Наталья БУЕНКО, "Новости недели", 19 ноября
На прошлой неделе сразу два подразделения МВД – 9-й департамент и дорожная полиция – решили отчитаться о проделанной работе. Возможно, это просто случайное совпадение, но это произошло неделю спустя после коллегии Генпрокуратуры, где деятельность правоохранительных органов была раскритикована в пух и прах
Хата с краю
Напомним, именно на коллегии главного надзирающего за законностью органа говорилось о слабой предупреждающей работе силовиков в части преступлений, совершаемых в сфере экономики. По данным Генпрокуратуры, за девять месяцев текущего года на 11 проц. снизилось количество выявленных дел в этой сфере. А как сообщили на прошедшем "круглом столе" представители 9-го департамента, 45 проц. дел данной категории расследуется как раз МВД.
– Критика, которая прозвучала на коллегии Генпрокуратуры, к органам внутренних дел – именно в части снижения выявляемости преступлений в сфере экономики – не относится. У нас наблюдается рост выявления подобных преступлений на 2 проц. Критика, скорее, относилась к органам финансовой полиции и таможенным органам, – ответил на мой вопрос начальник управления 9-го департамента МВД РК Берик Утеулин. – А то, что касается профессионализма, то это вопрос сложный. Мы считаем, что у нас работают достаточно квалифицированные специалисты. Другой вопрос, что не всегда хватает сил и средств на принятие превентивных мер.
Бесспорно, говорить о недостатках и упущениях в своей работе не любит никто. Приходится констатировать, что, к сожалению, мы до сих пор так и не научились признавать свои ошибки. Вызывает сомнение и то, что кто-либо из правоохранительных органов, занимающихся расследованием экономических преступлений, признается, что его ведомство отработало не в полную силу.
Как утверждают сотрудники 9-го департамента, за отчетный период ими зарегистрировано 4 509 преступлений в сфере экономики. Как пример было приведено дело о лжепредпринимательстве в г. Алматы. Там путем использования поддельных документов преступники получали из казначейства возврат НДС за лжеэкспорт. Ущерб государству оценивается в 55 млн. тенге. Сейчас дело в отношении двух лжепредпринимателей находится в суде, еще двоим удалось скрыться. Они находятся в межгосударственном розыске.
Вместе с тем наряду с экономическими преступлениями еще одним бичом являются коррупция и взяточничество. Так, органами внутренних дел за совершенные коррупционные преступления привлечен к ответственности 421 госслужащий, из которых уголовные дела в отношении 354 лиц направлены в суды.
Как отмечают сами сотрудники 9-го департамента, получение и дачу взятки всегда очень сложно доказать. Сбор и закрепление доказательств по делу требуют долгой и кропотливой работы. Журналистам продемонстрировали, как после получения помеченной денежной купюры на руках остается след, который виден в ультрафиолетовом свете. Однако всем известно, что взятку, как правило, берут или в конверте, или завернутую в бумагу.
На вопрос журналистов, где проходит тонкая грань между взяткой и благодарностью в виде подарка, специалисты ответили, что непременным атрибутом в процессе доказывания становится заявление потерпевшего. Нет заявления – нет дела.
В итоге на просьбу поставить оценку работе по борьбе с коррупцией журналисты были единодушны – "тройка".
Зачистка рядов
В департаменте дорожной полиции констатировали, что за десять месяцев текущего года на дорогах республики произошло 11 443 происшествия, при которых 2 тыс. 184 человека погибли, а 13 тыс. получили ранения. В сравнении с прошлым годом количество ДТП выросло почти на 8 проц, при этом число погибших увеличилось на 14,6 проц. Вместе с этим 65 проц. ДТП совершены в городах. А 181 ДТП, при которых погибло 110 человек, произошли на центральной магистрали Алматы – Астана – Боровое.
Как отметил начальник департамента дорожной полиции МВД РК Омурзак Тусумов, 83 проц. всех аварий происходит по вине водителей. Да и причины весьма банальны – превышение скорости (каждое пятое ДТП), нарушение правил обгона (каждое десятое), нахождение за рулем в нетрезвом состоянии.
Проведя анализ своевременности и полноты уплаты штрафов, дорожные полицейские пришли к выводу, что настало время вернуть к жизни талоны-предупреждения, которые действовали до вступления в силу нового Административного кодекса. Тогда собираемость штрафов составляла 88 проц., против 38,5 проц. нынче. Кроме того, планируется внести еще ряд поправок в Адмкодекс: о начислении пени за неуплату штрафов, о повышении ответственности за ряд грубых правонарушений, об ужесточении мер к злостным нарушителям.
Вместе с тем, как отметил О. Тусумов, в правительство внесено предложение об увеличении максимальной скорости движения на загородных трассах: для легковых автомобилей до 120 км/ч, для автобусов – до 110.
– Сейчас много внимания уделяется дорогам, повысилось качество покрытия, – подчеркнул начальник департамента дорожной полиции. – Понятно, что ехать на иномарке по хорошей дороге со скоростью 90 км/час нереально.
Продолжая борьбу с мздоимством и поборами на дорогах, в недрах МВД были разработаны квалификационные требования для занятия должностей в дорожной полиции. Кроме того, продолжаются рейды по выявлению нечистых на руку сотрудников. Лишь за один месяц в результате таких мер 36 сотрудников были наказаны.
– Рейды показали, что число жалоб сокращается, можно сказать, почти нет фактов поборов, – заметил О. Тусумов. – Эта проблема есть, но она уже касается не МВД, а других контролирующих органов.
Апофеозом предпринимаемых мер по улучшению имиджа ведомства стал приказ МВД № 605 от 30.10.03 г., которым утверждены правила этики сотрудников дорожной полиции. Но это уже тема отдельного разговора... |