NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 06:17 ast
04:17 msk

Немеркнущий дух мужества и свободы
Нурсултан Назарбаев: Теперь мы уверенно можем сказать: да, сегодня сбылась великая мечта, которой жил и боролся наш великий предок Махамбет. Его народ избавился от невольничьих оков и, став полновластным хозяином своей судьбы, зажил свободной созидательной жизнью без войн и конфронтаций
17.09.2003 / политика и общество

Марина КУАНЫШЕВА, Геннадий ДОРОНИН, "Казахстанская правда", 16 сентября

В открытии архитектурно-мемориального комплекса "Исатай - Махамбет" принял участие Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев. В аэропорту Атырау Главу государства и сопровождающих его министра иностранных дел РК Касымжомарта Токаева и госсекретаря Имангали Тасмагамбетова встречали аким области Аслан Мусин, руководители области и города, представители общественности.

Сразу же после короткой церемонии встречи в аэропорту Нурсултан Назарбаев направился к новой площади, где его ожидали тысячи атыраусцев и гостей города. Происходящее проецировалось на огромный экран, так что всем собравшимся было хорошо видно, как Президент Казахстана перерезал ленту, и взору собравшихся предстал монументальный комплекс Исатаю Тайманову и Махамбету Утемисову. Авторы проекта - художники-скульпторы Б. Тайталиев, А. Бекешев, Е. Сергебаев и С. Бокебай. Монумент представляет собой двухфигурную конную композицию, отлитую в бронзе, воздвигнутую на двухметровом постаменте. Общая высота ансамбля около 11 метров. Вокруг большая площадь в 4,8 гектара, на которой расположено 13 фонтанов, 350 светильников. На ее территории симметрично расставлены и 16 гранитных установок, на которых высечены стихи Махамбета. С тыльной стороны монумента - усеченная сфера, представляющая собой раскрытый курган, на срезе которого барельеф, рассказывающий о единстве предводителей восстания с народом.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратился к присутствующим с речью, в которой, в частности, отметил, что в глубине веков история хранит имена многих мужественных и славных сыновей, но и среди них есть поистине уникальные, один из них - Махамбет Утемисов, чей 200-летний юбилей отмечается сегодня в рамках ЮНЕСКО. Но, как отметил Президент, когда мы говорим о Махамбете, мы не можем не сказать об Исатае, потому что, как сказал сам Махамбет: "Исатай - басшы, мен - косшы" ("Исатай - вождь, я - его сподвижник"). Два героя организовали и подняли народ против колониального гнета, и оба являют собой пример неподдельной любви к родной земле, к народу и Отчизне. Оба они - истинные патриоты. Поэтому юбилей Махамбета - это и юбилей Исатая. Именно по этой причине историко-мемориальный комплекс задуман и создан как памятник Махамбету и Исатаю.

Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что народ, который боролся за свободу, достоин уважения, а казахский народ всегда отстаивал свою свободу в борьбе. Берущее начало с далекого 1783 года, с восстания под руководством Срыма Датова, народно-освободительное движение не угасало. А восстание под предводительством Исатая и Махамбета - одно из таких славных исторических событий, направленных на сплочение народа под одним знаменем, чтобы поднять дух, разбудить национальное сознание, всколыхнуть чувство собственного достоинства и гордость.

Глава государства подчеркнул, что самое большое достояние нашего народа - его независимость, и об этом хорошо знали наши предки, во имя этого они боролись и умирали. Поэтому возводящиеся сегодня во всех уголках нашей республики памятники - это низкий поклон нашего поколения духу и памяти павших во имя и на пути к независимости. Особенно сейчас, когда живем в свободной стране, о которой так долго мечтали великие предки, мы не должны забывать, что самая благородная и заветная наша цель - это национальный дух, ибо только человек с твердым духом может стать настоящим патриотом, любящим свою Родину.

Нурсултан Назарбаев напомнил о своем ежегодном Послании народу Казахстана, где особое внимание уделено историческому наследию и культурным памятникам. Ведь одна из стратегических задач состоит в поднятии народного духа. Именно это надо понимать как один из путей исполнения наказов, оставленных великим Махамбетом своим потомкам. Исатай и Махамбет мечтали о свободе и независимости своей страны, о единстве и солидарности, и сегодня мы, их потомки, преклоняемся перед духом великих борцов за свободу, и наш долг перед предками и перед детьми - всегда высоко держать знамя свободы.

У мемориального комплекса, открытого в честь великого предка, батыра и поэта Махамбета, Президент пожелал всем счастья, благополучия в стране.

На праздник приехало очень много гостей - более 500 человек - из разных городов Казахстана, разных стран.

- Возвращение к прошлому народа - это в первую очередь желание осознать настоящее, в какой-то степени заглянуть в будущее, - сказал губернатор Астраханской области Анатолий Гужвин. - И очень хорошо, что в Казахстане возвеличивают таких людей, как Махамбет. В нашей Астраханской области, часть населения которой составляют казахи, мы тоже стараемся следовать этим традициям. В прошлом году, например, широко отмечали 200-летие Букеевской Орды. Сейчас идет строительство мемориального комплекса возле мавзолея великого казахского композитора Курмангазы, который нашел свой вечный покой в селе Алтынжар Володарского района нашей области. Все это позволяет нам лучше понимать друг друга, хранить традиции.

Олжас Сулейменов рассказал нашему корреспонденту, что когда-то давно, будучи студентом, он искал в этих местах нефть. Нефть он не обнаружил - ее нашли другие. Он же открыл для себя Махамбета, его творчество, это не меньшее открытие. Махамбет поразил его тогда своей экспрессивностью, мужественным характером.

- Нынешний праздник будет иметь большое значение для страны, - сказал Олжас Омарович. - Мы видим, как имя, слава Махамбета работают на сегодняшний Казахстан, воспитывают национальное самосознание и украшают его родину, Атыраускую область, город Атырау. Я с особым почтением отношусь к этому имени, с трепетом приехал сюда посмотреть, как отмечается эта дата. Народ вспоминает деяния Махамбета, и это знаменательно. Он фигура трагическая, так же как Исатай. Это, безусловно, герои, но это и жертвы своего времени, обстоятельств... Но они побеждают благодаря нашей памяти...

- Махамбет для меня Бог! - коротко сказал Асанали Ашимов. - Как творческий человек, я от Махамбета беру заряд. Каждый раз, приступая к новой работе, вспоминаю о нем. Это подлинный гений, даже через полтора с лишним столетия после своей гибели он помогает нам!..

* * *

В этот же день Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев побывал в только что отстроенном в Атырау культурно-развлекательном центре. Здесь в конференц-зале прошла научно-практическая конференция на тему "Махамбет - немеркнущий дух мужества и свободы", на которой выступил Глава государства. Текст доклада (перевод с государственного языка) предлагаем вашему вниманию.

Дорогие соотечественники!
Уважаемые гости!
Дамы и господа!

За одиннадцать лет с момента обретения нашей страной независимости утвердилось доброй традицией воздавать дань признания великим людям нации, вспоминать с почтением их бессмертные имена и деяния, всенародно отмечать связанные с ними памятные даты. Всем вам известно, что за этот период был проведен ряд мероприятий международного уровня, по праву превратившихся в мерила духовной зрелости нашей суверенной государственности.

В атмосфере общенационального подъема и сплоченности мы подготовили и провели юбилеи гениального поэта и мыслителя Абая, великана народной поэзии Жамбыла, выдающегося писателя эпохи Мухтара Ауэзова, титана мировой науки Каныша Сатпаева. Не замыкаясь в пределах национальной государственности, все они без исключения были проведены под эгидой ЮНЕСКО - самой высокой и авторитетной международной организации, задающей тон культурно-духовной жизни всего мирового сообщества. Делалось это не из праздного интереса, а из настоятельной необходимости вернуть веру в себя, разбудить дух нации и возвеличить ее главную драгоценность - народное единство, упрочить неразрывность и преемственность поколений, проверив на весах изменившегося времени сохранность богатств нашего исторического и культурного наследия, надежно передать их в руки нового - свободного и независимого - поколения.

Хочу подчеркнуть, что, не получив независимости, мы бы вряд ли смогли провести данные торжества.

В самом деле, именно благодаря своей неукротимой, неистребимой любви к свободе и стоическому характеру казахский народ, ведущий родословную от древних тюрков, сумел выстоять в катастрофах истории, не исчезнуть с лица земли, сохранить свои территориальные и национальные богатства, а главное - свое национальное лицо и достоинство. Этот характер закалялся в огне многочисленных восстаний и непрекращавшегося сопротивления. Эта любовь пропитана кровью несгибаемых борцов, принесших себя в жертву во имя Отечества.

По своей значимости народное движение 1836-1837 годов под предводительством Исатая и Махамбета не столько одно из множества прочих, сколько ярчайшее из них. И уже поэтому организованный под эгидой ЮНЕСКО 200-летний юбилей Махамбета никак не может рассматриваться как очередное праздное мероприятие. С нашей стороны это преисполненное гордости и горечи благодарное поклонение отечественной Истории. Для нас это и урок, и экзамен на верность бессмертному наследию, которое завещал потомкам героический дух Махамбета.

В каком бы уголке бескрайней Казахской степи вы бы ни увидели курган или неприметный холмик, отовсюду вам откроются свидетельства прошлого. Народ - беспристрастный судья, и именно он, в свое время по достоинству оценив Махамбета, придал движению под руководством Исатая и Махамбета значение грандиозного исторического события большой политической важности. Вот почему историю народа и историю героических личностей мы не вправе представлять и рассматривать в отрыве друг от друга. А это значит, что за присвоением юбилею Махамбета высокого международного статуса стоит факт всемирного признания и глубокого уважения, которое мировое сообщество питает к древнему казахскому народу и к нашему молодому, но уже состоявшемуся государству, - дух доверия, неподдельного интереса и светлых надежд, которые человечество связывает с нашей страной.

Все это опять-таки результат нашей независимости.

Известно, что яркие исторические личности, своими деяниями задающие планку вершинных проявлений национального духа и привлекающие к себе восхищенные взоры каждого нового поколения, не бывают "исключительной принадлежностью" своего собственного народа, а рано или поздно вбираются в пантеон общечеловеческих ценностей. Таков и Махамбет, в звучном полете отточенных решимостью поэтических стрел которого слышится удивительная перекличка с неистовым романтизмом творений Дж. Байрона, А. Мицкевича, Ш. Петефи, В. Гюго, Т. Шевченко и многих других певцов борьбы за свободу и равенство. В этом нечаянном унисоне проявляется духовное родство и согласие гениальных людей всех времен и народов, связующая всех их преданность идеалам человеколюбия, общая для всех них приверженность выбору в пользу созидательного разума, справедливости и доброй воли.

Однако при всем этом есть в Махамбете множество неповторимых, особенных свойств и черт, по которым поэта не спутать ни с кем другим, кто когда-либо жил или будет жить на земле. Эта его уникальность предопределена уходящей корнями в глубь древней культуры Степи самобытной природой его таланта, что дается человеку только с солнцем отчего края, только с твердью родной земли, только с водами материнских рек.

Дать исчерпывающую оценку жизни и творчеству Махамбета - дело ученых и, прежде всего, литературоведов. Поэтому здесь и сейчас я не ставлю перед собой задачи детального анализа. Но вот вопросы, которые нельзя не поставить и нельзя обойти: какие идеи несет и какие уроки преподает поэзия Махамбета гражданам сегодняшнего независимого Казахстана? Какую роль и место занимают пламенные стихи Махамбета в сознании современников? И каков их потенциал в деле патриотического воспитания нашей молодежи?

Куда бы ни держал направление великий караван Истории, сколько бы ни переворачивались страницы летописей, свидетельницей каких только драматических событий и парадоксов ни оказывалась в течение тысячелетий седая Мать-Евразия, смыслом жизни, заветными грезами народа, от "начала времен, когда вверху образовалось синее небо, а внизу - черная земля", населявшего бескрайнюю Великую степь, издавна были Свобода, Воля, Независимость.

Махамбет и есть сын Степи, в которой Свобода была "религией" и способом существования, вольнолюбивый и независимый нрав обитателей которой становился легендой в устах ближних и дальних соседей - оседлых жителей городов. Махамбет - "последний оракул Великой традиции", сформировавшейся на этих просторах кочевой цивилизации, "последний степной философ" масштаба Тоньюкука и Асанкайгы, "последний из могикан" казахской средневековой рыцарской поэзии из генерации Кетбуги, Доспамбета и Актамберды, "последний слиток серебряного века казахской поэзии". Последний колосс, сумевший, не расплескав на виражах истории, донести в живом виде в XIX век первозданную чистоту, блеск и дыхание "поэзии отваги и мужества", берущей начало и запечатленной в орхоно-енисейских рунических памятниках литературы эпохи Тюркского каганата (V-VIII вв. н. э.). Ярчайший тому пример - его знаменитые строки:

Кто ни разу не седлал
в путь походного коня,
сильной дланью не сжимал
древко острого копья,
кто без снеди и без сна
не пытался все познать...

Махамбет - поэт-трибун, политический лидер, стратег и тактик национально-освободительного движения.

Проповедуя идею подвига ради народа, воспевая мощь, величие и несокрушимость народного духа, будучи выразителем вековечных народных чаяний, он отстаивал свои убеждения не только словом, но и делом - с оружием в руках:

...коли я служил народу, за его погиб свободу...

Поэзию, породившую такие стихи, с полным правом можно назвать симфонией Независимости и Равенства.

Махамбет - вождь и организатор, ищущий блага и единства для своего народа, это человек, верный клятве и справедливости как высшим нравственным ценностям:

Если близких нет по духу, то напрасны все слова.
Если нет согласья в мыслях,
То чему нам голова?!

Умение четко сформулировать коллективные цели, сплотиться в единый кулак, действовать в координации и, не пасуя перед трудностями, непрерывным фронтом отстаивать общие интересы - эти основополагающие постулаты, нормы и принципы национальной и общественной безопасности могли бы составить золотое правило для следования каждым гражданином и патриотом.

История казахов - многообразна, как сама жизнь. Культура казахов - многообразна, богата направлениями, жанрами. Сообразно этому и степные рыцари, как правило, совмещали в себе множество ратных, политических, дипломатических и не в последнюю очередь художественных талантов, с равным успехом умели и дебатировать на важнейшие социально-политические проблемы, и с проникновенным лиризмом выражать свои наблюдения над природой и обществом, и держать ораторские речи на больших и малых форумах, и с копьем в руке предводительствовать воинству.

Все эти таланты сполна воплотились в фигуре Махамбета.

Он был главным идеологом народного сопротивления. Он поэт бунтарь, который боролся ради благополучия народа.

Сегодня, когда мы состоялись как государство и на пути утверждения своей независимости претворяем в жизнь Стратегию развития страны до 2030 года - стратегию созидания нации, патриотические идеи, консолидирующие посылы и мобилизующие призывы поэзии Махамбета актуальны для нас как никогда прежде. Вот почему как прежде, так и впредь в думах о народном счастье и национальной мечте, в мыслях о судьбах родной земли и будущности страны мы вновь и вновь будем устремлять взоры к высотам поэтического полета Махамбета, чтобы утолять духовную жажду, сверять свой путь и подпитываться энергией жить.

Всякий раз, когда поднимается тема Махамбета и национально-освободительного движения Исатая и Махамбета, очень много говорится о том, что их усилия были направлены против хана Жангира, правившего Букеевской Ордой. На мой взгляд, это ошибочное мнение. Ибо на самом деле движение Исатая и Махамбета являлось народным восстанием, направленным против колониализма. Известно, что мелких ханов назначал сам император. И в той исторической ситуации иного сценария сопротивления быть просто не могло. И объяснять восстание Исатая и Махамбета исключительно антагонизмом с ханом Жангиром или иными конкретными правителями либо сводить их к внутриэтническим междоусобицам было бы равноценно тому, как если бы мы попытались выхолостить политическую суть множества других народных движений и выступлений, таких как восстания Сырыма, Каратая, Атакозы, Коктемира, Тленшы, Жоламана, Кенесары, Жанкожи, Есета, Арынгазы, Досана, Байзака, сражения при Акмечети, Туркестане, Аулиеате, Мерке, Узынагаше и прочих.

Как видим, эпоха Махамбета, XIX век - был веком больших и малых антиколониальных восстаний и схваток за национальные интересы, то и дело вспыхивавших в разных уголках Казахской степи. Бесспорно, что у каждого из них был свой лидер, свой певец и громогласный голос - свой Махамбет. И героическая и печальная судьба храбрых мужей Исатая и Махамбета - это, увы, участь многих самоотверженных борцов против колониального гнета, сложивших головы в нескончаемой эстафете восстаний вольнолюбивой Степи.

Известные по эпохе колониализма открытый массовый протест и отказ покоряться властям не исчезли вместе с падением самодержавия, а имели место и в советской действительности. И на то были вполне объективные причины: ведь колониальный гнет переродился в гнет советской тоталитарной системы. А борьба за независимость и самоопределение наций усугубилась братоубийственной, по сути, классовой борьбой, навязанной народу преступным режимом. Самостоятельность республики была предельно ограничена, национальная государственность стала формальной и бутафорской. Интересы узурпировавшей власть единственной партии были поставлены превыше всех и всяческих национальных, общественных и личных человеческих прав и свобод.

Национальное единство осталось в тени социальной разобщенности. Все это не могло не вызывать недовольства, медленно, но верно копившегося в народе. Как на окраинах, так и в центре империи то и дело разгорались очаги мятежей и восстаний. Это неизбежно приводило к невосполнимым потерям: к примеру, только в период насильственной коллективизации и массовых репрессий около двух миллионов казахов погибло и свыше одного миллиона казахов совершили вынужденную эмиграцию за пределы Родины.

Национальная история и мировосприятие, национальная культура и искусство, национальные обычаи и традиционный уклад, религия, язык и менталитет - словом, все, что составляет честь и достоинство нации, было принесено в жертву лживым лозунгам о справедливом переустройстве мира и стало разменной монетой в нечистых играх коммунистических партократов.

Не измерить ущерб, который во времена бездумной антинародной политики был нанесен нашей благословенной земле, нашим городам и селениям, некогда послужившим колыбелью самобытной степной цивилизации. А сколько документальных и вещественных свидетельств седой старины, сколько памятников, реликвий и раритетов прошлого, сколько бесценных источников знания и веры упрятано с глаз, пропало без вести, а то и бесследно исчезло с лица земли?..

У кого-то поднимется рука сжечь древние книги и манускрипты. Кто-то примет на душу грех разрушить хранилища библиотек. Но если жив, невредим и здравствует народ - создатель, бережный хранитель, законный обладатель и достойный наследник доставшегося от поколений пращуров многовекового багажа культурно-исторического накопилища нации, - то никто и никогда не сможет, никому не под силу ни разрушить, ни отнять у него эти его богатства.

Теперь мы уверенно можем сказать: да, сегодня сбылась великая мечта, которой жил и боролся наш великий предок Махамбет. Его народ избавился от невольничьих оков и, став полновластным хозяином своей судьбы, зажил свободной созидательной жизнью без войн и конфронтаций. Вот и мы с вами, в тревожную полночь ХХ столетия, провозгласив незавивимость, к утру нового века и тысячелетия успели совершить немало добрых и полезных дел. Следуя поэтическому языку Махамбета, мы могли бы констатировать, что в эти дни его народ без тревог и волнений равным среди равных достойно живет по берегам Волги. Побережья Урала, их территории и природные богатства открыты для людей и служат благосостоянию всех, кто живет и честно трудится на этой земле. Мы преисполнены оптимизмом стабильности, мира, согласия и созидания: растут размеры пенсий, увеличены размеры зарплат. По темпам, объемам и качеству социально-экономических реформ, совершенствования политической системы и демократизации государства и общества Казахстан один из лидеров в СНГ. Республика широко признана в мире, и ее международный авторитет растет изо дня в день. Заложен прочный фундамент нашей независимой государственности. Крепнет и развивается духовное самосознание казахстанцев.

Я далеко не случайно заострил внимание на том, сколь большое значение и глубокий смысл были вложены нами в проведение на мировом уровне юбилеев таких исполинов народного духа, как Абай, Жамбыл, Мухтар Ауэзов и других не подлежащих забвению славных граждан Алаша. Оставившие неизгладимый след в отечественной истории, они дороги нам прежде всего потому, что каждый из них, набравшись решимости идти против течения эпохи и подняв голову навстречу разрушительным ветрам времени, сумел стать совестью нации, выразителем народных надежд и чаяний и до конца оставаться защитником национальных интересов. Таковыми они навечно остаются в народной памяти. Таковыми мы обязаны запечатлеть их образы в сознании поколений молодых и грядущих, которым предстоит полнокровно впитать несломленный дух предков и унаследовать собранное предшественниками в трудах и борьбе неисчерпаемое духовное наследие. Забывать их никто из нас не вправе. Во имя того, чтобы сохранить незамутненную историческую память, и ради того, чтобы сохранить нравственно-эстетическое здоровье нации, наш святой долг - делать для этого все, что в наших руках.

Прежде мне уже приходилось делиться мыслями и наблюдениями о природе национального характера. Думаю, что в связи с юбилеем Махамбета нелишне актуализировать некоторые из них.

Для хорошего самочувствия и самообладания каждая нация в первую очередь нуждается в высоком моральном духе. История являет массу примеров тому, что не исключением, а правилом продиктована такая закономерность, что во все времена и у всех народов лучшие их представители так или иначе принимали на себя миссию быть вдохновителем своей нации, старались поднять самооценку и авторитет своей нации на новую, прежде не освоенную высоту и в этом своем стремлении шли на самопожертвование, вставали на путь борьбы и нередко отдавали за это свою жизнь.

Сегодня для каждого гражданина, будь то поэт или администратор, нет задачи превыше и благородней, чем жить проблемами простого народа и заботиться о безопасности и благополучии страны. Поэтому сейчас, когда в руках наших Свобода, о которой веками мечтали тысячи патриотов, ни на миг не смеем мы забывать, что наша самая высшая драгоценность и конечная цель - это здоровый и неустанно самосовершенствующийся, устремленный ко всему самому лучшему моральный дух нации. Только высоконравственный человек с чистой совестью и отзывчивым сердцем может быть истинным патриотом Родины. В этом смысле творчество Махамбета, настоянное на магической силе поэзии Кюльтегина, неутомимом подвижничестве лирических летописей Казтугана, глубокомысленных военно-философских размышлениях Доспамбета, - на все времена остается для нас неисчерпаемым кладезем народной мудрости, неиссякаемым животворным родником национального духа.

Как вы помните, весной в своем Послании народу Казахстана на этот год я поднял тему огромного государственного внимания, в котором нуждаются историческое наследие нашей страны и памятники культуры нашего народа. В этом отношении Правительство страны разработало специальную целевую государственную программу "Культурное наследие", которую мы намерены утвердить в ближайшее время.

В соответствии с данной программой основные исторические и культурные памятники включаются в реестр и по мере необходимости подвергаются реставрационным работам.

Все письменные памятники и свидетельства, имеющее отношение к отечественной истории и родной культуре, будут систематизированы и подготовлены к публикации.

Массовыми тиражами и на разных носителях будут выпущены популярные издания произведений народного фольклора, изустной и письменной литературной традиции, сборники песен и кюев.

Лучшие из достижений национальной культуры будут переведены на иностранные языки и представлены вниманию зарубежных ценителей. Разумеется, войдут в эту сокровищницу и произведения Махамбета, а также творения классиков, живших и творивших как до, так и после него. Найдется в ней место и для лучших вещей общепризнанных современных авторов.

Наряду с этим будут осуществлены перевод на казахский язык и издание сочинений представителей зарубежной художественной и научной классики.

Большое и неослабное внимание будет уделено состоянию и жизнедеятельности библиотек и музеев страны.

Одним словом, в эти дни государство серьезно и основательно повернулось лицом к культуре. Слава Богу, сегодня для этого у нас есть все возможности.

Наши родные села, где когда-то был вскормлен, оперился и поднялся в полет каждый из нас. Все вы достаточно хорошо осведомлены о том, что ближайшие три года проходят в нашей стране как Годы поддержки аула. А солидная часть из вас - активные участники и проводники этого процесса. Нет сомнений в том, что жизненно важные стратегические программы по подъему аула будут реализованы нами с честью и в намеченный срок.

Вы все смогли убедиться, что государство придало столь высокое значение проведению двухсотлетия Махамбета и выделило значительные средства. В Атырау сдано в эксплуатацию свыше десяти новых учреждений образования и здравоохранения. Построено свыше двухсот километров дорог. Благодаря проведенному газопроводу жильцы около двадцати тысяч домов получили возможность пользоваться голубым топливом.

В самом центре Атырау на площади в пять гектаров поднялся ввысь грандиозный мемориальный комплекс, посвященный Исатаю и Махамбету.

Самый же главный результат в том, что нашими коллективными усилиями внесен огромный вклад в сокровищницу духовных богатств нашего народа. За последние годы, и в частности к юбилею Махамбета, увидел свет целый ряд изданий литературных и музыкальных произведений Махамбета, подготовлены и издаются новые переводы его произведений на другие языки, качественно и количественно пополнился корпус научных исследований, посвященных отечественной истории периода восстания Исатая и Махамбета. Впервые о Махамбете снимается полнометражный художественный фильм.

В школах и вузах проводятся тематические чтения, айтысы и конкурсы, посвященные творчеству Махамбета. Организован и проведен ряд научных конференций. Проводится множество мероприятий и акций культурно-просветительного, образовательного и воспитательного характера.

Дорогие друзья!

Свобода и Равенство, Суверенитет и Независимость... Если судить с позиций этих четырех столпов нашего национального бытия, то голос Махамбета звучит не только от него самого, а от имени целой нации, не только от своего времени, а от имени столетий казахской истории. Мечта о свободе и независимости казахов не была убита вместе с Махамбетом, а как феникс из пепла восставала и звала на борьбу и в году 1916-м, и в году 1986-м... А это значит, что во всех - и в историческом, и в политическом, и в социальном, и в культурном - измерениях жизнь и судьба Махамбета - борца и певца, копье и домбра Махамбета - воителя и сказителя, являют собой несокрушимый в своей монолитности монумент беспримерному героизму, к которому воистину не зарастет народная тропа.

"Отомстите за нас, громогласно истребовав Равенство!" - восклицали когда-то наши отцы, которым, в мрачные ночи Истории проведя жизнь в борьбе и заканчивая ее в горечи безысходности, так и не довелось дожить до зари Свободы. Словно услышав этот зов предков, Махамбет и появился на свет таким народным сыном, способным поднять непокорную голову и неробкий голос на палачей и мучителей своего народа и, отстаивая поруганную честь родной земли, вступить в заведомо неравную схватку. И все же слово было молвлено, стрела Махамбета попала в цель, и наступил день, когда мечта его сбылась. А посему Махамбет не канул в Лету вместе со своей эпохой, Махамбет - наш современник.

И взгляд на феномен Махамбета сквозь призму общечеловеческих идеалов и ценностей - прекрасная возможность еще ближе познакомиться с Казахстаном, еще пристальнее изучить непростую историю нашего народа, еще глубже познать тайны казахской души. Эта добрая воля и эта гуманистическая тяга доверять ближнему и понимать его и привела всех нас, детей разных народов и жителей разных частей света, сюда, на священную землю Атырау, в этот город и в этот зал - чтобы всем миром мы поклонились памяти Великого Поэта и воздали ему дань глубокого уважения.

И если это так, то пусть нынешний юбилей обернется для нас не марафоном праздных дней, а коллективным размышлением о мужестве и отваге, воспоминанием о долге и доблести, торжеством диалога и взаимопонимания, звездным часом единства и сотрудничества.

С юбилеем Махамбета!

* * *

Особый интерес также вызвало выступление писателя-академика Зейноллы Кабдолова, неофициальный перевод которого приводим ниже.

Уважаемые соотечественники!

Соучастниками знаменательных событий, достойных всеобщего и неподдельного внимания, становимся мы в эти дни. Только что Президент страны открыл прекрасную скульптурную композицию, посвященную памяти легендарных борцов за свободу Исатая и Махамбета, которой уготована честь передаваться из поколения в поколение на правах наследия, не подлежащего тлену.

Подобно эмблеме Санкт-Петербурга - воспетому Пушкиным "Медному всаднику", два брата-батыра на грызущих удила горячих конях, презрев века и расстояния, вступили в архитектурную перекличку с задумчиво оглядывающим побережья Жайыка султаном Бейбарсом… Отныне и на века все это становится красой и приметой города Атырау.

Наши юбилейные речи, призванные исследовать всю глубину и значимость отмечаемого события, по праву заслуживают быть сказанными и услышанными не только в этом небольшом зале в столице нефтяников Атырау, не только на необъятных просторах Казахской степи, но, если хотите, с самых высоких трибун мирового сообщества.

Две магические силы, два богатырских крыла подняли в полет вдохновение сегодняшнего дня. Первое из них - непоколебимый оптимистический дух обретшей независимость страны. Второе - в кратчайшее время обретшая международное признание дальновидная и многогранная политическая деятельность Главы нашего государства, высоко поднявшего над нами знамя Свободы и уверенно ведущего наше общество дорогой достоинства, мира и созидания.

Отвага открытости и простор пробуждения!..

Чарующее слух созвучие этих высоких понятий произведено на свет вполне конкретной истиной, о которой нам можно и должно говорить без тени ложного смущения. Как известно, за двенадцать лет нашей суверенной истории на высоком международном уровне, под эгидой ЮНЕСКО успешно проведены юбилеи великанов нашей национальной литературы, науки и искусства: стопятидесятилетия Абая Кунанбаева и Жамбыла Жабаева, столетия Мухтара Ауэзова и Каныша Сатпаева, Сабита Муканова и Габита Мусрепова, а теперь вот двухсотлетие Махамбета Утемисова. За всем этим стоит всемирно признанный и непререкаемый авторитет, огромная заслуга и искренняя забота первого Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева.

История щедра на парадоксы: полтора столетия тому назад, когда в горестной памяти в урочище Караой была отсечена буйная голова Махамбета, рядом с ним находился его десятилетний сын по имени Нурсултан. Не в силах заступиться за отца, остался он обливаться горькими слезами. "С Махамбетом покончено. Он убит, умолк, предан забвению", - от души возрадовались тогда его заклятые враги, которых сам Поэт успел заклеймить: "Вы - жалкое отребье и вечные рабы. Никогда вам не быть народом!".

Но тот самый день оказался не датой смерти Махамбета, а днем, когда он шагнул в бессмертие. Мало кто понимал это во времена осиротевшего отрока Нурсултана. Чтобы сполна понять это, должны были наступить времена нашего сегодняшнего, умудренного опытом Нурсултана…

Нынче мало быть свидетелями столь эпохального перелома в сознании людей. Нужно уметь извлекать уроки из событий прошлой истории. Важнейший из них состоит в том, что сейчас самая первостепенная задача и самая большая необходимость для нас - сохранить единство и достоинство нашего государства и суметь ради этого сплотиться вокруг мудрого, решительного и последовательного лидера.

"Великий казахский народ", - так когда-то на III съезде писателей Казахстана отозвался о нас гениальный русский писатель Михаил Александрович Шолохов. В новом веке наше величие прирастает мирным трудом и успехами всего многонационального народа Казахстана, нормой жизни которого являются единство, сплоченность, сотрудничество, равенство, мир, согласие и взаимное доверие.

За примерами гармонии и баланса интересов далеко ходить не приходится. Достаточно назвать смелый, а главное - состоявшийся вопреки всем скептикам перенос столицы и нынешний расцвет нашего нового консолидирующего центра - города Астаны, радостное, хотя и драматическое, возвращение некогда неправедно отлученных от Родины оралманов, открывающуюся с годами поддержки аула перспективу полновесного изобилия в закромах, прилавках и дастарханах. Все это, в конечном счете, и есть реальные проявления отваги открытости и простора пробуждения.

Когда же, как не сегодня, не в подобный этому звездный час от всего сердца благодарить нам Независимый Казахстан и его Главу?! Благодарить как от имени ныне живущих, так и от имени всех покоящихся в этой священной земле великих и малых Махамбетов, всех именитых и безымянных борцов за честь, свободу и независимость нашей Родины!

* * *

Активное участие в торжествах, посвященных 200-летию поэта-батыра, приняли жители Махамбетского района. Здесь также побывал Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.

К празднику в районном центре подготовились основательно.

Красочно оформлены улицы, установлены плакаты с пламенными стихами Махамбета, всюду государственные флаги, гирлянды разноцветных флажков. В самом центре села разбит этноаул. В рекордные сроки сданы в эксплуатацию несколько социально значимых объектов. Первым, который посетил Глава государства Н. А. Назарбаев и другие высокие гости, стала новая мечеть, построенная строителями Капшагайской фирмы "Ерминстеклопластик". Общая площадь этого здания 0,44 га, и она рассчитана на 100 мест. Новой мечети присвоено имя Исатая - Махамбета. Верховный муфтий Казахстана Абсаттар Хаджи Дербисали прочитал намаз, и затем Глава государства получил от него благословение на добрые помыслы - "бата".

Далее Нурсултан Назарбаев и сопровождавшие его лица посетили новый историко-краеведческий музей, которому присвоено имя Махамбета Утемисова. Президент ознакомился с экспонатами, рассказывающими об истории Махамбетского района, о людях, поднимавших этот регион.

После этого Президент страны и сопровождавшие его официальные лица прошли по реконструированной 300-метровой аллее, где установлен бюст поэта-воина, к районному Дому культуры. Здание ДК было построено в 1978 году, но сегодня, после капитальной реконструкции, оно получило свое второе рождение. Теперь зал вмещает 250 человек. В этом храме культуры, ничуть не уступающем городским ДК, высоким гостям показали интересную концертную программу, а по ее завершении Нурсултан Назарбаев сфотографировался на память со школьниками.

Сегодня район, отмечающий также и 75-летие со дня основания, может гордиться своими достижениями. Сдан в эксплуатацию стадион, построенный по международным стандартам, с трибуной на 1 000 мест. Спортивное сооружение общей площадью 15 тысяч квадратных метров расположено при въезде в село. В субботний полдень здесь началось театрализованное представление "Махамбет баба рухы", в котором были задействованы и артисты из областного центра. Своих посетителей ждет также новый крытый рынок с кафе-рестораном. Открытие этих объектов дает возможность жителям села Махамбет получить новые рабочие места.

Как мы уже упоминали, к празднику в селе разбит этноаул, состоящий из 32 юрт. Они представляют все сельские округа Махамбетского района, крупные сельскохозяйственные и производственные предприятия. Свои юрты оформили и остальные районы Атырауской области, крупнейшие предприятия. В каждой юрте, куда пригласили гостей, помимо щедрого дастархана хозяева устраивали небольшие импровизированные концерты.

Юбилей Махамбета - это праздник, далеко раздвинувший границы области, поскольку нем принимали участие множество гостей из разных регионов России и Казахстана. Один из них - потомок Махамбета Утемисова в пятом поколении Мамай Байгали-улы. Он - праправнук великого Махамбета по материнской линии. Мамай-ага приехал на праздник из Мангистауской области. Ему 53 года и у него 6 детей. Семье Мамая Байгали-улы посвящена научно-исследовательская работа доцента Актауского университета Жанбиби Дюсенбаевой. В своем труде "Махамбет и Мангистау" автор подробно остановилась на предках Махамбета, живущих в Мангистауской области.

- Всю жизнь я тружусь чабаном, - рассказал нам Мамай. - Никогда не кичился своим родственником. Да и не всегда его юбилеи отмечали. Тем более меня радует, с каким почтением относятся к национальному герою, вот и нас, родственников, пригласили. Великое дело организовали руководители нашего государства, Атырауской области. Никогда прежде так не поднимали нашего предка, много сделавшего для народа.

Торжества продолжились на спортивных площадках во всех сельских округах Махамбетского района. Вечером махамбетцы участвовали в массовых гуляньях, молодежь веселилась на праздничной дискотеке.

А вот что сказала ученица средней школы поселка Есбол Махамбетского района Ж. Набиева:

- Новый учебный год мы начали с изучения творчества Махамбета. И если раньше мы знали о нем только то, что он поэт и воин, то теперь в деталях изучаем его биографию и творчество. На его примере мы будем расти.

Вечером 14 сентября на главном стадионе Атырау не было ни одного свободного места. Здесь состоялось большое театрализованное представление, хотя, может быть, точнее подойдет другое слово - "шоу", потому, что его организаторы постарались на славу.

Перед его началом собравшиеся аплодисментами приветствовали Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Жизнь и судьба Махамбета и Исатая прошли перед многочисленными зрителями в музыке, экспрессивных танцах, живых картинках. В завершение состоялся концерт. Свое искусство показали известные исполнители. А ночью над Атырау тысячами разноцветных огней расцвел праздничный фейерверк.

* * *

Не менее значимым был и предшествующий день, когда состоялась байга. Какое сердце не дрогнет при одном только упоминании об этой молодецкой забаве.

Накануне юбилейных торжеств атыраусцы получили хороший подарок: на окраине города в рекордно короткие сроки был построен ипподром, где и прошли национальные конноспортивные игры, посвященные 200-летию Махамбета. Приветствуя участников и гостей праздника, аким Атырауской области Аслан Мусин точно заметил, что празднование юбилея поэта-воина начинается с конных скачек, и это символично, потому что казахский народ бережно хранит свои национальные традиции, обычаи.

- В последние годы значительные изменения произошли в жизни города, - продолжил аким, - в область пришли инвестиции, стабилизировалось производство, подземные нефтяные богатства стали служить народу, выполняется программа по газификации населенных пунктов, тысячи людей вселились в новые квартиры, отремонтированы дороги, водопроводы, построены школы, больницы, создаются новые рабочие места.

Аслан Мусин поздравил болельщиков, собравшихся на праздник, а участникам пожелал быстрой езды и побед.

Без преувеличения можно сказать: эти игры украсили праздник. В конных скачках приняли участие 115 наездников из Актюбинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Мангыстауской, Кызылординской, Атырауской областей, а также Кыргызстана, России и столицы нашей республики. Зрители увидели состязания на пяти дистанциях, почитаемые в народе верблюжьи бега и кокпар.

Первыми в казахском национальном виде конного спорта кыз жарыс в борьбу вступили девушки. Конечно, многочисленные болельщики, заполнившие не только трибуны, но и все подступы к ипподрому, переживали за своих землячек. И они не подкачали: на финиш первой пришла 19-летняя Гульбахар Туляганова, представлявшая атыраускую команду.

- Я занимаюсь конным спортом с четырех лет. Но, наверное, не это главное, - попыталась объяснить свой успех спортсменка. - Надо любить своего скакуна - он очень умный. И тогда выиграешь...

За победу Гульбахар получила новенькие "Жигули" девятой модели. "Шкода", "Волга" и "Жигули" ждали победителей на других дистанциях. В топ-байге (21 километр) упорную борьбу вели 24 конника, в жорге - 18, на дистанции в 3 200 метров на старт вышли 12 всадников. 16 участников состязались на норовистых верблюдах. Но основная борьба разгорелась в самом любимом у казахов виде скачек - аламан-байге. 54 наездникам предстояло пройти шесть кругов - 31 километр. Только за два километра до финиша стало ясно: равных гнедой чистокровной английской кобыле Трапезе, недавно выигравшей Кубок Президента, нет. Она и принесла победу и главный приз - джип - команде Кызылорды. Радости жокея Нурлыбека Асимова не было предела:

- Лошади - это моя любовь. Даже больше - вся жизнь, - говорит он.

Вторым на финиш пришел гнедой четырехлетний скакун Барыс англо-арабской породы из команды Актюбинской области. Кстати, соседи привезли в Атырау 29 лошадей. Упорная борьба разгорелась за третье место, которое в итоге досталось актюбинцам.

- Проведение таких праздников дает огромный толчок развитию конного спорта. Я рад, что в Атырауской области, где испокон веков люди занимались коневодством, в последние годы этому виду спорта уделяется большое внимание, - сказал сопредседатель Союза конников и конного спорта Республики Казахстан, заслуженный тренер Казахстана Сатыбек Тугел.

* * *

Субботним вечером в городском Доме культуры имени Курмангазы состоялось вручение премий имени Махамбета и большой концерт. В зале - Олжас Сулейменов, Асанали Ашимов, Фариза Унгарсынова, Мухтар Шаханов, Бибигуль Тулегенова, другие знаменитые литераторы, ученые, артисты, депутаты Мажилиса Парламента РК...

Лауреатами стали поэты С.Тургынбек, С. Адай, К. Жылкышиев, переводчики Б. Карашин, Б. Канапьянов, драматург И. Оразбаев, писатель А. Спан, ученые Ж. Дюсенбаева, С. Каскабасов, А. Егеубаев, композитор-кюйши К. Ахмедьяров, художник Т. Мукат.

После церемонии награждения состоялся большой концерт мастеров искусств Атырауской области.

Виртуозную игру на домбре показали народные артисты РК А. Ескалиев, К. Ахмедьяров, заслуженная артистка РК А. Улкенбаева, лауреат республиканского конкурса домбристов "Жебели жети кюй", посвященного Махамбету, С. Бейбатырова, лауреат премии "Нарын" С. Жанпеисова, лауреат международного фестиваля "Шабыт" К. Какимов. Звучали песни в исполнении Н. Абдуллина, А. Машимовой, С. Джумагалиева и других артистов. Украшением концерта стало выступление двух оркестров - Государственного академического имени Д. Нурпеисовой и фольклорно-этнографического "Нарын". Интересной режиссерской задумкой стало театрализованное представление, в котором образ Махамбета воплотил актер С. Мерекеулы.

Говорят лауреаты премии имени Махамбета:

Аскар ЕГЕУБАЕВ, доктор филологических наук, подготовивший четырехтомник Махамбета:

- В течение нескольких лет мы занимались исследовательской работой и выпустили первое академическое издание произведений Махамбета. Главная его ценность - текстологический анализ, приводятся несколько вариантов переводов, что позволяет раскрыть такие особенности творческой манеры акына и батыра, как гражданский пафос, национальный колорит, стремление к независимости. Рад, что наши исследования были отмечены, так высоко оценены.

Жанбиби ДЮСЕНБАЕВА, кандидат филологических наук:

- Я получила премию за публицистическую исследовательскую работу "Махамбет и Мангыстау". Мы постарались приблизить литературное наследие героя к юному поколению, чтобы оно воспитывалось на его стихах и кюях. Очень сложным был перевод текста, ведь язык Махамбета - уже история, и многие слова сейчас не употребляются. И если мы получили награду, значит, уже можно надеяться, что Махамбет будет в каждом сердце.

Сабыр АДАЙ, поэт, получивший премию за публицистическую поэму "Серттесу":

- Махамбет погиб в борьбе за свободу. Он знал вкус свободы, познал лишения. Такая глубина ощущений позволила ему писать так, что призыв его чувствовал и понимал каждый угнетенный. Сегодня нам всем дана возможность жить достойно, как мечтал Махамбет. За счастье быть свободным, нужно быть благодарным своей стране.

Мы попросили поделиться своими мыслями о Махамбете и поэта Бахытжана КанапЬЯнова, также ставшего лауреатом.

- Махамбет для меня прежде всего поэт, - сказал он. - Дело ученых разбираться в исторических событиях того периода. Я понимаю его прежде всего как борца за свободу творчества, а следовательно, и за творчество свободы. Для меня он поэт, который, несмотря ни на что, отстаивал свое божественное слово, и его слово пробудило века и годы. И то, что мы сегодня празднуем 200-летний юбилей Махамбета, весомое тому свидетельство. Само творчество поэта являет собой драму чувств.

- Вы сегодня стали лауреатом премии Махамбета...

- Для меня это большая честь. В Атырауской области чтят память своих великих предков. Мы видели и памятник Бейбарсу, и многим великим соплеменникам, и если какая-то частица моего творчества отозвалась в этом краю, то это придает мне новые творческие силы, а тема Махамбета, возможно, еще проявится в моих будущих произведениях.

- Вот если бы сегодня произошло чудо, и Махамбет очнулся бы от вечного сна?

- Он понял бы, что его борьба, его творчество были не напрасны. Помните, как у Андрея Вознесенского: "...чтоб было с кем пасоваться, аукаться через степь?". Вот так же можно аукаться через века с Махамбетом...

Бекет КАРАШИН высказал, на наш взгляд, несколько необычное мнение:

- Я, например, роль Махамбета в истории человечества обозначил бы прежде всего как историко-общественную. Он был общественно-политическим деятелем, это надо признать. Об этом не писали - подразумевалось, что он был всего лишь смутьяном, бунтарем, и выступления его носили лишь антифеодальную окраску. А ведь он стоял у истоков независимости нашей страны. Есть у него и стихи, в которых он говорит об этом. То есть он был созидателем, а не разрушителем. Его поэтическая деятельность, я считаю, для него на втором плане. В его стихах нет ничего вычурного, игривого, надуманного. Поэзия была его оружием, и в этом ее уникальность. Он стоял у руля национально-освободительного движения и сумел подчинить свою Музу борьбе...

Дала интервью нашей газете и Фариза Унгарсынова:

- Сегодня у нас особый праздник - юбилей Махамбета. Он долго не переводился на русский язык, не получилось это даже у Андрея Вознесенского, хотя он создал замечательный цикл стихов "Читая Махамбета". Русскоязычный читатель пока Махамбета мало знает. А он поэт трагический. Наверное, его в чем-то сродни Лермонтову, с его пафосом... Сейчас, в период глобализации, существует опасность утратить свою самобытность... Разве Махамбет боролся за независимость для того, чтобы мы кому-то подражали?.. Поэтому стихи Махамбета с их патриотическим пафосом нужны нам сегодня, как никогда. А еще хочу сказать об интеграции, взаимодействии культур: все-таки мировой читатель познакомился с Махамбетом через стихи Вознесенского. Сказалось поэтическое родство... Кстати, Андрей Вознесенский собирался на наше нынешнее торжество, но не сумел... Так что, я за интеграцию не только в экономике, но и в культуре. Только без утраты национальной самобытности.

Надолго запомнят этот чудесный праздник все, кто побывал на нем. Но главное - это торжество останется в сердцах молодых, им жить с именем Махамбета на устах, воспитывать своих детей патриотами, помнящими, что путь к независимости и свободе был непростым, и торили его такие, как Срым Датов, Махамбет Утемисов, Исатай Тайманов - сотни и тысячи славных сынов казахского народа.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Даниал Ахметов провел совещание с руководством НК "Казмунайгаз" 30.09.2003
В Астане обсуждается правовой статус нацкомпаний 30.09.2003
Пейзаж с тремя мужчинами и алюминием 30.09.2003
В правительстве был представлен проект национальной системы спутниковой связи и вещания KAZSAT 28.09.2003
Определены направления сотрудничества между Казахстаном и Сингапуром 28.09.2003
Отверженные 28.09.2003
Правительство продолжает работу над законодательством в сфере недропользования 27.09.2003
Продолжается официальный визит президента Республики Болгария в Казахстан 27.09.2003
Казахстан предлагает создать совет региональных организаций при генеральном секретаре ООН 27.09.2003
Допрыгались 27.09.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz