Самюэль Гарда, "Le Temps", 21 октября
В галерее искусств Башни Молар в центре Женевы Сей аль-Илам Каддафи ходит от картины к картине с вдохновением, приличествующим моменту. В понедельник 32-летний младший сын ливийского президента в присутствии прессы торжественно открыл выставку, которая уже произвела фурор в Париже, Берлине, Лондоне и Риме и вскоре отправится по другим большим столицам планеты.
Выставка под названием "Пустыня не молчит" организована Международным благотворительным фондом Каддафи, который он возглавляет. На ней представлены картины современных художников (в том числе его самого), а также произведения античного греческого и римского искусства, наследницей которого является Ливия - страна Mare Nostrum.
Придать режиму гуманный облик. Несколько чопорный в своем темном костюме, сшитом по последней миланской или лондонской моде, он старается играть ту роль, которой два года назад его наградил отец: воплощать собой современную Ливию, обновлять имидж страны, испорченный в 80-е годы, когда ливийский режим ассоциировался с терроризмом. Сегодня страница прошлого перевернута: в Триполи согласились выплатить компенсации жертвам терактов против американского "Боинга", сбитого над Локерби (1988), и французского лайнера DC-10 (1989).
Хотя Сейф аль-Ислам не облечен официальными полномочиями, он выполняет ту же задачу, что и его сестра Аиша и брат Саид (первая - на крупных международных конференциях, второй - на ниве футбола): придать режиму гуманный облик в глазах мирового сообщества. Он должен представить всему миру некогда "взрывного" полковника уже не как тирана, но как отца семейства и даже мудреца.
Возглавив свой фонд, младший сын Каддафи от второго брака выполняет некоторые функции, которые прежде были закреплены за ливийским государством: поддержка развивающихся стран, благотворительная помощь. Во время инцидентов с захватом заложников он уже не раз выполнял миссию посредника: так было на острове Холо на Филиппинах в 1999 году, а совсем недавно - во время кризиса с западными заложниками в Сахаре. По его словам, скоро он полетит в Индонезию, где ему предстоит выполнять роль посредника между Джакартой и повстанцами провинции Ачех.
Организация выставки в Женеве вписывается в эту стратегию рекламы Ливии, ставшей страной, в которую теперь, когда ООН сняла с нее наложенные в 90-е годы санкции, снова можно ездить. Как отмечает Луи Мартинес, специалист по Ливии из парижского Международного центра научных исследований (CERI), "Каддафи-отец прекрасно понял, что для того, чтобы привлечь симпатии западных стран, он должен использовать самые мощные рычаги - прессу, влиятельных экономистов, деятелей культуры. Эффект получается гораздо сильнее". И вот результат: "За три года он радикально изменил имидж своей страны".
В том числе благодаря таланту сына. Галантный, владеющий английским и немецким языками (он получил образование в Австрии), Сейф аль-Ислам сумел покорить своим обаянием европейские канцелярии, в которых он имеет свои ходы. Вчера утром, перед открытием выставки, он побывал "с визитом вежливости" в Берне, где был принят федеральным советником по делам экономики Йозефом Дейссом. Принимали его и в департаменте по иностранным делам для "общей беседы" о ситуации в регионе.
Впрочем, отцовское наследие и память о семейной истории продолжают жить в его душе. Молодой человек не забыл о том, как в 1995 году был изгнан из Швейцарии, куда приехал учиться. Своими встречами в Берне он хотел подвести черту под этим досадным эпизодом. Не забыл он и о том, что в свое время западные страны за действия его отца объявили его самого персоной нон грата.
Поговорите с ним еще, и вы услышите, что "Ирак при Саддаме был лучше, чем при Бремере. По крайней мере, у иракцев были вода и электричество". Осуждает он и Лигу арабских государств - эту "мертвую, пустую и бесполезную оболочку, которая не сделала ничего, чтобы помешать арабам воевать между собой".
В отличие от Сирии, которую в свое время международное сообщество тоже посадило на скамью подсудимых, Ливия, по общему мнению, уже добилась своего. Сегодня Сейф аль-Ислама (в переводе с арабского - "меч ислама") сравнивают скорее с молодыми арабскими монархами его поколения: марокканским королем Мухаммедом VI (Марокко) и иорданским королем Абдаллой II, а не с Башшаром Асадом.
В средствах массовой информации о нем нередко говорят как о наследном принце, но сам он, разумеется, избегает этой темы. Он терпеливо ждет того часа, когда Ливия примирится и сама с собой, и со всем миром. |