Елена КОРОП, Елена ГОСТЕВА, Игорь МОИСЕЕВ, "Финансовые известия", 11 ноября
Во вторник на заседании правительства будут обсуждаться меры по развитию финансовых рынков - коллективный труд нескольких ведомств, осуществляющих контроль за рынком и претендующих на роль единственного надзирателя и контролера. Правда, пока ни у одного из ведомств, включая даже таких монстров, как Центробанк, нет явного преимущества в битве за весь финансовый рынок. Поэтому итогом-максимум может стать создание координирующего межведомственного органа по примеру Национального банковского совета.
Финансовую власть - в одни руки
О том, кто на рынке главный, участники сегодняшней встречи поспорили еще до заседания. Генподрядчик по основному докладу менялся дважды: сначала им назначили Минэкономразвития, затем эту честь отбила для себя ФКЦБ, после чего Минэкономразвития вернуло доклад себе. В итоге с докладами о положении дел на финансовых рынках сегодня выступят министр экономического развития Герман Греф (чье ведомство готовило материалы к заседанию), глава ФКЦБ Игорь Костиков и председатель Центробанка Сергей Игнатьев. Руководство Минфина тоже готовит текст отдельного доклада, хотя официальной повесткой он не предусмотрен. Широкий список ораторов по одному вопросу (что нехарактерно для заседаний кабинета) является подтверждением и следствием основной проблемы финансового рынка, которую намеревается решить правительство, - избыточное многостороннее регулирование.
Впервые о едином регуляторе для финансовых рынков заговорил Центробанк. В сентябре Олег Вьюгин, выступая на конференции по созданию рынка срочных контрактов, констатировал, что ввиду ведомственных разногласий "при необходимости принятия решения правительство входит в ступор". "Нужно создавать комиссию по финансовым рынкам, которая будет обсуждать ключевые вопросы регулирования финансовых рынков и разрешать споры, возникающие между ведомствами в процессе законодательного становления", - сказал он.
Исполнительная власть оказалась не против. Разобщенность страхового, банковского, фондового секторов, которые должны работать по принципу сообщающихся сосудов, мешает финансовому рынку выполнять его основные, с точки зрения правительства, функции - обеспечение перетока капиталов между сырьевыми и перерабатывающими отраслями и трансформацию сбережений граждан в инвестиции. Как отмечал Михаил Касьянов, при наличии нормально функционирующего финансового рынка сегодня мы имели бы не 6% роста ВВП, а существенно больше.
Чья правда главнее
Вчера поздно вечером в МЭРТ еще не знали, на чем в своем докладе сделает акцент Герман Греф. "Главное - определить место финансовых рынков в экономике, а исходя из этого - пути реформирования сектора, - сказали "Финансовым Известиям" в министерстве, - а единое регулирование вторично".
Для Минэкономразвития, не являющегося регулятором никаких рынков, этот вопрос, действительно, вторичен. А вот заинтересованные стороны думают иначе. По информации "Финансовых Известий", минимум того, что сегодня постарается сделать ФКЦБ, - зафиксировать установление ограничений на совмещение банковской деятельности и операций на фондовом рынке.
Хотя позиции МЭРТ всегда достаточно радикальны. Например, ведомство Грефа является наиболее последовательным сторонником того, чтобы Сбербанк вошел в систему страхования вкладов на общих основаниях, а сегодня в основном докладе Герман Греф может сказать и о том, что для развития полноценного и конкурентного рынка регулятору неплохо бы выйти из капиталов Сбербанка и Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ).
Что ответит на это глава ЦБ Сергей Игнатьев - предположить сложно. С одной стороны, предыдущие попытки государства принудительно выводить ЦБ из капитала дочерних структур вроде бы заканчивались успешно. С другой - процесс "отнимания" загранбанков проходит сложнее, чем в свое время "конфискация" Внешторгбанка (ВТБ).
Кроме того, позиция Центробанка скорее всего будет активной. Помимо удвоения за последние 2 года всех возможных показателей (этим же, конечно, будет хвастаться и ФКЦБ), глава ЦБ может сказать и о месте банков в экономике. Идею места банковской системы в экономике страны недавно "обкатывал" в Совете федерации первый зампред ЦБ Андрей Козлов. Он говорил, что банки окрепли до такой степени, что, случись неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках сырья, банковская система сможет стать для экономики "мотором № 2".
Право и надзор
Вместе с тем проблема заключается не только в многочисленности регуляторов, но и в том, что они совмещают правоустанавливающие и надзорные функции. В заявленной правительством и поддержанной президентом концепции административной реформы в качестве первоочередной задачи указывается разделение правоустанавливающих и контрольно-надзорных функций органов власти. При этом законодательные директивы, исходящие от разных органов, часто противоречат друг другу, что в сочетании с многочисленными дублирующими проверками существенно увеличивает издержки участников финансового рынка.
Авторы документа предлагают доверить разработку правил для всех сегментов финансового рынка правительству, что обеспечит относительную унификацию этих правил и станет шагом к отделению нормотворчества от контроля. Только следующим шагом должно стать создание единого надзора за финансовым рынком. В качестве промежуточного варианта предлагается образовать некий межведомственный координационный орган, который бы объединил и унифицировал требования надзоров на различных секторах. В конечном итоге должен быть создан новый независимый "мегарегулятор", который будет осуществлять надзор за всеми участниками финансового рынка.
Участники рынка с пониманием и покорностью отнеслись к перспективам появления мегарегулятора. "Я еще не забыл, что лучшая форма - это когда одна компартия, один участник рынка, и у него один регулятор", - сказал руководитель крупной инвестиционной компании. Однако активная часть бизнес-сообщества предлагает в рамках административной реформы посмотреть на проблему "под другим углом". "Если ведомства не могут договориться о своих требованиях к рынку, встает вопрос: а нужно ли его так детально регулировать?" - говорит президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
Впрочем, о том, насколько сегодняшнее заседание правительства будет "судьбоносным", судить пока трудно. В Белом доме говорят, что рожденный в межведомственном соавторстве талмуд "Меры по развитию финансовых рынков" не содержит свежих идей, заслуживающих специального обсуждения. Дискуссии же на заседании кабинета, как полагают в правительстве, выльются в извечный спор между регулирующими рынок ведомствами за право мегарегулирования. И ставить точку в этом споре правительство пока не готово. |