NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Четверг 22.08.2019 19:13 ast
16:13 msk

Фракция Гражданской партии заслушала министра Кайрата Келимбетова
Пресс-служба аппарата Мажилиса представляет стенограмму данного заседания…
22.10.2003 / политика и общество

Астана, 21 октября

Как уже сообщалось ранее, 20 октября с.г. фракция Гражданской партии на своем заседании заслушала министра экономики и бюджетного планирования Кайрата Келимбетова.

Пресс-служба аппарата Мажилиса представляет стенограмму данного заседания:

ЗАСЕДАНИЕ ДЕПУТАТСКОЙ ФРАКЦИИ
ГРАЖДАНСКОЙ ПАРТИИ
20 октября 2003 года

Вел заседание руководитель депутатской фракции Гражданской партии МУКАШЕВ Р.Ж.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Уважаемые коллеги! Разрешите объявить о начале очередного заседания фракции Гражданской партии. Часть наших товарищей находится в командировках, часть сейчас подойдет по ходу работы, параллельно у нас идут заседания других комитетов, поэтому количество людей у нас будет то увеличиваться, то уменьшаться.

На сегодняшней повестке дня у нас вопрос - о проекте Бюджетного кодекса Республики Казахстан. С информацией выступит Келимбетов Кайрат Нематович - министр экономики и бюджетного планирования. Все вопросы, которые у нас уже накопились, те вопросы, которые сегодня обсуждаются в коридорах Мажилиса, думаю, можно будет сегодня задать и обсудить. Кайрат Нематович, Вы ответите на все эти вопросы, чтобы потом в перспективе эти вопросы, может быть, и не возникали. Других предложений нет? Тогда начнем работу. Кайрат Нематович, Вам слово.

КЕЛИМБЕТОВ К.Н. Спасибо. Я хотел бы прежде всего поблагодарить членов фракции и руководителя фракции за то, что нашли возможность встретиться с разработчиками законопроекта, и напомнить о том, что процесс разработки Бюджетного кодекса является одной из тех задач, которые поставил глава государства в своем послании народу Казахстана, когда выступал перед вами в апреле текущего года. Кроме того, Бюджетный кодекс и Закон "О местном государственном управлении" - это два приоритетных закона, о которых говорил глава государства, когда открывал сессию в сентябре.

Прежде всего хотел бы в целом, наверное, поскольку у нас своеобразная презентация Бюджетного кодекса, вкратце затронуть основные моменты проекта кодекса и подчеркнуть моменты, которые являются как бы новыми, рассказать немного об их необходимости и о вводимых нами новых предложениях. Я с большим удовольствием (у нас рабочая группа работает уже давно) видел все ваши предложения и замечания, это значит, что действительно проект Бюджетного кодекса вызвал большой интерес, большинство тех предложений, которые внесли члены фракции, у нас есть специальная таблица, в основном принято. Мы считаем, что эта редакцию улучшила редакцию, которая вносилась первоначально. Наверное, это правильно, когда проект закона так тщательно дорабатывается в Парламенте.

Давайте вернемся, наверное, к началу. Вообще идеология создания Бюджетного кодекса - это процесс основной нашей правовой реформы, когда в законодательстве накопился определенный багаж, это несколько законов, несколько указов, постановлений Правительства, которые уже тщательно проработаны, прошли обкатку времени и которые нуждались в некоей кодификации. То есть основная задача любого кодекса - это соединить в себе все те нормативные правовые акты, которые существуют в данной отрасли, а это, как вы помните, основные, наши любые законы, прежде всего Закон "О бюджетной системе". Я помню, всегда депутаты Парламента нас справедливо критиковали за то, что ежегодно мы вносили в угоду бюджета те или иные поправки, но последние два года мы старались радикальных поправок не вносить, они так или иначе были связаны с тактическими проблемами, которые всегда возникают в жизни. В новом Бюджетном кодексе один из основных принципов, которые мы вносим, это принцип стабильности. В частности, сами межбюджетные отношения, как всегда камень преткновения при рассмотрении любого проекта бюджета, выстроены на стабильной основе.

Большое место занимают Закон "О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге", его основные положения также вошли в проект Бюджетного кодекса, Закон "О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов" и Указ Президента "О Национальном фонде".

Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что все эти проблемы, которые у нас существовали при обсуждении положений Национального фонда, на наш взгляд, на взгляд разработчиков, решены, поскольку Национальный фонд стал частью бюджетной системе, и трансферты, которые перечисляются непосредственно из республиканского бюджета в Национальный фонд, все четко оговорены в проекте Бюджетного кодекса.

Основными принципами бюджетной системы в новом кодексе, которые мы прописали, являются принципы транспарентности, то есть обязательного опубликования всех нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства, бюджетов и отчетов об их исполнении. То есть все больше и больше с каждым годом, вы видите, такая работа делается, теперь мы ее законодательно стараемся закрепить, закрепить принцип открытости бюджетного процесса и проведения государственного финансового контроля.

Еще одним важным принципом является принцип последовательности - это соблюдение государственными органами принятых ранее решений в сфере бюджетных отношений, то есть те решения, которые мы принимаем, мы обязаны их финансирование обеспечивать в полном объеме вне зависимости от года принятия таких решений.

Новым принципом бюджетной системы, над которым мы работаем активно последние два года, является принцип эффективности и результативности. Вы знаете, что мы второй год сталкивается с проблемой своевременного освоения бюджетных средств, есть справедливые нарекания по этому поводу. То есть если раньше была проблема (1998-2000 годы) нехватки средств, и мы обсуждали только нехватку средств, о каком-то качественном исполнении не могло бы и речи, потому что средств просто не хватало, то теперь, когда средств хватает в полной мере, в соответствии с нормативами и бюджетными заявками, которые вносили бюджетные администраторы, конечно, есть вопрос обратной связи. То есть мы вправе потребовать от бюджетных администраторов четкого и качественного исполнения и, самое главное, оценить эффективность и результативность. Может быть, по каждому вопросу бюджетной программы этих же результатов, которые бюджетный администратор показывает, а показывать он будет в паспорте бюджетной программы, через год или через три посредством анализа мы выясним, что на это можно было затратить гораздо меньшую сумму или наоборот, на те же деньги можно было достичь более крупных результатов.

Поэтому принцип эффективности и результативности становится основным. По результатам, наверное, и в этом году будет такая первая попытка, в следующем году это уже будет отработанная методика, когда мы будем оценивать эффективность каждой бюджетной программы. Обычно как у нас было? Принимается бюджетная программа, деньги выделяются, бюджетный администратор, мы с вами вместе друг про друга забываем до следующего проекта бюджета. Теперь будет по-другому - ежеквартально мы будем собираться с бюджетными администраторами, может быть, и вы их будете приглашать, заслушивать, как у нас происходит в целом реализация каждой бюджетной программы. Естественно, это один из принципов недопущения проведения зачетов взаимных требований, это понятный принцип, соответствующий международным стандартам.

Немного о единой бюджетной классификации. Классификация - очень большой вопрос. Все время регионы, министерства и ведомства так или иначе пишут письма, просят по некоторым моментам вас замолвить слово. Вопрос по бюджетной классификации такой. По классификации, я хотел бы отметить, что мы сделали шаг навстречу, сейчас единая бюджетная классификация утверждается моим приказом, то есть это нормативный правовой акт, его готовит наше министерство, потом мы его регистрируем в Министерстве юстиции. У многих возникает впечатление мы своим тем или иным приказом можем решать, имеют право те или иные структуры осуществлять данные государственные расходы или не имеют. Поскольку такое положение действительно недопустимо без принятия соответствующих законов в своей сфере, мы посчитали нужным, чтобы это перевести на уровень Правительства. В России, к примеру, бюджетная классификация утверждается отдельным законом. До закона, наверное, еще далеко, то на уровне Правительства будет, чтобы не было и к нам претензий, был более прозрачный процесс принятия решения, единая бюджетная классификация была более стабильной, мы переходим на уровень Правительства.

Про Национальный фонд я уже сказал, наверное, будут вопросы, я более подробно на них отвечу. Единственное, что хотел бы подчеркнуть, что направления использования Национального фонда - это целевые трансферты в республиканском бюджете на цели, которые определяет глава государства, расходы на покрытие ассигнований, связанных с управлением, проведением ежегодного аудита и также компенсация потерь республиканского бюджета. То есть основные направления остались теми же самыми.

Межбюджетные отношения. Главный принцип, который мы поставили во главу угля, - это четкое разграничение функций и полномочий между уровнями государственного управления. Есть два базовых закона: Закон "О местном государственном управлении" и Бюджетный кодекс, которые друг с другом коррелируют. С 1 января 2005 года в Бюджетном кодексе могут появляться в виде расходов того или иного уровня власти только те расходы, которые предусмотрены в основных направлениях Закона "О местном государственном управлении", и наоборот, то, чего нет в Бюджетном кодексе, не может появляться в Законе "О местном государственном управлении".

Я коротко хотел проинформировать, что сейчас на вашем рассмотрении находится внесение изменений и дополнений в Закон "О местном государственном управлении", это первичный законопроект, его презентацию мы уже делали в соответствующем комитете. Хотелось бы добавить, что до 1 декабря мы в Правительство внесем проект закона об изменениях уже по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления. Соответствующие министерства и ведомства провели анализ более чем 250 законов, из них, было принято решение, в 130 внести соответствующие изменения, 12, по-моему, поставить на утрату, порядка 90 законопроектов не нуждаются в изменениях, часть законопроектов нужно будет разрабатывать заново полностью, то есть это настолько устаревшие законопроекты, которые нуждаются в новой разработке.

Касательно принципов межбюджетных отношений у нас всегда было два вопроса. Первый вопрос по стабильности изъятий и субвенций. Принцип изъятий и субвенций в целом сохраняется. В настоящее время, вы знаете, в проекте республиканского бюджета на 2004 год у нас предусмотрено, что областями-донорами остались три региона: Атырауская область, Мангистауская область и город Алматы, все остальные области являются субвенционными, это связано в том числе и с теми крупными политическими решениями в сфере повышения заработной платы и других. В частности, у нас в целом в государственном бюджете на увеличение заработной платы предусмотрено 66 миллиардов тенге. Понятно, для того, чтобы довести эти расходы, а они у нас в целом должны просчитываться через всю республику, то нужно будет это доводить соответствующими субвенциями. Поскольку у нас остались три области, тем не менее для их стимулирования, развития и так далее, мы предполагаем, что изъятия и субвенции мы будем сохранять стабильно, фиксировать на трехлетнюю перспективу. Я хотел бы подчеркнуть, что мы планируем это сделать с 1 января 2005 года. То есть когда мы в следующем году придем с проектом бюджета на 2005 год, то вы вправе, если этот законопроект у нас во время примется, требовать от нас, что мы должны показать трехлетние стабильные целевые трансферты.

Второй большой вопрос, который так или иначе неизбежно прозвучит в ваших вопросах, это бюджет села. Я к нему позже вернусь, по нашему отношению к бюджету села.

Наверное, большое место в проекте Бюджетного кодекса занял вопрос среднесрочной фискальной политики. То есть если вы помните, практически ежегодно, когда мы приходили с проектом бюджета на следующий год, естественно, всегда возникал вопрос: как быть с продолжающимися программами или как принимать то или иное решение, если мы не видим трехлетнюю перспективу? К примеру, в этом году мы впервые до разработки проекта республиканского бюджета и до утверждения индикативного плана на Бюджетной комиссии и на Совете экономической политики рассмотрели вопрос среднесрочной фискальной политики. То есть перед тем, как принимать то или иное решение, какие расходы закладывать в основу бюджета на следующий год, конечно, интересно посмотреть, какие решения мы можем в целом принять в сфере макроэкономической политики. То есть можем ли уменьшить налоги на трехлетнюю перспективу, можем ли мы позволить увеличить заработную плату, как у нас это согласовано с тарифной политикой, какая у нас будет инфляция, то есть какие решения мы должны принимать в той или иной перспективе, какие цены на нефть мы планируем в целом, не только на год, но и в период на три года, это все нашло свое отражение впервые в среднесрочной фискальной политике. Этот документ пока утвержден на уровне консультативно-совещательных органов. Если мы примем проект Бюджетного кодекса, этот документ мы будем утверждать уже постановлением Правительства и будем его вносить так же, как индикативный план, чтобы вы видели в трехлетней перспективе, что мы хотим сделать.

Касательно утверждения проекта бюджета. Сейчас у нас в законе написано, что до 15 декабря мы должны с вами утвердить закон о бюджете, если мы его не утверждаем, включаются другие процедуры. Поскольку с процессом утверждения республиканского бюджета связан процесс утверждения бюджета области и бюджета района, мы предполагаем, что неплохо бы нам утвердить до 1 декабря республиканский бюджет, обычно мы справляемся с такой задачей, поскольку времени хватает, и дальше уже двухнедельные сроки для области и района. Это связано с тем, что нам желательно до 1 января следующего года уже иметь утвержденный районный бюджет. Я думаю, что это важно, потому что с 1 января районный бюджет полноценно должен приступить к своему функционированию.

Если вкратце, то таковы основные положения проекта Бюджетного кодекса. Наверное, если прозвучат какие-то вопросы, я постараюсь на них ответить, а впоследствии прокомментировать также те поправки, которые мы не приняли.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Хорошо. Пожалуйста, вопросы. Сергей Васильевич Дрожжин.

ДРОЖЖИН С.В. Я Вам очень благодарен за такую обширную информацию. Действительно, такой кодекс нужен. Но у меня свои, так сказать, житейские вопросы. Вы здесь много говорили о перспективах, я ни одного слова не услышал о том, какие средства будут идти на погашение внутреннего долга. В 1985 году был приватизирован Карагандинский металлургический комбинат - крупнейшее предприятие в республике. К тому времени образовались колоссальные долги ГАО "Кармета". Этим вопросом мы как-то занимались, я не раз встречался с Натальей Артемовной, вернули 60 процентов долгов по зарплате металлургам и вернули долги регрессникам, только чисто металлургам, но здесь я вам должен сказать, что после ГАО "Кармет" 732 предприятия приказали долго жить. Это только по ГАО "Кармету", а по республике, я убежден, это будут тысячи.

Через год будет очень крупная кампания - выборы в новый Парламент. Я убежден, что не будет ни одного избирательного округа, где бы эти вопросы не встали. Мне хотелось бы знать Ваше видение. Каждый год, принимая бюджет, я, как наивный человек, с надеждой смотрю на статью о погашении внутреннего долга, думаю, что вот что-то людям перепадет. Ничего подобного, ничего не перепадает, пуд как был, так пуд и есть, 16 килограмм, ничего не меняется. Видение вашего министерства, вы же должны видеть завтрашний день, для этого оно и создано. Как это будет дальше выглядеть? Спасибо.

КЕЛИМБЕТОВ К.Н. Спасибо, Сергей Васильевич за вопрос. Если совсем строго говорить, он не совсем относится к сегодняшней нашей теме, поскольку Вы говорите, Вы не находите вопроса внутреннего долга, данные расходные пока не зафиксированы как внутренний долг нашей страны, давайте исходить из этого. То есть идет процесс или комиссия, которая специально в Правительстве создана, которая несколько лет рассматривает. Конечно, у Вас есть вопросы об эффективности деятельности этой комиссии, но этот вопрос не является вопросом внутреннего долга, поскольку внутренний долг это нечто другое и здесь про все, что такое внутренний долг или внешний долг в проекте Бюджетного кодекса правильно написано. Если уходить в плоскость видения, моего лично, по вопросу таких задолженностей, то безусловно, во-первых, там нужно разбираться, сразу сходу рубить, говорить, должны мы или наоборот, что не должны мы, достаточно сложный вопрос, тем более он больше политического содержания. Хотя, на мой взгляд, то, что творилось, когда происходили все реструктуризации тех предприятий, которые были, на самом деле как оно случилось, правильно или неправильно, корректно, не корректно, мне кажется, к этому вопросу уже нам возвращаться не надо, поскольку переход от одной системы к другой всегда сопровождается побочными явлениями, я на самом деле позиции, потому что там есть четкая позиция, как бы выработанное стремление и понимание с обеих сторон, я думаю, что этого нет, что тогда творилось на "Кармете", если сейчас разбираться, сколько там было предприятий, сколько лжепредприятий, сколько было банкротств, с этим можно разбираться 100 лет.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Пожалуйста, Сания Мусаевна.

КАЛДЫГУЛОВА С.М. Являясь членом рабочей группы по проекту Бюджетного кодекса, может быть, у меня не будет много вопросов, потому что мы в ходе рассмотрения в рабочей группе на часть вопросов получаем разъяснение. На последнем заседании, я внесла такую поправочку, коль вы сейчас говорите о трехгодичном вопросе Бюджетного кодекса. Предложение, все-таки профтехучилище, эту базу профтехшкол, почему вернули систему районных бюджетов, а не систему областных бюджетов, потому что численность профтехучилищ, горький опыт 1995-1996 годов показал, что у нас в три раза сократилась численность профтехучилищ. Почему не оставить вновь на рассмотрение областного бюджета? Как в этом плане? Потому что эти первые три года, наверное, все-таки для районов очень тяжело будет содержать эти профтехучилища, как это точка видения в проекте?

КЕЛИМБЕТОВ К.Н. Насколько меня информируют в ходе заседания, это у нас позиция 16, мы согласились с вашей поправкой, поскольку в целом решение правильное. Наверное, те школы, которые на районе, они числились за районами, там, наверное, их надо было и оставлять, но поскольку первые три года будет просто вопрос как бы выживания тех или иных школ, понятно, что пока мы системно введем на уровень области и в предстоящей пятилетней перспективе все равно будем переводить на район, пока мы согласны, что на уровне области.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. На старте. Пожалуйста, вопросы.

ВЫСТУПАЮЩИЙ. Уважаемый Кайрат Нематович, у меня такой вопрос. Допустим, сейчас в некоторых областях может складываться такая ситуация, что будет создаваться профицит бюджета. Те средства будут ли отдаваться областям?

КЕЛИМБЕТОВ К.Н. Смотря, что Вы имеете в виду. Допустим, мы с вами приняли бюджет, установили какую-то субвенцию, понятно, что источниками доходной части в областные бюджеты вселяются индивидуальные подоходные и социальные. Допустим, по ним произошло повышение. То есть сверх плана поступили те или иные средства. У нас уже сейчас предусмотрено, что мы не изымаем эти средства, они остаются в области. Но другое дело, что когда теперь их местный аким захочет тратить, то мы первый год проводим такую работу, мы бы хотели посмотреть на что он будет их тратить. Просто как бы в рабочем порядке согласовать.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Пожалуйста.

ВЫСТУПАЮЩИЙ. Кайрат Нематович, те принципы, о которых Вы говорили, они все понятны, но, на мой взгляд, не хватает принципа экономической заинтересованности регионов в развитии экономического потенциала, потому что как я понимаю, аким создает только инфраструктуру и занимается тем, чтобы создать условия для развития малого, среднего бизнеса. То о чем мы все говорим и все то, для чего сделано. Как я понимаю, если он делает эти условия, то он должен хотя бы год-два на время действия этих предприятий что иметь себе в бюджета как дополнительный источник. Я понимаю, что это будет стимулом для развития всех регионов. Это один вопрос.

У нас есть жесткие нормативы распределения 50 на 50 видов налогов, уже слетали в Усть-Каменогорск. Как экономисты мы не стали говорить, что в одном месте будет слишком много денег, в другом месте их будет просто не хватать. Может быть, мы должны заложить какие-то принципы, на которых уже область, район, сами на местах должны определиться кому, сколько, какие-то параметры задать в законе, а уже цифры они должны определить сами. Спасибо.

С МЕСТА. (НЕ В МИКРОФОН).

КЕЛИМБЕТОВ К.Н. Два вопроса между собой связаны, здесь вопрос, принцип заинтересованности, вообще чем местные исполнительные органы должны заниматься, за что они отвечают, за что мы у них, что они с нас будут спрашивать. Сейчас мы поделили по доходной части, что важно. Главный принцип у нас все-таки между областью и центром, это область, один вид управления, один вид налога. То есть когда он у нас был реально 50 на 50, в частности по корпоративному подоходному налогу, то складывалась картина, про которую вы говорите. Где-то это было слишком много, может быть не заслужено и не нужно, в этом это было много, а где-то это было слишком мало. Тем более это был нестабильный вид налога, потерей по которому в случае невыполнения плана они на самом деле ставили под угрозу выполнение тех или иных социальных обязательств местного бюджета. Поэтому мы по стабильности определили для бюджета области 2 вида налогов, про которые я говорил, которые на самом деле являются свидетельством той или иной работы акимов. То есть если аким по поручению главы государства борется с бедностью и создает рабочие места, то функцией от этой деятельности является как раз таки увеличение… в тот же год по индивидуальному подоходному налогу и по социальному. В частности по корпоративному он первые три года вообще ничего не получал, то есть как бы через три года начинается оплата корпоративного подоходного налога и от нового предприятия, поэтому его это никак не характеризует, поступление по корпоративному подоходному налогу.

Теперь когда мы разделили, то есть мы считаем, что это как раз та часть, которая показывает его работу, а все остальное, в основном поступления по корпоративному, они связаны с республиканскими факторами, увеличение цен на нефть или какое-то изменение конъектуры на металлы и так далее.

Теперь что касается 50 на 50, я согласен, что здесь есть вопрос. Для чего мы это сделали, я тоже хотел бы вам как бы идеологию рассказать, чтобы мы потом с вами совместно приняли решение. У нас процесс децентрализации остановился на области. Мы разделили между центром и областью, сказали, что все, а что дальше вниз, между… хотя по Конституции у нас три уровня управления - это центр, область и район. Район превратился в транзитный счет области. То есть где-то аким берет и централизует все виды налогов и областям выдает типа трансфертов. Где-то наоборот все сосредоточено в районах и больше область как транзитный счет… перечисления.

Мы считаем, что в условиях унитарного государства такого многообразия быть не должно. Должно быть больше унификации. Теперь когда мы посчитали… на самом деле, и для области, и для района база поступления такая, как бы только два этих крупных вида налога. Все остальное не системное, как бы поступает один раз в год, постоянным источником доходной части могут быть только два этих вида. Соответственно мы их разделили 50 на 50. У нас есть определенные расчеты, которые мы вам покажем, как в каждой области, в разрезе это получается. Но принцип о том, что если мы хотим, чтобы район был самостоятельным уровнем управления, то у него какая-то стабильная база должна быть, чтобы постоянно не было. Депутат Тиникеев же задал вопрос: а незыблемо что-нибудь, если республика дополнительно...

На уровне района это изъятие происходит постоянно и не системно, хоть каждый день могут оттуда изымать. Если мы хотим, а мы хотим, чтобы район стал самостоятельным уровнем управления, то ему нужна стабильная доходная база. Мы пока такую формулу придумали.

Если мы по ходу обсуждения придумаем некую другую гибкую формулу, то мы готовы с удовольствием на нее пойти. Но в условиях унитарного государства делать областную централизацию недопустимо, потому что мы превращаемся тогда в 16 удельных княжеств, где каждый делает, что хочет. Должны быть единые правила для всей страны и районный уровень управления. А у нас между некоторыми районами как между некоторыми странами в Западной Европе. Он должен достаточно самостоятельно принять решение. Самостоятельности без финансов не бывает. Это вы знаете.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Хорошо. Депутат Чиркалин.

ЧИРКАЛИН И.Ф. (НЕ В МИКРОФОН). В принципе, чтобы подходы не ...., и в районе ... сделать. Мы пишем кодекс не на один год, видимо, намного. Тем более уже первый шаг сделаем, вносим поправки в закон о местном государственном управлении, усилим акиматы сельских округов. Завтра не за горами будет, раз есть бюджет округа, может, год поживем каким-то образом на смете. Но хотели бы мы или не хотели, в разделе тех функций, которые сегодня в дестабилизации на уровне области или района, то же самое должно делегировать сельскому округу. Мы должны прийти к вам, хотели бы мы или не хотели, к бюджету сельского округа.

Давайте, может быть, мы все-таки пропишем в проекте Бюджетного кодекса сразу цифры. Может быть, мы эти нормы давайте пропишем в проекте бюджета 2005-07 годов. Стол, место для переговоров. Надо же, чтобы Бюджетный кодекс сложился более-менее. Потому что я здесь задавал, макеты давал. Но меня не волнует 50 на 50. В любом случае мы изъятиями отрегулируем.

Второй вопрос. Конечно, министр начал дополнительно считать и образование, и здравоохранение. Они заявили, что сегодня у них все социальные стандарты разработаны, все нормативы готовы. В Бюджетном кодексе чисто напоминание, что на нормативы переходим, а методология и ... нижестоящих бюджетов на нормативной базе. Я имею в виду будущие бюджеты, а не говорю про развитие. Почему нам четко не прописать формирование по нормативам?

Сегодня Казахстан может себе позволить экономическое состояние - формирование бюджета, мы уже близко к этому подошли. Вы согласны со мной, почему близко подошли? Есть там какие-то....Хотя бы на другие переходить надо активно и исключить всякие субъективизмы между регионами, лишние разговоры и так далее, что Югу дают, Северу не дают, Западу дают, Востоку не дают.

Если мы .... текущие бюджеты нижестоящих, у нас вообще не будет никаких вопросов. Это первое. Второе. Все-таки ... в ответе. В этом году попытка сделана, я считаю, что нормальная попытка. Посмотрите, чтобы бюджеты развития регионов соответствовали государственным программам. ... Может, все-таки ... бюджеты прописать, почему говорили в Национальном совете в свое время.

Давайте сделаем так, нижестоящий бюджет утверждает свои права на развитие, защищает, не утверждает в вышестоящем органе. Это ваша очень четкая система. Каждый нижестоящий бюджет приходит в республику и защищает свои программы. Конечно, приоритеты надо, это само собой, я не возражаю, но .... Может быть, в Бюджетном кодексе надо 10-15 процентов ... развития, чтобы ... Но поле действия должно быть.

Понимаете, в чем дело? Вы мне сказали, что опять должны это согласовывать. Но мы все функции децентрализуем вокруг себя, но одну функцию - финансовую, мы ее, наоборот, централизуем. Понимаете?

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Иван Федорович, по-моему, мысль понятна. Может быть, тогда (здесь осталось еще два вопроса наших коллег) зададим, Кайрат Нематович? Пожалуйста.

МАКАШЕВ З.М. По Национальному Фонду. Национальный Фонд Республики Казахстан представляет финансовые активы и иные активы. Мне не понятно "иные активы". Что за иные активы?

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Вопрос понятен. Пожалуйста, Веснин Виктор Николаевич.

ВЕСНИН В.Н. Кайрат Нематович, у меня несколько вопросов, но я постараюсь меньше задавать, времени у нас мало. Во-первых, выполнение одних и тех же программ по текущему бюджету для разных регионов стоит разных расходов. Необходимо внести все-таки нормативное различие в программе областей, потому что в любом случае неравноправие областей в этом процессе всегда будет существовать, если мы их не откорректируем.

Второй вопрос касается этого же. Дело в том, что даже сегодняшнее положение областей потребует корректировки для приведения к единому знаменателю. И второй момент - мне не совсем… Деление 50 на 50. Я столкнулся с тем, что акцизы на алкогольную продукцию вроде бы поделили 50 на 50 процентов, но вся нормативная база решается и регулируются все вопросы по части ставок, акцизов и прочего на верху, и в бюджетах районов и городов, которые оказались заложниками этой системы, идет невыполнение поступлений, и бюджет остался один на один с этой проблемой. То есть, в принципе, здесь более четко нужно подходить, какие компенсационные меры должны приниматься в этом случае. Район сам не вытянет. Вот два вопроса.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Пожалуйста, еще один вопрос. Пожалуйста, Кабанбаев.

КАБАНБАЕВ А. Кайрат Нематович, в дополнение к вопросу Мукашева по Национальному Фонду. Его дальнейшее использование… Ладно, использование мы знаем. Вложение также будет оставаться? Ценные бумаги. Сейчас складывается такая тенденция, что вроде бы происходит рост цен на золото, на драгоценные металлы, а то, что показал прошлогодний отчет, его минусовой баланс. Минус 1 миллиард, это же не мало в данное время. Как Вы предполагаете в дальнейшем содержание этого Национального Фонда? Где он будет находиться? Хотел бы знать, саму политику, идеологию, каким образом она будет складываться.

КЕЛИМБЕТОВ К.Н. Хорошо. Поскольку ряд вопросов связан друг с другом, я постараюсь их объединить. Вопрос Ивана Федоровича по программам развития так или иначе связан с вопросом Виктора Николаевича по разноплановости тех или иных программ. Начну, наверное, с бюджета аула. Был вопрос. Я, по-моему, уже говорил на презентациях и неоднократно звучало. Мы не против бюджета аула. Более того я хотел еще раз зафиксировать, что на государственной комиссии по совершенствованию межбюджетных отношений именно наше министерство внесло вопрос о том, что бюджет аула, акима сельского округа должен быть.

Это наше предложение. И теперь нас противопоставлять, что мы против бюджета аула не совсем было бы, наверное, правильно. Весь вопрос в том, что идет часть предложений, что бюджет акима сельского округа должен утверждаться с 1 января 2005 года, то есть найти свое отражение в проекте Бюджетного кодекса. Мы предполагаем, что он должен работать с 1 января 2006 года. Почему мы хотим два года? Это минимум два бюджетных цикла. За один бюджетный цикл акимы сельских округов с момента, что у них сейчас вообще ничего нет… Мы недавно посетили Северо-Казахстанскую область и разговаривали с несколькими акимами сельских округов и были в нескольких акиматах сельских округов. Это просто типовое здание, где ничего нет и где зависит от личности самого акима. Если он достаточно деятельный и активный, то там есть какая-то деятельность. Если у него еще нет опыта, то…

Самое главное, что мы еще не определились функциями, чем он будет заниматься. То есть мы предполагаем, что год он осваивает новые функции. Для освоения этих новых функций с 1 января 2004 года мы наделяем аппараты сельских акимов статусом юридического лица, то есть это уже юридическое лицо, в которое он может принимать нормально на работу людей, и это бюджетная программа, которая, может быть, несеквестрируемая в районном бюджете. То есть сейчас это некая смета, которую можно менять три раза в день. То есть никакой стабильности, никакой четкой фиксированной бюджетной программы сейчас нет. Мы считаем, что два года должна быть четкая бюджетная программа, которую, как министерства и ведомства, защищают перед нами как органа, формирующего бюджет. Они получают навыки бюджетного планирования. Потом два года получают навыки исполнения бюджета.

Еще же есть вопрос, что этот бюджет надо консолидировать все время с районным бюджетом. Еще есть вопрос технической части. У нас Казначейство на районном уровне заканчивается и дальше его не будет, потому что нецелесообразно его вводить на уровне сельского округа.

Немаловажный вопрос - это доходная часть акима. Бюджет - это же не только расходы. Если это бюджетная программа, то есть расходная часть. Нас не интересует, какая доходная часть. А если это бюджет, то нас интересует, какая доходная часть. Здесь есть два способа. Либо это просто целевые трансферты из района. Это один момент. Тогда как бы нужно понимать, сколько это должно. Либо это какие-то налоги, которые объективно и логично передать на места, типа налога на имущество, налога на транспортные средства, но я хотел бы напомнить, что такие виды налогов собираются один раз в год и в конце года. Вопрос, что делать восемь месяцев до этого, надо прорабатывать, то есть какая компенсация, в какой момент все поступает. То есть вопрос достаточно сложный, емкий. Он не только уперся в самого акима сельского округа, он в том числе уперся и в те методологические и технические проблемы, которые существуют на центральном уровне. Я считаю, что нужно минимум два года, чтобы найти все ответы на все вопросы. Вот вся разница между нашими позициями.

А самостоятельность бюджета, то, что это некий новый уровень государственного управления, где фиксированно свой бюджет, своя собственность, свои полномочия, это мы 100-процентно двумя руками поддерживаем.

С МЕСТА. (НЕ В МИКРОФОН).

КЕЛИМБЕТОВ К.Н. Для чего фиксируют? Для того чтобы о чем-то…

С МЕСТА. (НЕ В МИКРОФОН).

КЕЛИМБЕТОВ К.Н. А это зафиксировано в концепции по вопросам разграничения полномочий, которое принято постановлением Правительства и одобрено у главы государства. Я думаю, что этим двум структурам можно доверять, чтобы получить гарантию. То есть фиксировать для того, чтобы просто написать. А если мы сейчас просто напишем, не написав доходную и расходную часть, тогда мы сам документ уже делаем несистемным. То есть мы на самом деле просто делаем декларативную норму. Основная суть документа, что все четко распределено, не так, что это будет решено потом-то или это некая иная функция. От этих иных и непонятных формулировок мы старались в своем законе уйти.

Теперь что касается вопроса программы развития или функции согласования, или то, что текущего перехода к нормативам. Поскольку Иван Федорович работал на военном заводе, правильно, любит конкретные, четкие нормативы, и они должны быть.

Другое дело, насколько мы готовы к этим нормативам. Да, есть очень близкая готовность. Понятно, что мы примерно себе представляем по СниПам, сколько должно быть в том же ФАПе или в той же центральной районной больнице того или иного материально-технического обеспечения, или сколько нужно на строительство тех или иных школ.

Другое дело, что сейчас сказать, что мы формируем… Допустим, нормативы мы с вами можем утвердить, но финансирование на эти нормативы у нас еще будет недостаточным. Тогда получается, что эти нормативы декларативные, и они будут приниматься больше как рекомендательные.

Расскажу на живом примере. В той же Северо-Казахстанской области в капитальном ремонте нуждаются порядка 60 школ на уровне областного бюджета, но проводится капитальный ремонт исходя из возможностей бюджета. Тогда как бы надо понимать, где, чья ответственность. Завтра будет совещание в Правительстве с участием акимов областей, на котором будет четко решаться, какая методика. Мы с вами любим делить 15 миллиардов, которые мы предусмотрели в проекте бюджета. На здравоохранение - пять, на образование - пять и так далее. Если честно, то это до внесения проекта бюджета в Парламент превращается в некую перетасовку между министерствами или между регионами до и еще больше происходит столкновения интересов во время рассмотрения в Парламенте. Между тем методология сама, которая у нас была разработана первично, она вызывает определенные вопросы, почему мы тем или иным областям дали больше, а тем или иным областям дали меньше. И в прошлом году были соответствующие несогласия, и в этом году они будут. Поэтому мы предлагаем сейчас в ходе всего того что произошло, доверить Правительству есть некие 5 миллиардов определенные, которые будут выделяться, исходя из определенной методики или принципов. В чем заключается методика, которую мы недавно разработали совместно с Министерством образования и Министерством здравоохранения. Вот у нас есть конституционные обязанности обеспечить наших детей нормальными условиями обучения в школе. Понятно, что в некоторых областях в определенных населенных пунктах, нет этих школ просто физически. Строить их, наверное, проблема не акима, проблема восстановления сети, проблема республиканского бюджета, и такие школы будут строиться там, где есть экономическая эффективность этого. То есть если эта школа более чем на 100 мест, если эта школа не для 3 детей, какая-то, то эту школу будет строить республика. Крупные школы во всех регионах.

Теперь есть во многих регионах школы, которые находятся в аварийных ситуациях, больницы. Просто их надо сносить, срочно строить новые. Понятно, что область тоже не может взять, поскольку это несистемный расход. Мы берем на себя эту функцию и республика будет сносить и строить новую школу. Другое дело, что есть школы, которые подлежат капитальному ремонту. И такие школы должны, на наш взгляд, финансироваться из местного бюджета. Но финансироваться своевременно не так, чтобы эта школа по какому-то определенному графику, самое главное чтобы эта школа из разряда подлежащих капитальному ремонту не перешла в аварийную. Это мы хорошо понимаем. Есть еще регионы, где есть школы где дети занимаются в три или четыре смены. Такие школы перегружены. Заменить их или построить новую рядом, эта задача республики. Мы ее на себя берем. То есть мы берем три целевых задачи на 2004-2005 годы, задачи по капремонту берут на себя местные уровни власти.

В 2006 году мы начинаем думать о нормативах, то есть если есть средний республиканский уровень обеспеченности больничными койками, ученическими местами, на тысячу человек или на 10 тысяч человек, то мы начинаем выравнивать эти уровни. Где их не хватает, мы даем целевые трансферты из республиканского бюджета. Там, где бюджет позволяет, это бюджеты тех областей, где уровень расходов на душу населения ниже среднереспубликанского. Там где он выше, мы помогаем, где этот показатель по обеспеченности ниже среднереспубликанского уровня. То есть мы хотим, вот общая идеология - выравнять всю социальную инфраструктуру по всей республике. Но выравнять ее с помощью местных органов власти. Поэтому мы не контролируем их лишний раз при уточнении бюджета, а мы считаем, что есть некий механизм согласования, потому что это наша общая задача, и мы должны сверять часы.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Пожалуйста, по вопросу.

ВЫСТУПАЮЩИЙ. ...Золото.

По 50 на 50?

ВЫСТУПАЮЩИЙ. (НЕ В МИКРОФОН).

ВЫСТУПАЮЩИЙ. Коэффициенты они лишь дают общую картину по ситуации в целом по области, но не характеризируют каждую отдельную отрасль или каждую бюджетную программу, они являются определенным аналитическим инструментом для нас, но возврат к коэффициентам ведет лишь к уравнительному подходу, поэтому в целом у нас идеология такая, что бюджетная программа перед тем, как она конкретно считается в каждой области и так далее, она содержит свойственники паспорт и определенные расходы. Эти все расходы достаточно унифицированы должны быть в каждой области.

ВЫСТУПАЮЩИЙ. (НЕ В МИКРОФОН). На уровне программ... бюджеты областей.

ВЫСТУПАЮЩИЙ. Да.

ВЫСТУПАЮЩИЙ. (НЕ В МИКРОФОН). Подход к содержанию Национального фонда...

ВЫСТУПАЮЩИЙ. По Национальному фонду. Я прежде всего хотел отметить, что те опасения, которые были, что Национальный фонд не часть бюджетной системы. Мы попытались эти сомнения развеять, у нас четко прописано, что Национальный фонд является неотъемлемой частью бюджетной системы, так же как республиканский бюджет, местные бюджеты. Какая идеология выстраивается в его отношении? Для чего он в свое время создавался? Две основные функции были. Это функция стабилизации, когда у нас было усиленное колебание конъюнктуры на сырьевые товары. Эта функция в 2001-2002 годах работала, то есть если было перепоступление. Если перепоступление до этого уходило в Национальный фонд, если в какой-то квартал мы недополучали средства в республиканский бюджет по плану организаций сырьевого сектора, то это возвращалось из Национального фонда, то есть компенсационная функция работала.

В этом году мы немного по-другому построили, поскольку резких колебаний у нас нет, сначала полностью выполняется план, как правило, план выполняется, то есть в одну сторону у нас закон работает. В частности, как только план выполняется, сейчас все средства, которые поступают по этим организациям, уходят в Национальный фонд. Если бы мы план не выполнили, наоборот, из Национального фонда уходили. У нас есть расчеты Национального Банка и Правительства о том, что есть определенная сумма, 4 миллиарда долларов, которая позволяет считать, что если будет кризис на уровне цены за нефть 10 долларов за баррели смеси "Брент", то определенно смягчающий эффект будет, чтобы государство выполняло свои функции и социальные обязательства. Но тут нужно понимать, что это достаточно условная цифра, поскольку если будет такое падение, то это в целом системный экономический кризис, он коснется нас, наших соседей, имеется в виду Россия. В целом этих 4 миллиардов может не хватить, чтобы вовремя выплачивать пенсии. Надо выплачивать расходы по образованию, здравоохранению. Только это выплачивать. В это время не будет никаких бюджетных инвестиций, понятно, что часть инвестиционных программ будет секвестрироваться. Это отдельная тема. 4 миллиарда нужны для того, чтобы на первое время, на полтора-два года. Не дай Бог, что этот кризис выйдет больше, чем за два года, три года. Для этого мы и наполняем до сегодняшнего дня Национальный фонд.

В целом фискальная политика позволила выполнять триединую задачу. Во-первых, снизить налоги. Они существенно снижаются с 1 января 2004 года; во-вторых, выполнить все расходные обязательства, которые были перед нами поставлены, в том числе и в социальной сфере, в послании главы государства; в-третьих, так называемую нашу заначку наполнять до определенного минимума, до 4 миллиардов.

Когда мы наполним, когда мы доживем до таких хороших времен, когда десятки миллиардов долларов будут в Национальном фонде, тогда возникает вопрос о том, куда инвестировать эти средства. Сейчас идеология, поскольку эта часть страховочная, понятно, что мы вынуждены инвестировать в не очень доходные ценные бумаги, но они стабильны, они не приносят такой прибыли, которую могли бы принести менее надежные бумаги, но зато мы четко знаем, что ту сумму, которая у нас есть, мы всегда извлечем и вернем.

Асеке правильно говорит, некоторое снижение подоходности, но это не из-за того, что наши агенты или операторы, которым передавали в доверительное управление, плохо управляют, а из-за того, что два года мировые рынки падают, то есть рынки падали, вместе с ними падали и те бумаги, в которые мы вкладывали. В целом есть такое понятие "эталонный портфель", мы в соответствии с ним пытались сохранить эту сумму денег, а не делать больше денег.

Когда будет больше 4 миллиардов, понятно, мы можем инвестировать нечто другое. Что такое нечто другое? Есть у нас поручение представителя совета управляющих Национального фонда, Президента нашей страны о том, чтобы мы подумали, куда можно инвестировать средства Национального фонда внутри страны и вне страны. Мы сейчас над этим работаем и думаем. Я хочу сказать, что такая проблема не уникальная, есть аналогичный Сингапурский фонд, где 150 миллиардов долларов, они тоже сидят и ломают голову, куда им эти деньги вложить, потому что внутри страны их держать - это влияние на собственный курс и так далее. Помимо того, что у них в бюджете все нормально, у них есть еще фонд, где 150 миллиардов, они по всему миру стараются вкладывать эти средства. Рано или поздно эта проблема встанет и перед нами, но мы считаем, что те направление в экономике, которые впоследствии могут генерировать, и экономический рост, и новые поступления в бюджет есть. Как только мы доработаем этот документ, мы покажем вам его.

ВЫСТУПАЮЩИЙ. Можно уточнить?

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Пожалуйста.

ВЫСТУПАЮЩИЙ. Если произойдет системный кризис, может быть, мы вообще потеряем эти 4 миллиарда? Нельзя ли золотовалютный запас получить за счет этих денег, чтобы они у нас в стране лежали? Зато можно в любое время продать и решить проблемы, если они возникнут. Сегодня масса безработных, на селе живут бедно, это мы все видим, тем не менее мы куда-то вкладываем. Мы говорим, что это для будущего поколения, а сегодня это будущее поколение в животе матери, которая больна, немощна, ребенок завтра будет таким же больным, дебильным, извините за выражение. Все поколение, которое нарождается, больное население, завтра надо будет лечить. Мы и так рискуем, и здесь ничего не делаем. Рашид постоянно говорит, что мы инвестируем американскую экономику, а почему свою экономику не инвестируем? Что, мозгов нет? Есть же вопрос?

КЕЛИМБЕТОВ К.Н. Есть вопрос. Правильно Вы его задаете, но давайте немного с другой стороны подойдем. Можно сделать такой подход: раздать на социальные обязательства, увеличить пенсии в сто раз. Чтобы создавать рабочие места, ясно, что у нас должны работать… Как бюджет может создавать рабочие места? Бюджет может создавать рабочие места либо там часть - государственный сектор, вторая часть - программы развития. Сейчас, когда мы создали, то есть у нас есть стратегия индустриально-инновационного развития, мы увеличиваем уставный капитал банка развития, инновационного фонда, инвестиционного фонда, мы же с этим приходим и говорим, что это квазигосударственные институты, которые хотят участвовать в формировании индустриальной стратегии, в участии разработки новых проектов, при этом наталкиваемся на вопросы, зачем это надо, давайте увеличивать социальную часть. Какая-то логика должна быть. Когда мы планируем бюджет, если есть сверхдоходы, мы сразу же все не раздаем, давайте закатим свадьбу, проведем той, позовем гостей, купим мебель и будем ждать следующих сверхпоступлений. Наверное, какую-то часть мы все равно откладываем, заначку, мало ли, может быть, завтра без работы окажетесь или заболеете, или еще что-то.

ВЫСТУПАЮЩИЙ. Первый вопрос - не сгорят ли они? Ведь опасность существует.

КЕЛИМБЕТОВ К.Н. По поводу того, не сгорят ли они. Что такое золотовалютный запас внутри страны? Они состоят либо из валюты, то есть американских долларов, которые на самом деле также, если будет общий финансовый кризис, либо золото, цены на которое тоже могут упасть. Поэтому это не вложение, как Михаил Васильевич говорит, в американскую экономику, а американская экономика - это часть мировых рынков капитала. Мы вкладываем в наиболее надежные бумаги. Надежнее бумаги нет, чем обязательства Правительства США на сегодня. Что на это обижаться? Если мы были более надежными, вкладывали в свои бумаги. Понятно, что это большая часть мирового ВВП. Можно их любить или не любить, но это самые надежные бумаги, какие есть.

Что касается того, вкладывать их внутри страны, мы над этим работаем. То, что Банк Развития Казахстана, то, что наши другие фонды начинают работать, еще есть поле для деятельности здесь. Как только мы здесь отработаем, то количество средств, вкладываемых в экономику внутри страны, будет увеличиваться.

Другое дело, что есть системный риск, мы можем все эти миллиарды вложить внутри страны, как это было в некоторых странах, а потом какой-нибудь один риск, мы без этих 4 миллиардов останемся и на будущее у нас не будет денег.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги! Это наша первая встреча, у нас времени много будет, дело в том, что проект Бюджетного кодекса сейчас очень оживленно обсуждается во всех комитетах, тем более председателем рабочей группы является Егоров, наш коллега, секретарь нашей фракции, он тоже информирует по тем или иным вопросам.

Сейчас я вижу у министра достаточно толстую таблицу, где написано "Предложения депутатов фракции Гражданской партии".

КЕЛИМБЕТОВ К.Н. Причем большинство предложений принято.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поэтому работа идет. Я думаю, если по ходу будут возникать какие-то проблемные моменты, в рабочем порядке будем решать и с председателем рабочей группы, и с разработчиками, и с министром. Я думаю, что в целом такой бюджет необходим. Давайте посмотрим внутри его, может быть, сделать еще лучше, может быть, более сбалансированным, может быть, снять некоторые вопросы, которые вызывают слишком много внимания. Это уже по ходу будет видно. А сейчас поблагодарим уважаемого министра.

КЕЛИМБЕТОВ К.Н. В заключение я тоже хотел бы поблагодарить руководство фракции и в целом всю фракцию за то, что вы нашли время с нами встретиться, потому что для нас это важный документ, на его базе будет формироваться бюджет следующего года, он является неким шагом вперед по правовой реформе.

Я хотел бы еще раз констатировать, что у нас нет принципиальных разногласий с фракцией и ее членами, депутатами Мажилиса и Сената по поводу того, что какие-то есть неотработанные вопросы. Все вопросы отрабатываемые, я считаю, есть рабочая группа, есть разработчики, которые постоянно находятся в Парламенте. Если есть действительно что-то острое, мы готовы встретиться в любое время и на любом уровне это дело обсудить. Спасибо.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все, спасибо.

КОНЕЦ ЗАСЕДАНИЯ.

(Распространено пресс-службой аппарата Мажилиса Парламента РК)


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана назвал талантливую молодежь интеллектуальным потенциалом страны 31.10.2003
Президент РК провел рабочие встречи 31.10.2003
Конгрессмены США поддерживают усилия Казахстана по борьбе с торговлей людьми 31.10.2003
ШОС не планирует расширятся 31.10.2003
В РК более 1,4 тыс. общеобразовательных школ не имеют лицензии на осуществление деятельности 31.10.2003
Политтехнолог Станислав Белковский: Олигархам нужен "смотрящий" 31.10.2003
Смена элит 31.10.2003
Глава государства принял министра внутренних дел Заутбека Турисбекова 30.10.2003
Президент Казахстана встретился с главой турецкого холдинга "Аларко" Исхаком Алатоном 30.10.2003
В Казахстане будут разработаны критерии оценки коррупции 30.10.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.08.19 Четверг
98. КАЛИКОВ Аманжол
73. БАКЕНОВ Халель
72. НУРГАЛИЕВ Турар
71. АСАУБАЕВ Канат
71. БАЙГАРИН Бекбулат
71. МЫРЗАЛИЕВ Болат
68. БАЙЖАНОВА Надежда
66. МАШКЕНОВ Мурат
64. АМАНГЕЛДИ Аширбек
64. ДОНБАЕВ Калдыбек
63. СЕЙФУЛЛИН Амандык
62. ДОНСЕБАЕВ Калмухамет
62. ПЯ Юрий
61. ДЖЕРЕМБАЕВА Найля
61. КУЖИЕВ Болат
...>>>
23.08.19 Пятница
97. БРАГИН Александр
81. ШИРЯЕВ Анатолий
78. СМАИЛ Нусіп
71. ЗЕЙНЕЛЬГАБДИН Алтай
71. ТЕЛЬНОВ Владимир
70. БИЖАНОВ Ахан
69. НАБИЕВ Нурлан
66. РУСТАМБАЕВ Абдуазим
65. КУАНЫШЕВ Толеген
65. ТУЛЕКБАЕВ Марат
63. ТРУСОВ Евгений
62. БОШАНОВ Алтай
62. ИСИМБАЕВА Гульмира
62. КИШКАШБАЕВ Тлеугали
61. МАМБЕТОВ Алматбек
...>>>
24.08.19 Суббота
73. ТИЕСОВ Суиншилик
71. ШЕРИМКУЛОВ Досыбай
70. САРСЕМБЕКОВ Тулеген
69. ГАБДИЛЬАШИМОВ Толымбек
67. ЕРМЕКБАЕВ Жарас
65. ЖАРКИНБАЕВ Гайнулла
61. ЖУМАГУЛОВ Марат
61. ТУТЕНОВ Байкаpим
60. КАЛБЕРГЕНОВ Шахизад
55. АБИДОВ Нурмухаммат
54. АКСАКАЛОВ Кумар
53. КУШЕНОВ Ахметжан
53. МАЛИКОВ Нуржан
51. АШИМОВ Галым
51. УМЕРБЕКОВА Сауле
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz