Астана. 22 января. КАЗИНФОРМ
Совместная рабочая группа палат Парламента приняла за основу проект изменений в Конституционный закон "О выборах", разработанный Правительством. Такое решение было принято сегодня, 22 января, на заседании рабочей группы, передает Казинформ.
Участники заседания – депутаты, а также представители общественных объединений выразили свое мнение по концепциям вариантов обсуждаемого проекта закона. После дебатов члены совместной рабочей группы путем голосования приняли решение взять за основу правительственный вариант законопроекта. Руководителю рабочей группы Жазбеку Абдиеву было поручено подготовить доклад к совместному заседанию.
Как сообщалось, совместное заседание палат Парламента, созванное Распоряжением Председателя Мажилиса Жармаханом Туякбаем состоится в понедельник, 26 января.
-----
ВЫБОРНЫЙ ПРОЦЕСС: ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ – ВЗГЛЯД ИЗ ПАРЛАМЕНТА Ирина Севостьянова, Казинформ, 22 января
Как уже сообщалось, сегодня, 22 января, совместная рабочая группа палат Парламента приняла за основу разработанный Правительством проект поправок в Конституционный закон "О выборах в РК". Рабочая группа рассматривала два альтернативных законопроекта - разработанный Правительством и инициированный парламентской фракцией партии "Ауыл".
Одним из основных спорных моментов на заседаниях рабочей группы стал вопрос формирования территориальных избирательных комиссий. Так, Правительство предлагает формировать территориальные избиркомы по принципу: вышестоящей комиссией будут формироваться нижестоящие при консультациях с политическими партиями. Альтернативный же законопроект предлагает формировать избиркомы из числа представителей зарегистрированных политических партий: по одному представителю от каждой партии, принимающей участие в выборах.
Еще ряд принципиальных, по мнению депутатов, положений законопроекта, вызывало бурные споры. Казинформ предлагает мнения депутатов Мажилиса Парламента РК по данному законопроекту.
Амангельды Айталы: Как говорят "лучшее - враг хорошего". Альтернативный законопроект хороший, но правительственный - чуть-чуть лучше. Есть конституционно закрепленное право гражданина избирать и быть избранным. Есть и должен быть закон, который реализует это право гражданина. И другая сторона вопроса - быть избранным или избирать. И если исходить из того, в какой мере полностью конституционное право граждан избирать и быть избранным более или менее отражено в каком проекте, я предпочел именно этот, правительственный законопроект.
Что касается формирования избирательных комиссий, у меня есть конкретное предложение. Я думаю, вряд ли оно будет учтено, потому что Правительство ни тиына не хочет выделить на финансирование этого законопроекта. Но дело вот в чем. В нормальных странах есть избирательная комиссия как Министерство по выборам. Есть центр и территориальные подразделения на местах, со своим аппаратом, на постоянной основе. И эта комиссия как раз и организует выборы. А у нас, поскольку нет такой постоянной территориальной комиссии, мы поручаем исполнительным органам. Однако на деле это привело к фальсификации. Теперь мы хотим поручить это представительным органам, противопоставляем их исполнительным органам. Это другая крайность. Предлагается также формировать избиркомы с участием политических партий. Я предлагаю третий вариант: создать на местах на постоянной основе избирательную комиссию, которая объединяет, организует взаимодействие всех ветвей власти в процессе выборов. Они же будут работать с депутатами и в межвыборный период. Так функционирует избирательная система во многих странах мира. На это потребуется 4,5 миллиарда тенге. Но Правительство сразу сказало: таких денег нет. Но тогда и выборы у нас будут все время с жалобами, недовольством. Даже участие политических партий в формировании избирательных комиссий не остановит фальсификации.
Но я думаю, законопроект будет сильно изменен во время рассмотрения его в Парламенте. Сегодня уже более 400 поправок. И он будет сильно изменен.
Шаймерден Уразалинов: Конечно, у депутатов есть другие предложения, и они будут рассматриваться на совместном заседании. Так, Правительство предлагает формирование избирательных комиссий Центральной избирательной комиссией, то есть вышестоящей – будут формироваться нижестоящие. Есть и другие предложения, например, чтобы комиссии состояли из представителей политических партий - по одному человеку от зарегистрированных политических партий, принимающих участие в выборах. Это один из концептуальных вопросов, и он будет рассматриваться на совместном заседании.
В какой-то степени формирование избиркомов из числа представителей политических партий действительно поможет избежать фальсификаций на выборах. Потому что члены комиссий не будут чьи-то подчиненные, не будут госчиновниками, и так далее. Так они будут представлять интересы своих партий, и в работе комиссий, конечно, обоюдный контроль будет и будет меньше поползновений к тому, чтобы допускать фальсификации в своей работе.
26 января законопроект будет рассматриваться в первом чтении, то есть будут обсуждаться концептуальные вопросы. В первую очередь, это порядок формирования избиркомов, вопрос состоявшихся выборов при участии определенного количества избирателей, и еще несколько моментов. Все остальные вопросы будут рассматриваться в процессе работы совместной комиссии. Они все включены в Сравнительную таблицу, и будут решаться путем голосования.
Но сейчас нельзя говорить, в каком варианте будет принят законопроект. Основные вопросы будут решаться 26 января на совместном заседании. |