Николай Иванов, Страна.Ру, 5 декабря
На последнем саммите министров иностранных дел государств-участников Европейского союза (ЕС) в Неаполе в конце минувшей недели Великобритания, Франция и Германия достигли соглашения о принципах европейской обороны. Три ведущие европейские страны предлагают значительно усилить военную составляющую ЕС.
План предполагает создание в Брюсселе военного планирующего органа - штаба по европейской обороне. Он будет независим от структур Североатлантического альянса, позволяя Евросоюзу управлять военными операциями самостоятельно. Другими словами, ЕС вводит свое, европейское управление НАТО, выводя его из-под контроля США. В то же время в своей деятельности штаб по европейской обороне станет опираться на инфраструктуру альянса, а также пользоваться его разведывательной информацией. По мнению большинства экспертов, следующим шагом Евросоюза, все больше приобретающего черты единого государства, скорее всего, станет создание единой многонациональной европейской армии.
Идея эта не нова. Впервые она появилась после исчезновения с политической карты мира Советского Союза. С выводом его танковых армий из стран Восточной Европы ЕС оказался не готовым к реагированию на новые угрозы. В 1993 г. на конференции в Маастрихте было решено выработать для стран ЕС "Общую политику по обороне и безопасности". В основу предлагалось положить "Задачи Петерсберга", принятые предшественником ЕС - Западноевропейским союзом.
Этот документ определял цели, для достижения которых члены союза объединяли свои военные усилия. Это, прежде всего, проведение гуманитарных и миротворческих операций, действия в условиях внутренних политических кризисов, спасения мирных жителей при возникновении форс-мажорных обстоятельств. Однако до событий в Югославии, когда НАТО, пойдя в фарватере политики США, впервые в своей истории провела военную операцию против суверенного европейского государства, идея разработки общеевропейской оборонной политики оказалась не востребованной.
Речь о необходимости ее наполнения конкретными мерами вновь пошла на конференции в Хельсинки в 1999 году. На ней была разработана концепция создания сил быстрого реагирования. Все члены ЕС, кроме Дании, обязались к 2003 году обеспечить развертывание общеевропейских войск в срок до 60 дней и поддерживать их боеспособность не менее одного года. Для формирования общеевропейского контингента предполагалось выделить 100 тыс. военнослужащих, 400 боевых самолетов и 100 кораблей. Самые крупные контингенты обязались выделить ФРГ - 13 тыс. солдат и офицеров, Великобритания и Италия - по 12 тыс. человек.
Общеевропейский контингент предназначался только для проведения миротворческих и гуманитарных операций. При этом решение на их проведение должна была принимать обязательно Организация Объединенных Наций. В настоящее время ЕС руководит миротворческой операцией в Македонии. Летом этого года Евросоюз по просьбе ООН впервые направил 1800 военнослужащих за пределы Европы - в Конго, для урегулирования ситуации в этой стране.
Операция США против Ирака подтолкнула Францию и Германию, не поддержавших авантюру Вашингтона, к необходимости ускорения создания общеевропейской армии как одного из весомых инструментов во внешней политике Евросоюза. В апреле этого года в Брюсселе Франция, Германия, Бельгия и Люксембург выступили с инициативой создания европейских сил для решения кризисных ситуаций, а также проведения операций ЕС без участия НАТО. Тогда официальный Лондон эту идею не поддержал и безоговорочно встал на сторону США при решении иракской проблемы силовым путем. Однако неудачи, которые преследуют оккупационные войска в Ираке после окончания там активных боевых действий, возрастающее недовольство жителей Туманного Альбиона просчетами нынешнего премьера Тони Блэра и его команды, готового послушно следовать любой команде из Вашингтона, охладили некоторых политиков в Лондоне. После консультаций с партнерами по Евросоюзу, несмотря на сильное давление вашингтонской администрации, Великобритания на саммите в Неаполе решила, наконец, поддержать инициативу Франции и Германии.
Все большая самостоятельность ведущих государств ЕС вызывает обеспокоенность в Соединенных Штатах. Ведь это не только ослабляет Североатлантический альянс, под прикрытием которого Вашингтон защищает свои интересы не только в Европе, но и все настойчивее ставит на повестку дня вопрос - а так ли необходимы объединенной Европе Соединенные Штаты, непредсказуемость которых в последние годы все больше несет угрозу стабильности в мире. Не исключено, что уже в следующем десятилетии на смену НАТО может прийти новый военно-политический блок - Соединенных Штатов Америки, Соединенных Штатов Европы и России. |