Константин КЕШИН, "Казахстанская правда", 18 ноября
С чего начать?
Дюсен Касеинов не обошелся в докладе без впечатляющих цифр, сколько в стране библиотек, театров, музеев, заповедников, разнообразных учреждений культуры, не забыл сказать, что финансирование отрасли существенно возросло и эта государственная поддержка продолжает набирать силы и темпы. Потому-то негативные моменты, о которых много говорилось, все-таки не помешали оптимистическому, рабочему настроению собравшихся. О положительной динамике культурных процессов свидетельствуют, кроме того, работа над нормативно-правовой базой, международные связи, в том числе мировое признание памятников нашей истории и культуры, внимание к молодежи, естественное укрепление позиций государственного языка, обновление материально-технической базы.
Однако задерживаться на приметах "положительной динамики" министр не стал. Что же тревожит Дюсена Касеинова, что беспокоит и вызывает несогласие? Перечислим вразброс некоторые нерешенные проблемы, хотя, по правде говоря, пространство отечественной культуры этими плохо поддающимися исправлению проблемами отягощено сверх меры.
Итак, все меньше концертов, все меньше слушателей. Ведущие творческие коллективы республики слабо связаны с областными управлениями культуры. До минимума сведены гастроли. Театральный репертуар предельно состарился. Национальная система кинопроката превратилась в фантомное явление. Только 27 библиотек - а всего в стране их 11 000 - работают в типовых, специально построенных зданиях. Новые книги - редкая радость казахстанских библиотекарей, а читателей, кстати, все больше и больше...
Притча о фейерверке
Как поется в известном романсе: "Всюду деньги, всюду деньги, всюду деньги без конца!". Точнее, в нашем случае, серьезная нехватка таковых, что на казенном языке звучит как "слабое финансирование". Раньше говорилось - "остаточное". В театре оперы и балета им. Абая из бюджета - только зарплата. Четырнадцать режиссеров, концертмейстеров и хормейстеров театр вынужден содержать на свои собственные средства. Как и выпускать премьеры с новыми костюмами и декорациями. Совершенно обветшала нотная библиотека, катастрофическое положение с балетной обувью, отменены льготные пенсии. Бюджетной помощи не получает Дворец республики, существующий без капитального ремонта, как, впрочем, и Национальная библиотека, целые десятилетия.
Дюсен Касеинов не оставил ситуацию без комментариев. По мнению министра, никакими давними и болезненными проблемами нельзя оправдать инертность и несоответствие занимаемой должности некоторых руководителей, когда плановые доходы занижены, штаты недопустимо раздуты, когда царят интриги, нетребовательность.
Пример полноценного использования полученных средств показал Национальный оперный театр им. К. Байсеитовой. Но есть и поступки противоположного свойства, когда, израсходовав весьма приличную сумму на пышный фейерверк, театру, попросившему на современную постановку в пятнадцать раз меньше, отказали. Одним словом, необходимы постоянный и кропотливый мониторинг, ревизия репертуара, кадрового положения, состояния библиотек, музеев, театральных и концертных помещений, достаточности финансирования, а это альфа и омега любой проблемы, - всего, что имеет отношение к отечественной культуре.
"Мы не менеджеры! Менеджеры не мы!"
И очень-очень жаль, откровенно говоря!.. О точном понимании в министерстве одной из самых насущных проблем можно судить по строке из постановления коллегии (кстати, его проект подписан министром и завершается словами: "Контроль оставляю за собой..."): "В сфере культуры и искусства остро стоит проблема менеджмента, дефицита квалифицированных управленческих и продюсерских кадров".
Действительно, грамотные, отлично подготовленные менеджеры насущно необходимы, поскольку в перспективных планах отрасли - создание новых и реставрация существующих историко-культурных и этнокультурных музейных комплексов и заповедников ("Ордабасы", "Тамгалы", "Ставка Аблай-хана", политических репрессий, мавзолеи Ходжи Ахмеда Ясави, Жоши-хана и Алаша-хана, мечети Бекета-ата и Шопана-ата), капитальный ремонт и строительство многочисленных учреждений культуры. Они нужны, чтобы отечественный кинематограф обрел современные черты, чтобы "в одной связке" существовали производство фильмов и сеть национального проката, чтобы действовала полномасштабная, согласованная система вокальных, театральных, музыкальных, драматургических и литературных конкурсов. Чтобы искусство и культура Казахстана были достойно представлены в мире.
На коллегии выступили главный режиссер театра им. М. Горького (Астана) Ю. Ханинга, генеральный директор Национальной библиотеки (Алматы) М. Ауэзов, руководитель "Казахконцерта" А. Коразбаев, генеральный директор Национальной кинокомпании С. Азимов... В их выступлениях нельзя было не почувствовать: наступила эпоха менеджмента, "старые казачьи способы" в искусстве и культуре навсегда отошли в прошлое.
В качестве напутствия
Министр признался, что своих предшественников он никогда не называет "бывшими". Для него они по-прежнему остаются в ранге людей, ответственных за судьбы нашей культуры. С ними он советуется, рассчитывает на их безотказную помощь и получает ее.
И министр, и выступавшие лишь обозначили работу над несколькими законами, непосредственно касающимися состояния отрасли, пообещали в скором будущем вплотную заняться культурой на селе, делами молодежными и библиотечными, детским чтением. Повестка в целом неплохо прошедшей министерской "рабочей планерки" пока не вместила, к сожалению, программу Года России в Казахстане, крупные юбилейные даты 2004 года.
В завершение Дюсен Касеинов назвал имя "чрезвычайного и полномочного представителя" Министерства культуры в Алматы. Им стал известный деятель отечественного театрального искусства Аширбек Сыгай. Столь полезный, откровенный, мужественно правдивый и нелицеприятный обмен мнениями и предложениями прошел накануне очередного заседания Национального совета по культуре. Он состоится 28 ноября в столице страны. |