"Казахстанская правда", 6 декабря
Как мы уже сообщали, в среду Глава государства Нурсултан Назарбаев принял новых руководителей республиканских газет "Егемен Ћазаћстан" и "Казахстанская правда" Ержумана Смаила и Олега Червинского. В ходе состоявшейся беседы Президент ответил на ряд злободневных вопросов, прокомментировал актуальные события и проблемы нашей жизни.
- Уважаемый Нурсултан Абишевич! Заканчивается двенадцатый год независимости. Вы говорили о том, что при завершении 12-летнего цикла развития у казахов принято подводить итоги и строить планы на будущее. Довольны ли вы свершениями, осуществленными за эту дюжину лет? Принимая во внимание современный уровень нашего развития, каким проблемам обозначенной Вами Стратегии "Казахстан-2030" нужно уделить особое внимание?
- На торжественном собрании, посвященном 12-летию независимости, будут даны подробные ответы на эти вопросы. Пока же выскажусь в общих чертах.
Казахстан - молодая страна, поэтому задач, стоящих перед государством, и целей, которых нужно достичь, еще очень много.
Главная задача - улучшение благосостояния народа. Она конкретизирована в принятых нами программах. Их несколько, самых важных программ, нацеленных на укрепление экономики и улучшение общего состояния дел. Во-первых, самая насущная необходимость - развитие сельского хозяйства. Во-вторых, согласно программе индустриально-инновационного развития, мы должны избавляться от сырьевой направленности экономики, углублять индустриализацию Казахстана, налаживать выпуск машин и промышленного оборудования. В-третьих, продолжим освоение недр Каспия и ценных месторождений. Четвертый проблемный блок связан с инфраструктурой.
Решив все эти вопросы, мы повысим жизненный уровень казахстанцев.
В международной практике используется такое понятие, как индекс человеческого развития. Его составляющие - это просвещение, объем ВВП, уровень здравоохранения, параметры, определяющие продолжительность жизни, и так далее. По показателям индекса Казахстан занимает 70-е место в списке, включающем 180 стран, что чуть-чуть лучше среднего. Так вот, наша задача - войти в первую тридцатку.
Для этого у нас много делается. Наши достижения в улучшении медицинского обслуживания, решении проблем в области среднего и высшего образования и, конечно же, в улучшении качества жизни - благодаря экономическим реформам - всем известны. Задача - закрепить их и добиваться новых успехов.
- Принятие трехлетней программы по поддержке аула народ связывает с оздоровлением общей экономической ситуации и лелеет большие надежды на улучшение жизни в сельских глубинках. Уже прожит первый год, как Вы оцениваете его результаты? Наверное, проявит себя потенциал, заложенный в новом Земельном кодексе? И вообще, каким Вам видится в перспективе агропромышленный комплекс республики?
- В программе на 2003-2005 годы подробно прописано, каким должен стать наш агропромышленный комплекс. Важно подчеркнуть следующее: аулу и сельскому хозяйству в общем выделяются большие финансы. Думаю, в начале 2004 года мы соберем селян и скрупулезно проанализируем итоги первого Года аула. Думаю, они будут обнадеживающими.
В числе актуальных проблем сельского хозяйства, решаемых ныне Правительством, - ремонт дорог между аулами, строительство больниц, повышение уровня образовательных услуг на селе, обеспечение населения питьевой водой. И это далеко не полный перечень. Государство берет на себя основной груз в том, что касается социальной сферы.
Что касается производства, то оно все больше будет сосредоточено в руках частников. Мы придем к частному укладу на селе - с развитым производством и устоявшимися отношениями собственности. К эффективной кредитной практике с залоговой основой в виде земельных наделов. К хозяйствам с собственным техническим парком и ремонтной базой. К современному маркетингу по части рекламирования и продажи продукции. Земельный кодекс снимает последние барьеры на пути инвестиций и ускоренного развития сельского хозяйства.
- Многих интересуют перспективы кадровой политики государства. В предшествующие годы мы могли наблюдать назначение на высокие руководящие должности очень молодых людей. В последнее время таких решений не было, но в нынешнем Правительстве министром финансов назначен Ерболат Досаев, а совсем недавно председателем Агентства по делам государственной службы - 28-летний Габидолла Абдрахимов. Значит ли это, что Вами будет продолжена линия на привлечение во власть молодых перспективных кадров?
- С обретением независимости нам надо было ставить как экономику, так и политику на совершенно другие рельсы. У нас не было программ, объясняющих, как это сделать, у нас не было знаний, специальных кадров. Мы опирались на приглашенных иностранных советников, сами много читали и изучали. Но сразу было ясно: в кадровой же политике надо делать упор на молодых людей - экономистов, финансистов и специалистов права, не отягощенных старым опытом и не зашоренных.
Поэтому в Высший экономический совет, созданный в начале 90-х годов, были подобраны 30-35-летние. Эти люди и сейчас находятся в министерствах и ведомствах, администрациях различных уровней, перешли в частный сектор, в общем, везде успешно работают. Новая генерация государственных служащих, крепнущий бизнес, в котором активно проявляет себя наша молодежь, - именно они движут страну вперед, создают потенциал поступательного развития Казахстана. Так что можно признать правильность избранного курса, от него не следует отклоняться и в дальнейшем. Конечно, не без того, бывают издержки, случались ошибки в подборе кадров, но в целом проводимая линия себя оправдывает.
Названные вами люди действительно молодые. Взять министра экономики и бюджетного планирования Келимбетова, министра финансов Досаева, заместителей министров, руководителей ведомств, департаментов. А средний возраст государственных служащих в Казахстане - 33 года.
Сейчас перед нами стоят новые ответственные задачи общественного развития, особенно в контексте наступающей на нас глобализации. От глобализации защищаться не надо, а надо готовиться к ней во всех отношениях. И кадры по-прежнему будут решать очень многое, если не все. Сейчас требования еще выше тех, что предъявлялись в 1992-1993 годах. Нужны люди, совершенно по-новому воспитанные и по-новому мыслящие.
Хорошо, что с первых дней мы стали направлять молодежь в лучшие университеты мира. Около 700 выпускников-болашаковцев вернулись в Казахстан. Они работают в разных учреждениях, в том числе более ста человек - на государственной службе, в низовых департаментах. Надо быстрее пропускать их по коридорам власти и выдвигать на ответственные должности.
Период у нас революционный, поэтому и 30-летнего человека не следует считать молодым, если он прошел жизненную школу и имеет опыт.
Хорошим подспорьем в подготовке кадров стал наш КИМЭП, ежегодно выпускающий от 150 до 200 человек. Это люди, обученные на английском языке, знающие систему международной экономики, разбирающиеся в современной политике, финансах. Два года назад мы создали Казахско-Британский университет, где обучение проходит по западной модели. В целом, считаю, надо разумно совмещать наше и зарубежное образование.
Мы должны задать новый уровень для наших управленцев, для кадров Правительства. Эту задачу будем решать через воспитание государственных служащих и выдвижение их. По мере роста доверия и ответственности будем вести отбор. Достойные всегда могут проявить себя. Ведь в конечном счете не университет, не полученное образование играют главную роль, а адаптированность человека к обстоятельствам жизни, первоначально заложенные в нем качества, такие как коммуникабельность, умение работать с людьми, руководить. Это преподается далеко не везде. Наверное, в будущем придется назначать на большие должности через психологические тесты, чтобы узнать совместимость человека, его способности к работе на тех или иных должностях.
- Нурсултан Абишевич, во время встреч с представителями общественности Вы говорили, что решение политических проблем надо оставить политикам. Сейчас многие занимаются политикой. Это плохо или хорошо? Не породит ли членство государственных служащих в различных партиях разногласий в обществе?
- Участие госслужащих в партийной деятельности в разных странах расценивается по-разному. По законам Великобритании, например, они не имеют партийной принадлежности. У нас в целом тоже примерно так.
Что касается бизнеса, то я помогал многим из тех, кто сейчас возглавляет банки, промышленные производства, крупные коммерческие структуры. Было бы правильным, если бы они тратили силы, чтобы укреплять свой бизнес, а не занимались политикой. Однако очевиден тот факт, что с ростом экономики, благосостояния люди все больше внимания уделяют политике.
- В чем Вы видите причины того, что в последнее время заметно активизировалась внутриполитическая жизнь страны?
- Подоплека вопроса заключается, должно быть, в том, что активизировались политические партии. Но это нормально, ведь недавно прошли выборы в маслихаты. Они показали, что политические партии в избирательных кампаниях начали играть основную роль. К тому же является аксиомой, что один из главных инструментов демократического общества - наличие сильных конкурентоспособных партий, которые представляют определенные слои общества, имеют свой электорат.
Я с первых дней независимости придавал большое значение развитию многопартийности, способствал росту числа общественных организаций. Считаю, что самым важным вопросом является формирование в обществе зрелой политической культуры. И помощником в столь важном деле должны быть СМИ. Их социально значимая роль заключается в воспитании у людей подлинной демократической культуры.
Можно спросить: а что это такое демократическая культура? Демократическая культура в развитых государствах неотделима от подчинения закону. Когда в Германии немец берет принятый в парламенте закон, он начинает думать, как его выполнить. А наш, так сказать, постсоветский человек, когда берет закон, начинает искать, как обойти его статьи.
Все должны жить по закону - это базовый фактор политической культуры. Закон принимается Парламентом, депутатами, которые избраны народом в своих округах. По сути, он является договором между народом и властью, и обе стороны должны его выполнять.
Во-вторых, политическим силам в обществе должна быть присуща толерантность, когда, например, меньшинство признает победившую на выборах партию или коалицию и спокойно готовится к следующим выборам, чтобы вновь попытаться доказать обоснованность своих притязаний на власть. Если их программа, политические доводы окажутся убедительными, они победят, придут в Парламент и будут там отстаивать свои позиции. Это еще один важный элемент политической культуры.
Кроме того, в нашем многонациональном обществе политическая культура должна быть освящена уважением к человеку, отвечать представлениям о терпимом отношении друг к другу, нести тепло человеческого доверия.
Ведя разговор об основных атрибутах демократии, нельзя забывать о предпосылках, которые позволят запустить все ее "механизмы". Прежде всего, мы должны обеспечить казахстанцам нормальную жизнь, работу, хорошую зарплату. Необходимое условие - формирование среднего класса на основе развития малого и среднего бизнеса. Когда средний класс составит основу свободного общества, в нем будет исключена возможность возврата к прошлому. Вот на этих условиях и будем развивать нашу политическую систему.
Если говорить об идейном спектре политических партий, то я, например, когда знакомлюсь с их программами, не нахожу существенных разногласий со стратегической программой развития Казахстана до 2030 года. Они все говорят о нескольких вещах: построении рыночной экономики, демократическом развитии страны, формировании свободного гражданского общества. То есть партии декларируют те цели, которые государство не только провозгласило, но и последовательно реализует.
И только коммунисты еще чем-то отличаются. Но они непонятно кем стали: лозунги марксизма-ленинизма отбросили, а их лидеры не отличаются от бизнесменов, построили виллы, ездят на дорогих автомашинах. Гегемонию пролетариата они "отодвинули", от политической однопартийности отказались, куда зовут - неведомо.
То, что остальные политические партии движутся в одном направлении, лично для меня положительный, удовлетворительный момент. Я думаю, когда до серьезных вопросов дойдет - о лидерстве в стране, о политическом курсе, эти политические партии, за исключением коммунистов, выступят моими соратниками, помощниками в устройстве лучшей жизни.
- Вызывает беспокойство ситуация вокруг проекта закона о СМИ. Многие пытаются заработать на нем политические дивиденды. Оттого процесс непредсказуемо затягивается.
- Принятие закона - прерогатива Парламента. Дискуссии же, ведущиеся вокруг него, - нормальное явление. Моя позиция в этом вопросе очень четкая. Цензура, согласно Конституции, отменена. А свобода СМИ не должна выходить за рамки закона. То, что записано в Основном законе, мы должны неукоснительно соблюдать.
Свобода слова в Казахстане существует - это бесспорный факт. Информационный рынок активно развивается, это значит, что действующее законодательство о СМИ вовсе не такое плохое, как это пытаются представить. Но жизнь не стоит на месте. Наверное, потому и вносятся по инициативе депутатов Парламента соответствующие изменения в законопроект о СМИ.
Масс-медиа должны быть свободны, ни от кого не зависеть. А государству надо их поддерживать, поскольку СМИ являются своего рода санитаром общества, призванным сделать его справедливым и здоровым.
Журналист, газета, телеканал должны высказывать свое мнение о происходящем событии, обязательно основанное на фактах. Обнародовать факт, заметить недостатки, указать на виновных - да, это право журналиста и издания. Но таким же правом обладают и те, кто подвергается критике. Надо и им предоставлять слово, причем в таком же объеме, без купюр, в том же самом СМИ. И пусть люди судят, кто прав, кто виноват.
У нас же происходит так: одна сторона говорит все что хочет, противоположная не имеет возможности высказать свое мнение. Я считаю подобные случаи грубым нарушением демократии и свободы слова.
Пресса должна быть объективной, и государство должно ей в этом помогать. Недостаток заключается в том, что многие наши министры и государственные служащие не умеют работать со СМИ, доходчиво и вразумительно выражать свое мнение.
- Господин Президент, мы не хотим повторять избитую истину насчет того, что тот, кто платит, тот и музыку заказывает. И тем не менее нельзя отрицать прямую зависимость СМИ от учредителей.
- Для нашего многонационального государства стабильность в стране - это самый важный вопрос. В ней заинтересованы все, не только Президент. И когда кто-то призывает к саботажу, беспорядкам, постоянно внедряет мысль, дескать, как все у нас плохо и несправедливо, с этим нельзя мириться.
Правительство обеспечивает 10-процентный рост экономики, честь ему и хвала, а вы посмотрите, что делается в нашей прессе! Некоторые печатные и электронные СМИ потчуют казахстанцев беспросветной чернухой: все плохо! Думаю, этому должен быть положен конец в законодательном порядке. Без разницы, доморощенное это СМИ или зарубежное.
Не должно быть так, чтобы любой "денежный мешок" мог запросто прикарманить издание и вести с его помощью войну с подобным себе олигархом.
Я поддерживаю мнение некоторых депутатов, что одно средство массовой информации ни в коем случае не должно находиться в одних руках. Приведу пример - в Сингапуре один учредитель не может владеть более чем тремя процентами акций конкретного СМИ. Участники альянса сами учреждают управляющую акцию, которая передается независимому аполитичному банку.
- Помимо законопроекта о СМИ дебатируется выборное законодательство. Да и вопросы о реальном статусе государственного языка, о дальнейшем развитии нашей культуры и духовности встают со всей остротой.
- Проблемы национального языка и общенациональной культуры очень волнуют людей. Я получаю тысячи писем, и во многих звучит тревога, что по ТВ, в газетах и журналах постоянно пропагандируются насилие и аморальщина. Разве это нужно обществу, всем казахстанцам? Стабильность, спокойствие, мирная жизнь - вот главные ценности.
Как вам известно, мы на днях провели заседание Национального совета, посвятили его вопросам сохранения и развития культурного наследия. Это очень важная программа, поэтому ей придан статус государственной. Государство и впредь будет предпринимать максимальные усилия для развития нашей культуры, подъема духовного и образовательного уровня наших граждан. Но и гражданское общество не должно оставаться в стороне, здесь большое поле деятельности для общественных и неправительственных организаций.
Что касается закона о выборах, то мы выслушали уже немало мнений, в том числе и представителей международных организаций. Спасибо им за советы, особенно за правильные и полезные. Но международные организации не должны думать, что в Казахстане все будет проходить по их сценарию. Мы - независимое государство, у нас есть свои законы, свои традиции и ценности, от которых мы не намерены отказываться. Мы воспринимаем все добрые советы, поскольку движемся в мировое сообщество, хотим быть полноправным его членом, поэтому настроены на совместную, дружественную, доверительную работу с международными структурами, в частности с ОБСЕ.
Но наши позиции могут не совпадать. Когда наши депутаты, к примеру, говорят: не может быть парламентарием осужденный человек или тот, с кого еще не снята судимость, я полностью их поддерживаю.
Наши граждане равны перед законом, и любой имеет право на собственное мнение в отношении политических лидеров и политических партий. У нас на выборах избираются Президент, депутаты маслихатов и Парламента. И именно на выборах выявляется истинный рейтинг политических партий, поддержка их народом. Это - настоящий политический мониторинг. К примеру, на выборах в маслихаты около 60 процентов голосов получила партия "Отан", 12 процентов - за "Гражданской партией". Все решает народ, остальное - от лукавого.
- Нурсултан Абишевич, в уходящем году Казахстан стал местом проведения сразу двух крупных мероприятий, направленных на достижение в мире межконфессионального согласия. Это - состоявшаяся в феврале Международная конференция мира и согласия и недавний Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Благодаря чему нам удалось собрать столь представительные форумы религиозных деятелей?
- Благодаря тому, что Казахстан имеет авторитет в мире как государство многонациональное и в то же время умеющее создать климат гармонии и спокойствия. В бурном, кровоточащем современном мире это редкость, что вызывает к нам особое доверие.
Именно поэтому такого рода съезды и конференции по межконфессиональному согласию и доверию проходят в Казахстане. Продолжение известно: лидеры мировых и традиционных религий на первом съезде приняли решение через три года вновь провести съезд в нашей стране.
- Как Вы оцениваете недавние политические события в Грузии? В чем главные причины такого поворота событий, который привел к отставке Эдуарда Шеварднадзе?
- Можно считать, что этой стране не повезло сразу после обретения независимости. Внутренний сепаратизм разъедал это государство. Мы знаем, что Южная Осетия и Абхазия фактически отделились и противостояли центральной власти, да и связи внутри страны были очень слабые. Грузия считалась одной из процветающих республик Советского Союза, но когда оборвались нити экономических связей, стало ясно, что ее экономика неэффективна.
Надо заметить, что в годы независимости власти Грузии не достигли никаких успехов в экономике. Средняя заработная плата в этой стране очень низкая, средняя пенсия - 7 долларов. Сегодня 30 процентов населения Грузии не имеет электричества, у половины нет отопления.
Такая плачевная жизнь, отсутствие четких политических ориентиров и привели к нестабильной социально-политической обстановке. Вспомните, сколько там было покушений, демонстраций на улицах Тбилиси и других городов, сколько террористических актов. Нестабильное, утратившее толерантность общество, как видим, могут ожидать такие вот последствия. Это был финал не одномоментного, а длительного акта, к которому должно было прийти государство, не обеспечившее нормальной жизни своим людям, не давшее им работы, не показавшее пути развития.
Мы искренне желаем народу Грузии преодолеть нынешние трудности и готовы оказывать ему братскую помощь.
- Большое Вам спасибо за интервью. |