NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 01:57 ast
23:57 msk

Отечественная альма-матер: что новенького?
Ж.Кулекеев: Раньше мы увлекались расширением перечня специальностей, между тем, в рыночных условиях специалисты по узким направлениям очень часто оказываются невостребованными
03.11.2003 / политика и общество

Пекин. 31 октября. КАЗИНФОРМ

В настоящее время Министерство образования и науки Казахстана заканчивает работу над улучшением классификатора специальностей, где планируется принять кардинальные меры. Об этом заявил в интервью корреспонденту Казинформа в Пекине министр образования и науки Казахстана Жаксыбек Кулекеев, посетивший с рабочим визитом столицу Китая.

Напомним, что Жаксыбек Абдрахметович был назначен на должность министра образования и науки 14 июня 2003 года. До этого назначения он, ученый экономист, возглавлял Счетный комитет, был министром экономики и торговли, председателем Комитета по статистике и анализу Агентства по стратегическому планированию и реформам.

По мнению министра, огромная территория и малая численность населения сдерживают экономическое развитие Казахстана.

Из-за малочисленности и отдаленности населенных пунктов, транспортным компаниям не выгодно прокладывать дороги, открывать новые железнодорожные или авиационные маршруты, которые вследствие слабой заполняемости оказываются просто не рентабельными. В свою очередь, отсутствие соответствующей инфраструктуры, сдерживает экономическое развитие регионов нашей страны. Проблема малочисленности становится еще более актуальной, если учесть густонаселенность и даже, в какой-то мере перенаселенность, расположенных южнее Казахстана Китая и Узбекистана.

Поэтому Казахстан приветствует переселение в республику этнических казахов из стран дальнего и ближнего зарубежья. По официальным данным, только из Китая в Казахстан ежегодно переезжают до 1400 оралманов, что весьма отрадно.

Однако, подчеркнул министр образования и науки, кроме вопросов размещения прибывающих соотечественников, возникает еще и множество других проблем. Известно, что в страну приезжают не только высокообразованные специалисты, но и малограмотные крестьяне или даже безработные оралманы, вследствие чего с большой остротой встает проблема последующего трудоустройства переселенцев.

Поэтому, отметил Ж.Кулекеев, кроме решения проблемы образования оралманов, перед Министерством образования и науки возникают еще и вопросы организации качественного тестирования переселенцев с тем, чтобы обеспечить переезд в Казахстан хорошо подготовленных специалистов, способных внести существенный вклад в развитие нашей страны.

Между тем в нашей стране, по мнению главы образовательного ведомства, в сфере высшего образования на сегодня необходимо решить задачи по улучшению образовательных стандартов, совершенствованию классификатора специальностей и повышению качества всего образовательного процесса.

Так, в соответствии с новой концепцией в стране реализуется переход на 2-уровневую подготовку кадров: по степеням бакалавра и магистра. Процесс перехода планируется завершить в течение одного-двух лет, сообщил Жаксыбек Абдрахметович.

Раньше, отмечает министр, мы увлекались расширением перечня специальностей, между тем, по его словам, в рыночных условиях специалисты по узким направлениям очень часто оказываются невостребованными. В рыночных условиях лучше готовить специалистов широкого профиля, поэтому МОН РК в настоящее время занимается укрупнением специальностей. Например, из 15 экономических специальностей останутся только 6. По юридическим наукам останется 3 специальности.

Не менее важный вопрос, по словам министра – обеспечение гармонизации образовательной системы Казахстана с европейскими стандартами. В Европе с 1998 года реализуется, так называемый, "Болонский процесс" (по названию города в Италии), в рамках которого европейские страны-участницы намерены унифицировать все вузовские и послевузовские дипломы. В процессе, набирающем быстрый темп, участвуют почти все страны Европы.

Казахстан также намерен присоединиться к этому интеграционному процессу, и внедряет в стране необходимые для этого некоторые элементы, одним из которых и является вышеупомянутая 2-ступенчатая подготовка кадров.

Второе планируемое в Казахстане направление реформ – внедрение докторских программ в соответствии с требованиями международной квалификации. Докторов надо готовить не так, как мы сейчас готовим кандидатов наук, в рамках Болонского процесса таких ученых степеней не будет, подчеркнул Ж.Кулекеев. Поэтому существует необходимость пересмотра деятельности Высшей аттестационной комиссии и перехода от централизованной аттестации к децентрализованной форме аттестации научных и научно-педагогических кадров. Думаю, что мы с осени следующего года запустим докторские программы в стране, предположил министр.

При этом будут предъявляться очень высокие требования к университетам, руководители которых в большинстве своем пока не знают содержания докторских программ. Планируется организация партнерства в этом направлении с зарубежными вузами с тем, чтобы по окончании докторантуры студенты-выпускники получали 2 диплома (западного и казахстанского университета) или диплом, подписанный двумя вузами.

Но здесь есть еще одна проблема: в мире существует множество разных университетов и институтов; только в США их около 4000. Поэтому будет необходимо принять меры, чтобы приходящий в Казахстан западный партнер имел реальную международную аккредитованную докторскую программу. Если мы начнем готовить докторов при соблюдении этих условий, то сумеем обеспечить подготовку кадров в соответствии с международными квалификационными требованиями, заключил Ж.Кулекеев.

В рамках процесса возникнет необходимость создания специального центра, который будет оценивать качество образовательного процесса, аналогичного существующему ныне. Со следующего года в стране будет внедрен промежуточный независимый контроль для студентов вузов. Все студенты после второго года обучения (медики – после третьего года) будут подвергаться внешнему контролю. Знания студентов будут оценивать не преподаватели вузов, а работники национального центра тестирования. Студенты получат право продолжить учебу, если наберут минимально необходимое количество баллов. При этом оценки по результатам текущего контроля в расчет приниматься не будут.

Это делается для того, чтобы поднять качество образовательного процесса. В последние годы в стране отмечались негативные факты, когда преподаватели ставили оценки по отдельным предметам за взятку, да и нерадивые студенты были довольны этим, подчеркнул министр образования и науки. В результате некоторые вузы превращаются в центры по выдаче дипломов. Внедрение независимого контроля и является одним из способов борьбы с такими коррупционными проявлениями. Уже весной следующего года по четырем направлениям подготовки кадров будет введен промежуточный независимый контроль. А с 2005 года по всем направлениям подготовки кадров в Казахстане будет полностью внедрен независимый внешний контроль.

В этой связи интересен и китайский опыт. Так, газета "Жэньминь Жибао" недавно привела оценку деятельности китайских вузов тематической группы "Оценка китайских вузов" при Гуандунском НИИ управления. Согласно 7-му докладу (1993 года) упомянутой тематической группы, содержащему рейтинг китайских вузов, в 2003 году список возглавляет университет Цинхуа (213,81 баллов). На втором месте – набравший 183,13 балла Пекинский, на третьем Чжэцзянский (169,72 балла) университеты.

Места в десятке лидеров распределили между собой университет Фудань (4 место), Научно-технический университет Хуачжун (5 место) Нанкинский (6 место), Уханьский (7 место), Цзилиньский (8 место) университеты, Шанхайский университет путей сообщения (9 место) и Чжуншаньский университет (10 место). Доклад был выпущен по результатам обследования 591 обычного китайского вуза. Рейтинг составлялся с учетом общих показателей, показателей в сферах естественных и гуманитарных наук, 11 дисциплин и 258 специальностей, данных о преподавательской работе и т. д.

Между тем в Казахстане, как уже передавал Казинформ, и на "горизонтальном уровне" наблюдаются свои интересные нововведения. Так, на днях впервые в стране создан виртуальный университет, презентация которого состоялась в Восточно-Казахстанском государственном Техническом университете имени Д.Серикбаева в Усть-Каменогорске (ректор бывший вице-министр образования Галимкаир Мутанов). В названном университете завершена работа над проектом "Образовательный портал ВКГТУ", который позволяет использовать современные информационные технологии и средства телекоммуникаций в науке и образовании. У студента появляется реальный доступ ко всем учебным материалам: учебникам, курсам лекций, рабочим программам, учебным пособиям, методическим указаниям. Кроме того, студент может общаться с преподавателем посредством теле-видео-конференции, консультироваться, сдавать зачеты, (не выходя из дома) и многое, многое другое. Для дальнего зарубежья, возможно, это не новость, но в Центрально-Азиатском регионе – это весьма своевременная инициатива, способствующая более интенсивной интеграции казахстанской вузовской системы в мировое образовательное пространство.

В образовании ведь, как и в экономике, есть общемировые тенденции, законы, игнорирование которых неминуемо приведет к отставанию. Например, более 80 процентов государств мира используют аналог "единых государственных экзаменов", "национальные тестирования" взамен архаичной системы "выпускных-вступительных" экзаменов в конкретных школах и вузах. И это, по мнению уже российского коллеги Ж.Кулекеева – министра образования РФ Владимира Филиппова – "очевидная тенденция движения образовательных услуг к человеку, а не поездка человека за образовательными услугами в крупные города, как это было еще полвека назад. В этом же контексте - продвижение образовательных услуг к человеку с помощью технологий открытого, дистанционного обучения получит в ближайшее десятилетие с помощью глобальных информационных сетей такое массовое распространение, что может существенно изменить всю систему, по крайней мере. высшего образования. И нельзя "проспать" эту революцию - пренебрежение кибернетикой (которую обзывали "лженаукой") пятьдесят лет назад до сих пор "аукается" …отставанием в массовом применении компьютерных, информационных технологий". Вот так, не меньше.

Если же говорить о качестве казахстанского среднего образования, то стоит вспомнить о том, что за последнее пятилетие 189 казахстанских школьников стали медалистами международных предметных олимпиад, причем 93 из них сегодня обучаются в университетах многих стран мира. И вопрос отсюда соответственный: когда наши воспитанники сочтут за честь учиться в отечественных дных альма-матер? Будут ли смелые проекты казахстанского министерства воплощены в жизнь? Ведь еще много проблем остается "за кадром": вопросы лицензирования вузов, вопросы выявления и продвижения одаренных детей, подготовки высококвалифицированных сельских кадров, освоение инновационных технологий, проблема формирования "казахстанской системы ценностей" и еще много, многое другое.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
28 ноября в столице состоится заседание Национального совета 28.11.2003
Парламент принял поправки к некоторым актам по вопросам налогообложения нефтяных операций 28.11.2003
Личностный фактор и мифы 28.11.2003
Гражданская партия выдвинула новый лозунг - "От народа к власти" 28.11.2003
Следствие по делу о следователях 28.11.2003
Шельф Каспия: надежды, сомнения, спекуляции... 28.11.2003
Призрак хунты бродит по Тбилиси 28.11.2003
Вашингтонская лошадка 28.11.2003
Молодой популярный французский политик положил глаз на корону Ширака 28.11.2003
Турция просит Великобританию не запугивать ее терактами 28.11.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz