Пекин. 31 октября. КАЗИНФОРМ
В настоящее время Министерство образования и науки Казахстана заканчивает работу над улучшением классификатора специальностей, где планируется принять кардинальные меры. Об этом заявил в интервью корреспонденту Казинформа в Пекине министр образования и науки Казахстана Жаксыбек Кулекеев, посетивший с рабочим визитом столицу Китая.
Напомним, что Жаксыбек Абдрахметович был назначен на должность министра образования и науки 14 июня 2003 года. До этого назначения он, ученый экономист, возглавлял Счетный комитет, был министром экономики и торговли, председателем Комитета по статистике и анализу Агентства по стратегическому планированию и реформам.
По мнению министра, огромная территория и малая численность населения сдерживают экономическое развитие Казахстана.
Из-за малочисленности и отдаленности населенных пунктов, транспортным компаниям не выгодно прокладывать дороги, открывать новые железнодорожные или авиационные маршруты, которые вследствие слабой заполняемости оказываются просто не рентабельными. В свою очередь, отсутствие соответствующей инфраструктуры, сдерживает экономическое развитие регионов нашей страны. Проблема малочисленности становится еще более актуальной, если учесть густонаселенность и даже, в какой-то мере перенаселенность, расположенных южнее Казахстана Китая и Узбекистана.
Поэтому Казахстан приветствует переселение в республику этнических казахов из стран дальнего и ближнего зарубежья. По официальным данным, только из Китая в Казахстан ежегодно переезжают до 1400 оралманов, что весьма отрадно.
Однако, подчеркнул министр образования и науки, кроме вопросов размещения прибывающих соотечественников, возникает еще и множество других проблем. Известно, что в страну приезжают не только высокообразованные специалисты, но и малограмотные крестьяне или даже безработные оралманы, вследствие чего с большой остротой встает проблема последующего трудоустройства переселенцев.
Поэтому, отметил Ж.Кулекеев, кроме решения проблемы образования оралманов, перед Министерством образования и науки возникают еще и вопросы организации качественного тестирования переселенцев с тем, чтобы обеспечить переезд в Казахстан хорошо подготовленных специалистов, способных внести существенный вклад в развитие нашей страны.
Между тем в нашей стране, по мнению главы образовательного ведомства, в сфере высшего образования на сегодня необходимо решить задачи по улучшению образовательных стандартов, совершенствованию классификатора специальностей и повышению качества всего образовательного процесса.
Так, в соответствии с новой концепцией в стране реализуется переход на 2-уровневую подготовку кадров: по степеням бакалавра и магистра. Процесс перехода планируется завершить в течение одного-двух лет, сообщил Жаксыбек Абдрахметович.
Раньше, отмечает министр, мы увлекались расширением перечня специальностей, между тем, по его словам, в рыночных условиях специалисты по узким направлениям очень часто оказываются невостребованными. В рыночных условиях лучше готовить специалистов широкого профиля, поэтому МОН РК в настоящее время занимается укрупнением специальностей. Например, из 15 экономических специальностей останутся только 6. По юридическим наукам останется 3 специальности.
Не менее важный вопрос, по словам министра – обеспечение гармонизации образовательной системы Казахстана с европейскими стандартами. В Европе с 1998 года реализуется, так называемый, "Болонский процесс" (по названию города в Италии), в рамках которого европейские страны-участницы намерены унифицировать все вузовские и послевузовские дипломы. В процессе, набирающем быстрый темп, участвуют почти все страны Европы.
Казахстан также намерен присоединиться к этому интеграционному процессу, и внедряет в стране необходимые для этого некоторые элементы, одним из которых и является вышеупомянутая 2-ступенчатая подготовка кадров.
Второе планируемое в Казахстане направление реформ – внедрение докторских программ в соответствии с требованиями международной квалификации. Докторов надо готовить не так, как мы сейчас готовим кандидатов наук, в рамках Болонского процесса таких ученых степеней не будет, подчеркнул Ж.Кулекеев. Поэтому существует необходимость пересмотра деятельности Высшей аттестационной комиссии и перехода от централизованной аттестации к децентрализованной форме аттестации научных и научно-педагогических кадров. Думаю, что мы с осени следующего года запустим докторские программы в стране, предположил министр.
При этом будут предъявляться очень высокие требования к университетам, руководители которых в большинстве своем пока не знают содержания докторских программ. Планируется организация партнерства в этом направлении с зарубежными вузами с тем, чтобы по окончании докторантуры студенты-выпускники получали 2 диплома (западного и казахстанского университета) или диплом, подписанный двумя вузами.
Но здесь есть еще одна проблема: в мире существует множество разных университетов и институтов; только в США их около 4000. Поэтому будет необходимо принять меры, чтобы приходящий в Казахстан западный партнер имел реальную международную аккредитованную докторскую программу. Если мы начнем готовить докторов при соблюдении этих условий, то сумеем обеспечить подготовку кадров в соответствии с международными квалификационными требованиями, заключил Ж.Кулекеев.
В рамках процесса возникнет необходимость создания специального центра, который будет оценивать качество образовательного процесса, аналогичного существующему ныне. Со следующего года в стране будет внедрен промежуточный независимый контроль для студентов вузов. Все студенты после второго года обучения (медики – после третьего года) будут подвергаться внешнему контролю. Знания студентов будут оценивать не преподаватели вузов, а работники национального центра тестирования. Студенты получат право продолжить учебу, если наберут минимально необходимое количество баллов. При этом оценки по результатам текущего контроля в расчет приниматься не будут.
Это делается для того, чтобы поднять качество образовательного процесса. В последние годы в стране отмечались негативные факты, когда преподаватели ставили оценки по отдельным предметам за взятку, да и нерадивые студенты были довольны этим, подчеркнул министр образования и науки. В результате некоторые вузы превращаются в центры по выдаче дипломов. Внедрение независимого контроля и является одним из способов борьбы с такими коррупционными проявлениями. Уже весной следующего года по четырем направлениям подготовки кадров будет введен промежуточный независимый контроль. А с 2005 года по всем направлениям подготовки кадров в Казахстане будет полностью внедрен независимый внешний контроль.
В этой связи интересен и китайский опыт. Так, газета "Жэньминь Жибао" недавно привела оценку деятельности китайских вузов тематической группы "Оценка китайских вузов" при Гуандунском НИИ управления. Согласно 7-му докладу (1993 года) упомянутой тематической группы, содержащему рейтинг китайских вузов, в 2003 году список возглавляет университет Цинхуа (213,81 баллов). На втором месте – набравший 183,13 балла Пекинский, на третьем Чжэцзянский (169,72 балла) университеты.
Места в десятке лидеров распределили между собой университет Фудань (4 место), Научно-технический университет Хуачжун (5 место) Нанкинский (6 место), Уханьский (7 место), Цзилиньский (8 место) университеты, Шанхайский университет путей сообщения (9 место) и Чжуншаньский университет (10 место). Доклад был выпущен по результатам обследования 591 обычного китайского вуза. Рейтинг составлялся с учетом общих показателей, показателей в сферах естественных и гуманитарных наук, 11 дисциплин и 258 специальностей, данных о преподавательской работе и т. д.
Между тем в Казахстане, как уже передавал Казинформ, и на "горизонтальном уровне" наблюдаются свои интересные нововведения. Так, на днях впервые в стране создан виртуальный университет, презентация которого состоялась в Восточно-Казахстанском государственном Техническом университете имени Д.Серикбаева в Усть-Каменогорске (ректор бывший вице-министр образования Галимкаир Мутанов). В названном университете завершена работа над проектом "Образовательный портал ВКГТУ", который позволяет использовать современные информационные технологии и средства телекоммуникаций в науке и образовании. У студента появляется реальный доступ ко всем учебным материалам: учебникам, курсам лекций, рабочим программам, учебным пособиям, методическим указаниям. Кроме того, студент может общаться с преподавателем посредством теле-видео-конференции, консультироваться, сдавать зачеты, (не выходя из дома) и многое, многое другое. Для дальнего зарубежья, возможно, это не новость, но в Центрально-Азиатском регионе – это весьма своевременная инициатива, способствующая более интенсивной интеграции казахстанской вузовской системы в мировое образовательное пространство.
В образовании ведь, как и в экономике, есть общемировые тенденции, законы, игнорирование которых неминуемо приведет к отставанию. Например, более 80 процентов государств мира используют аналог "единых государственных экзаменов", "национальные тестирования" взамен архаичной системы "выпускных-вступительных" экзаменов в конкретных школах и вузах. И это, по мнению уже российского коллеги Ж.Кулекеева – министра образования РФ Владимира Филиппова – "очевидная тенденция движения образовательных услуг к человеку, а не поездка человека за образовательными услугами в крупные города, как это было еще полвека назад. В этом же контексте - продвижение образовательных услуг к человеку с помощью технологий открытого, дистанционного обучения получит в ближайшее десятилетие с помощью глобальных информационных сетей такое массовое распространение, что может существенно изменить всю систему, по крайней мере. высшего образования. И нельзя "проспать" эту революцию - пренебрежение кибернетикой (которую обзывали "лженаукой") пятьдесят лет назад до сих пор "аукается" …отставанием в массовом применении компьютерных, информационных технологий". Вот так, не меньше.
Если же говорить о качестве казахстанского среднего образования, то стоит вспомнить о том, что за последнее пятилетие 189 казахстанских школьников стали медалистами международных предметных олимпиад, причем 93 из них сегодня обучаются в университетах многих стран мира. И вопрос отсюда соответственный: когда наши воспитанники сочтут за честь учиться в отечественных дных альма-матер? Будут ли смелые проекты казахстанского министерства воплощены в жизнь? Ведь еще много проблем остается "за кадром": вопросы лицензирования вузов, вопросы выявления и продвижения одаренных детей, подготовки высококвалифицированных сельских кадров, освоение инновационных технологий, проблема формирования "казахстанской системы ценностей" и еще много, многое другое. |