Юрий Рудницкий, proua.com
Погода благоприятствует
Обстоятельства, сложившиеся за последние два месяца в Украине и в мире, не оставили шанса реверсным замыслам. Как известно, государства Евросоюза в своих морских портах теперь не принимают однокорпусные танкера. А Турция после аварии в Босфоре грузинского судна "Святой Пантелеймон" заявила о готовности сделать все, чтобы не увеличивать поток кораблей, проходящих через и без того перегруженные Черноморские проливы. Для вящей убедительности Анкара выразила намерение принять участие в достройке нефтепровода Одесса-Броды до Плоцка.
Вопреки опасениям, с Грузией, где сменилось руководство страны, проблем не было. Конечно, Тбилиси ближе их "родной" проект Баку-Джейхан. Однако новое грузинское руководство заявило о готовности искать компромисс с Украиной в этом вопросе.
Новая компрессорная станция "Николаевская", благодаря которой прокачка российской смеси urals из Приднепровских магистральных нефтепроводов к 52-километровому реверсному участку "Августовка-Южный" стала возможной до 9 млн тонн в год, поставила под сомнение саму необходимость реверсного проекта (ТНК-ВР, как известно, предлагала такие же объемы на условиях "разворота" трубы).
Тем временем в Брюсселе, по словам Специального Уполномоченного по вопросам ЕАНТК Александра Тодийчука, удалось заключить контракты с рядом поставщиков каспийской нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Украине, Польше и Чехии. По сообщению пресс-службы Спецуполномоченного, поляки также заявили о готовности уже в начале 2004 года транспортировать около 0,5 млн тонн нефти на НПЗ, расположенные на юге страны, а всего на первом этапе эксплуатации "Одесса-Броды" перекачивать 5 млн тонн нефти в год.
Наконец, не оправдались надежды компании ТНК-ВР, что смена "топливно-энергетического" вице-премьера повлияет на позицию правящего украинского кабинета по отношению к судьбе нефтепровода. Первые шаги и заявления нового заместителя главы правительства по вопросам ТЭК Андрея Клюева показали, что бывший руководитель профильного парламентского комитета, который и раньше вполне определенно высказывался в пользу европейского направления маршрута каспийской нефти по украинской трубе, придерживается той же позиции. На встрече с польским вице-премьером Мареком Полем, состоявшейся на этой неделе, г-н Клюев подтвердил неизменность украинского видения стратегии развития проекта, а также верность Киева подписанным 26 ноября в Брюсселе соглашениям об использовании нефтепровода "Одесса-Броды" и интеграции украинской и польской нефтетранспортных систем.
То же можно сказать и о позиции всего Кабмина, которую недвусмысленно изложил премьер-министр Виктор Янукович в интервью польскому изданию Gazeta Wyborcza от 17 декабря 2003 года. "В деле нефтепровода Одесса-Броды есть компромисс. Россия получает возможности расширения транспортировки своей нефти в Европу по другим нефтемагистралям, проходящим через нашу страну. Появились они благодаря тому, что мы модернизировали наши трубопроводы", сказал глава украинского правительства.
Похоже, правительство Украины уже решило для себя вопрос о дальнейшей судьбе и направлении работы еще до выводов экспертной компании Energy Solution. Вместе с тем, премьер практически подтвердил намерение Киева прокачивать через украинские нефтепроводы как каспийскую, так и российскую нефть - причем не в ущерб европейскому направлению работы украинско-польской магистрали, которую еще предстоит достроить.
Но, как говорится, гладко только на бумаге…
Ни себе, ни людям
Еще до встречи в Брюсселе заместитель главы Еврокомиссии по вопросам транспорта и энергетики Лойола де Паласио направила письма министрам энергетики Германии и Чехии с просьбой способствовать в том, чтобы южная ветвь нефтепровода "Дружба" от Бродов использовалась для прокачки не только российской, но и каспийской нефти. Таким образом, еще до достройки польского участка нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк легкая смесь Tengiz Light смогла бы поступать на европейские НПЗ – из Брод через Ужгород и далее в Кралупы (Чехия) и Ингольштадт (Южная Германия).
Поскольку перемена марок прокачиваемой нефти всегда ставит вопрос о качестве поставляемого продукта, Кабинет министров Украины издал поручения (№ 70316 от 31 октября 2003 г. и № 76389 от 25 ноября 2003 г.) провести эксперимент по прокачке пробной партии в 20 тысяч тонн низкосернистой нефти системой "Магистральных нефтепроводов "Дружба". Условия эксперимента были согласованы с НПЗ Ceska Rafinerska, с которым Украина уже заключила протокол о поставке каспийских легких смесей. Нефть закупила на аукционе 26 ноября украинско-казахская нефтетранспортная компания "Транс-Юг" - совместное предприятие, созданное по соглашению ОАО "Укртранснефть" и Казахстанской государственной нефтегазовой компанией "КазМунайГаз" как оператор прокачки казахстанской нефти по маршруту "Одесса-Броды".
Эксперимент до сих пор не состоялся. Руководство компании "Транс-Юг" обвиняет в этом нынешнего генерального директора ОАО "Укртранснафта" Станислава Василенко, который, по его мнению, блокирует эксперимент на том основании, что нефтепровод "Дружба" настроен только на российскую смесь urals. По мнению "Транс-Юга", это может привести не только к невыполнению ряда постановлений Кабмнета министров Украины, но и к срыву международных соглашений Украины в рамках ее участия в проекте ЕАНТК.
Неразбериха в руководстве "Укртранснафты" мешает и россиянам, которые надеются сбыть излишки добытой нефти в Европу, пока еще тамошние НПЗ не перешли на легкую нефть. Так, российская компания ЮКОС уже высказала озабоченность тем, что "Укртранснафта" до сих пор не подтвердила готовность пропустить 2,5 млн тонн нефти urals по системе "Дружба" для поставок на НПЗ в австрийском городе Швехат. При этом страдают также интересы словацкой нефтетранспортной компании "Транспетрол" (к слову сказать, 49% ее акций принадлежат ЮКОСу). Таким образом, к не ратифицированному украинским парламентом проекту соединения нефтепроводов "Дружба" и "Адрия", которая сама по себе затрудняет россиянам сбыт своей "неликвидной" нефти, им добавляется еще одна головная боль.
Так что сейчас и реверс заблокирован, и Европа опять вынуждена ждать, и Россия по-прежнему не знает, куда девать излишки urals. Подобная ситуация удобна разве что российской "Транснефти", которая давно уже добивается от правительств Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Казахстана признать ее в качестве единого монопольного оператора транспортировки нефти по территориям этих государств. Но так или иначе, страдают все: стратегическое сотрудничество нашей страны в нефтяной сфере как с Россией, так и с Евросоюзом оказывается под большим вопросом. И кому, спрашивается, это выгодно? |