NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 14:50 ast
12:50 msk

Сверхконтроль может погубить внешнюю торговлю
В Казахстане предлагается существенно изменить механизм контроля за экспортом, от которого зависит состояние всей нашей экономики. В среду ряд мажилисменов инициировали соответствующий законопроект
20.10.2003 / политика и общество

Александр СУХАНОВ, "Око", 17 октября

Дыра в бюджетном кармане

Возможно, словосочетание "трансфертные цены" вызовет ассоциации с абстрактными цифрами, занудными расчетами и совершенно далекими от нужд простых смертных сделками. Однако на самом деле от них зависит благосостояние всех казахстанцев. Если точнее, от сумм, которые поступают в виде налогов в бюджет и затем тратятся на образование, медицину, оборону.

Поэтому позволим себе небольшое отступление, чтобы пояснить их суть. Мы все знаем азбучную истину, что рыночную цену определяют спрос и предложение. Однако в реальности во время сделок цены могут значительно отклоняться от рыночных. В этом случае их и принято называть трансфертными. На первый взгляд, это сугубо личное дело продавца и покупателя. Но когда речь идет о сделке, при которой товар продается за рубеж, затрагиваются интересы государства. Ведь величина уплачиваемых налогов зависит как раз таки от цены вывозимых товаров. Чем она ниже - тем меньше денег достается бюджету.

Цены могут отличаться от рыночных по разным причинам. Например, форс-мажорные обстоятельства, экономический кризис и т.д. Но бывает и так, что покупатель и продавец каким-то образом между собой связаны, финансово или юридически. Поэтому их взаимоотношения могут не зависеть напрямую от внешних рыночных механизмов. А бывает и так, что цену сделки компании занижают намеренно - с тем, чтобы уклониться от уплаты налогов. Поэтому и появляется необходимость государственного контроля. Его главная задача - выявить, почему цена резко отличается от рыночной, и нет ли здесь намерения обмануть бюджет.

Плотина или капкан?

В нашей стране государственный контроль за ценообразованием прошел несколько этапов развития. Сначала его, собственно говоря, вообще не было. Чем и воспользовались на всю катушку экспортеры. Они оформляли продажу сырья зарубежным фирмам по заниженным ценам, экономя огромные суммы на налогах. Покупателями сырья значились компании в оффшорных зонах. Не случайно среди главных внешнеторговых партнеров Казахстана значатся... Бермудские и Виргинские острова. Сколько миллиардов потерял бюджет Казахстана в общем итоге - никто сказать до сих пор не может.

Затем государство опомнилось и стало срочно создавать механизм контроля за подобными сделками. Был даже принят соответствующий закон - "О государственном контроле при применении трансфертных цен". Это нормальное явление, ведь трансфертные цены не в нашей стране придуманы, равно как и методы контроля за ними.

Однако сооруженная "плотина" для предотвращения утечки налогов из бюджета грозит превратиться в капкан для экспортных отраслей. Ведь государство впало в другую крайность, излишне закрутив гайки. По ныне действующему закону, если при сделке цена отклоняется на 10%, то это уже основание для проверки. Хотя на мировом сырьевом рынке колебания даже 15% - нормальное явление, без всяких трансфертных механизмов.

Кроме того, государство применяет чересчур упрощенный, если не сказать примитивный, подход к пониманию трансфертных цен. Трансфертное ценообразование у нас стало синонимом налоговых махинаций. Тогда как на практике оно не означает автоматически, что компании намерены уклониться от уплаты налогов. И даже если продавец и покупатель связаны между собой, например, являются членами одной транснациональной корпорации, цена товара может занижаться не только умышленно, но и из-за объективных факторов.

Постепенно, с течением времени, стало очевидно, что если так и дальше будет продолжаться, то государство может просто задушить экспорт. Чрезмерное увлечение контролем за трансферт-ным ценообразованием, точнее, недостаточно четкий к нему подход грозит спадом внешней торговли и зарубежных инвестиций. Назрела необходимость усовершенствовать нормативную базу. На этой неделе депутаты мажилиса Виктор Веснин, Виктор Иванов и Иван Чиркалин инициировали проект поправок в закон "О государственном контроле при применении трансфертных цен". Они не меняют концепции контроля, но значительно совершенствуют его механизм.

Правда, по мнению некоторых парламентариев, отдельный закон по трансфертным ценам вообще не нужен. Вместо него следует создать специальную главу в Налоговом кодексе. Ведь речь идет о налогообложении и предотвращении уклонения от уплаты налогов - в любом случае это относится к механизму налогового администрирования. Поэтому не исключено, что отдельный закон перестанет существовать, перейдя в Налоговый кодекс. В таком случае можно будет говорить о том, что мы перешли на третий - цивилизованный - этап контроля за трансфертным ценообразованием.

Комментарий

Виктор Веснин, депутат мажилиса парламента РК:

- Ключевыми позициями в предложенном законопроекте являются три элемента. Во-первых, трансфертное ценообразование рассматривается не только с точки зрения полноты поступления налогов в бюджет, но и с точки зрения избежания двойного налогообложения. Последнее наносит громадный ущерб экономическим взаимоотношениям между государствами. В международной практике имеются нормы для избежания двойного налогообложения, нужно приблизить их к нашим условиям.

Во-вторых, вводится общепринятый в мире подход, когда контроль осуществляется при наличии взаимосвязи между субъектами сделки. Т.е. важен не только сам по себе факт превышения цены, но и то обстоятельство, что сделка при этом совершена между лицами, имеющими определенную взаимосвязь - финансовую или юридическую.

В-третьих, по действующему законодательству государственный контроль осуществляется в случае отклонения цены более чем на 10 процентов. Но эта ставка слишком мала. Реальный разброс цен гораздо выше. Анализ всего периода работы наших компаний на зарубежных рынках показывает, что колебания цен составляют 15-20, а то и до 33 процентов по отдельным видам продукции. На Лондонской бирже не было изменения цен в размере 10 процентов и менее - всегда были 11-15. Как правило, любое крупное экономическое событие в мире, например, обвал азиатских "тигров", вызывает резкие колебания цен. И мы, работая на сырьевом рынке, особенно им подвержены. А раз так, мы не должны заведомо делать тех отечественных производителей, которые работают на рынки дальнего зарубежья, заложниками какой-то нашей внутренней системы. Поэтому и должны быть объективные оптимальные критерии. Неправильное применение трансферт-ных цен сворачивает международную торговлю. Это негативно отразится не только на нашем сырьевом секторе, но и на развитии малого и среднего бизнеса, который просто не сможет выйти на мировую арену.

Что касается уполномоченного государственного органа по контролю за применением трансфертных цен, то моя точка зрения - сегодня все, что касается импорта, относится к ведению таможенных органов. Вопросы же избежания двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов - это функции налоговиков. Никаких дополнительных органов создавать не стоит. У нас достаточно сегодня структур, чтобы регулировать эту сферу. Другое дело, что должна быть четкая, ясная правовая база.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана назвал талантливую молодежь интеллектуальным потенциалом страны 31.10.2003
Президент РК провел рабочие встречи 31.10.2003
Конгрессмены США поддерживают усилия Казахстана по борьбе с торговлей людьми 31.10.2003
ШОС не планирует расширятся 31.10.2003
В РК более 1,4 тыс. общеобразовательных школ не имеют лицензии на осуществление деятельности 31.10.2003
Политтехнолог Станислав Белковский: Олигархам нужен "смотрящий" 31.10.2003
Смена элит 31.10.2003
Глава государства принял министра внутренних дел Заутбека Турисбекова 30.10.2003
Президент Казахстана встретился с главой турецкого холдинга "Аларко" Исхаком Алатоном 30.10.2003
В Казахстане будут разработаны критерии оценки коррупции 30.10.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz