NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 10:36 ast
08:36 msk

Нурсултан Назарбаев: Главная задача - улучшение жизни народа через расцвет экономики
"Международные организации не должны думать, что в Казахстане все будет проходить по их сценарию. Мы - независимое государство, у нас есть свои законы, свои традиции и ценности, от которых мы не намерены отказываться"
08.12.2003 / политика и общество

"Казахстанская правда", 6 декабря

Как мы уже сообщали, в среду Глава государства Нурсултан Назарбаев принял новых руководителей республиканских газет "Егемен Ћазаћстан" и "Казахстанская правда" Ержумана Смаила и Олега Червинского. В ходе состоявшейся беседы Президент ответил на ряд злободневных вопросов, прокомментировал актуальные события и проблемы нашей жизни.

- Уважаемый Нурсултан Абишевич! Заканчивается двенадцатый год независимости. Вы говорили о том, что при завершении 12-летнего цикла развития у казахов принято подводить итоги и строить планы на будущее. Довольны ли вы свершениями, осуществленными за эту дюжину лет? Принимая во внимание современный уровень нашего развития, каким проблемам обозначенной Вами Стратегии "Казахстан-2030" нужно уделить особое внимание?

- На торжественном собрании, посвященном 12-летию независимости, будут даны подробные ответы на эти вопросы. Пока же выскажусь в общих чертах.

Казахстан - молодая страна, поэтому задач, стоящих перед государством, и целей, которых нужно достичь, еще очень много.

Главная задача - улучшение благосостояния народа. Она конкретизирована в принятых нами программах. Их несколько, самых важных программ, нацеленных на укрепление экономики и улучшение общего состояния дел. Во-первых, самая насущная необходимость - развитие сельского хозяйства. Во-вторых, согласно программе индустриально-инновационного развития, мы должны избавляться от сырьевой направленности экономики, углублять индустриализацию Казахстана, налаживать выпуск машин и промышленного оборудования. В-третьих, продолжим освоение недр Каспия и ценных месторождений. Четвертый проблемный блок связан с инфраструктурой.

Решив все эти вопросы, мы повысим жизненный уровень казахстанцев.

В международной практике используется такое понятие, как индекс человеческого развития. Его составляющие - это просвещение, объем ВВП, уровень здравоохранения, параметры, определяющие продолжительность жизни, и так далее. По показателям индекса Казахстан занимает 70-е место в списке, включающем 180 стран, что чуть-чуть лучше среднего. Так вот, наша задача - войти в первую тридцатку.

Для этого у нас много делается. Наши достижения в улучшении медицинского обслуживания, решении проблем в области среднего и высшего образования и, конечно же, в улучшении качества жизни - благодаря экономическим реформам - всем известны. Задача - закрепить их и добиваться новых успехов.

- Принятие трехлетней программы по поддержке аула народ связывает с оздоровлением общей экономической ситуации и лелеет большие надежды на улучшение жизни в сельских глубинках. Уже прожит первый год, как Вы оцениваете его результаты? Наверное, проявит себя потенциал, заложенный в новом Земельном кодексе? И вообще, каким Вам видится в перспективе агропромышленный комплекс республики?

- В программе на 2003-2005 годы подробно прописано, каким должен стать наш агропромышленный комплекс. Важно подчеркнуть следующее: аулу и сельскому хозяйству в общем выделяются большие финансы. Думаю, в начале 2004 года мы соберем селян и скрупулезно проанализируем итоги первого Года аула. Думаю, они будут обнадеживающими.

В числе актуальных проблем сельского хозяйства, решаемых ныне Правительством, - ремонт дорог между аулами, строительство больниц, повышение уровня образовательных услуг на селе, обеспечение населения питьевой водой. И это далеко не полный перечень. Государство берет на себя основной груз в том, что касается социальной сферы.

Что касается производства, то оно все больше будет сосредоточено в руках частников. Мы придем к частному укладу на селе - с развитым производством и устоявшимися отношениями собственности. К эффективной кредитной практике с залоговой основой в виде земельных наделов. К хозяйствам с собственным техническим парком и ремонтной базой. К современному маркетингу по части рекламирования и продажи продукции. Земельный кодекс снимает последние барьеры на пути инвестиций и ускоренного развития сельского хозяйства.

- Многих интересуют перспективы кадровой политики государства. В предшествующие годы мы могли наблюдать назначение на высокие руководящие должности очень молодых людей. В последнее время таких решений не было, но в нынешнем Правительстве министром финансов назначен Ерболат Досаев, а совсем недавно председателем Агентства по делам государственной службы - 28-летний Габидолла Абдрахимов. Значит ли это, что Вами будет продолжена линия на привлечение во власть молодых перспективных кадров?

- С обретением независимости нам надо было ставить как экономику, так и политику на совершенно другие рельсы. У нас не было программ, объясняющих, как это сделать, у нас не было знаний, специальных кадров. Мы опирались на приглашенных иностранных советников, сами много читали и изучали. Но сразу было ясно: в кадровой же политике надо делать упор на молодых людей - экономистов, финансистов и специалистов права, не отягощенных старым опытом и не зашоренных.

Поэтому в Высший экономический совет, созданный в начале 90-х годов, были подобраны 30-35-летние. Эти люди и сейчас находятся в министерствах и ведомствах, администрациях различных уровней, перешли в частный сектор, в общем, везде успешно работают. Новая генерация государственных служащих, крепнущий бизнес, в котором активно проявляет себя наша молодежь, - именно они движут страну вперед, создают потенциал поступательного развития Казахстана. Так что можно признать правильность избранного курса, от него не следует отклоняться и в дальнейшем. Конечно, не без того, бывают издержки, случались ошибки в подборе кадров, но в целом проводимая линия себя оправдывает.

Названные вами люди действительно молодые. Взять министра экономики и бюджетного планирования Келимбетова, министра финансов Досаева, заместителей министров, руководителей ведомств, департаментов. А средний возраст государственных служащих в Казахстане - 33 года.

Сейчас перед нами стоят новые ответственные задачи общественного развития, особенно в контексте наступающей на нас глобализации. От глобализации защищаться не надо, а надо готовиться к ней во всех отношениях. И кадры по-прежнему будут решать очень многое, если не все. Сейчас требования еще выше тех, что предъявлялись в 1992-1993 годах. Нужны люди, совершенно по-новому воспитанные и по-новому мыслящие.

Хорошо, что с первых дней мы стали направлять молодежь в лучшие университеты мира. Около 700 выпускников-болашаковцев вернулись в Казахстан. Они работают в разных учреждениях, в том числе более ста человек - на государственной службе, в низовых департаментах. Надо быстрее пропускать их по коридорам власти и выдвигать на ответственные должности.

Период у нас революционный, поэтому и 30-летнего человека не следует считать молодым, если он прошел жизненную школу и имеет опыт.

Хорошим подспорьем в подготовке кадров стал наш КИМЭП, ежегодно выпускающий от 150 до 200 человек. Это люди, обученные на английском языке, знающие систему международной экономики, разбирающиеся в современной политике, финансах. Два года назад мы создали Казахско-Британский университет, где обучение проходит по западной модели. В целом, считаю, надо разумно совмещать наше и зарубежное образование.

Мы должны задать новый уровень для наших управленцев, для кадров Правительства. Эту задачу будем решать через воспитание государственных служащих и выдвижение их. По мере роста доверия и ответственности будем вести отбор. Достойные всегда могут проявить себя. Ведь в конечном счете не университет, не полученное образование играют главную роль, а адаптированность человека к обстоятельствам жизни, первоначально заложенные в нем качества, такие как коммуникабельность, умение работать с людьми, руководить. Это преподается далеко не везде. Наверное, в будущем придется назначать на большие должности через психологические тесты, чтобы узнать совместимость человека, его способности к работе на тех или иных должностях.

- Нурсултан Абишевич, во время встреч с представителями общественности Вы говорили, что решение политических проблем надо оставить политикам. Сейчас многие занимаются политикой. Это плохо или хорошо? Не породит ли членство государственных служащих в различных партиях разногласий в обществе?

- Участие госслужащих в партийной деятельности в разных странах расценивается по-разному. По законам Великобритании, например, они не имеют партийной принадлежности. У нас в целом тоже примерно так.

Что касается бизнеса, то я помогал многим из тех, кто сейчас возглавляет банки, промышленные производства, крупные коммерческие структуры. Было бы правильным, если бы они тратили силы, чтобы укреплять свой бизнес, а не занимались политикой. Однако очевиден тот факт, что с ростом экономики, благосостояния люди все больше внимания уделяют политике.

- В чем Вы видите причины того, что в последнее время заметно активизировалась внутриполитическая жизнь страны?

- Подоплека вопроса заключается, должно быть, в том, что активизировались политические партии. Но это нормально, ведь недавно прошли выборы в маслихаты. Они показали, что политические партии в избирательных кампаниях начали играть основную роль. К тому же является аксиомой, что один из главных инструментов демократического общества - наличие сильных конкурентоспособных партий, которые представляют определенные слои общества, имеют свой электорат.

Я с первых дней независимости придавал большое значение развитию многопартийности, способствал росту числа общественных организаций. Считаю, что самым важным вопросом является формирование в обществе зрелой политической культуры. И помощником в столь важном деле должны быть СМИ. Их социально значимая роль заключается в воспитании у людей подлинной демократической культуры.

Можно спросить: а что это такое демократическая культура? Демократическая культура в развитых государствах неотделима от подчинения закону. Когда в Германии немец берет принятый в парламенте закон, он начинает думать, как его выполнить. А наш, так сказать, постсоветский человек, когда берет закон, начинает искать, как обойти его статьи.

Все должны жить по закону - это базовый фактор политической культуры. Закон принимается Парламентом, депутатами, которые избраны народом в своих округах. По сути, он является договором между народом и властью, и обе стороны должны его выполнять.

Во-вторых, политическим силам в обществе должна быть присуща толерантность, когда, например, меньшинство признает победившую на выборах партию или коалицию и спокойно готовится к следующим выборам, чтобы вновь попытаться доказать обоснованность своих притязаний на власть. Если их программа, политические доводы окажутся убедительными, они победят, придут в Парламент и будут там отстаивать свои позиции. Это еще один важный элемент политической культуры.

Кроме того, в нашем многонациональном обществе политическая культура должна быть освящена уважением к человеку, отвечать представлениям о терпимом отношении друг к другу, нести тепло человеческого доверия.

Ведя разговор об основных атрибутах демократии, нельзя забывать о предпосылках, которые позволят запустить все ее "механизмы". Прежде всего, мы должны обеспечить казахстанцам нормальную жизнь, работу, хорошую зарплату. Необходимое условие - формирование среднего класса на основе развития малого и среднего бизнеса. Когда средний класс составит основу свободного общества, в нем будет исключена возможность возврата к прошлому. Вот на этих условиях и будем развивать нашу политическую систему.

Если говорить об идейном спектре политических партий, то я, например, когда знакомлюсь с их программами, не нахожу существенных разногласий со стратегической программой развития Казахстана до 2030 года. Они все говорят о нескольких вещах: построении рыночной экономики, демократическом развитии страны, формировании свободного гражданского общества. То есть партии декларируют те цели, которые государство не только провозгласило, но и последовательно реализует.

И только коммунисты еще чем-то отличаются. Но они непонятно кем стали: лозунги марксизма-ленинизма отбросили, а их лидеры не отличаются от бизнесменов, построили виллы, ездят на дорогих автомашинах. Гегемонию пролетариата они "отодвинули", от политической однопартийности отказались, куда зовут - неведомо.

То, что остальные политические партии движутся в одном направлении, лично для меня положительный, удовлетворительный момент. Я думаю, когда до серьезных вопросов дойдет - о лидерстве в стране, о политическом курсе, эти политические партии, за исключением коммунистов, выступят моими соратниками, помощниками в устройстве лучшей жизни.

- Вызывает беспокойство ситуация вокруг проекта закона о СМИ. Многие пытаются заработать на нем политические дивиденды. Оттого процесс непредсказуемо затягивается.

- Принятие закона - прерогатива Парламента. Дискуссии же, ведущиеся вокруг него, - нормальное явление. Моя позиция в этом вопросе очень четкая. Цензура, согласно Конституции, отменена. А свобода СМИ не должна выходить за рамки закона. То, что записано в Основном законе, мы должны неукоснительно соблюдать.

Свобода слова в Казахстане существует - это бесспорный факт. Информационный рынок активно развивается, это значит, что действующее законодательство о СМИ вовсе не такое плохое, как это пытаются представить. Но жизнь не стоит на месте. Наверное, потому и вносятся по инициативе депутатов Парламента соответствующие изменения в законопроект о СМИ.

Масс-медиа должны быть свободны, ни от кого не зависеть. А государству надо их поддерживать, поскольку СМИ являются своего рода санитаром общества, призванным сделать его справедливым и здоровым.

Журналист, газета, телеканал должны высказывать свое мнение о происходящем событии, обязательно основанное на фактах. Обнародовать факт, заметить недостатки, указать на виновных - да, это право журналиста и издания. Но таким же правом обладают и те, кто подвергается критике. Надо и им предоставлять слово, причем в таком же объеме, без купюр, в том же самом СМИ. И пусть люди судят, кто прав, кто виноват.

У нас же происходит так: одна сторона говорит все что хочет, противоположная не имеет возможности высказать свое мнение. Я считаю подобные случаи грубым нарушением демократии и свободы слова.

Пресса должна быть объективной, и государство должно ей в этом помогать. Недостаток заключается в том, что многие наши министры и государственные служащие не умеют работать со СМИ, доходчиво и вразумительно выражать свое мнение.

- Господин Президент, мы не хотим повторять избитую истину насчет того, что тот, кто платит, тот и музыку заказывает. И тем не менее нельзя отрицать прямую зависимость СМИ от учредителей.

- Для нашего многонационального государства стабильность в стране - это самый важный вопрос. В ней заинтересованы все, не только Президент. И когда кто-то призывает к саботажу, беспорядкам, постоянно внедряет мысль, дескать, как все у нас плохо и несправедливо, с этим нельзя мириться.

Правительство обеспечивает 10-процентный рост экономики, честь ему и хвала, а вы посмотрите, что делается в нашей прессе! Некоторые печатные и электронные СМИ потчуют казахстанцев беспросветной чернухой: все плохо! Думаю, этому должен быть положен конец в законодательном порядке. Без разницы, доморощенное это СМИ или зарубежное.

Не должно быть так, чтобы любой "денежный мешок" мог запросто прикарманить издание и вести с его помощью войну с подобным себе олигархом.

Я поддерживаю мнение некоторых депутатов, что одно средство массовой информации ни в коем случае не должно находиться в одних руках. Приведу пример - в Сингапуре один учредитель не может владеть более чем тремя процентами акций конкретного СМИ. Участники альянса сами учреждают управляющую акцию, которая передается независимому аполитичному банку.

- Помимо законопроекта о СМИ дебатируется выборное законодательство. Да и вопросы о реальном статусе государственного языка, о дальнейшем развитии нашей культуры и духовности встают со всей остротой.

- Проблемы национального языка и общенациональной культуры очень волнуют людей. Я получаю тысячи писем, и во многих звучит тревога, что по ТВ, в газетах и журналах постоянно пропагандируются насилие и аморальщина. Разве это нужно обществу, всем казахстанцам? Стабильность, спокойствие, мирная жизнь - вот главные ценности.

Как вам известно, мы на днях провели заседание Национального совета, посвятили его вопросам сохранения и развития культурного наследия. Это очень важная программа, поэтому ей придан статус государственной. Государство и впредь будет предпринимать максимальные усилия для развития нашей культуры, подъема духовного и образовательного уровня наших граждан. Но и гражданское общество не должно оставаться в стороне, здесь большое поле деятельности для общественных и неправительственных организаций.

Что касается закона о выборах, то мы выслушали уже немало мнений, в том числе и представителей международных организаций. Спасибо им за советы, особенно за правильные и полезные. Но международные организации не должны думать, что в Казахстане все будет проходить по их сценарию. Мы - независимое государство, у нас есть свои законы, свои традиции и ценности, от которых мы не намерены отказываться. Мы воспринимаем все добрые советы, поскольку движемся в мировое сообщество, хотим быть полноправным его членом, поэтому настроены на совместную, дружественную, доверительную работу с международными структурами, в частности с ОБСЕ.

Но наши позиции могут не совпадать. Когда наши депутаты, к примеру, говорят: не может быть парламентарием осужденный человек или тот, с кого еще не снята судимость, я полностью их поддерживаю.

Наши граждане равны перед законом, и любой имеет право на собственное мнение в отношении политических лидеров и политических партий. У нас на выборах избираются Президент, депутаты маслихатов и Парламента. И именно на выборах выявляется истинный рейтинг политических партий, поддержка их народом. Это - настоящий политический мониторинг. К примеру, на выборах в маслихаты около 60 процентов голосов получила партия "Отан", 12 процентов - за "Гражданской партией". Все решает народ, остальное - от лукавого.

- Нурсултан Абишевич, в уходящем году Казахстан стал местом проведения сразу двух крупных мероприятий, направленных на достижение в мире межконфессионального согласия. Это - состоявшаяся в феврале Международная конференция мира и согласия и недавний Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Благодаря чему нам удалось собрать столь представительные форумы религиозных деятелей?

- Благодаря тому, что Казахстан имеет авторитет в мире как государство многонациональное и в то же время умеющее создать климат гармонии и спокойствия. В бурном, кровоточащем современном мире это редкость, что вызывает к нам особое доверие.

Именно поэтому такого рода съезды и конференции по межконфессиональному согласию и доверию проходят в Казахстане. Продолжение известно: лидеры мировых и традиционных религий на первом съезде приняли решение через три года вновь провести съезд в нашей стране.

- Как Вы оцениваете недавние политические события в Грузии? В чем главные причины такого поворота событий, который привел к отставке Эдуарда Шеварднадзе?

- Можно считать, что этой стране не повезло сразу после обретения независимости. Внутренний сепаратизм разъедал это государство. Мы знаем, что Южная Осетия и Абхазия фактически отделились и противостояли центральной власти, да и связи внутри страны были очень слабые. Грузия считалась одной из процветающих республик Советского Союза, но когда оборвались нити экономических связей, стало ясно, что ее экономика неэффективна.

Надо заметить, что в годы независимости власти Грузии не достигли никаких успехов в экономике. Средняя заработная плата в этой стране очень низкая, средняя пенсия - 7 долларов. Сегодня 30 процентов населения Грузии не имеет электричества, у половины нет отопления.

Такая плачевная жизнь, отсутствие четких политических ориентиров и привели к нестабильной социально-политической обстановке. Вспомните, сколько там было покушений, демонстраций на улицах Тбилиси и других городов, сколько террористических актов. Нестабильное, утратившее толерантность общество, как видим, могут ожидать такие вот последствия. Это был финал не одномоментного, а длительного акта, к которому должно было прийти государство, не обеспечившее нормальной жизни своим людям, не давшее им работы, не показавшее пути развития.

Мы искренне желаем народу Грузии преодолеть нынешние трудности и готовы оказывать ему братскую помощь.

- Большое Вам спасибо за интервью.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нурсултан Назарбаев глазами казахстанцев 31.12.2003
Рабочий график главы государства 31.12.2003
Путин поздравил глав государств зарубежных стран с наступающим Новым годом 31.12.2003
Назначены новые руководители ГУВД Алматы и Алматинской области 31.12.2003
Политбои местного значения 31.12.2003
Новый аким СКО подвел итоги уходящего года 31.12.2003
Октавиан Путин 31.12.2003
Глазьев, Хакамада и Геращенко разрушают "маргинальный" сценарий выборов главы России 31.12.2003
"Посол США ведет себя хуже, чем второй секретарь ЦК" 31.12.2003
Нурсултан Назарбаев: "Мы тратим огромные силы и средства, чтобы обезопасить себя и прикрыть Россию" 30.12.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz