исчезал и, кроме звучной аббревиатуры, ничем больше не запомнился. Совсем другое дело – валеология. Именно этот экспериментальный предмет вызвал возмущение у бдительных родителей. В разделе, посвященном сексуальному просвещению, были размещены анатомические подробности полового акта в картинках. Программа валеологии прошла более тщательную цензуру, ее пересмотрели и запустили вновь. Но самый масштабный предмет, потрясший все население Казахстана, – это информатика.

В сентябре 1997 года президентом страны была утверждена Государственная программа информатизации системы среднего образования. За пять лет каждой школе предписывалось обзавестись современными компьютерами и подключиться к Всемирной сети. Финансовая стоимость грандиозного проекта составляет 154 млн. долл. На это ушли средства государственного бюджета и заем Азиатского банка развития. Не учли, правда, что в некоторых сельских районах отсутствует телефонная связь, перебои с электричеством и самое главное – нехватка учителей информатики. Специалисты, работающие с компьютерной техникой, находят более выгодные предложения, чем место учителя в сельской глубинке.

Учебники

Учебники нового поколения – это еще одна значимая реформа в истории отечественного образования. С обложек букварей в 1997 году ушел вечно живой Ленин, и первоклашек стал напутствовать Нурсултан Абишевич. Новые учебники стали появляться с сумасшедшей скоростью. Причин было несколько: во-первых, государство остро нуждалось в них, во-вторых, оно выделяло на это большие деньги. В итоге в приказном порядке появлялись авторские коллективы и за полгода писались учебники.

К возмущению практиков-педагогов, новые учебные издания писались людьми науки, далекими от проблем реальной школы. Было много ошибок, недочетов, разночтений. Принятый еще при Союзе цикл издания был нарушен, начались перебои со снабжением. Выручали, конечно, российские издания, но в некоторых школах они были запрещены. Пережили родители и запутанные истории с арендой учебников, выкупом и прочее.

В горячке изданий вспыхивали и скандалы. Например, только в этом году группа ученых-филологов Академии наук РК и Туркестанского университета выступила против учебного пособия для 10–11-х классов казахскоязычных школ "Абаеведение" и его автора Досыма Омарова. Оказывается, учебник, изданный Министерством образования, по мнению филологов, фальсифицирует труды и идеи Абая и завуалированно пропагандирует в школах учение общества сознания Кришны...

Но реформа продолжается. На издание учебников нового поколения ежегодно выделяется около 1,5 млрд. тенге. В этом году книжки нового поколения получат семиклассники и третьеклассники. Как отмечают в Министерстве образования, младшее и среднее звено ими уже обеспечены, а вот старшеклассники до сих пор занимаются по изданным еще при Союзе учебникам. Какими будут учебники для 10–11-х классов, нам еще только предстоит узнать. А пока, как обычно, государство берет на себя часть забот о детях из малообеспеченных, многодетных семей и о сиротах и выделяет в общей сложности из республиканской казны на буквари и учебные пособия более 2 млрд. тенге.

Кому работать?

Во всей этой реформистской байге больше всего не повезло среднему профессиональному образованию – ПТУ и колледжам.

"К сожалению, происходящие в последние годы частные структурные преобразования и кадровые изменения в центральном аппарате министерства, когда руководство средним профессиональным образованием поручалось поочередно департаменту начального и среднего профессионального образования, департаменту высшего и среднего профессионального образования, затем снова департаменту начального и среднего профессионального образования, не только не развили его взаимодействие с другими образовательными уровнями в части реализации преемственности образовательных программ, но под угрозой оказалась даже сама специфика среднего профессионального образования", – пишет Ассоциация организаций профессионального образования Казахстана первому вице-министру образования и науки Г. Гамарнику.

Кстати, бьют тревогу не первый год не только преподаватели, но уже и работодатели. Ощущается нехватка грамотных рабочих. Согласно правилу пирамиды, в нормально развивающемся обществе больше всего должно быть людей с начальным профессиональным образованием, затем – со средним и лишь малая часть – с высшим. В Казахстане же сегодня наблюдается перевернутая пирамида: на 10 тыс. человек приходится 472 специалиста с высшим образованием, 142 – со средним профессиональным образованием и 61 человек – с начальным профобразованием. Это результат непродуманности системы образования (финансирование, госзаказ, законодательные нестыковки и пр.).

Вузы

Реформы в этой сфере происходят буквально каждый год. Были введены и отменены рейтинговые системы оценок (например, КазГУ имени Аль-Фараби потратил на это не один млн. тенге). Появилось дистанционное обучение и прочие технократические нововведения. Но самое неоднозначное – тестирование при поступлении в вуз. В конце XIX столетия американский психолог Дж. Кеттелл впервые описал возможности тестирования в выявлении индивидуальных особенностей личности. Это, конечно же, имело ошеломляющий резонанс как в научном мире, так и в обывательской среде. Но мы все-таки сумели поставить телегу впереди лошади. Тестирование у нас – это не способ идентификации своих способностей, а преодоление преграды на пути в вуз. В последнее время в школах стали готовить к правильным ответам на вопросы...

Первое экспериментальное тестирование у нас случилось в 1994 году. В 1999 году было принято специальное постановление, которым казахстанское правительство официально заменило вступительные экзамены тестированием. Годом раньше был учрежден Национальный центр стандартов образования и тестирования – особая контролирующе-разрешительная структура, вставшая над всеми без исключения вузами (как государственными, так и частными). И вот уже последние 5 лет страна живет по новому режиму: в конце июля все абитуриенты проходят тестирование, получают сертификаты. Для такого масштабного эксперимента потребовались огромные затраты – содержание филиалов центра, мощные компьютерные сети (данные о баллах тестирования поступают в реальном времени, и специалисты центра имеют возможность отслеживать ситуацию), выпуск литературы, пробные тестирования для учащихся школ и прочее.

Что касается самих вузов, то в республике активно велась реструктуризация сети высших учебных заведений. Увеличилось число частных вузов. До неприличия. Некоторые институты располагались даже в трехкомнатных квартирах. Когда общество осознало этот ужас, вышло постановление правительства "Об утверждении Правил лицензирования образовательной деятельности", подписанное 18 апреля 2000 года К. Токаевым. Оно очень благоразумно признавало утратившим силу прежнее постановление от 26 сентября 1996 года. Мало ли кому лицензий понавыдавали? Теперь нужен порядок. Правда, этих мер по упорядочиванию было недостаточно, и 19 июля 2001 года придумали еще и правила государственной аккредитации организаций образования. Простой народ, конечно, мало что понял: аттестация вузов, аккредитация – к чему это?

Да что говорить, если наши граждане не заметили другой мощной реформы: был осуществлен переход на многоуровневую структуру образования – появились бакалавры и магистры. Так наша республика попыталась войти в общемировую систему.

Кстати, в процессе постоянных улучшений находился классификатор специальностей. И никто – ни обучающиеся в те годы бакалавры, ни работодатели – об этом важном документе ничего не знал. Смотрели, образно говоря, друг на друга и не могли понять, что им делать. Сейчас, к счастью, такой документ утвержден, но есть подозрение, что он опять будет реформирован.

Еще один эксперимент – кредитная технология в вузах. Студенты выбирают пакет дисциплин по своему усмотрению. Очень демократический проект, который готовился в ускоренном темпе. За несколько месяцев. К чему было такое форсирование событий?

Последние сводки

27 июня в Астане на заседании Комиссии по правам человека при президенте РК новый министр образования и науки Жаксыбек Кулекеев заявил, что имеет "определенное видение, как реформировать всю систему образования Казахстана". И первоочередной мерой для качественного образования должно стать внедрение единого государственного экзамена для выпускников школ. По мнению министра, это имеет огромное социально-политическое значение. Плюсов множество: учащимся не придется дважды сдавать экзамены, родители смогут оценить реальную деятельность школы, а вузы – выбирать наиболее подготовленных абитуриентов на основе объективной оценки, у населения появится вера в справедливость. Правда, для проведения такого экзамена придется многое переделать и в законодательном плане, и в организационном. В министерстве уже подсчитали: по республике нужно будет создать от 80 до 100 специальных пунктов тестирования в областных и районных центрах, в крупных городах. Придется, на манер России, решить проблему доставки, безопасности и питания для всех выпускников школ.

Еще одна перемена по традиции коснется высших учебных заведений. По мнению министра, подготовка специалистов осуществляется по узким направлениям, а от этого необходимо отходить. В частности, максимально унифицировать программу обучения, особенно на первом-втором курсе. При таких условиях появится возможность ввести государственный промежуточный контроль для студентов, окончивших второй курс вуза. Успешно сдавший промежуточный контроль студент получит сертификат и сможет продолжить учебу. По словам министра, "когда данная система заработает, многие студенты, которые покупают оценку за тысячу тенге, будут стремиться получить качественные знания". Ждет нас реформа и в получении ученых степеней. Ж. Кулекеев уже назвал ее "очень болезненной". Видимо, его впечатлили данные диссертационного совета: 65 проц. членов правительства и 80 проц. акимов областей имеют степени кандидатов и докторов различных наук, причем лишь единицы обладали таковыми до прихода к власти.

При всем этом педагоги и старожилы образовательной сферы в Ж. Кулекеева верят. Они не припомнят, чтобы министры так тщательно вникали во все проблемы, лично интересовались деятельностью каждого департамента. Свой имидж Ж. Кулекеев подтвердил и на августовском совещании по проблемам образования в Алматы – выразил желание пообщаться вживую с директорами школ и узнать о наболевших проблемах. Только вот получилось как всегда – обойти "список благонадежных" департамента образования Алматы ни у кого не получилось.

Так что какими будут грядущие реформы, предсказать весьма сложно.

P.S. И заметьте, про эксперименты с 12-летним образованием ни слова в статье.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Даниал Ахметов провел совещание с руководством НК "Казмунайгаз" 30.09.2003
В Астане обсуждается правовой статус нацкомпаний 30.09.2003
Пейзаж с тремя мужчинами и алюминием 30.09.2003
В правительстве был представлен проект национальной системы спутниковой связи и вещания KAZSAT 28.09.2003
Определены направления сотрудничества между Казахстаном и Сингапуром 28.09.2003
Отверженные 28.09.2003
Правительство продолжает работу над законодательством в сфере недропользования 27.09.2003
Продолжается официальный визит президента Республики Болгария в Казахстан 27.09.2003
Казахстан предлагает создать совет региональных организаций при генеральном секретаре ООН 27.09.2003
Допрыгались 27.09.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz